Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Английский язык»Содержание №11/2009

Музыкальная грамматика

Обучение английскому языку девиантных учащихся

Я работаю учителем английского языка и музыки, а также педагогом дополнительного образования в ГОУ СОШ (Московское государственное учреждение – специальная общеобразовательная школа) № 5 “Доверие” на протяжении четырёх лет.

Наша школа непростая. В 6–9-х классах учатся так называемые “трудные”, девиантные подростки, которые плохо поддаются обучению и воспитанию. Все они попали к нам не случайно. У каждого за плечами трудное детство, конфликты в школе, в основном неблагополучная семья и разнообразные, далеко не детские психологические драмы. В 6-й класс часто попадают дети, которые обходили школу стороной, один-два года вообще не учились. Почти все наши ребята живут в неполных семьях, где ребёнок растёт сам по себе, как в поле сорняк.

В большинстве своём девиантные подростки – это дети с отклонением от общепризнанных норм поведения, особенно это касается нежелания учиться и трудиться. Но самая главная трудность в работе с такими учащимися – их неумение слушать и слышать учителя, рассеянное внимание, неумение сосредоточиться на какой-либо конкретной работе, нежелание работать и думать. К сожалению, эти трудности встречаются не только у девиантных подростков. Ведь не секрет, что почти в каждом “нормальном” классе есть такие ребята, учителю приходится постоянно искать разнообразные методы завладения вниманием таких учащихся, неординарные способы подачи учебного материала и, несмотря ни на что, добиваться успехов в обучении.

Имея большой опыт работы с детьми и два диплома (музыкальное училище и Институт иностранных языков), я волею судьбы оказалась в спецшколе как на поле брани, где взрослые (умные, образованные, маститые и просто замечательные люди) ведут серьёзный полномасштабный бой за спасение хотя бы нескольких детских душ. Со временем пришло осознание того, что моя работа с этими ребятами – не неудавшаяся в профессиональном смысле судьба, а промысел Божий. Я поняла, что определена к этим детям не просто учителем, а прежде всего спасителем душ…

Думая об этом постоянно, я пришла к выводу, что самое главное и самое трудное в моей профессии – не столько научить этих ребят, сколько просто полюбить их, как бы стать на их сторону и увидеть мир их глазами. На самом деле то, что я увидела, поразило меня. Внутри каждого из них – пустота, страх, злость, неверие в себя и взрослых, которые когда-то сильно обидели. И рядом с этим негативом – такое удивительно робкое, как росток, набухающий в весенней почке, желание стать лучше, чтобы поверили, полюбили его, такого плохого, злого и глупого… Это непростое чувство описал когда-то русский писатель М.М. Пришвин: “Тот человек, которого ты любишь во мне, конечно, лучше меня: я не такой. Но ты люби, и я постараюсь быть лучше себя…” Легко ли жить такому подростку? Легко ли учиться?

Задавая себе эти вопросы каждый день, я неожиданно заметила, что на уроках музыки мои ученики ведут себя намного лучше, с ними можно работать, и они, оказывается, могут получать удовольствие от РАБОТЫ! Чего не скажешь об уроках английского языка… Ведь не секрет, что до прихода в нашу школу большинство ребят не то что английский алфавит, русские буквы плохо различали, путали гласные и согласные, мало или вообще не читали художественных книг. И вот такой ребёнок попадает на урок английского языка, где по программе 6-го класса он должен не только строить разные типы английского предложения в правильном порядке, зная, что такое части речи и члены предложения, но и разбираться в сложных формах английского глагола. Как же следует вести себя учителю, чтобы заинтересовать такого ребёнка работой, с чего начать, чтобы не отпугнуть его в который уже раз, что сказать? А может быть, СПЕТЬ? Ведь пел он вчера на уроке музыки вместе со всеми песню “Учитель мой”, и всё у него получалось легко и радостно. А может быть, попробовать начать обучение английскому языку через музыку? Так родилась моя методическая разработка “Музыкальная грамматика”, с помощью которой я третий год обучаю своих учеников азам английской грамматики.

Мой собственный педагогический опыт подсказывает, что именно такие нетрадиционные и увлекательные формы работы эффективны при обучении английскому языку девиантных учащихся нашей школы.

Самые основные и, на мой взгляд, важные моменты своей работы я хотела бы вынести на ваш – надеюсь не строгий суд.

Этапы работы над песнями на уроках английского языка

Этап 1. Объяснение грамматического материала, на котором строится песня.

Этап 2. Демонстрация песни учителем.

Этап 3. Разбор песни по логическим и музыкальным фразам.

Этап 4. Пение песни вместе с учителем.

Этап 5. Игры с учениками, направленные на запоминание текста песни.

Этап 6. Игра “Учитель – ученик”.

Этап 7. “Музыкальная карусель”.

Этап 8. Творческое задание.

Cпособы работы

Этап 1. Объяснение грамматической темы, которой посвящена данная песня, не должно занимать много времени. Надо найти простые, понятные слова, короткие примеры. Стараться пользоваться уже выученной лексикой. Если в песне есть новые лексические единицы, фразы или разговорные клише, нужно объяснить их отдельно от текста песни. Обязательно записать в тетради перевод и транскрипцию новых слов, чтобы снять трудности понимания содержания текста в дальнейшем. На этом этапе происходит первичная отработка нового материала.

Этап 2. Песня обязательно должна быть у учащихся перед глазами. Лучше написать её на большом плакате (или вывести на экран с помощью компьютера). Хорошо отметить в тексте грамматические особенности данной темы цветным шрифтом. Например: окончание -s во множественном числе существительных, определённый артикль -the у порядковых числительных, окончание -ed в прошедшем времени правильных глаголов и т.д. Здесь могут быть предложены различные задания (в зависимости от того, какую конкретно грамматическую тему вы проходите на уроке).

Например: 1) найдите все неправильные глаголы в Past Simple; 2) найдите все глаголы третьего лица в Present Simple; 3) найдите существительные или местоимения в притяжательном падеже и др.

Выполнить эти задания гораздо проще с помощью правильно написанного текста.

Этап 3. Разобрать строение песни (сколько куплетов, припевов, что повторяется, сколько раз и как). После этого работа ведётся конкретно над каждой фразой. Сначала надо найти в тексте песни полностью повторяющиеся строчки. Потом обратить внимание на то, какие строчки изменяются, объяснить – почему, а лучше попросить ребят самих ответить на этот вопрос, то есть заставить задуматься над грамматическим правилом, которое учитель объяснил в начале урока.

Этап 4. Песню надо спеть несколько раз вместе с учителем, повторяя неоднократно каждую фразу, останавливаясь в тех местах, где учащиеся испытывают сложности. Следить за произношением фонетически трудных слов. Темп песни при такой работе должен быть медленным, чтобы учащиеся могли запомнить не только грамматические, но и ритмические особенности каждой музыкальной фразы.

Этап 5. Приведённые ниже игры направлены на запоминание текста песни, отработку сложных моментов и закрепление нового материала. Они представляют собой этапы работы, полностью заменяя привычные упражнения, которые каждый учитель даёт на уроке для формирования лексических, грамматических и фонетических навыков и умений учащихся. Режим игр может быть любым: индивидуальным, парным или групповым. Это такие игры, как “Снежный ком”, “Цепочка”, “Ты да я”, “Штопка”, “Измени”, “Исправь ошибку”.

Этап 6. Игра “Учитель – ученик” – это музыкальная игра, направленная на закрепление грамматического и музыкального материала песни. Так как учащиеся ещё не могут спеть всю песню самостоятельно, им помогает в этом учитель. Он поёт песню по куплетам, сознательно пропуская в каждом куплете какие-то слова (как бы “забывает”). Учащиеся должны заметить эти слова и при повторении спеть их самостоятельно в нужном темпе и в нужное время. На самом деле это очень трудное задание, так как не все ребята обладают хорошим музыкальным слухом и не у всех получается “попасть в точку”. В таком случае условия этой игры можно упростить: не петь, а громко произнести пропущенное учителем слово. В дальнейшем роль “забывчивого” учителя может взять на себя любой ученик.

Этап 7. В рамках этого этапа происходят изменения некоторых параметров песни, направленные на активизацию полученных знаний, умений и навыков. Например, можно предложить учащимся спеть выученную песню в более быстром темпе, чуть выше, ниже, в другом стиле, с другим аккомпанементом или вообще без музыкального сопровождения.

Этап 8. Это заключительный этап работы над песней, своего рода творческое задание. Тут можно предложить ребятам самим сочинить свой вариант данной песни, то есть “смоделировать песню по образцу”. Например, в веселой песне “Song – joke” ребята, отталкиваясь от основного текста песни, начинают фантазировать дальше: nose (sniff), tongue (talk), lips (kiss). Таким образом, получается новая песня. Это увлекательное, а главное – очень полезное занятие.

Шесть стратегий эффективного обучения с помощью “МУЗЫКАЛЬНОЙ ГРАММАТИКИ”

Учить иностранный язык – тяжкий, кропотливый труд, невозможный без многочасовой зубрёжки. Это на самом деле так, ведь не всякому дано стать полиглотом и быстро запоминать слова на иностранном языке. Но есть и другой подход к этой проблеме. Почему маленькие дети, осваивающие родной язык, не испытывают при этом особых трудностей? Оказывается, если правильно использовать возможности своего мозга, обучение может стать гораздо более быстрым и увлекательным процессом. По утверждению как отечественных, так и зарубежных психологов, музыка является одним из эффективных способов запоминания лингвистического материала, поскольку представляет собой такой вид деятельности, который вовлекает в работу оба полушария головного мозга, что в свою очередь способствует хранению изучаемого материала и, как показывает опыт, его более быстрому воспроизведению.

В настоящее время в педагогике существует много эффективных стратегий обучения. Вот некоторые из них, которые может применить учитель иностранного языка.

Стратегия № 1. Использовать силу эмоций.

Всё чаще и чаще наше внимание в процессе изучения иностранного языка обращается к такому глобальному и всеохватывающему виду искусства, как музыка. С одной стороны, музыка формирует эстетическое отношение к действительности, несёт в себе духовное начало, огромный энергетический заряд, эмоциональную насыщенность, что позволяет создать одухотворённую обстановку в классе. С другой стороны, речь и музыка имеют одинаковые параметры: интонацию, ударение, фразовое строение, паузы, высоту тона, темп. Сходство объясняется тем, что в основе речи и музыки лежит одно и то же физическое явление – ЗВУК.

Ещё один немаловажный фактор указывает на необходимость использования музыки при изучении иностранного языка. Люди, которые запоминают иностранные слова быстро и легко, умеют связывать их со своими эмоциями. Например, если незнакомое слово встречается в песне, которая нам очень нравится, то оно свяжется с теми положительными эмоциями, которые мы переживаем, слушая или напевая эту песню. Получается, что с помощью музыки и песни нам легче запомнить новые слова, потому что они связаны с нашими эмоциями. Почему это работает? Потому что любые положительные эмоции активизируют нашу способность обучаться. Ведь они сигнализируют о том, что данное слово относится к чему-то значимому и приятному для нас.

Стратегия № 2. “Встроить” новое слово в свой опыт.

Когда маленькие дети изучают родной язык, они начинают замечать новое слово в самых разных ситуациях, окружениях, контекстах. Например, впервые услышав слово “белый”, маленький ребёнок начинает повторять его, увидев белый снег, белую бумагу, белый сахар. И именно это помогает ему запомнить слово быстро и легко. Таким образом, мозг, формируя ассоциации с предыдущим опытом, связывает новое слово с тем, что ребёнок уже хорошо знает, в результате чего новое слово становится знакомым и привычным, перестаёт быть новым. И для воспроизведения его в памяти уже не нужно напрягаться, достаточно лишь вспомнить о сахаре или снеге.

Давайте обратимся к нашим песням. Не было ли у вас такого, что к вам “прилипла” незатейливая мелодия и вы никак не можете от неё отделаться, ходите и напеваете её каждую минуту, бессознательно, но с удовольствием? То же происходит и в нашей работе. Главное – найти такой симпатичный мотивчик, сделать из него песню (подобрать современный ритм и стиль), отталкиваясь от насущных проблем английской грамматики, и с радостью преподнести его своим ученикам. Эффект – потрясающий! Ещё не зная слов песни, ребята уже напевают этот мотивчик про себя. Осталось только грамотно объяснить суть грамматических конструкций и поиграть с ребятами в разные игры, направленные на закрепление лексического материала песни.

Стратегия № 3. Поверить в свои возможности.

Трудному подростку поверить в свои возможности непросто. Его мозг уже запрограммирован на сопротивление обучению: “Зачем запоминать слова на английском языке, – уверено его бессознательное, – ведь всё равно ничего не получится.” И задача учителя, который работает с такими подростками, как раз и состоит в том, чтобы убедить их в обратном. Методика обучения английскому языку с помощью песен (“Музыкальная грамматика”) как раз и способствует достижению этой цели. Ведь учить такие песни не нужно, они сами запоминаются, буквально “врезаются” в память без напряжения и остаются там надолго, рождая уверенность в своих возможностях, а вместе с этим удовольствие и положительные эмоции от результата такой работы. И уже через некоторое время наши ребята напевают эти песни, находясь вне школы, “в свободном полёте”, ловя восхищенные и удивлённые взгляды своих родственников и друзей.

Стратегия № 4. Запоминать навсегда.

Песни, которые мы поём на уроках английского языка, я нахожу, адаптирую или сочиняю сама. С помощью синтезатора я их обрабатываю и аранжирую, то есть подбираю и записываю подходящее яркое музыкальное сопровождение (аккомпанемент) и записываю на диск. Все эти песни несложны и легко запоминаются (поэтому мы и называем их шутя “our pretty songs”). И это очень важно, потому что сталкиваясь с первоначальной лексической трудностью, наши ребята отворачиваются и в дальнейшем уговорить их работать над песней практически невозможно. Слова песни должны быть им знакомы, и лишь некоторые они запоминают в ходе работы. А вот грамматический материал я стараюсь объяснить немного раньше, в доступной форме, чтобы, сталкиваясь с ним в песне, ребята понимали, над каким грамматическим правилом они работают. В результате такой работы то, над чем мы бились в течение нескольких лет, благодаря доступности лексического материала, незатейливой мелодии и интересному музыкальному оформлению, заучивается и запоминается намного легче. И через некоторое время школьники помнят и мелодию, и слова (иногда на автоматическом уровне). Так отчетливо и глубоко впечатывается доступная их пониманию песенка на английском языке. Рифма помогает ребятам запомнить не только слова, стоящие в конце фраз, но и всю фразу, которая в будущем послужит нам речевой моделью в диалогах. Кроме того, рифма и музыка способствуют правильному усвоению интонации, и песни как бы являются тренировочными упражнениями в работе над произношением.

Таким образом, музыка и песни в данном случае выступают в роли хорошего консерванта, помогающего не только воспринимать и закреплять полученную информацию, но и сохранять её навсегда в нашей памяти.

Стратегия № 5. Помнить о цели.

Какую цель ставит перед собой девиантный подросток, изучая английский язык? Очень простую и всем понятную – получить максимум удовольствия, потратив при этом минимум усилий. К слову, так можно определить цель всей жизни данной категории учащихся.

Практикой доказано, что пение на иностранном языке позволяет сделать процесс обучения не только минимально трудоёмким, но и максимально продуктивным. Лексическая единица, грамматическая структура, заключенные в рифмованную мелодическую форму, способствуют более быстрому и лёгкому её усвоению на подсознательном уровне. Напевая песни, ученик непроизвольно усваивает значительное количество лексики и лучше справляется с грамматическими трудностями, с легкостью и радостью осваивая самые разнообразные речевые модели английского языка. Почти все песни, которые мы поём на наших уроках, максимально адаптированы к уровню понимания учащихся, поскольку они в большинстве своём небольшие и несложные. Такая работа соответствует психофизическим особенностям девиантных учащихся, так как основывается на наглядно-действенном и наглядно-образном мышлении, в результате чего происходит развитие умственных способностей учащихся. Кроме того, процесс обучения превращается в увлекательную игру, что поддерживает интерес к данному предмету. В результате творческой работы продуктивно развиваются звуковые и зрительные ассоциации, увеличивается словарный запас учащихся, легче усваиваются грамматические правила. С помощью простых мелодий английская речь начинает звучать, а отсюда происходит развитие фонематического слуха учащихся. Поэтому довольно несложная работа приносит ребятам удовольствие и радость, что в конечном счёте и является целью обучения.

Стратегия № 6. Обучаться бессознательно.

Вернёмся опять к маленькому ребёнку, который обучается родному языку бессознательно, легко, в процессе игры. Как и взрослые люди, попавшие в страну изучаемого языка, он быстро впитывает в себя десятки и сотни новых слов вместе с особенностями произношения и грамматики. А ведь он не сидит над учебниками и не зазубривает слова специально! Почему это работает? Не секрет, что обычный человек использует лишь мизерную часть потенциала собственного мозга. А вот люди, успешно овладевающие иностранными языками, смогли использовать скрытые возможности своего бессознательного. Известно, что бессознательное обучается в несколько раз быстрее, чем сознание. Это происходит в те моменты, когда сознание “загружено” другой деятельностью. Например, пока учащиеся слушают песню, напевают особо понравившиеся мелодические фразы, они сосредоточены исключительно на интонационно-ритмических особенностях данного музыкального примера, в то время как их бессознательное незаметно запоминает новые слова. Эффективность этой стратегии и состоит как раз в том, чтобы загрузить сознание “прикольными” мелодиями, в то время как бессознательное сможет с лёгкостью усваивать новые английские слова и выражения.

Вывод

Работа над грамматическим и лексическим материалом, заключенным в песне, на самом деле является одной из разновидностей ситуативно-вариативных упражнений. Однако песни не стоит рассматривать только как “тренажеры” для запоминания лексики. Это скорее всего одно из средств создания среды общения, приближенной к реальности.

Результативность работы над песнями зависит:

во-первых, от систематического их использования;

во-вторых, от целенаправленности самих песен в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.

Сочинение песен – забота каждого учителя. Ведь использование на уроках английского языка подобного музыкального материала может стать важным средством оптимизации структуры урока, которое обеспечивает активность и работоспособность учащихся, повышает их мотивацию и творческую активность, помогает овладеть программным лексико-грамматическим материалом и реально поддерживает у ребят интерес к изучению английского языка.

to be continued

Светлана Борисовна Майборода ,
ГОУ СОШ № 5 "Доверие", г. Москва