Составляем тесты сами
Каковы критерии, которым должны удовлетворять задания теста (test items)? Составляющая любого теста (test item) – вопрос/задание теста, который оценивается отдельным баллом или баллами.Вот список вопросов, которые мы должны задать себе, составляя тест.
Контрольные вопросы | Да | Нет |
1. Отвечает ли формат задания его цели и содержанию? | ||
2. Только один ответ является верным? | ||
3. Соответствует ли вопрос/задание уровню подготовки данных студентов? | ||
4. Не содержатся ли в задании двусмысленные термины и утверждения? | ||
5. Избежали ли вы отрицаний и двойных отрицаний? | ||
6. Не содержатся ли в задании ключи/подсказки, которые могут быть использованы при ответе на другие вопросы? | ||
7. Располагаются ли все части данного вопроса на одной и той же странице? | ||
8. Представлена ли только существенная информация? | ||
9. Удалось ли избежать точного повторения языка учебника? | ||
10. Не содержится ли двусмысленности или некорректности по отношению к полу, национальности? | ||
11. Подготовили ли вы свои тесты заранее и показали ли вы их кому-нибудь из ваших коллег или сильным ученикам? |
Комментарии к некоторым вопросам.
1. Отвечает ли формат задания его цели и содержанию? Необходимо согласовать цель и содержание теста, т.е. способ подачи материала: письменно или устно, продуктивно или рецептивно.
2. Рассмотрим пример.
The apple is located on _____ table.
a. a
b. an
c. the
d. – (no article)
Очевидно, что при такой формулировке верны варианты а. и с.
Тест можно исправить так, чтобы был верен только один вариант с.
Do you see the chair and table? The apple is on _____ table.
a. a
b. an
c. the
d. – (no article)
3. Тесты должны быть ориентированы на средний уровень группы.
4. Вопросы/задания должны иметь однозначный смысл и однозначную интерпретацию.
5. В тех случаях, когда отрицания необходимы, должно быть использовано только одно отрицание. При этом его необходимо подчеркнуть, выделить, напечатать крупными буквами (not, NEVER, inconsistent, etc.) так чтобы ученики точно заметили, что проверяется.
Рассмотрим некоторые do’s and don’ts, в рамках выбранных форматов заданий.
1. True/False
– Каждое утверждение должно быть основано на одной важной идее.
– Не должны быть использованы в чистом виде предложения из текста.
– Утверждения/вопросы должны быть по возможности краткими.
– Необходимо избегать “абсолютных” ключей и непреднамеренных подсказок. (например, верные утверждения могут быть длиннее неверных; верных утверждений может быть больше, чем неверных; абсолютные ключи – слова all, always, absolutely, never, rarely, most often.)
2. Multiple Choice
Вопрос в основном предложении должен находится в конце предложения, а не в начале.
1 ________ was the fruit that Adam ate in the Bible.
a. a pear
b. a banana
c. an apple
d. a papaya
2. The fruit that Adam ate in the Bible was ____________.
a. a pear
b. a banana
c. an apple
d. a papaya
Второй вариант предпочтителен. Но он содержит непреднамеренную подсказку – артикль an.
Неверные опции должны быть правдоподобны.
Adam ate ________.
a. an apple
b. a banana
c. an apricot
d. a hamburger
Ясно, что опция d. неправдоподобна.
Необходимо обеспечить удобство чтения. Опции удобно располагать вертикально.
3. Matching (материал, располагаемый в левой колонке называется premises; в правой колонке – options)
– обеспечить четкую инструкцию: ученики не должны спрашивать, может ли вариант использоваться более одного раза;
– использовать только однородный материал, относящийся к одной теме;
– располагать более длинный материал в левой колонке;
– рекомендуется, чтобы количество опций (options) превышало количество исходного материала (premises).
4. Fill-in Items
– предвидеть (или исключить) возможность альтернативных ответов (например: John walked down the street ______. Здесь уместно любое наречие: slowly, quickly, pensively, angrily, carefully);
– проверить, дает ли предшествующий текст информацию, необходимую для заполнения пробела;
– все пустоты должны быть одинаковой длины;
– в случае, если задание оказалось для учеников трудным, учитель может предложить список приемлемых ответов, из которых ученики выберут единственно верный для данного пробела. Это облегчает задание для учеников, превращая при этом продуктивный ответ в выбираемый ответ.
5. Short-response Items
– тест необходимо составить так, чтобы был только один относительно краткий ответ на поставленный вопрос;
– вопрос должен быть сформулирован четко.
Например, ученики прочитали текст о стадиях исследовательской работы. Вопрос формулируется следующим образом: According to the reading passage, what are the three steps in doing research? В соответствии с формулировкой ученики будут искать три вещи. Ожидаемый ответ: gather information, analyze the information, report the results.
И еще один необходимый шаг. Проанализировать результаты проведенного теста.
Использованная литература:
J.D. Brown, TESTING IN LANGUAGE PROGRAMS, 2004