Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Английский язык»Содержание №22/2007

Курсы
повышения квалификации

Клековкина Елена Евгеньевна

Система подготовки учащихся к ЕГЭ
по английскому языку

Учебный план

№ газеты

Учебный материал

17

Лекция 1. Формат и структура ЕГЭ по английскому языку.

18

Лекция 2. Общие стратегии подготовки к ЕГЭ.

19

Лекция 3. Раздел ЕГЭ “Аудирование”.

20

Лекция 4. Раздел ЕГЭ “Чтение”.
Контрольная работа № 1 (срок выполнения – до 25 ноября 2007 г.

21

Лекция 5. Раздел ЕГЭ “Лексика и грамматика.”

22

Лекция 6. Раздел ЕГЭ “Письмо”.
Контрольная работа № 2 (срок выполнения – до 25 декабря 2007 г.)

23

Лекция 7. Устная часть ЕГЭ по английскому языку. Монологическая речь.

24

Лекция 8. Устная часть ЕГЭ по английскому языку. Диалогическое высказывание.

 

Итоговая работа

Лекция 6
Раздел ЕГЭ “Письмо”

Термин «Письмо» в отечественной методике употребляется в двояком значении: техника письма и письменная речь. Зачастую под обучением письму понимается овладение техникой письма, т.е. графикой, орфографией и пунктуацией. На сформированную технику письма опирается обучение письму (письменной речи) как самостоятельному виду речевой деятельности. Конечной целью обучения письменной речи является формирование умения порождать письменные высказывания (тексты) различных типов и жанров в зависимости от их назначения и сферы применения. Типы письменных текстов, используемых в реальных жизненных ситуациях, чрезвычайно многообразны: открытки, частные и деловые письма, объявления, электронные послания, тезисы, рецензии, статьи, отчеты, контракты, рецепты, дневниковые записи, памятки, стихи, рассказы и т.д. Они различны по своей функциональной направленности, содержанию, формату, форме языкового выражения. Современные требования к уровню обученности выпускников российских школ предполагают умения учащихся создавать некоторые из перечисленных выше типов текстов.
В соответствии с российскими образовательными стандартами ЕГЭ по английскому языку может включать задания, оценивающие умения продуктивной письменной речи в письменных сообщениях следующих видов: автобиография/резюме, анкета, письмо личного характера, деловое письмо, тезисы, план письменного/устного сообщения и т.д. (см. кодификатор элементов содержания, проверяемых заданиями ЕГЭ).
С 2005г. раздел ЕГЭ «Письмо» состоит из заданий двух типов, предполагающих написание письма личного характера и письменного высказывания (сочинения) с элементами рассуждения.
Приведем примеры подобных заданий из демонстрационного варианта ЕГЭ 2007г.:

С2 You have 20 minutes to do this task.
You have received a letter from your English-speaking pen friend Steve who writes

...At school we are doing projects on reading habits of people in different countries. Could you tell me what kind of books you and the members of your family like reading?
As for the family news my sister got married last week...

Write a letter to Steve.
In your letter
– tell him about the kind of books you and your relatives like to read
– ask 3 questions about his sister’s husband

Write 100 – 140 words.
Remember the rules of letter writing.

C2 You have 40 minutes to do this task.
Comment on the following statement.
Some people think that science plays the most important role in the development of our civilization, others believe that our world would be impossible without poetry.

What is your opinion? Which is more important in our lives, science or poetry?

Write 200 – 250 words.

Use the following plan:
– make an introduction (state the problem)
– express your personal opinion and give reasons for it
– give arguments for the other point of view and explain why you don’t agree with it
– draw a conclusion
Для успешного выполнения задания учащимся необходимо:
1) полностью решить поставленную коммуникативную задачу;
2) продемонстрировать владение продуктивными лексическими и грамматическими навыками, достаточными для решения задачи;
3) выбрать и использовать адекватный стиль речи;
4) адекватно употребить формулы речевого этикета;
5) использовать соответствующий норме формат текста;
6) логично и связно построить письменное высказывание
7) правильно использовать средства связи внутри предложений, между предложениями, между абзацами;
8) правильно разделить текст на абзацы;
9) адекватно поставленной задаче использовать такие типы текста, как повествование, описание, рассуждение и характерные для них языковые средства.
Оценивание письменных высказываний учащихся производится по аналитической схеме оценивания, в которой находят отражение все перечисленные компоненты (составляющие частные умения) комплексного речевого умения письменной речи.

Схемы оценивания выполнения заданий раздела «Письмо» (2007 г.)
(Максимум 20 баллов)
Критерии оценивания выполнения заданий С1 – С2

Баллы

Решение коммуникативной задачи (содержание)

Организация текста

 

К1 (С1)

К1 (С2)

К2 (С1)

К2 (С2)

3

Задание выполнено полностью: содержание отражает все аспекты, указанные в задании; стилевое оформление речи выбрано правильно с учетом цели высказывания и адресата; соблюдены принятые в языке нормы вежливости.

Высказывание логично; средства логической связи использованы правильно; текст разделен на абзацы; оформление текста соответствует нормам, принятым в стране изучаемого языка.

2

Задание выполнено: некоторые аспекты, указанные в задании, раскрыты не полностью; имеются отдельные нарушения стилевого оформления речи; в основном соблюдены принятые в языке нормы вежливости.

Высказывание в основном логично; имеются отдельные недостатки при использовании средств логической связи; имеются отдельные недостатки при делении текста на абзацы; имеются отдельные нарушения в оформлении теста.

1

Задание выполнено не полностью: содержание отражает не все аспекты, указанные в задании; нарушения стилевого оформления речи встречаются достаточно часто; в основном не соблюдаются принятые в языке нормы вежливости.

Высказывание не всегда логично; имеются многочисленные ошибки в использовании средств логической связи, их выбор ограничен; деление текста на абзацы отсутствует; имеются многочисленные ошибки в оформлении текста.

0

Задание не выполнено: содержание не отражает те аспекты, которые указаны в задании, или не соответствует требуемому объему.

Отсутствует логика в построении высказывания; текст не оформлен.

Баллы

Лексика

Грамматика

Орфография и пунктуация

 

К3 (C2)

К4 (C2)

К5 (C2)

3

Используемый словарный запас соответствует поставленной задаче; практически нет нарушений в использовании лексики.

Используются грамматические структуры в соответствии с поставленной задачей. Практически отсутствуют ошибки.

Отсутствуют ошибки.

2

Используемый словарный запас соответствует поставленной задаче, однако встречаются отдельные неточности в употреблении слов либо словарный запас ограничен, но лексика использована правильно.

Имеется ряд грамматических ошибок, не затрудняющих понимание текста.

Орфографические ошибки практически отсутствуют. Текст разделен на предложения с правильным пунктуационным оформлением.

1

Использован неоправданно ограниченный словарный запас; часто встречаются нарушения в использовании лексики, некоторые из них могут затруднять понимание текста.

Либо часто встречаются ошибки элементарного уровня, либо ошибки немногочисленны, но затрудняют понимание текста.

Имеется ряд орфографических и/или пунктуационных ошибок, которые не значительно затрудняют понимание текста.

0

Крайне ограниченный словарный запас не позволяет выполнить поставленную задачу.

Грамматические правила не соблюдаются.

Правила орфографии и пунктуации не соблюдаются.

Схема оценивания отражает 5 критериев, по которым производится оценивание каждого из письменных ответов, и определяет требования к качеству ответов по каждому из критериев.
Критерии оценки уточняются с помощью дополнительных шкал оценивания по каждому конкретному заданию. Например, критерии «Содержание» и «Организация текста» конкретизируются в дополнительной схеме оценивания приведенного выше задания «Личное письмо» следующим образом:
Содержание:
Ссылка на предыдущие контакты в начале письма
Сообщение о любимых книгах автора и членов его семьи
3 вопроса о муже сестры друга
Объем высказывания соответствует поставленной задаче (если объем высказывания менее 50% от необходимого, задание не оценивается)
Обращение (правильная форма в соответствии с неофициальным стилем)
Завершающая фраза (правильная форма в соответствии с неофициальным стилем)
Подпись (только имя пишущего)
Организация текста:
Логичность
Деление на абзацы
Обращение на отдельной строке
Завершающая фраза на отдельной строке
Подпись на отдельной строке
Адрес автора в правом верхнем углу (можно краткий)
Дата под адресом1.

Во втором задании «Письменное высказывание с элементами рассуждения» в критерии «Содержание» оценивается последовательное раскрытие всех пунктов плана сочинения (постановка проблемы во вступлении, выражение собственного суждения с аргументацией во втором абзаце, формулировка противоположных мнений и аргументов против них в третьем абзаце, наличие вывода в заключении, соответствие объема высказывания поставленной задаче). В критерии «Организация текста» оценивается правильное деление текста на абзацы, связность, логичность построения текста, адекватное применение логических средств связи в тексте.
Различные типы письменных сообщений являются продуктами речевой деятельности в письменной форме. Следовательно, в образовательном процессе по иностранному языку их следует рассматривать в качестве объектов обучения письменной речи. Письменная речь является комплексным речевым умением, компоненты которого по-разному реализуются в различных видах письменных текстов (основные из этих компонентов названы выше).
В пособии Reading and Writing серии Macmillan Skills for Russia упражнения для развития умений письменной речи представлены в виде системы заданий, в процессе выполнения которых учащиеся последовательно осваивают те или иные компоненты письменной речи в применении к текстам различных жанров.
Например, серия упражнений для развития навыка построения сложных предложений и умения использовать их в соответствующем типе текста включает в себя следующую последовательность заданий (Блок 11, Technology):
1. Match the two halves of sentences to each other.
2. Look again at the sentences above. For each sentence, write its number next to what it is doing (gives a reason, contains an example, contains a suggestion, presents a hypothetical situation .about today’s world, presents a possible future situation, etc).
3. Join each pair of sentences to make one more complex sentence starting with the words given (Some people know little about computers. They will have problems finding a job. People _______________________ , etc).
4. The paragraph below comes from a discursive composition about technology. The writer could not connect the sentences together to make a better paragraph. Rewrite the paragraph, connecting the sentences together.
5. Read your paragraph to the class, or listen to paragraphs other people have written. Have you all joined the sentences in the same way?
6. Study the model composition. Find and underline the sentences that connect ideas together using: an -ing form, a conditional, a relative pronoun (who, which), an inversion.
7. Read the composition question and do the exercises that follow.
You have been doing a class project on domestic technology. Your teacher has asked you to write a composition giving your opinions on the following subject:

The future role of technology in the home.
A. Answer the following questions.
Who is going to read your composition?
What style is appropriate for this composition?
B. Decide whether the following statements about this composition are True or False
A clear argument with a few points is better than a complicated argument with many points
You should start a new paragraph every six lines
You shouldn’t try to use conditional sentences because you might make a mistake, etc.
C. Circle which of the following you might talk about in your composition: domestic robots, e-mail, cars, cookers, space travel, washing machines, etc
D. Make your predictions. For each of the following forms of domestic technology, predict the ways in which you think each of them are going to change in the future:
Television; Cooker; Telephone; Radio.
E. Discuss your predictions with your partner or as a class. Did you make the same predictions?
8. Complete the following paragraph plan, making notes on what you are going to include in each paragraph

Paragraph 1

 

Paragraph 2

 

Paragraph 3

 

Paragraph 4

 

9. Homework. Now write your composition. Read the checklist. When you have written your composition, tick the statements.
• I have written in an appropriate style.
• I have tried to use more complicated sentences.
• I have used at least one conditional sentence.
• I have checked for spelling mistakes.
• I have checked for grammar mistakes.
Упражнения постепенно ведут ученика от составления отдельных сложных предложений к их включению во фрагмент текста, а затем – в сочинение-рассуждение, стилю которого эти предложения наилучшим образом соответствуют. В процессе работы учащиеся знакомятся с сочинением-образцом и подвергают анализу использованные в нем языковые средства. Они получают возможность обдумать и обсудить некоторые идеи, которые впоследствии могут пригодиться им при написании сочинения. Далее составляется план сочинения, что приучает учащихся заранее структурировать свое письменное высказывание. Последнее задание возвращает авторов сочинений к необходимости использовать в данном типе текста сложные грамматические конструкции. Кроме того, напоминается о необходимости проверить сочинение и использовать в нем адекватный стиль (серия упражнений по использованию языковых средств, характерных для официального и неофициального стилей общения, представлена в пособии в предыдущем уроке.)
Столь же тщательной отработке через серии упражнений и выход в различные типы текстов подвергаются в пособии такие компоненты комплексного умения письменной речи, как selecting correct register, awareness of target reader, layout and text structure, using descriptive language, developing a narrative, awareness of purpose, selecting appropriate style, making suggestions, using set phrases, paragraphing, presenting an argument, punctuation, spelling and abbreviations.
Сборник тестов для подготовки к ЕГЭ Practice Tests for the Russian State Exam серии Macmillan Skills for Russia содержит систему упражнений, направленных на овладение отдельными компонентами умения письменной речи, проявляющими себя при продуцировании двух видов письменных текстов: сочинения-рассуждения и письма личного характера. Данные упражнения предшествуют заданиям формата ЕГЭ, содержащимся в разделе «Письмо» каждого из 20 тестов сборника.
Рассмотрим несколько упражнений, предваряющих тестовые задания «Письмо личного характера».
Наиболее распространенными ошибками учащихся при написании письма личного характера являются:
• неполное выполнение коммуникативной задачи или, напротив, сообщение нерелевантной информации;
• несоблюдение принятых норм этикета (например, в письме отсутствует благодарность за полученную корреспонденцию или ссылка на предыдущие контакты);
• несоблюдение принятых норм оформления письма (учащиеся забывают написать или неправильно пишут адрес или дату, не оставляют пропущенную строку между адресом и датой, между датой и обращением, не делят письмо на абзацы, и т.д.);
• использование языковых средств, не соответствующих неофициальному стилю, принятому в данном типе письменных сообщений.
Упражнения сборника составлены таким образом, что позволяют предотвратить перечисленные ошибки.

Тренировочное тестовое задание, тест №1

При выполнении тестовых заданий необходимо приучать учащихся внимательно прочитывать задание, чтобы понять, какую коммуникативную задачу необходимо решить. В данном задании требуется сообщить другу по переписке запрашиваемую информацию, дать совет. В отличие от приведенного примера из демоверсии 2007г, здесь не требуется задавать вопросы.
C1 You have 20 minutes to do this task.
This is part of a letter from your English pen friend.
…I need some money to go on holiday with my friends at the end of August. Do you think I should find a job? Have you or any of your friends done summer jobs? I’m thinking of working as a waiter for a few weeks. Do you think it’s a good idea? What other jobs do you think I could do? And what do you think the problems might be? Let me know what you think.
Write soon,
Love,
Tom

Write back to Tom answering his questions.
Write 100-140 words.
Remember the rules of letter writing.

Подготовительное упражнение

В данном упражнении учащиеся осваивают правильное оформление письма в соответствии с принятыми нормами, их внимание привлекается к основным содержательным компонентам поставленной в задании коммуникативной задачи.
Label the different parts of this letter by writing the appropriate letter in each space.
A. Put Love or Best wishes and then put my first name.
B. Put Dear and my pen friend’s first name, followed by a comma.
C. Write my address and the date here.
D. Say goodbye and tell my pen friend to write back.
E. Make more suggestions and give further advice.
F. Say hello and thank my pen friend for their letter.
G. Make my first suggestions and give some advice.

1 __

 

2 __

3 __

4 __

5 __

6 __

7 __

[Key: 1. C; 2. B; 3. F; 4. G; 5. E; 6. D; 7. A]

В подготовительном упражнении к тесту № 4 учащиеся продолжают овладевать форматом письма личного характера. Им предоставляется возможность на практике ознакомиться с письмом-образцом; расставить его части в нужном порядке.
Put the parts of this letter in the correct order.
Part 1 ________
Part 2 ________
Part 3 ________
Part 4 ________
Part 5 ________
Part 6 ________
Part 7 ________
Part 8 ________
Part 9 ________

A. Anyway, I’ve got to go now. Loads of homework (unfortunately!).
B. I’m sorry to hear you’ve had an argument with your best friend and that you’re not speaking at the moment. Yes, it has happened to me too, and it’s awful, isn’t it?
C. Carol
D. Dear Sally,
E. Write back soon!
F. Thanks for your letter. It was great to hear from you! Well done on passing your exams!
G. I think you need to ask yourself one question: what’s more important – that argument or your friendship? I remember when I asked myself that it all became clear. I realised my friendship with Chris was far more important. I called him immediately and told him. We became friends again immediately. Maybe you should do the same thing. Let me know what happens! Good luck!
H. 23 Portland Street
Manchester
MN3 6YL

24th September
I. Lots of love,

[Key: Part 1. H; Part 2. D; Part 3. F; Part 4. B; Part 5. G; Part 6. A; Part 7. E; Part 8. I; Part 9. C]

В письме личного характера используется неофициальный стиль общения. Подготовительное упражнение к тесту №14 способствует практическому освоению различий в языковом оформлении высказываний официального и неофициального стиля.
Rewrite each of the following statements in a more informal way. There may be more than one possibility.
1. Dear Jenny Williams,
______________________________________
2. I would like to thank you for your recent letter.
______________________________________
3. I had a similar experience and I found it unpleasant
______________________________________
4. Would you mind telling me whether you know the girl well?
________________________________________
5. I would advise you to inform the girl of your feelings.
________________________________________
6. I look forward to hearing from you in the near future.
________________________________________
7. Yours sincerely,
________________________________________

При подготовке учащихся к выполнению второго задания раздела «Письмо» ЕГЭ «Письменное высказывание с элементами рассуждения» следует иметь в виду, что в экзамене представлены задания двух типов: сочинение с аргументацией «за» и «против» и сочинение-выражение собственного мнения. Сочинения различны по предлагаемым в заданиях планам, что ведет к различиям в их содержании, в особенности в их основной части.

“For” and “against” composition

Opinion composition

1. Introduction (State the problem)

1. make an introduction (state the problem)

2. Arguments “for”.

2. express your personal opinion and give reasons for it

3. Arguments “against”

3. give arguments for the other point of view and explain why you don’t agree with it

4. Conclusion.

4. draw a conclusion

Пример задания «сочинение- выражение мнения» из демоверсии 2007г был приведен выше.
В демоверсии ЕГЭ 2006г находим пример сочинения с аргументацией «за» и «против»

You have 40 minutes to do this task.
Comment on the following statement.
Mobile telephones have become very popular nowadays. However, some people say that their use should be restricted.
What can you say for and against using a mobile telephone?
Write 200 – 250 words.

Use the following plan
1. Introduction (State the problem).
2. Arguments “for”.
3. Arguments “against”.
4. Conclusion.

В данном типе сочинения в следующем за вступлением абзаце необходимо высказать развернутые аргументы в пользу высказанного суждения (здесь, например, – в пользу использования мобильных телефонов), привести примеры. Во втором абзаце основной части – привести аргументы «против». Аргументация проводится вне зависимости от собственного отношения к проблеме; формулирование собственного мнения в качестве вывода уместно лишь в заключении. Таким образом, следует избегать использования в основной части сочинения таких вводных фраз, как I think, To my mind, In my opinion и т.д.
Задание «сочинение – выражение мнения», напротив, требует формулировки и аргументации собственного отношения к поставленной проблеме в первом абзаце основной части (вне зависимости от того, отрицательное оно или положительное). Во втором абзаце основной части приводятся противоположные точки зрения и аргументация против них.
Типичная ошибка учащихся – это подмена одного типа сочинения другим. Она тем более досадна, что зачастую ведет к полному несоответствию содержания основной части письменного ответа поставленной задаче. В этом случае экзаменуемый получает 0 баллов за данное задание, поскольку если по критерию «Содержание» письменный ответ оценивается на 0 баллов, оценивание по остальным критериям не проводится. Таким образом, необходимы упражнения, которые, с одной стороны, приучают учащихся внимательно читать задания и определять тип предлагаемого сочинения; и, с другой стороны, помогают на практике освоить специфику каждого из заданий и содержательно правильно выстраивать письменные ответы с использованием соответствующих языковых средств.
В упомянутом сборнике тренировочных тестов для подготовки к ЕГЭ по английскому языку содержатся задания, предполагающие написание сочинений обоих типов. Подготовительное упражнение к письменному заданию № 2 теста №10 (сочинение с аргументацией «за» и «против») помогает учащимся
1. правильно организовать работу над письменным ответом: внимательно прочитать задание и понять точно, на какой вопрос и каким образом нужно ответить (1, здесь – “Are you for or against…..?”), определиться с содержанием каждого из абзацев (2), проверить сочинение после завершения его написания (11)
2. при раскрытии темы самостоятельно подыскивать языковые средства для выражения своих мыслей, а не переписывать предложения из задания ((3)
3. настроиться на использование адекватного стиля изложения (4, 8, 9)
4. при раскрытии темы учитывать содержательную и языковую специфику данного типа письменного текста-рассуждения (7, 5, 8)
5. в данном типе сочинения-рассуждения приводить свое мнение только в заключении (6)
6. писать четко и разборчиво (10)
Кроме сказанного, необходимо привлечь внимание учащихся к требуемому объему высказывания.

Read question C2 in Section 4. Writing on page X.
Decide whether these statements are True (T) or False (F).

When you write your composition, you should:
1. make sure you answer the question. ______
2. make a plan before you start writing. ______
3. copy whole sentences from the question. ______
4. use informal grammar and vocabulary. ______
5. use words and phrases such as ‘however’, ‘such as’, etc. ______
6. express your own opinion in the conclusion ______
7. give examples where possible. ______
8. present a logical argument. ______
9. always use very short and simple sentences. ______
10. make sure your handwriting is readable. ______
11. check your work carefully for mistakes at the end. ______

[Key: 1. T; 2. T; 3. F; 4. F; 5. T; 6. T; 7. T; 8. T; 9. F; 10. T; 11.T]

Подготовительное упражнение к письменному заданию теста №11 привлекает внимание учащихся к содержательным особенностям «сочинения – выражения собственного мнения»

Тестовое задание

You have 40 minutes to do this task.
Comment on the following statement.
Some people think that pupils at school should learn practical skills that will help them in later life, such as cooking or car mechanics. Others argue that pupils are at school to learn traditional academic subjects and that those who want to can learn other skills in their own time.
Do you think that there is a place in schools for practical subjects such as cooking and car mechanics?

Write 200-250 words.

Use the following plan:
1. Introduction (State the problem).
2. Express your opinion and give reasons for it.
3. Give other people’s arguments and explain why they are wrong.
4. Make a conclusion.

Подготовительное упражнение:

Make notes to complete the essay plan, using the questions to help you. Remember to use your own words. When you have finished, compare your plan to your partner’s.

Structure

Questions

My essay

(State the problem).

What is the problem? What do some people think? What do other people think?

 

Express your opinion and give reasons for it.

Are you in favour or against? What are the most important two/three reasons for your opinion?

 

Give other people’s arguments and explain why they are wrong.

What are the two/three most important arguments against your opinion? Why is each one wrong?

 

Make a conclusion.

What is the gist of your argument? How can you summarize it?

 

Формулировка вопросов в упражнении Are you in favour or against?… against your opinion… подчеркивает необходимость высказывания собственных мнений и суждений (в отличие от сочинения первого типа).
Довольно распространенной ошибкой учащихся при написании сочинений является не использование или неправильное использование средств логической связи в текстах данного типа. В сборнике тестов представлен целый ряд упражнений, которые способствуют расширению запаса соответствующих средств языкового выражения и их адекватному применению в тексте.

Поготовительное упражнение, тест № 3

Complete these words and phrases.
Introducing examples
1 __________ example
2 __________ instance
3 such ___________
Introducing your first point
4 To begin __________ , ...
5 First ___________ all, ...
Introducing further points
6 ___________addition to that, ...
7 As well ___________ this, ...
Introducing contrast
8 On __________ other hand, ...
9 In spite __________ this, ...
Introducing your conclusion
10 __________ conclusion, ...
11 To sum _________, ...

[Key: 1. For; 2. For; 3. as; 4. with; 5. of; 6. In; 7. as; 8. the; 9. of; 10. In; 11. up]

Приведем еще два примера упражнений, где навык применения средств логической связи в тексте в соответствии с их функциональным назначением отрабатывается на основе использования сочинений-образцов.

Тестовое задание, тест №7

You have 40 minutes to do this task.
Comment on the following statement.
Some people think that pupils should be involved in decisions about their school and should have a say in how things are run. Other people think that pupils are too young to take part in such important decisions.

What can you say for and against pupils being involved in running their school?
Write 200-250 words.
Use the following plan:
1. Introduction (state the problem).
2. Arguments “for”.
3. Arguments “against”.
4. Conclusion.

Подготовительное упражнение

1. Read the following paragraph and answer the question.
In conclusion
, it is clear that there are many arguments on both sides. However, the right of pupils to have their voices heard must be respected. This will lead to pupils being more involved in their education. As a result, grades will improve and schools will become place where everyone feels that they belong.

Is the writer in favour of or against pupils being involved in running their school? _____________

[Key: 1 The writer is in favour of the suggestion.]

2. Complete the table using the phrases.

Consequently

To sum up

Despite this

To conclude

In consequence

In spite of this

Even given that

That may be true but

In summary

 

Phrases like ‘In conclusion

Phrases like ‘However’

Phrases like ‘As a result’

 

 

 

[key:]

Phrases like ‘In conclusion

Phrases like ‘However’

Phrases like ‘As a result’

In summary
To conclude
To sum up

Despite this
Even given that
In spite of this
That may be true but

Consequently
In consequence

Подготовительное упражнение, тест № 15

Circle the correct word or phrase to complete the composition.
Almost everyone these days has a mobile phone and many of us would be unable to live without one. (1) But / However, there are people who argue that we should not be able to use mobile phones whenever we like.
(2) It / There is no doubt that mobile phones are extremely useful. This is particularly true when you need to contact someone and no ordinary phone is available. (3) For / By example, if your car has broken down and you need assistance, having a mobile phone might mean that you do not have to leave the car and walk a long way to find help.
On the other (4) side / hand, there are many situations when mobiles can cause problems for other people. If you are in the cinema, (5) with / for instance, a mobile ringing can be extremely annoying. There are (6) also / as well times, such (7) like / as in class at school, when it would be disrespectful to have a mobile switched on. A (8) more / further argument that is made against mobile phones is that they damage our health. Most scientists, (9) however / although, believe that this is not the case.
To (10) conclusion / conclude, mobile phones make our lives easier in many ways. In my (11) opinion / mind, there are occasions when using a mobile is not appropriate and we should always consider other people before deciding whether to have our phone switched on or not. (12) However / Although, some people believe that mobiles are bad for our health, I (13) individually/personally do not accept that argument, (14) because / so I do not think that should be a reason for restricting their use.

[Key: 1. However; 2. There; 3. For; 4. hand; 5. for; 6. also; 7. as; 8. further; 9. however; 10. conclude; 11. opinion; 12. Although; 13. personally; 14. so]

Контрольные вопросы:
1. Задания какого типа входят в раздел ЕГЭ «Письмо»?
2. Какие умения письменной речи должны продемонстрировать учащиеся для успешного выполнения этих заданий?
3. По каким критериям происходит оценивание письменных ответов?
4. Какие ошибки могут допустить учащиеся при написании письма личного характера и какие упражнения могут способствовать их предотвращению?
5. На что нужно обратить внимание при обучении учащихся выполнению задания «сочинение-рассуждение»? Каковы основные особенности данного типа письменного текста?
6. Какие два типа сочинений-рассуждений могут быть включены в экзамен? Каковы различия между ними

1 Дополнительная схема оценивания приводится по пособию “Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. Английский язык”. “Интеллект-центр”, М., 2005. Авторы: Е.Ф. Прохорова, Т.М. Тимофеева и др.