Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Английский язык»Содержание №2/2007

ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

В.П. КУЗОВЛЕВ

Как помочь учителю работать в профильных классах

(на примере использования УМК “English 10-11” авторов Кузовлева В.П., Лапа Н.М., Перегудовой Э.Ш. и др. М.: Просвещение, 2005)

Наш авторский коллектив всегда считал и считает, что написать учебник – это лишь полдела. Другая половина работы состоит в том, чтобы постоянно совершенствовать его, учитывая замечания методистов, пожелания учителей и учеников, мнения рецензентов, положения новых официальных документов и т.д.

Тем более это необходимо делать, когда учителю предстоит нечто новое, на сей раз – профильное обучение. Как известно, модель профильной школы включает в себя базовые курсы (не профильные), профильные курсы и элективные курсы1. Иностранный язык изучается во всех профилях обучения. Однако объём его преподавания варьируется в зависимости от конкретного профиля. ИЯ как обязательный предмет в 10-11 классах может изучаться либо на базовом, либо на профильном уровнях. Каждому из этих уровней соответствует своя программа и свое количество часов (на базовом уровне – 2 часа в неделю, на профильном – 6 часов в неделю). В соответствии с разным объёмом часов в 10-11 классах на базовом и профильном уровнях конечный уровень развития речевых умений будет также различным. Так, если в результате обучения ИЯ на базовом уровне учащийся должен достичь уровня (В1) владения языком, то на профильном – уровня (В2), приближающегося к общеевропейскому пороговому продвинутому уровню в социально-бытовой, социально-культурной и учебно-бытовой сферах общения.

Что же было сделано для решения возникших перед учителем задач? Прежде всего, для методического обеспечения курса английского языка на базовом уровне в 2005 г. издательство «Просвещение» выпустило переработанный УМК по английскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений “English 10-11” авторов В.П. Кузовлева, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудовой и др.

Несмотря на то, что первое издание данного УМК стало победителем Всероссийского конкурса по созданию учебников нового поколения и лауреатом Международного конкурса ассоциации европейских учебных издательств, авторами проведена большая работа по его совершенствованию.

Новый УМК включен в Федеральный перечень учебников и рекомендован Министерством образования и науки РФ для использования в общеобразовательных классах (2 часа в неделю), а также в качестве базового курса в классах профильного обучения.

В связи с тем, что в соответствии с Федеральным базисным учебным планом в каждом профиле обучения должны присутствовать элективные курсы, в ближайшие годы планируется издание элективных языковых курсов, в которых английский язык будет выступать не как цель обучения, а как средство образования и самообразования учащихся в рамках выбранного профиля обучения. Каждый элективный курс, в котором английский язык выступает как средство изучения другой предметной области, будет рассчитан на 1-2 часа, выделяемых из школьного компонента базисного учебного плана.

Элективные курсы будут связаны с основным учебником в содержательном и методическом планах. В содержательном плане уроки элективного курса будут учитывать содержание циклов уроков основного курса в соответствии с профессиональными намерениями и выбранной специализацией учащихся. В методическом плане в элективных курсах продолжится углублённое овладение лексическим и грамматическим материалом, начатое в соответствующем цикле основного учебника.

В данной статье будут затронуты вопросы, касающиеся обучения английскому языку только на базовом уровне при трёхчасовой сетке в неделю с использованием основного УМК. Её написание вызвано рядом вопросов, которые авторскому коллективу задавали во многих регионах России учителя английского языка, работающие по УМК “English 10-11”.

Вопрос 1: «Как лучше спланировать работу с УМК “English 10-11” при трёх часах в неделю, так как в Книге для учителя даны советы по организации работы при одном или двух часах в неделю?»

В помощь учителю авторским коллективом составлены календарно-тематические планы на четыре полугодия 10-11 классов. Полностью календарно-тематические планы можно найти в «Методических рекомендациях по использованию УМК “English 10-11” (Кузовлев В.П. и др. М.: Просвещение, 2005г.) в качестве базового курса в профильных классах». Они размещены в разделе «Методическая помощь» на интернет сайте авторского коллектива по адресу www.prosv.ru/umk/we. Эти планы несомненно окажутся полезным учителям, работающим по данному УМК в профильных классах средней школы.

Вопрос 2: «В связи с тем, что после основной школы в профильные классы приходят дети с разным уровнем обученности, какой материал можно не изучать в классах со слабым уровнем подготовки, а, с другой стороны, где взять дополнительный материал для учащихся с высоким уровнем обученности?»

О том, какой материал в каждом из компонентов можно не изучать без ущерба для достижения требований обязательного минимума, указывается в поурочных рекомендациях Книги для учителя. Кроме того, в Учебнике и Рабочей тетради задания повышенной сложности отмечены специальным значком.

Для классов с высоким уровнем обученности в разработанных календарно-тематических планах указаны источники, которые могут быть использованы в качестве дополнительного материала при изучении определенного раздела или темы. В качестве примера приводим фрагмент календарно-тематического плана на второе полугодие 10-го класса. (см. Таблицу 1)

Вопрос 3 (наиболее часто задаваемый): «В связи с тем, что с 2009 года Единый государственный экзамен станет одной из основных форм итогового контроля, как УМК поможет вести подготовку к ЕГЭ по английскому языку выпускников профильных классов?»

Не случайно особое внимание при переработке УМК “English 10-11” было уделено подготовке к ЕГЭ. Авторы переработали все разделы «Preparation for testing», содержание которых стало максимально приближено к форматам ЕГЭ.

Вместе с новым УМК 10-11 издательство в 2006 году выпустило новый специальный компонент для подготовки к ЕГЭ, включающий:

  • тетрадь с контрольными заданиями для учащихся (“Getting Ready for Russian National Exam”), содержащую четвертные и годовые контрольные задания в тестовых форматах ЕГЭ. Кроме самих заданий, в Тетради содержатся памятки и советы о том, как лучше справиться с различными типами тестовых заданий, критерии устных и письменных оценок. В конце Тетради с тестовыми заданиями дано приложение с материалами для пробной сдачи ЕГЭ.

  • методические рекомендации для учителя “Teacher’s Guide To Assessment Tasks”, содержащие инструкции по проведению контрольных заданий по всем видам речевой деятельности, а также тексты для аудирования, ключи ко всем заданиям, критерии оценок устных и письменных развёрнутых ответов, шкалы перевода баллов в отметки и другие необходимые материалы для проведения пробного экзамена и оценки его результатов.

  • аудиокассету с аутентичными записями материалов для проверки умения понимать речь на слух.

Кроме того, в помощь учителю, работающему в профильных классах, разработана программа повторения и систематизации материала с целью подготовки к ЕГЭ. В качестве примера приводим фрагмент программы подготовки к ЕГЭ по разделу «Говорение». (См. Таблицу 2)

План повторения и систематизации материала с целью подготовки
к Единому государственному экзамену по английскому языку.
Раздел «Говорение»

Таблица 2

Не можем также не отметить, что авторский коллектив внимательно знакомится с ежегодными рекомендациями предметной комиссии по устранению наиболее типичных ошибок, совершаемых выпускниками при сдаче ЕГЭ по английскому языку. Мы изучили возможности нашей серии УМК на предмет наличия в них средств, необходимых для выполнения этих рекомендаций. Результатом анализа явились специально составленные таблицы. По нашему мнению, они будут полезны тем учителям, которые захотят помочь своим ученикам избежать типичных ошибок при сдаче ЕГЭ. В качестве примера приведем таблицу по разделу «Чтение». (см. Таблицу 3)

Раздел «чтение»

Таблица 3

Подобные таблицы по остальным видам речевой деятельности другим разделам ЕГЭ можно найти в разделе «Методическая помощь» авторского интернет сайта (www.prosv.ru/umk/we).

В заключение хотелось бы заметить, что в одной статье невозможно осветить все вопросы обучения английскому языку на базовом уровне в профильных классах. Авторский коллектив благодарит газету “English” за предоставленную возможность ответить на наиболее актуальные вопросы её читателей и приглашает всех учителей, работающих по УМК “English 10-11”, к конструктивному диалогу с авторами. Ждём ваших вопросов по адресу: prosv@lipetsk.ru.


1 Различные аспекты проблемы профильного обучения ИЯ на старшей ступени полной средней школы подробно обсуждались на страницах методической печати. См. Бим И.Л. К проблеме профильного обучения ИЯ на старшей ступени полной средней школы / Иностранный язык в школе - 2004г. - №6; Кысоев П.В. Обучение иностранному языку на старшей ступени общего среднего (полного) образования. Профильный уровень (X–XI классы) / Иностранные языки в школе – 2006г. - №2.