Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Английский язык»Содержание №2/2007

ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Предпрофильная подготовка и профильное обучение: Иностранный язык

(Опыт Санкт-Петербурга)

В 2005 году издательством Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования выпущен сборник, в котором представлены методические рекомендации по предпрофильной подготовке и профильному обучению. Сборник содержит программы элективных курсов в качестве вариативного компонента базисного учебного плана для основного общего и среднего (полного) общего образования, т. е. для выпускников старшей профильной школы.1

Данные программы представляют передовой опыт учителей города, являются реально действующими и могут быть рекомендованы для апробации в предпрофильном и профильном обучении учащихся общеобразовательных школ, школ с углублённым изучением иностранного языка, а также гимназий и лицеев, ориентирующихся на различные образовательные области и профили.

Разработанный в программах элективных курсов учебный материал соответствует требованиям нового Стандарта общего образования и ориентирован в первую очередь на развитие общеучебных, предметных и надпредметных навыков и умений.

Представленные материалы учителей-практиков могут быть творчески переосмыслены и дополнены и послужить идейным стимулом и опорой в создании новых программ элективных курсов, которые будут востребованы в профильной школе.

ПОНЯТИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА В ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ И ПРОФИЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ

Элективные курсы в предпрофильной подготовке

В 2003/2004 учебном году начался первый этап апробации и эксперимента по подготовке и введению профильного обучения на старшей ступени общего среднего образования. Выпускники 9-х классов были поставлены перед необходимостью сделать ответственный выбор возможного пути продолжения своего образования: конкретно оценить свои силы и принять решение о выборе профиля обучения в 10–11-х классах или продолжить обучение в системе среднего профессионального образования. Базовый минимальный объём предпрофильной подготовки равен примерно 100 учебным часам в год, которые рекомендуется распределять следующим образом: 2/3 объема (70 часов, или 2 учебных часа в неделю) отводить на два вида специально организованных курсов по выбору: предметно-ориентированные курсы и межпредметные (ориентационные) курсы; оставшуюся часть (30–35 учебных часов в год), предлагается использовать для информационной работы, анкетирования, консультирования, организации, пробы сил.

Ниже приводится информация о двух типах элективных курсов в предпрофильной подготовке учащихся.

Статья опубликована при поддержке курсов иностранного языка в Киеве - Language Forever. Закончив их, Вы не просто пополните свой словарный запас английских слов и научитесь стоить осмысленные фразы, Вы узнаете все тонкости и нюансы английской речи, Вы сможете смотреть без субтитров фильмы и слушать и понимать, о чем поют зарубежные исполнители. И не важно, для чего Вы решили изучать английский язык – хотите ли Вы свободно себя чувствовать в путешествиях или Вам необходимо безукоризненное владение языком для общения с деловыми партнерами, предстоит ли Вам экзамен в школе или институте или Вы собираетесь строить успешную карьеру в иностранной фирме - курсы английского языка в Киеве Language Forever помогут Вам овладеть языком на достойном уровне. С подробной информацией о программах, реализуемых Language Forever, их расписании и стоимости Вы можете ознакомиться на сайте languageforever.kiev.ua.

I. Элективные курсы предметного уровня (предметно-ориентированные)

Цель: подготовить к сдаче экзамена по ИЯ в профильный класс старшей школы.

Задачи:

– реализовать интерес к предмету, углублять лингвистические знания по всем видам речевой деятельности;
– расширять диапазон фоновых знаний, в том числе о различных сферах профессиональной деятельности и социально-личностных качествах людей различных профессий;
– расширять представления о социокультурном портрете страны изучаемого языка в сопоставлении с родной культурой;
– совершенствовать культуру общения (устного и письменного) с различными целевыми направлениями и коммуникативными намерениями;
– развивать умения ориентироваться в повседневном языковом окружении и извлекать информацию вербального и невербального характера: из газет, теле- и радиопрограмм, инструкций, рецептов, объявлений, а также схем, таблиц, пиктограмм, рисунков, планов и др.;
– подготовить учащихся к освоению предмета на высоком уровне по углублённой программе.

Содержание:

– углубление отдельных тем, систематизация знаний и автоматизация навыков и умений;
– примерный аналог – традиционный факультатив, предусматривающий продуктивную деятельность (проект, реферат, и др.).

Продолжительность: долгосрочные курсы (от 24–36 час), 2–3 курса в год.

II. Элективные курсы межпредметного уровня (ориентационные)

Цель: подготовить к выбору профиля в 10–11-х классах.

Задачи:

– ориентировать в мире профессий на стыке двух/трёх/ нескольких предметов в рамках естественно-научного, социально-экономического, гуманитарно-художественного профилей;
– развивать общеучебные навыки и умения, формировать стиль самостоятельной учебно-познавательной деятельности:

  • учебно-организационные (умение организовать свою деятельность, умение работать в разных режимах, взаимодействовать, сотрудничать, владение приёмами контроля и самоконтроля);

  • учебно-интеллектуальные (закрепляющие приемы мыслительной деятельности: навыки и умения сравнивать, обобщать, классифицировать, дифференцировать);

  • учебно-информационные (способы переработки и запоминания информации: умение работать с книгой, справочной литературой);

  • учебно-коммуникативные (умение контактировать, вести дискуссию, связно высказываться по теме, аргументировать, критиковать, давать самооценку и делать осознанный выбор).

Содержание:

– выход за рамки предмета;
– ознакомление с комплексными проблемами, требующими синтеза знаний по ряду предметов;
– аналог – спецкурс в профильном обучении, предусматривающий осуществление социальных проб, практическую деятельность.

Продолжительность: краткосрочные курсы (от 12 ч.), 4–5 курсов в год.

По окончании 8-го класса учащимся (и их родителям) рекомендуется предложить заполнить следующие анкеты, которые помогут администрации школы и преподавателям определить предметный интерес и профессиональные приоритеты учащихся, а также разработать программы востребованных курсов по выбору для предпрофильного обучения.

Анкета 1. Приоритетные учебные дисциплины

Какие учебные предметы представляют для вас интерес?

Да

Нет

Не уверен

Родной язык
Родная литература
Иностранные языки
Литература стран изучаемого языка
Страноведение
Краеведение
Мировая художественная культура:

– искусство ___ ___ ______
– музыка ___ ___ ______
– театр ___ ___ ______

История ___ ___ ______
Другие предметы (указать) ____________________________
____________________________________________________
____________________________________________________

 

Анкета 2. Приоритетный вид профессиональной деятельности, связанной с иностранным языком

Какой вид деятельности наиболее привлекателен для вас?

Да

Нет

Не уверен

1. Преподавание иностранного языка
2. Перевод (устный/письменный, художественный/технический)
3. Лингвистика/исследовательская работа
4. Литературоведение/ исследовательская работа
5. Журналистика
6. Туристический бизнес
7. Дипломатическая деятельность
8. Деловая и межкультурная сфера/менеджмент
9. Гид-переводчик, экскурсовод, культуролог
10. Другая (указать) __________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________

Профориентационная работа и консультации учащихся 9-го класса в рамках предпрофильной подготовки могут быть дополнены анкетированием. Как известно, успешный выбор профессиональной деятельности обусловлен тремя критериями:

  • наличием определённых интересов и запросов («я хочу»);

  • наличием соответствующих задатков, склонностей и возможностей («я могу»);

  • востребованностью данной профессии на рынке труда и занятости («надо»).

В нижеприведённых анкетах представлены суждения, характеризующие различные виды профессиональной деятельности, объединённые по типам профессий в семь групп. В каждой группе из пяти суждений необходимо подсчитать суммарное количество баллов, выбранных тестируемым, и записать эту сумму справа от соответствующей группы суждений. Суммарная оценка по каждой группе может составлять от 0 до 15 баллов. В зависимости от того, в какой группе был набран максимальный суммарный балл, определяется наибольшая склонность или способность к соответствующему типу или классу профессий.

Анкета 3. Я ХОЧУ (мне нравится, меня привлекает, я предпочитаю)2

Инструкция

Напротив каждого высказывания зачеркните цифру, соответствующую степени Вашей способности к этому виду деятельности (0 – вовсе нет; 1 – пожалуй, так; 2 – верно; 3 – совершенно верно).

Категория «человек – человек»

Обслуживать людей 0 1 2 3
Заниматься лечением 0 1 2 3
Обучать, воспитывать 0 1 2 3
Защищать права и безопасность 0 1 2 3

Категория «человек – техника»

Управлять машинами 0 1 2 3
Ремонтировать оборудование 0 1 2 3
Собирать и налаживать технику 0 1 2 3
Обрабатывать материалы, изготавливать различные предметы и вещи 0 1 2 3

Категория «человек – знаковая система»

Обрабатывать тексты и таблицы 0 1 2 3
Производить расчёты и вычисления 0 1 2 3
Обрабатывать информацию 0 1 2 3
Работать с чертежами, картами и схемами 0 1 2 3
Принимать и передавать сигналы и сообщения 0 1 2 3

Категория «человек – художественный образ»

Заниматься художественным оформлением 0 1 2 3
Рисовать, фотографировать 0 1 2 3
Создавать произведения искусства 0 1 2 3
Выступать на сцене 0 1 2 3
Шить, вышивать, вязать 0 1 2 3

Категория «человек – природа»

Ухаживать за животными 0 1 2 3
Заготавливать продукты 0 1 2 3
Работать на открытом воздухе 0 1 2 3
Выращивать овощи и фрукты 0 1 2 3
Иметь дело с природой 0 1 2 3
Работать руками 0 1 2 3
Выполнять решения 0 1 2 3
Воспроизводить имеющиеся образцы,
размножать, копировать 0 1 2 3
Получать конкретный практический результат 0 1 2 3
Воплощать идеи в жизнь 0 1 2 3
Работать головой 0 1 2 3Ъ
Принимать решения 0 1 2 3
Создавать новые образцы 0 1 2 3
Анализировать, изучать, исследовать, наблюдать, измерять, испытывать, контролировать 0 1 2 3
Планировать, конструировать, проектировать, разрабатывать, моделировать 0 1 2 3

 

Анкета 4. Я МОГУ (способен, умею, обладаю навыками)

Инструкция

Напротив каждого высказывания зачеркните цифру, соответствующую степени Вашей способности к этому виду деятельности (0 – вовсе нет, 1 – пожалуй, так, 2 – верно, 3 – совершенно верно).

Категория «человек – человек»

Знакомиться с новыми людьми 0 1 2 3
Быть чутким и доброжелательным 0 1 2 3
Выслушивать людей 0 1 2 3
Разбираться в людях 0 1 2 3
Хорошо говорить и выступать публично 0 1 2 3

Категория «человек – техника»

Искать и устранять неисправности 0 1 2 3
Использовать приборы, машины и механизмы 0 1 2 3
Разбираться в технических устройствах 0 1 2 3
Ловко обращаться с инструментами 0 1 2 3

Категория «человек – знаковая система»

Быть сосредоточенным и усидчивым 0 1 2 3
Хорошо считать в уме 0 1 2 3
Кодировать информацию 0 1 2 3
Оперировать знаками и символами 0 1 2 3
Искать и исправлять ошибки 0 1 2 3

Категория «человек – художественный образ»

Создавать красивые, со вкусом сделанные вещи 0 1 2 3
Разбираться в литературе и искусстве 0 1 2 3
Петь, играть на музыкальных инструментах 0 1 2 3
Сочинять стихи, писать рассказы 0 1 2 3
Рисовать 0 1 2 3

Категория «человек – природа»

Разбираться в животных и растениях 0 1 2 3
Разводить растения и животных 0 1 2 3
Бороться с болезнями, вредителями 0 1 2 3
Ориентироваться в природных явлениях 0 1 2 3
Работать с землёй 0 1 2 3
Быстро выполнять указания 0 1 2 3
Точно следовать инструкциям 0 1 2 3
Работать по заданному алгоритму 0 1 2 3
Выполнять однообразную работу 0 1 2 3
Соблюдать правила и нормативы 0 1 2 3
Создавать новые инструкции и давать указания 0 1 2 3
Принимать нестандартные решения 0 1 2 3
Придумывать новые способы деятельности 0 1 2 3
Брать на себя ответственность 0 1 2 3
Самостоятельно организовывать свою работу 0 1 2 3

Модель общеобразовательной школы с профильным обучением на старшей ступени (10–11-е классы) включает следующие типы учебных предметов: базовые общеобразовательные, профильные и элективные. Предусматривается возможность их разнообразных комбинаций, что позволит обеспечить гибкую систему профильного обучения.

Базовые общеобразовательные предметы являются обязательными для всех учащихся во всех профилях обучения.

Профильные общеобразовательные предметы – предметы повышенного уровня, определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения, являются обязательными для учащихся, выбравших данный профиль обучения.

Содержание указанных двух типов учебных предметов составляет федеральный компонент государственного стандарта общего образования.

Элективные курсы – обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Элективные курсы реализуются за счёт школьного компонента учебного плана и выполняют следующие функции:

  • развитие содержания одного из базисных курсов, изучение которого осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне;

  • углубление профильного курса с учётом образовательного приоритета школы или группы учащихся с целью освоения предмета на уровне, необходимом для сдачи в вуз;

  • удовлетворение широкого спектра познавательных интересов и приобретение фоновых знаний в различных областях деятельности человека.

Основная функция курсов по выбору – развитие общеучебных, предметных и надпредметных умений и навыков с ориентацией на будущую профессиональную деятельность, которая, как известно, классифицируется по следующим категориям: «человек – техника», «человек – человек», «человек – природа», «человек – знаковая система», «человек – художественный образ». Приведённые выше анкеты помогут учителю и учащимся определить потенциальные способности и возможности для развития и реализации устойчивых интересов и склонностей и определить дальнейший образовательный маршрут.

Для того чтобы учащиеся могли сделать осознанный выбор, необходима целенаправленная опережающая работа по освоению учеником самого механизма принятия решений, освоения «поля возможностей и ответственности». Элективные курсы следует вводить постепенно. Число таких курсов должно быть по возможности значительным. Они должны носить краткосрочный и чередующийся характер, являться своего рода учебными модулями и давать возможность осуществить социальные пробы. Таким образом, элективные курсы в предпрофильной подготовке и профильном обучении должны отвечать следующим требованиям:

  • носить избыточный характер;

  • входить в перечень курсов по выбору, у который разрабатывается и предлагается учащимся в конце 8-го класса после соответствующего анкетирования учащихся и их родителей;

  • быть строго регламентированными по времени;

  • содержать строго предметный или оригинальный предметный материал, выходящий за рамки школьной программы;

  • предполагать конкретный результат и наличие социальных проб;

  • формировать общеучебные навыки, совершенствовать учебную компетенцию, создавать стиль учебно-познавательной деятельности;

  • использовать различные учебные технологии, в том числе интерактивные.

Таким образом, учащимся 8–11-х классов в рамках профильного обучения могут быть предложены элективные курсы пяти видов: два – в период предпрофильной подготовки (предметные и межпредметные) и три – в профильной школе на завершающей ступени общего (полного) среднего образования.

Ниже приводится примерный перечень названий курсов по выбору/элективных курсов предметного и межпредметного уровня в зависимости от поставленных целей и задач и способа развёртывания учебного материала.

Алгоритмическая грамматика
Читаем прессу без стресса
Блюда интернациональной кухни
Нобелевские лауреаты англо-/немецко-/франкоговорящих стран
Этикет письма
Современный портрет Европы
Разговорный практикум
Учимся слушать
Праздничная культура в Европе
Страноведение: чтобы за границей не заблудиться
ГерМАНИЯ
АнглиЯ от А до Я
ФрАнциЯ от А до Я
Подготовка к ЕГЭ – подготовка в ВУЗ
Основы музейного дела
Современный дизайн
Юный филолог
Творческая мастерская переводчика
Театр + ИЯ
Экранизация зарубежной классики
Технический перевод
Язык делового общения
Музыкальная культура
Гид-переводчик
Информатика + ИЯ
Словарь-помощник «физиков» и «лириков»
Западноевропейская живопись
Карьера, творчество, успех

Авторы-составители:
Никитина Л.К., Ларионова И.В.


1 Раздел “Методика разработки программы элективного курса” опубликован в № 2, 2007 газеты “Немецкий язык”, Изд. дом “Первое сентября”

2 Анкеты 3 и 4 приводятся по книге: Бельтюков М., Соломин И. и др. Азбука профориентации. – СПб.: Литера плюс, 1997.