Как пробудить
интерес к уроку?
Многие учителя в своей работе
проявляют заботу о развитии познавательных
интересов школьников. Я занимаюсь этим вопросом
на уроках английского языка на протяжении девяти
лет. Из опыта работы могу предложить несколько
приёмов, позволяющих укрепить стремление
учащихся заниматься с интересом.
1. При подготовке к уроку очень
серьёзно подхожу к способу сообщения темы.
Именно это способствует появлению у учащихся
интереса, связанного с ожиданием: о чем пойдет
речь? Из этого следует, что сообщать тему урока
необходимо в разнообразных формах, и ученики
должны видеть тему на протяжении всего урока.
В своей работе я часто использую
аттракционное введение темы урока с
демонстрацией наглядного образа (картинки,
фотографии, фрагмента фильма, компьютерной
презентации). Такое начало урока считаю
целесообразным в плохо организованных классах,
со слабой дисциплиной, не привыкших к длительным
усилиям, систематической работе. Аттракционные
формы сообщения темы вызывают быстрый, но
кратковременный интерес учащихся. Внимание
учеников ограничивается 1–2 уроками.
Необычное введение в урок – другой
прием сообщения темы. Принести на урок животное,
сообщить о получении письма, объявить о
проведении школьного или городского конкурса –
все это тоже вызывает интерес учеников. Это
настораживает, вызывает то ценное эмоциональное
ожидание, которое связано со стремлением
обязательно все выяснить.
Примером такого занятия может быть
проведенный мною в 7-м классе урок по теме
“Защита окружающей среды”.
Ученики уже в классе, а я захожу
последней. В руках у меня взятый из дома кот.
– Good morning, friends. Meet my friend. It’s very nice. Its name
is Pushok. It’s small but very clever and brave. Pushok is 2 years old. I like him and
it likes me too. It helps me to relax after work.
Do you have pets at home? What are they? Why do you like your pets? How
does your pet help you? Why do people need animals?
Такое начало является стимулом для
дальнейшего развития беседы, побуждает учащихся
выучить новые слова по теме, рассказать о
домашних и диких животных и их проблемах.
Сообщение темы урока, рассчитанное на
возбуждение интереса, активизирует
познавательную деятельность учащихся.
Происходит своеобразное сочетание
эмоциональных, интеллектуальных и волевых
процессов, вызывающих интерес к уроку, к учению
вообще.
2. Поддержать интерес в течение урока и
сознательность в усвоении материала помогает
самостоятельный выбор цели. Я предлагаю три и
более целей, а ученики выбирают наиболее
соответствующую теме урока и своим интересам.
На уроке в 9-м классе по теме “Famous
Composers” я пишу на доске несколько целей урока:
– Learn new words;
– Learn information about Russian composers;
– Learn biographies of famous composers;
– Find new things in the lives of notable composers.
Учащиеся высказывают свое мнение о
подходящей цели урока, аргументируя свой ответ.
– I think we’ll speak about Russian composers because they’ve
made great contribution to the world of classical music.
3. При изучении английского языка очень
важно использовать предыдущий опыт учащихся.
Перенос этого опыта в новые социокультурные
условия, сравнение реалий родного языка с
реалиями иноязычной культуры помогают
поддержать интерес к предмету.
На уроке по теме “Do You Have Any Superstitions?”
в 7-м классе учащиеся с удивлением узнают, что
русские и британцы имеют схожие предрассудки.
В течение урока ученики готовят проекты –
сравне-ния в виде таблицы “Our superstitions – Their
superstitions”.
Our Superstitions |
Their Superstitions |
Cross your fingers if you are in trouble. |
Never open an umbrella in the house. |
It’s good luck to have a horseshoe over the door. |
Cross your fingers if you are in trouble. |
Never break a mirror – it means bad luck. |
Don’t kill spiders – it means bad luck. |
Never kill spiders – it means bad luck. |
Never walk under a ladder. |
If a black cat crosses your path don’t go ahead. |
Look for a four-leaf clover to have good luck. |
Одним из источников мотивации
я считаю аргументированность урока в целом, его
практическое значение для дальнейшей жизни
детей. Некорректно формулировать задание:
“Прочитайте, а я проверю” или “Напишите письмо,
а я поставлю оценку”. В таких заданиях нет веской
причины, чтобы прочитать или написать. На своих
уроках для формирования положительной мотивации
заданий я использую следующий прием. Из
Интернета выбираю несколько реклам о различных
конкурсах для подростков. На уроке ученики
читают информацию и выбирают наиболее
интересный для них конкурс.
Например: I’d like to take part in Poets Competition
because I like poetry and I want to win a prize.
Дальнейшая аргументация для написания
сообщения звучит таким образом: “Для участия в
любом конкурсе вам необходимо заполнить анкету
участника”. Находим на сайте понравившегося
конкурса анкету и заполняем.
Дети с удовольствием выполняют
задание. Итогом урока будет отправка своей
анкеты по e-mail. Таким образом, повысить интерес к
изучению английского языка можно необычным
способом сообщения темы, сознательным выбором
цели урока, с использованием предыдущего опыта
учащихся и аргументируя выполнение каждого
задания.
Предлагаю вашему вниманию план одного
из таких уроков.
Ирина Стародубцева, школа № 7, г.
Губкин
|