Приёмы активизации лексики на начальном этапе обучения
Непременными условиями успешного использования приёмов при работе над лексикой являются организация речевого взаимодействия на коммуникативной основе, развитие творческих и познавательных качеств учащихся, мотивация для речевой деятельности, знание ступеней активизации лексических образований.
Уже на начальном этапе изучения слов учитель включает большое количество стихотворений. Стихотворный текст позволяет отработать грамматические структуры, звуки, правильную интонацию. Работа над стихотворениями также способствуют формированию положительных качеств у ребёнка.
Так, после обработки образцов I have. The books are red. I can see. разучивается стихотворение:
I have two books,
And I can see,
The books are red,
In front of me.
При работе над темой «Цвета» можно предложить такое стихотворение:
Lovely blue violets,
Sweet yellow daffodils,
Pansies and red roses –
Who will buy my flowers?
День мамы мы отмечаем стихотворениями:
Mother is busy
From morning till night,
Keeping our family
Happy and bright.
Help your Mother to clear the table,
Take the knife, the fork and the spoon.
Help your Mother to clear the table,
Morning, night and afternoon.
Mother is the dearest of all
The friends I know.
Mother helps me to work,
That’s why I love her so.
Рассказывая о себе, дети могут прочитать стихотворение:
– Can you ride a bike?
– No, I can’t.
But when I am ten,
I’ll ride my bike,
Like my brother Mike.
Практикуются и рифмовки, способствующие закреплению и лексики и временных форм (e.g. Present Cotinuous):
One and two and three and four,
I am sitting on the floor.
I am playing with a ball,
And a pretty little doll.
One and two and three and four,
I am sitting on the floor.
I am playing with my car,
And a pretty little star.
Вызывают интерес и песни. Дети знают песни про алфавит, а также песни: “What’s your name?”, “This is the way”, “The more we get together”, “Where do you live”, “Polly, put the kettle on” и другие. Дети водят хороводы, песни инсценируются.
Эффективным приёмом активизации лексики являются игровые упражнения.
Например:
Слова по темам “Classroom” и “Animals” даются в разбивку:
pen, cat, dog, pencil, duster, flower, tiger, table, lion, bookcase, mouse, blackboard, window.
Дети по очереди подбегают к доске и пишут слова в две колонки.
Или:
Pupil 1: Oh, where is my ball? Oh, where, where?
Pupil 2: It is in the box or under the chair.
Pupil 1: Oh, here it is. Here is my pretty yellow ball under the table, near the wall.
Это упражнение можно выполнять с другими предметами.
Игра в мяч: кто скажет больше слов на определённую букву, кто вспомнит больше слов по пройденной теме, кто составит предложение по устной теме.
Другая игра: кто скажет 7 предложений или слов за 7 шагов.
Команды учителя, а позднее и подготовленного ученика, тоже позволяют закреплять слова.
– Give her your pen!
– Take the diaries!
– Hold your diaries!
– Show me your pencil-boxes!
– Open your diaries!
– Write down your homework!
– Put them on the desks!
Или:
– Show me your right leg!
– Point to your head!
– Point to your left leg!
– Touch your right eye!
– Pull your left ear!
Считалочки также занимают важное место в закреплении слов:
I saw a little bird,
Come hop, hop, hop.
I cried, “Little bird,
Will you stop, stop, stop, stop?”
And I am going to the window,
I say, “How do you do?”
But away the bird flew.
One, two, three, four, five,
I caught a fish alive.
Six, seven, eight, nine, ten,
I let him go again.
Скороговорки способствуют закреплению звуков, отсутствующих в русском языке:
[w]
Why do you cry, Willy?
Why do you cry?
Why, Willy, why, Willy?
Why, Willy, why?
[r]
Robert Rowley rolled
Around roll round
Around roll Robert Rowley.
Rolled round
Where did the round roll roll
Robert Rowley rolled around?
Пантомима развивает эмоциональность учащихся.
Один учащийся называет действие, другой демонстрирует.
You are eating.
You are drinking tea.
You are running.
You are swimming.
You are going to your place.
Или учащийся показывет действие, потом комментирует его в первом лице.
I am putting my books into my bag.
I am putting my pencils into my pencil-box.
I am going to school.
I am looking for my book.
I am playing with my pet.
Использование иллюстраций позволяет развивать у детей визуальное восприятие.
Учитель прикрепляет на доске рисунки, просит детей запомнить последовательность, затем просит детей закрыть глаза и быстро меняет рисунки местами. Дети должны, называя слова (или действия) восстановить первоначальный порядок.
Или учитель говорит, что в воскресенье его не было дома и быстро показывает картинки с изображением бассейна, выставки, музея, книжного магазина (закрепляются формы was, were и вводятся новые слова).
Определённую роль играют физкультминутки, которые надо во время урока проводить дважды.
Hands up! Clap! Clap!
Turn to the right!
Turn to the left!
Hands on shoulders!
Hands on hips!
Hands on your heads!
Hands down! Sit down!
На уроках английского языка используются и кроссворды. (Рисунок 1, 2)
1. Впишите в кроссворд антонимы.
Across:
1. long 2. wide 3. beautiful 5. thick | Down:
1. big 3. black |
2. Впишите в клетки по горизонтали названия предметов. В выделенных клетках прочтите одно из слов.
HONEY | NORTH | TRUCK | MOUSE | HOUSE |
Также применяется приём “снежный ком”, в значительной степени способствующий активизации лексики.
На доске изображение кролика.
It is a rabbit. It is a grey rabbit. It is a small rabbit. It is a young rabbit. It is my rabbit. It is a fine rabbit. It is in the room.
После хоровой работы предложения постепенно стираются. Один ученик говорит первое предложение, второй говорит уже два предложения, третий – три и т.д. Некоторые слова можно записать в транскрипции. Тот, кто сказал все предложения, получает оценку и сувенир. Это упражнение можно использовать в устных высказываниях по темам: “About myself”, “My friends”, “My house”.
Хорошим приёмом для активизации лексики являются загадки.
I am in your body.
I am red.
I am а symbol of love.
(Heart)
What has a tail, but is not an animal?
(A kite)
Большую роль в активизации лексики играет речевая зарядка с новыми словами.
Teacher: Do you like chilly or sunny weather?
What weather do you hate?
Does Nick like hot weather?
What do you do in rainy weather?
When are there thunderstorms?
В дальнейшем могут использоваться микродиалоги.
– Hello, Nick. How are you?
– Fine, thanks. And how are you, Ann?
– Not so well. It is cold today, isn’t, Nick?
– Yes, you are right, Ann. And you must put on your warm coat I suppose.
– No, I don’t think so, Nick.
Далее учащиеся вспоминают дни недели, месяцы, времена года, расписание уроков (оно красиво изображено на картинке на доске).
Через несколько уроков учащиеся в роли учителя могут задавать подробные вопросы о погоде или с помощью учителя составить своё высказывание.
Дети говорят о сегодняшнем дне:
– It is autumn.
– I am fond of autumn because we have a lot of fruits.
– I think the day is wonderful.
– In my opinion, it’s a lovely day!
– To my mind the weather is fantastic today!
– It isn’t windy.
– It is a bright day!
– It is a cheerful day!
– We can play after school. Do you agree?
– It’s a nice idea!
Средством активизации лексики является расширение грамматической структуры, позволяющее организовать диалоги с предметами.
– Have you got a car?
– Yes, I have.
– What is it like?
– You see, it’s small.
– What colour is your car?
– It is grey.
– Where is it now?
– In my bag. Here it is.
– Have you got any puppies?
– Yes, I have.
– What are they like?
– They are very funny.
– Can they swim?
– You see they swim with pleasure.
– Really? I’d like to see them now.
– It’s a good idea.
После отработки этого упражнения дети ведут диалог-расспрос с другими предметами, об их качественных характеристиках, местонахождении, или могут описать игрушку, изображение домашнего питомца, предмет классного обихода:
Misha has got a bear.
His bear isn’t small.
It’s white and strong.
It is nice.
It is on his desk.
I like his bear.
Dima can draw well.
This is his pencil.
It’s brown.
It’s new.
Dima often shows us his pictures.
He has got a “5” in drawing.
Использование кукол обеспечивает употребление новой лексики. Чаще всего на уроке присутствует Mr. Rule. Куклы описывают игрушки, задают вопросы о цвете, например, одежды некоторых учащихся. Они могут называть цвета или вместо синего нарисовать серый и написать по английски “blue”, также поступить и с другими цветами, задавать вопросы о предметах на отгадывание и на закрепление “there is/are” и лексики.
Примеры:
Кукла Алиса прячет два предмета из классного обихода. Учащиеся задают вопросы во множественном числе:
– Are these maps? (desks, walls, pens)
– Are these pens red (yellow, blue, red)
– Are the pens on the table? (on the desk, in the bag, in the bookcase).
Любознательный Винни задает общие вопросы с “there is, there are”. Типовые предложения на доске с ответами:
– Is there a pen in the pencil-box?
– Is there a diary on the desk?
– Are there any books in the bags?
– Are there flowers on the table?
– Is there a map on the door?
– Is there any chalk on the black-board?
– Are there dusters on the floor?
Хорошую реакцию у детей вызывает выученный диалог приветствия, осведомления о здоровье, расширяющий рамки речевой деятельности с добавлением различных приглашений:
– Hi, Andrew?
– Hi, Nick?
– I hope you are well, Nick!
– I hope you are, too!
После его разучивания учитель предлагает фразы:
Let’s sledge!
With pleasure.
Ученики отвечают в парах, строят свои высказывания:
– Let’s go to my sick friend. – That’s a good idea!
– Let’s go to skating-rink? – Why not?
– Let’s go to the bookshop! – Just lovely!
Такие диалоги формируют этические и поведенческие ориентиры.
Приёмы активизации лексики включают тренировочные упражнения простыми грамматическими структурами: This is, These are, There is, There are, We can see, One can find, They have got, My friend has got…
Процесс обучения лексике возможен только в организованном контексте с использованием структурного направления. Процесс должен происходить постепенно, обдуманно. На начальной ступени изучения английского языка учащимся приходится запоминать большое количество языковых единиц, они знакомятся с алфавитом, с транскрипционными значками, правилами чтения, чтения слов-исключений, со словообразованием, с синонимами, омонимами, антонимами, с простыми грамматическими категориями и т.д. Но в связи с тем, что все каналы восприятия у детей развиты и активны, усвоение материала не представляет трудности. Наоборот, заучивание материала позволяет учащимся моделировать общение в дальнейшем, приобщает к иноязычной культуре, обеспечивает сохранение слов в памяти.
Очень важно при разработке содержания упражнений прививать детям навыки работы со словом, развивать их мыслительные способности, логику и, конечно, интерес к предмету.