Элективные курсы как механизм повышения качества обучения английскому языку
Важную роль в профильном обучении английскому языку играют языковые элективные курсы. Такие курсы можно считать одним из механизмов, способствующих повышению мотивации школьников к изучению английского языка. Учащиеся видят реальную возможность применения знаний, полученных на спецкурсах, в реальной жизни.
В нашей школе на спецкурсах и часах проектной деятельности использовались учебно-методические комплекты издательства Оксфордского университета (OUP) “Profile”, “Tourism and Catering”, “Information Technology”, “Engineering”, которые способствуют развитию профессионального интереса к работе в сфере бизнеса, развитию навыков межличностного общения на английском языке, повышению корпоративной культуры, улучшению навыков работы с новыми информационными технологиями. В ходе работы по Программе “Оксфордское качество” были созданы Программы элективных курсов, подготовлены пояснительные записки к ним и разработано учебно-методическое планирование целого ряда элективных курсов: “Основы делового английского” (пособие “Business and Commerce”, Workshop Series); “Английский язык для технических специальностей” (пособие “Engineering”, Workshop Series); “Английский язык в сфере информационных технологий” (“Information Technology” Workshop Series); “Английский язык в сфере туристического менеджмента” (“Tourism and Catering”, Workshop Series). В разработке и апробации данных программ участвовали несколько школ нашего округа.
В данной публикации мы представляем пояснительную записку и учебно-методическое планирование элективного курса “Английский язык в сфере туристического менеджмента” (“Tourism and Catering”, Workshop Series). Это один из самых востребованных элективных курсов программы “Оксфордское качество”.
Пояснительная записка к элективному курсу “Английский язык в сфере туристического менеджмента”
Данный курс предназначен для учащихся 9-х классов специализированных или 10–11-х классов общеобразовательных школ и может быть представлен как один из элективных курсов предпрофильного и профильного обучения.
Английский язык в сфере туристического менеджмента – общеобразовательный компонент изучения иностранного языка в школе, выполняющий следующие функции:
– развивает и углубляет содержание базового курса по английскому языку;
– готовит учащихся к сдаче ЕГЭ по иностранному языку на повышенном уровне;
– способствует удовлетворению индивидуальных потребностей, интересов и склонностей каждого школьника;
– позволяет учащимся оценить свои потребности, сделать обоснованный выбор профиля в старшей школе, а позднее и обоснованный выбор будущей профессии.
Цели и задачи курса
• совершенствование языковых навыков и умений по всем аспектам программы по английскому языку (говорение, аудирование, чтение, письмо);
• овладение новыми языковыми средствами в соответствии c темами, сферами и ситуациями общения, предусмотренными курсом;
• расширение социолингвистической и социокультурной компетенций учащихся, развитие навыков межкультурной коммуникации;
• расширение спектра ситуаций профессионально-ориентированного иноязычного общения путем широкого использования проектной деятельности;
• развивающей целью курса является развитие профессионального интереса к работе в сфере туристического менеджмента, развитие навыков делового и межличностного общения на английском языке, повышение корпоративной культуры, улучшение навыков работы с новыми информационными технологиями.
Принципы построения курса
Материалы данного курса отвечают следующим принципам:
– подбор материала осуществлён с целью дать основы знаний об актуальности, значимости и многогранности делового и межличностного общения в современном мире;
– аутентичные тексты, языковой материал и тренировочные упражнения, отвечающие тематике и задачам курса;
– развитие всех видов речевой деятельности; коммуникативная направленность обучения;
– творческий подход к решению поставленных перед учащимися задач, пробуждающий у учащихся интерес к получению знаний, выходящих за рамки данного курса;
– формирование интереса к культурам и народам других стран с целью практического использования языка.
Основное содержание курса
(32 учебных часа)
Учебный процесс строится на учебном пособии “Tourism and Catering Workshop”, автор: Neil Wood, издательство: Oxford University Press, 2003.
Учебное пособие включает 27 тем-уроков. Еще 5 часов отводятся на выполнение творческих заданий и контроль.
Предметное содержание курса
– Виды и цели современного туризма;
– Работа в гостиничном и ресторанном бизнесе;
– Полезные советы для путешественников;
– Знакомство с достопримечательностями, традициями и культурными особенностями разных стран;
– Маркетинг и реклама.
Речевые умения
В области обучения говорению учащиеся должны:
• овладеть основными моделями получения, обмена, передачи информации в форме монолога, диалога и полилога;
• уметь сравнивать и давать оценку предметов, действий, явлений;
• уметь выразить свою точку зрения и обосновать её; выражать согласие/несогласие с точкой зрения партнёра; выражать сомнение;
• уметь в ходе обсуждения принять общее решение;
• принимать участие в ролевой игре, используя соответствующий “роли” языковой материал.
Чтение
В области обучения чтению учащимся предлагаются аутентичные тексты информационного, научно-популярного, профессионального, личного характера, сопровождаемые разнообразными заданиями:
Обучение чтению с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение):
– определить происхождение и тематику текста;
– определить целевую аудиторию;
– подобрать заголовок.
Обучение чтению с выборочным пониманием нужной или интересующей информации (просмотровое/поисковое чтение):
– поиск информации для ответа на вопросы или проверки утверждений;
– выстраивание отрывков в логическом порядке;
– соотнесение абзацев с заголовками, темами или вопросами;
– проверка соответствия текста правилам написания такого рода текстов;
– построение диаграмм и таблиц по тексту.
Письмо
В области обучения письму учащиеся должны овладеть письмом как самостоятельным видом речевой деятельности, включающим как коммуникативные (анкета, резюме, e-mail, открытка), так и академические (конспект, информационный/рекламный листок, путеводитель, программа) его виды.
Основные методы обучения письму:
– создание текста по образцу;
– создание текста по заданным правилам;
– исправление предложенного текста согласно заданным правилам.
Аудирование
В области обучения аудированию учащиеся должны воспринимать на слух, понимать и реагировать на речь одноклассников и учителя.
Данный курс не предусматривает аудиоматериалов.
Социокультурные знания и умения
– Понимание значения английского языка (в т.ч. делового) в современном мире;
– Представление о социокультурном портрете стран, говорящих на изучаемом языке;
– Знакомство с отдельными социокультурными элементами речевого поведенческого этикета в англоязычной среде в условиях проигрывания ситуаций общения: “Обсуждение и выбор тура”, “Бронирование билетов/номера в отеле”, “Регистрация в аэропорту”, “Приём гостей в ресторане”, “Обмен денег/оплата”, “Проведение экскурсии”;
– Понимание и использование речевых различий в ситуациях формального и неформального общения в рамках изучаемых тем.
Лексическая сторона речи
Расширение объёма продуктивного и рецептивного лексического минимума за счёт лексических средств, обслуживающих темы, проблемы и ситуации общения, включённые в данный курс.
Предлагаемая к изучению лексика предъявляется в текстах для чтения и отрабатывается в упражнениях. Основные виды лексических упражнений:
– соотнесение слов с определениями/иллюстрациями; нахождение синонимов;
– заполнение пропусков в предложениях и текстах;
– определение стилистической окраски/коммуникативной функции слов и фраз;
– словообразование;
– работа с одноязычным/двуязычным словарём;
– перевод на родной язык.
Формы проведения занятий
В зависимости от уровня подготовленности учащихся в группе содержание и форма проведения занятий могут быть различными:
– индивидуальная, парная, групповая работа в классе (выполнение упражнений, работа со словарём);
– урок-семинар с использованием активных методов и коммуникативных приёмов обучения;
– ролевая игра;
– выполнение проектных заданий (как правило, связанных с поиском и/или аналитическим обзором материала в бумажных и электронных СМИ и справочной литературе);
– выполнение заданий творческого характера (создание проекта своего курорта/отеля, рекламных и информационных брошюр, подготовка экскурсии и т.п.).
Формы контроля
– Контроль чтения – понимание основного содержания/нахождение нужной информации (письменный тест);
– Контроль письма (выборочная проверка выполнения заданий курса);
– Тесты на знание лексики/умение пользоваться речевыми формулами;
– Контроль умения пользоваться словарём;
– Презентация проектных работ – устные выступления, адекватное оформление;
– Контроль говорения – ролевая игра.
Тематическое планирование элективного курса “Английский язык в сфере туристического менеджмента”
Учебный процесс строится на пособии “Tourism and Catering Workshop”
Neil Wood, Oxford University Press, 2003.
Учебное пособие включает 27 тем-уроков. Еще 5 часов отводятся на выполнение творческих заданий и контроль.
№ п/п | Название темы | Разделы пособия | К-во часов | Контроль | Вид контроля |
1 | Виды и цели современного туризма. | 1, 2, 5, 6, 20, 25, 26 | 7 | Контроль навыков письменной речевой компетенции | Написание
CV and application for a job |
2 | Работа в гостиничном и ресторанном бизнесе. | 3, 4, 7, 8, 9, 21 | 6 | Контроль навыков говорения (диалогической речи) | Проектная работа:
“Обзор гостиничных ресторанов” |
3 | Полезные советы для путешественников. | 10, 11, 12, 15, 16, 17, 22, 24 | 8 | Контроль навыков поискового чтения | Проектная работа:
“Брошюра полезных советов” |
4 | Знакомство с достопримечательностями, традициями и культурными особенностями различных стран. | 13, 14, 18, 19, 23 | 5 | Контроль социокультурной, социо-лингвистической компетенции | Проектная работа:
“Календарь праздников” (значимых событий, галерея знаменитых личностей) |
5 | Маркетинг и реклама. | 27 | 1 | Контроль навыков говорения (монологическая речь) | Проектная работа:
“План промо-кампании нового маршрута путешествия” |