Игровые методы на уроках английского языка
При планировании уроков я думаю не только о том, чтобы ученики запомнили новые слова, ту или иную структуру, но и стремлюсь создать возможности для индивидуального развития каждого ученика. Чтобы поддержать интерес детей к английскому языку, стараюсь понять, какие приёмы работы могут увлечь ребят.
И если у человека оказываются несформированными определённые качества личности, такие как коммуникабельность, толерантность, умение работать в паре, команде, готовность пойти на компромисс, умение убедить и в то же время умение отстоять свою точку зрения (эти качества, помимо образования, очень важны на современном рынке труда), то игровой метод на уроках английского языка позволяет формировать личностные качества, необходимые для успешной социализации ребят в обществе.
Понимая эту проблему, я пытаюсь соединять чтение, письмо и говорение в единое целое с выходом на игру, в том числе и ролевую. С помощью ролевой игры можно сконцентрировать внимание учеников на главном: овладеть речевыми навыками в процессе естественной ситуации, общения во время игры. Как известно, движущей силой говорения как вида речевой деятельности является мотив. Создание мотива говорения – самый важный компонент при организации ролевых игр.
В игре свободная речь учащихся соединяется со спонтанной. Кроме того, учащиеся сами или при поддержке учителя как партнёра составляют свои реплики, формируют аргументы и т.д., необходимые им, например, для отстаивания своей точки зрения или убеждения речевого партнёра. Другими словами, игры, в том числе и ролевые, позволяют развивать и углублять языковую компетенцию учащихся, а именно:
– активизировать разговорную деятельность, при этом создавать психологическую готовность детей к речевому общению и естественной необходимость многократного повторения ими языкового материала; тренировать учащихся в выборе нужного речевого варианта для высказывания своего мнения и убеждения собеседника (ролевая игра “Выходной день одной семьи”);
– формировать социокультурную компетенцию, другими словами, изучать культуру, традиции, обычаи другого народа, так как язык это шифр, код культуры другой нации.
Игра позволяет охватывать учащихся с разным уровнем обученности и разными способностями.
Словом, игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил.
Даже слабым ученикам участие в игре очень полезно. Чувство равенства, атмосфера увлечённости и радости, посильность заданий – всё это даёт возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал и возникает чувство удовлетворения и уверенности в себе – “оказывается, я тоже могу говорить наравне со всеми”.
Таким образом, игру можно рассматривать как ситуативно-вариативное упражнение, где создаётся возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближённых к реальному речевому общению с присущими ему признаками – эмоциональностью, спонтанностью, целенаправленностью речевого воздействия.
Игра – один из приёмов повышения интереса учащихся к уроку иностранного языка.
Как показывает практика, игровой метод может служить важным компонентом в учебном процессе с точки зрения здоровьесбережения. Не обязательно делать зарядку или проводить физкультминутку. Особенно в старших классах, когда на смену одного вида деятельности приходит, например, ролевая игра, либо игра, связанная с опросом своих соучеников, творческая проектная работа, то это обеспечивает релаксацию и отдых школьников.
Итак, использование игр на уроках иностранного языка позволяет глубже раскрыть личностный потенциал каждого ученика, развить его положительные личные качества (трудолюбие, активность, самостоятельность, инициативность, умение работать в команде и т.д.), сохранить и укрепить учебную мотивацию. Эти качества позволят выпускнику школы или высшего учебного заведения как можно быстрее профессионально интегрироваться в обществе и на современном рынке труда и найти адекватное своим способностям и образованию рабочее место.
Во-вторых, в игре учащиеся развивают свою языковую компетенцию, многократно повторяя те или иные речевые клише в данной конкретной ситуации.
В-третьих, игра помогает углублять социокультурную компетенцию, что важно при изучении иностранного языка.
В-четвёртых, игра позволяет снять стресс и может быть использована на уроке как приём здоровьесбережения.
РОЛЕВАЯ ИГРА "ВЫХОДНОЙ ДЕНЬ ОДНОЙ СЕМЬИ"
Класс разбивается на 2-3 группы по 5 человек, согласно количеству членов семьи (можно при необходимости по ходу добавить персонаж, например, приехавшей тёти из Великобритании, желающей посмотреть Москву в выходные.
Каждая команда получает листок с условиями ролевой игры, карточки с ролями и описанием характера каждого члена, его увлечений и пожеланий. Далее каждый член команды выбирает себе роль и формулирует свои аргументы, составляя реплики, почему он хочется именно этим заниматься в выходные. Группа выходит перед классом и представляет разговор семьи на тему, куда все вместе поедут, а не каждый по отдельности. Неизбежно при этом возникает спор, и игроки используют свои заготовки с аргументами. Однако в процессе происходит импровизация и спонтанная речь. Семья приходит или не приходит к общему решению. Смысл игры в том, чтобы член семьи смог убедить остальных поехать в желаемый пункт, туда, куда, по его мнению, отправиться будет наиболее целесообразно.
ROLE PLAY
You are a family of five persons: father (50), mother (45), daughter (16), son (17) and grandmother (68). In two days the weekend comes and your family is going to spend these days together.
Unfortunately, each member wants different things.
Father | He wants to stay home and watch two very interesting football matches between England and Russia. He works hard as a physics teacher at a grammar school the whole week and is very tired. He doesn’t want to travel anywhere. He is a couch potato and likes reading books and scientific articles about physics. |
Mother | She is a top manager at a big computer company, and it a very beautiful and industrious lady. There will be a computer fair “Cyberfair” in Saint Petersburg next weekend. She is going to drive to St. Petersburg and persuades her family to travel there with her. Her arguments: There is a lot of sightseeing here, famous museums (e.g. Hermitage), monuments, Tsarskoye Selo, numerous exhibitions of modern art. |
Daughter | She likes dancing and takes a dancing course. She is going to take part in a big concert in Berlin and asks her family to travel to Germany to accompany her and see the concert. The family has passports for each one to travel abroad. Moreover, her boyfriend lives in Germany and she wants her parents to meet him. |
Son | He likes playing golf. There will be the European Sport Competition in Nachabino near Moscow at the weekend. There is an International Golf Club in Nachabino, 30 km from Moscow. He wants to go there and stay in a hotel together with his family. Then, it is very important for him to see the matches and meet new friends. After school, he is going to make his sports career. |
Grandmother | Granny wants to go by train to her sister, who is 70 years old. She lives in Smolensk and at the moment has a bad cold. She calls from Smolensk every day and asks her relatives to visit and help her. Granny is very nervous what is going on with her elder sister, but thinks it is dangerous for her to go to the other city alone. She persuades her family to travel together. Also, Smolensk is a very beautiful old Russian city and there is a lot of sightseeing there. |
1. You chose your role.
2. Write your sentences where you persuade your family (each of them) to do what you would like to do, or travel together where you want.
3. Give all your arguments during your family conversation in front of the class.
4. Be ready to talk spontaneously.
ENJOY YOURSELVES!
В заключение хотелось бы подчеркнуть значение ролевых игр в ситуациях, когда пришедшим на интервью соискателям ролевые игры предлагаются в качестве испытания.
Речь идет о вакансиях для выпускников высших учебных заведений, например, таких как менеджер старшего звена, инженер, адвокат и т.д.
В один день приглашаются все подавшие резюме соискатели, как правило, порядка десяти человек. После короткого знакомства группа разбивается на команды, каждая команда получает задание с распределением ролей. Предлагается тема прикладного характера, задаётся ситуация, вполне реальная в жизни предприятия.
Пример.
Ваша фирма получила рекламацию от заказчика. В короткий срок необходимо проверить правомочность требований, оценить степень дефекта, связаться с заказчиком, принять решение о замене или выплате денег и уладить конфликт.
В течение игры за соискателями наблюдает комиссия предприятия-работодателя, состоящего из руководителя и его заместителя, а также сотрудников, выполняющих функции наблюдателей, которые имеют возможность оценивать качества каждого претендента в процессе игры. Каждый член комиссии заполняет бланк (Feedback) с перечисленными характеристиками. Речь идет об умении работать в команде, готовности помочь партнёру, коммуникабельности, гибкости, инициативности, лидерстве, трудолюбии, творческих качествах, логике, умении убедить партнёра принять твою точку зрения, и др. – в зависимости от предлагаемой вакансии.
Существуют так называемые Assessment Centres (Оценочные центры), задача которых путём всевозможных тестов, упражнений, case studies и ролевых игр выявить необходимые для объявленной вакансии личностные качества претендента. Получив сертификат центра, соискатель вакантного места рекомендуется (или нет) на указанное рабочее место.
Делая вывод о значении ролевых игр, необходимо подчеркнуть, что, с одной стороны, они формируют личностные качества учащихся в течение учебного процесса и помогают дальнейшей социализации в обществе. С другой стороны, с помощью ролевых игр во время интервью раскрываются качества индивидуума, ходатайствующего о вакансии.