Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Английский язык»Содержание №9/2010

Уроки войны

Приближается очередной юбилей Великой победы, и заранее становится не по себе, когда представляешь, как опять нахлынет мутный поток славословий, привычных штампов и многоголосой лжи. В нашей стране почему-то принято считать, что только мы, великие и несокрушимые, выиграли эту войну.

Несчастье наше в том, что Советский Союз и Германия были однотипными государствами с тоталитарным общественно-политическим устройством. Говорить о преступлениях Сталина, о страшной войне, которую сталинское правительство вело против своего народа, не останавливаясь даже во время Великой Отечественной, наверное, не менее важно, чем славить победы.

В этот день мы обязаны вспомнить уроки той войны и всех, кто внёс свой вклад в Победу. А обращаясь к истории страны изучаемого языка, почему бы не рассказать детям о благородной роли маленькой Англии и тем самым отдать дань исторической правде.

Сталин подписал с Гитлером пакт о ненападении, и оба бросились делить Европу. Гитлер вторгся в Польшу. Англия и Франция, связанные обязательствами перед Польшей, объявили фашистской Германии войну. Поначалу эту войну называли странной (phoney), но всё же это была война. Когда в июне 1940 года Гитлер разгромил Францию, он начал воздушную и морскую войну против Великобритании, которая осталась в одиночестве против огромной разрушительной силы. В гордом одиночестве, на пределе человеческих сил. Через полтора года Черчилль вспоминал это состояние. “When I warned them [the French Government] that Britain would fight on alone whatever they did, their Generals told their Prime Minister and his divided Cabinet: ‘In three weeks England will have her neck wrung like a chicken.’ Some chicken! Some neck!”) Speech to the Canadian Parliament, 30 Dec, 1941.

У Великобритании была небольшая армия, предназначенная в основном для защиты колоний. Но в то же время она обладала огромным флотом. И этот флот приступил к решительным действиям и воевал с немыслимым напряжением. Островное государство полностью зависело от морских путей, и военный флот защищал их самоотверженно. С сентября 1939 до мая 1940, т.е. за время так называемой “странной войны”, британский флот нёс огромные потери, но он успешно выполнил две основные задачи: блокировал германское транспортное судоходство в Атлантике и спас свою страну от морской блокады. При этом, пока Великобритания препятствовала поставкам стратегического сырья в Германию, Сталин снабжал Гитлера всем, что ему требовалось для ведения войны: потоком шли эшелоны с советской нефтью, зерном, хлопком и цветными металлами. Без дружеской помощи Сталина Гитлер не достиг бы таких успехов в Европе. И Сталину хотелось, чтобы Гитлер разгромил ненавистных капиталистов, а потом они бы поделили мир между собой по-братски. (“Неплохо, если руками Германии будет расшатано положение богатейших капиталистических стран (в особенности Англии). Гитлер, сам этого не понимая и не желая, расшатывает, подрывает капиталистическую систему… Мы можем маневрировать, подталкивать одну сторону против другой, чтобы лучше разодрались”. Лев Безыменский. Гитлер и Сталин перед схваткой. М. 2000.).

Другая сила, на которую опиралась Великобритания, – это ее авиация. В ноябре 1940 года Молотов посетил Берлин. Вечером 13 ноября в момент переговоров Гитлера и Молотова британские самолёты совершили воздушный налёт на Берлин, поэтому встреча завершилась в бомбоубежище. Этим Черчилль ещё раз продемонстрировал ту решимость, к которой он призывал нацию в известном выступлении по британскому радио 4 июня 1940 года: “Мы пойдём до конца, мы будем сражаться во Франции, мы будем сражаться на морях и в океанах, мы будем сражаться с растущей уверенностью и растущей силой в воздухе, мы будем защищать наш остров, чего бы это нам ни стоило, мы будем сражаться на берегу, мы будем сражаться на посадочных площадках, мы будем сражаться в полях и на улицах, мы будем сражаться в горах, мы никогда не сдадимся.” Это знаменитое обращение Черчилля к соотечественникам мы можем дать ученикам прочитать по-английски. Стиль безупречен. “We shall not flag or fail. We shall fight in France, we shall fight on the seas and oceans, we shall fight with growing confidence and growing strength in the air, we shall defend our island, whatever the cost may be, we shall fight on the beaches, we shall fight on the landing grounds, we shall fight in the fields and in the streets, we shall fight in the hills; we shall never surrender.” (Speech, House of Commons, 4 June 1940)

Стоит рассказать детям о Дюнкерской операции. В конце мая 1940 года английские, французские и бельгийские части оказались блокированы фашистскими войсками на побережье пролива Па-де-Кале. Около 330000 союзников оказались в ловушке под безжалостным обстрелом немецких бомбардировщиков. Порт Дюнкерка мог принять только небольшое число кораблей, способных эвакуировать примерно 45 тысяч человек. Остальным, ожидавшим спасения в дюнах, угрожал плен. И тогда те, что стояли на берегу и с отчаянием глядели в сторону Англии, вдруг увидели то, что теперь называется “чудом Дюнкерка” (The ‘miracle of Dunkirk’). Из тумана к ним на выручку двигались сотни небольших лодок, яхт, катеров, рыбачьих шхун – все, что было в распоряжении у мирного населения. Услышав по радио призыв помочь большим кораблям перевезти через пролив солдат, люди немедленно откликнулись и пустились в опасное плавание. Королевский воздушный флот потерял 177 самолетов, морской – шесть кораблей, французский – три, но большая часть армии была спасена.

Многие из тех лодочек до сих пор на ходу. На одной из них памятная табличка, говорящая, что во время войны ее владельцы – отец и сын-подросток – несколько раз переправлялись через пролив, рискуя жизнью.

Радость от неожиданного избавления была так велика, что Черчиллю даже пришлось напомнить соотечественникам, что одной эвакуацией победы не добьешься, но “дух Дюнкерка”, чувство единения нации не умирало до конца войны.

Приступая к завоеванию острова, Гитлер начал массированные бомбёжки с воздуха. Главной целью были аэродромы, заводы, радарные установки и наконец просто гражданское население. 13 августа 1940 года через Ла Манш перелетело в общей сложности 1485 бомбардировщиков Люфтваффе. Немецкое вторжение было запланировано на 7 сентября. Сотни самолетов направились к Лондону, но не с парашютистами, а снова с бомбами. Древний прекрасный город собирались стереть с лица земли. Лондон бомбили на протяжении пятидесяти восьми ночей. В ночь на 29 декабря пожар от бомб распространился шире, чем в 1666 году. Горело множество драгоценных церквей, построенных Кристофером Реном, горел Букингемский дворец, было охвачено огнём здание парламента, и только собор Святого Павла возвышался над клубами дыма. Король и королева отказались лететь в Канаду, остались со своими подданными, их присутствие ободряло не только лондонцев.

Children in a Bomb Shelter During the Battle of Britain. England, 1940-41

http://shorpy.com

“Битва за Британию”, как её торжественно назвал Черчилль, завершилась победой по нескольким причинам. Как объясняют английские историки, английские аэродромы спасло изобретение радиолокационной установки, которая была запатентована в Англии в 1935 году. Другой удачей считается разгадка кода немецкой шифровальной машины “Энигма” – прообраза компьютера. Один молодой польский математик, работая в 1938 году в Германии на предприятии, выпускающем сигнальные установки, записал технические данные и вывез их в Британию. На основании его данных британские и французские секретные службы создали деревянную модель Энигмы, а позже был похищен и доставлен в Англию законченный образец установки. В 1939 году британская разведка приступила к реализации проекта под кодовым названием “Ультра” – расшифровке системы кодирования. Над шифром бились математики, любители кроссвордов, шахматисты и будущие компьютерщики. Когда же британцев осенило разузнать девичью фамилию матери Гитлера и обратить внимание на год его рождения, у союзников в руках оказалось непобедимое оружие. Тайна проекта «Ультра» была раскрыта только в 1974 году, и его история описана одним из участников, Фредериком Винтерботамом, в книге “Секрет Ультра”.

А вот немецким шпионам в Англии решительно не везло. При первой попытке внедриться в страну их немедленно разоблачали.

Расшифровывая секретные переговоры нацистов, британцы узнали, что Гитлер готовится напасть на Советский Союз. Сталин, как обычно, эти предупреждения проигнорировал. Об этом написано немало. Когда же началась Великая Отечественная, Черчилль немедленно объявил о союзничестве с СССР. Позже в своем многотомном труде “Вторая мировая война” он писал: “Если бы Гитлер вторгся в самый ад, я бы выступил в пользу дьявола в Палате общин”.

С весны 1941 г. гитлеровское руководство начало перераспределять силы на Восток для нападения на СССР. Англичане получили возможность передышки и собирания сил. Так рухнули планы “воздушной войны” против Британии.

Британцы гордятся победами Монтгомери в Северной Африке и скорбят из-за поражения в Греции. Но есть вот какое мнение военных историков. Бросив силы на разгром британских войск в Греции, Гитлер вынужденно отложил вторжение в Россию на шесть недель, к Москве подошёл, когда уже начались морозы (самая мощная поддержка российской армии), так что есть ещё одна причина утверждать, что великая война выиграна общими усилиями. Не будем забывать о сотнях тысяч тонн продовольствия, поступавшего из Америки, о миллионах пар кожаной обуви, меховых куртках для лётчиков, парашютах, тысячах километров шерстяных тканей, но главное – это были автомобили, боеприпасы, самолёты, танки. Из 13 миллиардов долларов, отпущенных Конгрессом США на борьбу с фашизмом, 63 процента пошли в страны Британского содружества наций и 22 процента – в Советский Союз. И это несмотря на то, что к большевизму у американцев не могло быть хорошего отношения. Но Гитлер был страшнее.

Для Британии участие в этой святой войне с абсолютным злом навсегда останется предметом гордости. Во время войны утихли политические споры, вся страна объединилась в борьбе с врагом. Ни один британец, ни один американец не перешёл на сторону Гитлера. С советской стороны таких оказалось больше миллиона, и мы знаем почему.

The gratitude of every home in our Island, in our Empire, and indeed throughout the world, except in the abodes of the guilty [referring to the Axis], goes out to the British airmen who, undaunted by odds, unwearied in their constant challenge and mortal danger, are turning the tide of the world war by their prowess and by their devotion. Never in the field of human conflict was so much owed by so many to so few.”

Winston Churchill

Для простых британцев война принесла немыслимые завоевания на демократическом фронте. Закон об образовании 1944 года установил бесплатное образование для детей в возрасте от пяти до пятнадцати лет, а также бесплатное питание в школах. На послевоенных выборах лейбористы одержали сокрушительную победу, что означало расширение социальных льгот, особенно для детей и пенсионеров, запрет телесных наказаний в школах и исправительных заведениях и многое, многое другое. Эти мощные социальные реформы даже называют “Британской революцией 1945 года”.

После войны в нашей стране, увы, поднялась новая волна сталинских репрессий. И не только в нашей стране, но на всех территориях, освобождённых Красной Армией.

Winston Leonard Spencer Churchill, 1874 – 1965

I would say to the House, as I said to those who have joined this Government, ‘I have nothing to offer but blood, toil, tears and sweat’.

Victory at all costs, victory in spite of all terror, victory however long and hard the road may be; for without victory there is no survival.

Speech, House of Commons, 13 May 1940

We shall not flag or fail. We shall fight in France. we shall fight on the seas and oceans, we shall fight with growing confidence and growing strength in the air, we shall defend our island, whatever the cost may be, we shall fight on the beaches, we shall fight on the landing grounds, we shall fight in the fields and in the streets, we shall fight in the hills; we shall never surrender.

Speech, House of Commons, 4 June 1940

Let us therefore brace ourselves to our duty and so bear ourselves that if the British Commonwealth and Empire lasts for a thousand years men will still say, ‘This was their finest hour’.

Speech, House of Commons, 18 June 1940

Do not let us speak of darker days; let us rather speak of sterner days. ‘These are not dark days: these are great days – the greatest days our country has ever lived; and we must all thank God that we have been allowed, each of us according to our stations, to play a part in making these days memorable in the history of our race.

Address to the boys of Harrow School, 29 Oct. 1941

There is no finer investment for any community than putting milk into babies.

Radio Broadcast, 21 March, 1943

An iron curtain has descended across the Continent.

Address at Westminster College, Fulton, USA, 5 March, 1946

Используемая литература

Большая Советская энциклопедия;

Александр Верт. Россия в войне 1941–45;

энциклопедия “Британика”;

Catherine Merridale, Ivan’s War;

John O’Farrell, An Utterly Impartial History of Britain.

Ольга Свенцицкая ,
гимназия № 1567, Москва