Интегрированный урок-концерт как способ стимуляции познавательной и творческой активности учащихся
Мы работаем в школе с давно сложившимися традициями, хорошо известной своими математическими классами, существующими с 1968 года. Почти полвека наши выпускники успешно поступают в вузы и реализуют себя в жизни.
Однако нам, преподавателям гуманитарного цикла, конечно же, хотелось поработать и с классами иной, НАШЕЙ направленности. И когда два года назад администрацией школы было принято решение создать гуманитарный класс, в котором будут элективные курсы литературы, истории, русского и иностранного языков, мы восприняли это предложение с энтузиазмом. Было одно только “но”: “исторически” так сложилось, что наиболее сильные дети поступают в математические классы, как когда-то их мамы и папы и даже бабушки и дедушки (тем и сильны традиции!).
Однако в последнее время в нашей школе, как и в целом в стране, наметились новые тенденции, связанные с гуманитаризацией учебного процесса. Мы учли, что некоторые ребята проявляют интерес к творчеству, предметам филологического цикла, в которых они могут лучше реализовать свои возможности, чем в технических. И наши девятиклассники были верно сориентированы и достаточно высоко мотивированы на обучение в классе гуманитарного профиля.
Прежде всего мы старались развивать ребят в творческом направлении, постоянно используя межпредметные связи, посещая выставки, музеи, концерты классической музыки, театральные постановки. В прошлом учебном году провели открытый урок-концерт “Поэты пушкинской поры – о любви”; ребята участвовали в творческих конкурсах, откликались на наши начинания охотно, проявляли интерес. Успешной работе с классом способствовало и применение здоровьесберегающих технологий (ведь мы работаем в “Школе здоровья”!): создание комфортных условий обучения и благоприятного психологического климата, работа с небольшими группами учащихся, индивидуальный подход к каждому. Всё это в немалой степени помогает лучшему восприятию и усвоению материала.
И вот, наконец, мы посчитали, что пришло время ребятам и самим показать, на что они способны. Ведь в рамках обычного урока не все имеют возможность в полной мере реализовать свой творческий потенциал. Мы затеяли новый проект – интегрированный урок-концерт “Мне от любви покоя не найти…” (по произведениям Шекспира). При этом мы ставили не только познавательные цели (выучить сонеты и сцены из трагедии “Ромео и Джульетта” на русском и английском языках), но и творческие: ученики вместе с учителями подбирали музыку, придумывали костюмы, декорации, рисовали плакаты, делали переводы сонетов Шекспира, принимали участие в постановке сцен, входили в роли, – в общем, загорелись этой идеей, по-настоящему “заболели” Шекспиром. В процессе подготовки к уроку-концерту ребята на уроках углублённо изучали творчество Шекспира, смотрели и обсуждали классическую экранизацию трагедии “Ромео и Джульетта” режиссёра Франко Дзеффирелли с прекрасной музыкой Нино Рота. Особенно важным нам кажется, что в подготовке и проведении открытого урока приняли участие все ученики гуманитарного класса.
Три месяца готовились мы с десятиклассниками к этому уроку-празднику. А когда он состоялся, то поняли, что не зря потратили столько усилий. Присутствовавшие на Шекспировском вечере представители администрации школы и другие учителя-предметники отметили, что совершенно по-иному взглянули на своих не самых сильных учеников: в них появилась вера в себя, желание творить, “чувство сцены”, радость от соприкосновения с искусством. С одной из сцен из “Ромео и Джульетты” позже ребята выступили на Окружном конкурсе чтецов, где заняли второе место.
Мы остались довольны своими десятиклассниками и можем посоветовать всем учителям гуманитарного цикла: побольше уроков, стимулирующих интерес учащихся к вашим предметам, интеграции, творческих союзов!
Предлагаем конспект нашего Шекспировского вечера.
“Мне от любви покоя не найти. И днем, и ночью – я всегда в пути”
Звучит музыка Микаэла Таривердиева из к/ф “Адам женится на Еве”.
На сцене надписи:
“Уильям Шекспир. 1564–1616”.
“Нам говорит согласье струн в концерте,
Что одинокий путь подобен смерти”.
“Что без тебя просторный этот свет?
В нём только ты. Другого счастья нет”.
“Любовь хитра, – нужны ей слёз ручьи,
Чтоб утаить от глаз грехи свои”.
Участники вечера сидят полукругом на сцене, слева и справа – ведущие. Каждый из них читает по два сонета: на английском и на русском языке.
Часть 1
Первый ведущий: Уильям Шекспир – великий английский драматург, поэт эпохи позднего Возрождения.
Сегодня нам хотелось бы обратиться к двум аспектам его творчества – знаменитым сонетам и трагедии “Ромео и Джульетта”.
Но сначала о сонетах. Всего Шекспиром было написано 154 сонета, большая часть которых создавалась в 1590х годах.
Весь цикл сонетов делится на отдельные тематические группы:
– сонеты, посвященные другу;
– сонеты, посвященные смуглой возлюбленной;
– заключительные сонеты, воспевающие радость и красоту любви.
В английской традиции в сонетах (стихотворениях, состоящих из 14 строк), принята следующая рифмовка: 3 перекрестные рифмы и одно завершающее двустишие. Эта традиция прежде всего заложена именно Шекспиром.
В разное время многие сонеты Шекспира были положены на музыку. И сегодня вы услышите музыкальные версии этих сонетов композитора Микаэла Таривердиева в исполнении автора. Сейчас прозвучит сонет, воспевающий дружбу (№ 7).
А теперь – сонет № 66, очень важный в творчестве Шекспира, доминирующим настроением в котором будет растущее отчуждение и меланхолия. Сегодня все сонеты в исполнении ребят прозвучат сначала на английском языке, а потом на русском в переводе Самуила Маршака. Итак, сонет № 66.
Сейчас вы услышите сонет № 76, в котором речь идет об испытании дружбы.
Во многих сонетах Шекспира звучит тема соперничества и ревности, например, в сонете № 92.
Эта же напряжённая тема соперничества характерна и для сонета № 93, который называют “сонетом о яблоке”.
Та же тема затрагивается и в знаменитом 90м сонете, многократно положенном на музыку нашими известными бардами.
А теперь – музыкальная версия сонета № 102, в котором звучит тема настоящей дружбы и любви.
Тема возобновленной дружбы и торжества любви радостно звучит и во многих других сонетах Шекспира. Мы предлагаем послушать сонет № 116.
И… его музыкальную версию.
Оптимизмом проникнут сонет № 121, отстаивающий правой на собственное мнение вопреки принятой морали.
Сонеты, посвященные “смуглой возлюбленной”, занимают особое место в творчестве Шекспира. Сейчас вы услышите 117-й сонет, в котором любовь проходит испытания.
И снова – музыка Микаэла Таривердиева.
А теперь – один из самых известных сонетов Шекспира – №130. Он интересен тем, что в нём автор отвергает привычные в обществе штампы, которыми обычно описывались светские красавицы, и утверждает свой, естественный идеал красоты. Несомненно, этот сонет актуален в любое время и в любом месте.
А теперь – музыкальная интерпретация сонета № 137, в котором речь идет о муках любви.
Завершая обзор сонетов Шекспира, мы предлагаем вам послушать заключительный, 154 сонет, тема которого – радость и красота любви.
И вновь – музыка Микаэла Таривердиева. Сонет № 143, посвященный загадочной смуглой леди.
Часть 2
Звучит музыка Нино Рота из к/ф “Ромео и Джульетта” Франко Дзеффирелли.
Второй ведущий: А теперь мы предлагаем вам обратиться к первой трагедии, написанной Шекспиром в 1595 году, то есть в тот же самый период, когда создавались и его сонеты. Как и все раннее творчество Шекспира, трагедия эта проникнута жизнеутверждающим началом. Несмотря на гибель героев в финале пьесы, её справедливо принято считать “светлой трагедией”, потому что в ней любовь торжествует над смертью. Вы, конечно же, догадались, что речь идет о знаменитой трагедии “Ромео и Джульетта”, в которой рассказана история развития человеческой личности в борьбе с внешними обстоятельствами за право на свободную любовь.
Эта лирическая, даже можно сказать, оптимистическая трагедия, стала настоящим гимном всепобеждающей любви, а имена главных героев – на все века символами обозначения высшей поэзии страстной и преданной любви.
Сейчас вы увидите 3 сцены из этой трагедии. Сначала – на русском языке – мы представим разговор Джульетты с матерью и кормилицей о возможном замужестве героини в связи со сватовством графа Париса (акт 1, сцена 3).
А ещё ребята приготовили сцены и на языке оригинала. И сейчас вы увидите фрагмент разговора Ромео с кормилицей Джульетты по поводу подготовки к предстоящему тайному венчанию героев (акт 2, сцена 4).
И в заключение мы представляем вам, наверное, самую знаменитую сцену этой трагедии. Это сцена свидания героев на балконе Джульетты. Она прозвучит частично на русском, а частично на английском языке (акт 2, сцена 2).
Все участники вечера выходят на сцену. Звучит романс из к/ф “Ромео и Джульетта”.
Фото предоставлены авторами