Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Английский язык»Содержание №6/2010

Натюрморт в искусстве

Интегрированный урок английского языка и МХК в 10-м классе

Цели урока: развитие коммуникативных и познавательных навыков на основе изучения мировой художественной культуры

Задачи урока:

1) получение знаний по развитию жанра натюрморта в Европейской живописи;

2) развитие диалогической и монологической речи;

3) описание и сравнительный анализ произведений:

а) Франс Снейдерс. “Рыбная лавка”;

б) Караваджо “Корзина с фруктами”;

в) Виллем Клас Хеда. “Завтрак с ежевичным пирогом”.

4) Обсуждение художественного подтекста натюрмортов, являющихся картинами жизни человека конкретной эпохи.

Визуальные средства: слайды, репродукции.

ХОД УРОКА

Урок проходит на английском языке. Предварительно ученикам раздаётся список новых слов, которые они должны освоить в ходе обсуждения картин.

В начале занятия дается целевая установка и вводится понятие “artistic space”(художественное пространство). Далее учитель обсуждает с учениками этимологию русского термина “натюрморт”, происходящего от французского nature morte (“мертвая природа”), и его английского эквивалента “still life” (“тихая жизнь”): “Still life in French has the meaning “dead nature”. Can you see any difference in these meanings?”

Учитель предлагает ученикам описать и дать сравнительный анализ картин. Урок продолжается в форме диалога “учитель – ученик”, где учащиеся отвечают на вопросы учителя:

What can you see in the picture?

How are all things situated in the picture?

What colors are used by the painter?

What is the main topic of this work of art?

Can we imagine the owner of the things in the picture?

What can we say about his way of life? Character? Social status?

После обсуждения картин ребята обнаруживают, что в каждом из натюрмортов в той или иной степени присутствует образ человека, и что изображенные предметы дают немало интересной информации относительно его характера, привычек и интересов, социального положения и даже (как в случае с натюрмортом Караваджо) духовной жизни. Постепенно учитель подводит учеников к формулировке вывода о возможностях жанра натюрморта. Натюрморт – нечто большее, чем простое изображение неодушевленных предметов. В руках талантливого живописца этот жанр становится характеристикой как образа жизни отдельной личности, так и социальных ценностей эпохи.

В конце урока ученики высказывают свои собственные мнения о смысле существования натюрморта в искусстве.

Результаты урока:

1. Понимание художественных особенностей и глубинного содержания произведений в жанре натюрморта.

2. Освоение новой бытовой лексики, необходимой для описания натюрмортов, а также искусствоведческой терминологии на английском языке.

3. Овладение первичными навыками искусствоведческого анализа на иностранном языке, а также навыками бытового диалога о произведениях искусства.

Боровская Н.Ф., Макарова Т.А. ,
ГОУ лицей № 1525 "Воробьевы горы"