Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Английский язык»Содержание №5/2010

Использование информационных технологий на уроках английского языка

Компьютер и Интернет не являются сегодня чем-то экзотическим для наших учеников, поэтому современный, идущий в ногу со временем учитель задаёт себе вопрос, как, используя возможности компьютера, построить преподавание своего предмета наиболее эффективно. На самом деле возможности практически безграничны: обучающие программы, мультимедийные словари и электронные учебники, презентации, проекты, дистанционное обучение, Интернет-олимпиады и многое другое.

Варианты использования компьютера на разных уроках:

• повторение пройденного;

• изучение нового материала;

• закрепление нового материала;

• домашнее задание.

Специальным образом подобранные и организованные наглядные средства обучения на различного рода носителях: видеоматериалы (фильмы, телевизионные программы, видеоклипы), а также статичные тематические изображения – дидактические картины (слайды, транспаранты, картинки, рисунки, плакаты, таблицы, схемы) давно и успешно используются в учебном процессе как неотъемлемая его часть, представляя собой наиболее доступную для восприятия форму предъявления учебного материала. Наглядные средства обучения дают учащемуся дополнительную психологическую опору для успешного усвоения учебного материала.

В этом случае презентация, которая выгодно отличается от классной доски и даже самого современного и хорошо иллюстрированного учебника своей красочностью, обилием наглядного материала, может быть использована как стимул к изучению новой темы.

Демонстрируемые слайды, сопровождающиеся краткой фактической информацией, служат хорошим стимулом к порождению собственных высказываний учащихся, если сопровождаются заданиями интерактивного характера, а не просто предъявляются как картинки.

Iceberg

Ocean

Desert

Mountain

Наиболее эффективны эти методы для проведения итоговых уроков по теме, ибо в презентацию включается изученный материал, который закрепляется в ходе выполнения различных заданий (это могут быть вопросы проблемного характера, различные викторины, кроссворды, комментарии учащихся по ходу презентации и пр.). Умения, которые учащиеся приобретают, выполняя такие работы, полезны не только для изучения английского языка. Практические навыки работы на компьютере, вне сомнения, пригодятся им в дальнейшей жизни.

Учащимся начальных классов особенно нравятся уроки-сюрпризы. Для школьников игра – путь к познанию в дополнение к скучным, однообразным, повторяющимся методическим приёмам. Играя, ученики с удовольствием включаются в процесс обучения. Игровая деятельность включает в себя упражнения, формирующие умения выделять основные признаки предметов, сравнивать, обобщать, развивать умение владеть собой и т.д.

Try to remember as many animals as you can:

Игра как один из видов стимулирования творческой активности:

• Создание психологической готовности детей к речевому общению;

• Обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;

• Тренировка учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи.

Игра является средством создания ситуации общения. Использование учебно-речевых игровых ситуаций полностью отвечает возрастным особенностям детей и создаёт условия для их естественного общения.

Преимущества использования компьютера на уроках английского языка

• повышение мотивации учащихся;

• большая степень интерактивности обучения;

• индивидуальность обучения;

• оперирование большими объемами информации;

• неограниченное количество обращений к заданиям;

• адаптивность, т.е. возможность использования комплекса средств для предоставления информации – текста, звука, графики, мультипликации, видео.

Основными целями применения цифровых образовательных ресурсов на уроках английского языка являются:

• повышение мотивации к изучению языка;

• развитие речевой компетенции: умение понимать аутентичные иноязычные тексты, а также умение передавать информацию в связных аргументированных высказываниях;

• увеличение объёма лингвистических знаний;

• расширение объёма знаний о социокультурной специфике страны изучаемого языка;

• развитие способности и готовности к самостоятельному изучению английского языка.

На уроках английского языка с помощью компьютера можно решать целый ряд дидактических задач:

• совершенствовать умения письменной речи школьников;

• пополнять словарный запас учащихся;

• формировать у школьников устойчивую мотивацию к изучению английского языка.

Применяемая в школе на уроках английского языка визуализация процесса аудирования посредством использования ИТ служит хорошим подспорьем в достижении поставленных целей.

Результаты:

• Успешное начало обучения иностранному языку способствует созданию высокой мотивации к изучению иностранных языков. Успех обучения и отношение учащихся к предмету во многом зависят от того, насколько интересно и эмоционально проходят уроки.

• В процессе обучения иностранным языкам учащихся младшего школьного возраста большое значение имеет игра. Чем больше используется игровых приёмов, наглядностей, тем интереснее проходят уроки, тем прочнее усваивается материал. Интересный материал, интересный урок может настолько захватить учащихся, что они готовы работать с увлечением продолжительное время, не замечая усталости.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что использование мультимедийных программ вовсе не исключает традиционных методов обучения, а гармонично сочетается с ними на всех этапах обучения: ознакомление, тренировка, применение, контроль. Использование компьютера позволяет не только многократно повысить эффективность обучения, но и стимулировать учеников к дальнейшему самостоятельному изучению английского языка.

Поскольку я использую ИТ довольно часто и уже в течение длительного периода, то хотела бы уверить всех, кто сомневается, что это большое подспорье учителю в проведении “сложных” уроков, например, по отработке грамматического или фонетического материала. Трудоёмкий процесс неожиданно становится увлекательным действом, и вы удивитесь, насколько учащиеся легче усваивают казавшийся неизмеримо трудным материал урока.

Выводы:

• Школа должна предоставить учащимся возможность адаптации к требованиям и реалиям современного техногенного общества.

• Информационные технологии призваны научить ученика применять свои знания на практике (проводить исследования на основе полученных знаний, использовать их для создания продукта и т.д.).

• Использование некоторых компьютерных программ позволяет облегчить труд педагога: подбор заданий, тестов, проверку и оценку качества знаний, тем самым на уроке освобождается время для дополнительных заданий (за счёт того, что материалы заранее заготовлены в электронном виде).

Статья опубликована при поддержке интернет-сервиса Diclib.com. Этот ресурс будет полезен не только переводчикам и профессиональным лингвистам, но и всем тем, кто только начинает изучать иностранный язык или же совершенствует свои знания, в первую очередь, английского языка. Русско-английский и англо-русский словарь онлайн на сайте diclib.com позволяет осуществлять поиск слов и выражений во множестве справочных материалов: двуязычных и толковых словарях, словарях синонимов и антонимов, а также словарях примеров употребления слов и выражений в газетах и журналах разных стран. Кроме того, Diclib.com – это интернациональное сообщество людей, которые, общаясь в чате, помогают друг другу в изучении иностранных языков, а также языковой форум, зарегистрировавшись в котором, Вы сможете делиться с аудиторией своими соображениями на темы, связанные с изучением иностранных языков, лингвистикой и составлением словарей. Комментарии других пользователей, консультации профессионалов, обсуждение с интернет-сообществом сложных языковых проблем, превратят изучение иностранного языка в интересное и увлекательное занятие.

Photos from www.shutterstock.com

Виктория Викторовна Серёгина ,
МОУ лицей № 23, г.Калининград