Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Английский язык»Содержание №5/2010

Приёмы активизации работы учащихся на уроках английского языка

Сегодня мы много говорим о деятельностном подходе к обучению, о том, что учитель должен не вкладывать знания в головы своих учеников, а должен научить их самостоятельно добывать знания на основе уже имеющихся умений и навыков, научить выстраивать ассоциативный ряд, который будет помогать получать новые знания, необходимые для решения жизненных ситуаций. Вот поэтому на своих уроках я уделяю огромное внимание не только обучению основам языка – чтению и письму, грамматике, словарному запасу, устной речи и аудированию, – но так же и развитию уверенности и свободы в общении. Считаю, что этого можно достичь, используя приемы интерактивного обучения на уроках и во внеурочной деятельности. Методика интерактивного обучения вырабатывает у учащихся коммуникативные навыки, которые помогают им завести новых друзей и проявить свои личные качества. У детей появляется чувство уверенности, так как упражнения на приобретение этого навыка, например, исполнение песен, чтение стихов, рассказы о себе и своих увлечениях, позволяют говорить на английском языке свободно и раскованно. Работа с аудио- и видеоматериалами помогает совершенствовать у учащихся навыки говорения, выявлять ошибки и своевременно устранять их. Ролевые игры, работа в группе и парах, конкурсы “hand-made”, инсценировки, праздники, мультимедийные проекты раскрывают в детях таланты и творческий потенциал, формируют естественную и беглую речь на английском языке. Считаю, что преимущество интерактивной методики в том, что обучение проходит более эффективно, потому что учащиеся не просто заучивают новый материал, а активно практикуют его на уроке и вне урока.

Статья опубликована при поддержке Группы компаний Арис, занимающейся производством, продажей и установкой стальных дверей и металлоконструкций в Москве, а также в ряде районов Московской области. Поэтому если Вам необходимы железные двери в Пушкино, Сергиевом Посаде или Ивантеевке можете смело обращаться в Арис и заказывать надежное и качественное изделие, которое прослужит Вам долгие годы. После получения Вашей заявки мастер компании выедет по указанному Вами адресу, произведет необходимые замеры, поможет с выбором наиболее подходящей для Вашего случая модели и оценит объем предстоящих работ. Предварительно ознакомиться с предлагаемой компанией продукцией можно в собственных выставочных залах Ариса, а также на сайте arisdoors.com.

В данной статье я остановлюсь только на нескольких моментах, помогающих активизировать работу учащихся на уроке. Каждый учитель знает, как иногда бывает сложно перестроить учащихся на иностранную речь. Чтобы снять этот языковой барьер, я каждый урок начинаю с речевой зарядки, так называемой warm-up. Например:

• Describe an orange.

• Say the first seven letters of the alphabet backwards.

• Describe what you had for lunch yesterday.

• Name the colours of the rainbow.

• Explain why you are studying English.

• Describe the difference between an elephant and a cat.

Работа проходит в парах в течение одной минуты, но это помогает детям окунуться в иностранную речь, настроиться на урок. Далее перехожу к теме урока.

Например, Unit 2 “A sense of identity” (учебник Matrix, Upper-Intermediate , авторы Kathy Gude with Jayne Wildman).

Вначале учащимся предлагается задание личного характера:

Think of a member of the family:

– what the person looks like;

– what he/she is wearing today;

– what he/she is probably doing at the moment, etc.

Далее идёт диалог по картинкам. После этого ученики работают с материалом учебника, выполняя предложенные задания.


Иллюстрация из учебника Matrix, Upper-Intermediate,

авторы Kathy Gude with Jayne Wildman

Например:

A. Can you describe the two people in the picture? Say what they look like, what they are wearing, what they are doing and what you think their jobs are? (Фотография футболиста Дэвида Бекхэма и его жены Виктории.)

B. The picture is of football player David Beckham and his wife, pop star Victoria (Posh Spice). Or is it? Read the questions carefully, then listen and write short answers.

1. What are the real names of the people in the picture?

2. Who is speaking on the tape?

3. What was the woman studying nine months ago?

4. What has she become?

5. How much money has she earned?

6. What often happens when the couple go out together?

7. How have they kept up with changing styles?

К особым приёмам, которые создают условия для развития творческого потенциала учащихся, активизации их деятельности на уроке, относится ролевая игра, где учащиеся творят свой собственный реальный мир, развивают свои умения взаимодействовать с другими людьми.

Цели любой ролевой игры: обеспечить возможность для коммуникации; усилить практическое владение языком; практиковать спонтанную речь.

Основными ролевой игры всегда является информационный пробел. Проводя ролевые игры, я стараюсь соблюдать следующие условия: определить цель общения; представить её в реальном общении; создать информационный пробел; дать речевую установку. Любая ролевая игра должна быть рассчитана на разный уровень подготовки учащихся, она не должна быть очень трудной и эмоциональной. Ролевая карточка должна быть краткой. Но главное, что необходимо помнить: всегда устанавливать точный лимит времени и добиваться, чтобы каждый этап ролевой игры ему соответствовал. Ролевую игру я провожу по следующему сценарию: класс делю на группы; каждая группа получает свою роль или сцену; даю время на языковую проработку учебной задачи; далее один представитель от команды предлагает решение своей группы, когда возникают трудности при разрешении проблемы, представители обращаются за помощью к своей группе. Обучая детей толерантности в решении всех возникающих вопросов, разрешаю обсуждать возникающие проблемы по конкретной учебной задаче (но не более трёх раз). Учащиеся приобретают навыки разрешения спорных вопросов, которые очень часто встречаются в реальной жизни.

Вот несколько ситуаций для проведения ролевой игры по теме “Mystery and imagination”.

Problem-solving situations:

• You and your friends are camping in a forest. It’s night and you hear a strange noise outside. What do you do?

• You and your friend are walking when you see a light in the sky. It seems to be following you. What do you do?

• You and your friends are watching a video at home when all the lights go out. You think you hear someone open the front door. What do you do?

• You are driving along a deserted road when you see an abandoned car at the side of the road. There’s someone running away from it. What do you do?

Или другой вариант ролевой игры.

Тема: Unit 4 “A helping hand”.

Problem-solving situation:

• Imagine you and a group of friends are going on a mountain activity weekend in your own country. First, decide where to go, how to get there, and which two activities to do:

– skiing;

– walking;

– climbing;

– paragliding;

– bungee jumping;

– snowboarding.

Большое внимание уделяется проектной деятельности учащихся, так как именно обучение через деятельность ведёт к овладению искусством коммуникации. Современные мультимедийные средства предоставляют уникальные возможности для обучения иностранным языкам. Мультимедийная презентация даёт возможность эмоционально и образно подать материал, передавая звук, изображение, текст. Кроме того, использование проектной и мультимедийной технологий является практической реализацией деятельностного, личностно-ориентированного, интерактивного подхода в обучении. Мультимедийные технологии в сочетании с современными методами преподавания позволяют на практике использовать психолого-педагогические разработки, способствующие раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств учащихся. Для обобщающего повторения пройденной темы каждый раздел учебника мои учащиеся заканчивают проектной работой. Последние два года учащиеся делают не только мультимедийные, но и интерактивные проекты.Так например, мультимедийный интерактивный проект по теме “JOBS AND WORK” (Н. Рязанов, 11“Б” класс) создан по следующему плану:

• Vocabulary work;

• Text work;

• Listening: part 1;

• Video practice;

• Listening: part 2;

• Translation.

Каждый этап плана заканчивается интерактивными заданиями. В данном проекте используется и материал, связанный с жизнью нашей области (Text work, Translation).

На заключительном этапе урока обратную связь организую при помощи такого приёма как синквейн. Это стихотворение, при помощи которого учащиеся выражают своё мнение и отношение по теме конкретного урока.

Данное стихотворение пишется по строкам:

– существительное, название темы (первая строка);

– два прилагательных (вторая строка);

– три глагола (третья строка);

– четыре наречия или предложение, выражающее отношение к теме (четвёртая строка);

– синоним к первому слову (пятая строка).

Например:

– Interactivity

– Interesting, exciting

– Think, play, organize

– It’s very useful

– Communication.

Учащиеся с большим удовольствием выполняют это задание, участвуя в практической работе до последней минуты урока.

Я считаю, что все эти приёмы помогают прививать интерес к предмету, снимают психологическую нагрузку при общении на иностранном языке, нет на уроке скуки, безделия. Ситуация успеха каждого ученика, улыбки на их лицах, желание посещать уроки – вот, на мой взгляд, самый важный результат наших уроков.

О. А. Жизневская ,
МОУ лицей № 49, г.Калининград