Обучение младших школьников технике чтения на английском языке с использованием графических моделей и элементов "Языкового Портфеля"
Как известно, обучение школьников технике чтения является одной из целей иноязычного языкового образования в начальной школе. Учащиеся должны овладеть буквами алфавита, усвоить буквенно-звуковые соответствия, основные буквосочетания, правила чтения, уметь правильно озвучивать графический образ знакомых и незнакомых слов. Овладение чтением на английском языке представляет много трудностей для учащихся, родным языком которых является русский и в силу различий, существующих между алфавитами, и в силу орфографических особенностей английского языка.
Работа над заданиями данного учебного пособия может проводиться в рамках любого подхода к обучению чтению. Так, например, те учителя, которые выбрали УМК З.Н. Никитенко, могут приступить к работе по данной тетради во II четверти (если это 2-й год обучения) или в III четверти (если это 2-й класс, 1-й год обучения). Те учителя, которые занимаются по УМК авторов И.Н. Верещагиной, М.З. Биболетовой, могут использовать учебное пособие на этапе ознакомления с буквами.
Формирование навыков чтения производится с опорой на “ориентировочную основу действия” (П.Я. Гальперин), представленную графическими моделями и алгоритмом действий (полезными советами). Последовательность и связь между выполняемыми действиями позволяет увидеть ребёнку, с чего начать, к чему вести, что и как делать на каждом отрезке пути, что создаёт условия и предпосылки для самостоятельной работы. Разработанные задания позволяют организовать дополнительную тренировку учащихся в технике чтения на новом языке и, таким образом, учитывать индивидуальную “образовательную траекторию” каждого ученика. (А.В. Хуторской)
Обучение технике чтения построено на следующих принципах:
– опора на родной язык;
– использование мнемотехники;
– осознанное овладение техникой чтения.
При этом здесь используется новый подход к оценке и самооценке младшего школьника при изучении иностранного языка, который базируется на идеях такого методического инструмента, как “Европейский Языковой Портфель”:
• вооружить обучающегося надёжным и доступным инструментом для определения своих достижений в овладении языками, а также путей дальнейшего совершенствования своих знаний и умений;
• дать учителю возможность оценивать уровень достижений каждого учащегося в овладении языком и вносить, в случае необходимости, коррективы в свою преподавательскую деятельность.
Обращаем внимание учителя на то, что авторы сделали попытку формирования умений ученика оценивать промежуточные и конечные результаты своих действий.
Значимой задачей данного подхода является создание условий для формирования у учащихся умений самостоятельной работы и раскрытия их творческого потенциала.
Чтение ударных гласных в слове представлено ориентировочными графическими моделями, применение которых способствует структурному восприятию слова, формированию мыслительной деятельности обучающихся. При построении графических моделей чтения ударных гласных нами вводится понятие “активных согласных”, стоящих в слове после ударной гласной и влияющих на её чтение, и “неактивных согласных”, занимающих в слове позицию до ударной гласной и не оказывающих влияния на её чтение.
Использование жёлтого и зелёного цветов повышает восприятие информации. Цветовоздействие служит в качестве стимулятора интеллектуальной деятельности учащихся. Используемая игра “Цыплята и кузнечики” позволяет зафиксировать внимание детей на структуре слова, его ядра, материализовать процесс чтения. (“Найди в слове “name” цыплят “a” и “e” и раскрась их жёлтым цветом. Кузнечика “m” между ними раскрась зелёным цветом – name. “Цыплята и кузнечики” акцентируют внимание учащихся на взаимоположении гласных и согласных букв в слове и служат основой для построения графических моделей чтения ударных гласных.
Обучение чтению представлено несколькими этапами.
Этап I. Этап “материализованного действия” (по П.Я. Гальперину)
На данном этапе ученику под руководством учителя предлагается через игру “Цыплята и кузнечики” выделить ядро слова: ударную гласную и следующие за ней гласную и активные согласные (n a m e). Далее по найденным “цыплятам и кузнечикам” составляется графическая модель чтения ударной гласной , после чего ученик поэтапно “озвучивает” все буквы и затем читает вслух составленное слово name.
Этап II. Этап самооценки
Здесь ученик оценивает ход проделанных действий. Если выполненные действия под руководством учителя понятны, учащийся закрашивает жёлтым цветом смайлик, а если ученик испытывает трудности в выполнении задания, ему непонятен какой-то шаг, смайлик остаётся нераскрашенным до полного понимания учебных действий. Незакрашенный смайлик ☺ “сигнализирует” о необходимости корректирования объяснительных действий. Повторное объяснение материала может на себя взять одноклассник.
Этап III. Этап “операционально-действенный” (по П.Я. Гальперину)
Младший школьник, имея руководство к действию (Полезные советы), самостоятельно выполняет работу, графически оформляя свои мысли и произнося их вслух. (1. Найди в слове цыплят и раскрась их жёлтым цветом. 2. Найди в слове кузнечиков и раскрась их зелёным цветом. 3. Составь графическую модель слова “цыплёнок – кузнечик – цыплёнок” и раскрась её “жёлтым – зелёным – жёлтым” цветом. 4. Произнеси все буквы в слове, затем прочитай его.)
Этап IV. Этап оценивания
Оценивание действий младшего ученика состоит их двух составляющих – самооценки ученика и оценки учителя. Учащийся предъявляет свою работу учителю, предварительно оценив её самостоятельно. Раскрашенный учеником жёлтый смайлик ☺ сообщает о том, что работа им проверена и выполнена верно. Учитель сообщает о правильности выполнения задания зёлёным смайликом ☺, который раскрашивает либо сам, либо просит это сделать ученика. В случае наличия ошибок в работе, смайлик закрашивается в зелёный цвет только после их устранения.
Таким образом, оценивание выполнения заданий младшими школьниками с помощью “Смайлограммы” направлено на достижение младшим школьником успеха и развитие его потенциала.
Этап V. Этап самостоятельной работы
На этом этапе ученик самостоятельно решает такие учебные задачи, как: “Составь графические модели слов”; “Прочитай слова в домике”; “Найди и прочитай восемь слов, в которых ударная гласная “Aa” читается [ei]”; “Помоги Золушке разобрать горох и чечевицу” и т.д., используя руководство к действию (Полезные советы). В случае возникновения трудностей, младший школьник обращается за консультацией к учителю.
Самостоятельная работа учащегося оценивается также “Смайлограммой”.
В разделе “Оценка” младший школьник фиксирует умения в чтении гласной Aa букв “смайликами-домиками”.
Учащийся фиксирует свои умения, которые он в состоянии предъявить самостоятельно, выбором смайлов большего размера (“Я умею читать слова с ударной гласной “Aa” по I типу чтения”). Раскрашивая смайлик меньшего размера, ученик сообщает о том, что он испытывает трудности на каком-то этапе и может продемонстрировать свои умения только с чьей-либо помощью. В данном разделе оценка учителя носит описательный характер и направлена на создание ситуации успеха и раскрытия потенциала младшего школьника.
Оценка творческих проявлений оформлена отдельным листом, в котором ученик фиксирует свою авторскую работу, а одноклассники и учитель выражают своё отношение к ней. Мнение одноклассников может быть как коллективным, так и индивидуальным.