Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Английский язык»Содержание №3/2010

Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка

Объективной потребностью современного общества является поиск оптимальных путей организации учебно-воспитательного процесса в школе. Современный выпускник школы должен быть готов к полноценной творческой деятельности в современном информационном обществе, а это значит, он должен обладать не только определённым объёмом знаний, но и владеть умениями и навыками, позволяющими осуществлять учебную и трудовую деятельность, а также обладать современными ценностями, ориентациями и опытом творческой деятельности, уметь пользоваться новыми технологиями, быть готовым к межличностному, межкультурному сотрудничеству как внутри своей страны, так и на международном уровне. Сейчас уже абсолютное большинство старших школьников не видят свою будущую деятельность без иностранного языка. Английский язык приобрёл статус языка международного общения, поэтому и учащиеся, и их родители, и государство в целом заинтересованы в практическом овладении иностранным языком. Владение иностранным языком – это то средство, с помощью которого человек получает возможность не только обогатить свой общекультурный уровень, свою способность мыслить, творить, но и возможность оценивать чужую мысль и выражать своё отношение к чужой культуре, чужому творчеству, ранее нам во многом недоступному. Вот почему из числа способов овладения иностранным языком предпочтение отдается тем методикам, которые, прежде всего, обладают развивающим потенциалом. Коммуникативно-ориентированный подход в обучении является на сегодняшний день самым востребованным и приоритетным. Существуют различные теории и модели коммуникативной компетенции. В своей работе со старшеклассниками я отдаю предпочтение методике предлагаемой Я.М. Колкером. Он придерживается сознательно-коммуникативного метода, основанного на идеях развивающего обучения. Сознательность и коммуникативность предполагают друг друга. От коммуникативной ситуации во многом зависит набор компонентов умений, реализуемых в каждом конкретном случае. Следовательно, сознательно-коммуникативный метод предусматривает не только тщательный отбор коммуникативных ситуаций, но и их осознание со стороны учащихся. Эффект обучения выражается не в количестве выученных слов, грамматических правил, но в развитии личности, а это достигается только тогда, когда ученик в процессе речевой деятельности реализует какой-то свой жизненный опыт, приобретает для себя что-то новое, переходит на другой более высокий уровень понимания и оценки событий. Немаловажную роль играет здесь и изменение роли учителя, который выступает уже в роли консультанта, советника, который организует ход событий на уроке, помогает ученику самому найти путь к овладению нужной информацией. Так реализуется личностно-ориентированный подход в обучении, использование таких технологий способствует устранению психологических барьеров, создаётся побуждающая к творчеству обстановка. Для реализации задач обучения общению на английском языке в работе со старшеклассниками я стараюсь использовать лингвострановедческие и паралингвистические средства языка, к которым относятся реалии стран изучаемого языка. Я обращаю внимание учащихся на жесты, мимику, которыми носители языка иногда могут дополнять или заменять речевые действия. Лучший путь в этом виде деятельности – использование кино- и видеоматериалов. Поскольку большинство выпускников нашего лицея выбирают в будущем профессии, связанные с радио, телевидением и кино (лицей работает в тесном сотрудничестве с Гуманитарным институтом радио и телевидения им. Литовчина), такая работа носит и профильную направленность. Мною разработан ряд уроков с использованием эпизодов из известных фильмов и посвящённых теме кино. После просмотра эпизода фильма предлагается развёрнутая дискуссия по следующим пунктам:

1. Film title

2. Stars

3. Type

4. Director

5. Setting, location

6. Theme

7. Acting

8. Plot

9. Costumes/Special effects

10. Recommendations

Для подготовки обсуждения эпизода или фильма в целом в упражнениях отрабатывается определённый набор лексики, грамматических структур, а также уделяется внимание порядку построения своих высказываний.

EXERCISES

1. Match the type of the film with its definition.

1. A kind of film in which an imaginary future life is described. Robots and clever machines are main charactersa) horror film
2. A film which makes us laughb) western
3. A film about life in the 19th century in the American Wild Westc) cartoon
4. An on going television story about the daily lives of the same group of peopled) action film
5. A film intended to frighten people especially one about murders, frightening creatures and evil peoplee) comedy
6. In this film exciting events and car chases are key elementsf) love story
7. A film that tells a story about love and romanceg) science fiction
8. A short film that is made up of animated drawings without real actorsh) soap operas

2. Look at the paragraph plan below. Then write an article describing Harrison Ford.

Introduction

Para 1: name – what he is famous for

Main body

Para 2: appearance (looks, e.g. tall, well built, etc., clothes, e.g. casual clothes, etc.)

Para 3: character (what he is like e.g. kind, patient, etc. with justification)

Para 4: hobbies/interests (activities he enjoys doing /doesn’t enjoy doing)

Conclusion

Para 5: final comments (say whether you like him or not and what you think of him)

3. Find equivalents of the following word-combinations.

успешный актёр, известен чем-либо, сняться в фильме…, верить во что-то, иметь серьёзные убеждения…, приятная улыбка, ценности, достичь успеха, волнующий сюжет, положительные качества, предсказуемый конец, ужасные костюмы, оригинальный сценарий, убедительная игра актёров

Постановка в качестве практической цели обучения иностранному языку в средней школе обучение на этом языке общению обеспечивает самые широкие возможности и для реализации образовательных, воспитательных задач обучения. На уроках домашнего чтения учащиеся читают книги англоязычных авторов. The Portrait of Dorian Gray (Oscar Wild), The Last of the Mohicans (James Fenimore Cooper), Selected Short Stories (William Saroyan). Это благодатный материал для проведения дискуссий, драматизаций, интересных внеклассных мероприятий, помогающих формировать у учащихся позитивное отношение к жизни. Особое внимание я уделяю проектной деятельности по предмету. Ежегодно мы принимаем участие в общелицейской конференции, где учащиеся могут продемонстрировать свои работы по созданию мультимедийных пособий.

Большой интерес вызвала работа “Солнечная Система”, которая была выполнена на двух языках – русском и английском, а приобщение к глобальной сети Интернет позволило нам принять участие в Международном конкурсе школьных проектов “Join Multimedia 2004”, проводимом компанией “Siemens”. Сейчас ведётся работа над созданием мультимедийного пособия по грамматике английского языка.

Как видно из вышеизложенного, коммуникативная методика обучения иностранному языку является наиболее эффективной: школьники получают реальную возможность использовать полученные знания на практике, а значит, преодолеть ещё одну ступеньку на пути к самореализации и успеху.

Использованная литература:

1. Бим И.П. Личностно-ориентированный подход – основная стратегия обновления школы // Иностранные языки в школе. 2002. № 2.

2. Колкер Я.М., Устинова Е.С. Как достигается сотрудничество преподавателя и обучаемого // Иностранные языки в школе. 2000. № 1.

3. Enterprise – 3, 4. Express Publishing Сoursebook.

4. Вайсбурд М.Л. Использование учебно-речевых ситуаций при обучении устной речи на иностранном языке. М.: Титул, 2001.

Т. И. Яковлева ,
Лицей № 1548, Москва