Итоговая работа
Спонсор публикации статьи: интернет-проект "Современный психоанализ". Этот портал – собрание информации, которая может быть полезной и интересной как профессионалам в области психоанализа и психотерапии, так и просто обыкновенным людям, увлекающимся психологией. Внимание специалистов на сайте modern-psychoanalysis.ru наверняка привлечет раздел "События" с анонсами и датами проведения различных мероприятий, программ, курсов и встреч, на которых обсуждаются сугубо профессиональные вопросы, а также раздел "Сообщества и институты", где можно найти контакты различных обществ, центров, ассоциаций и других профобъединений. Что же касается непрофессионалов, то кто-то из них, быть может, случайно забредя на этот сайт, вдруг натолкнется на слова, которые сказал великий Зигмунд Фрейд, и они в корне перевернут его представление о себе, о мире и о жизни вообще.
Оценка итоговой работы будет производиться по системе «зачет/незачет». Для получения зачета необходимо выполнить три приведенных ниже задания.
Задание 1 включает в себя вопросы, отражающие содержание курса, на которые вам нужно дать ответы в свободной форме. Здесь проверяется умение учителя синтезировать полученную из дистанционного курса методическую информацию и перенести её на свой опыт преподавания английского языка в начальной школе.
Задание 2 предполагает анализ УМК, по которому вы работаете, по предложенной ниже схеме. Здесь проверяется умение анализировать УМК с опорой на полученные знания и собственный опыт работы.
В задании 3 предлагается провести мини-исследование во 2-м классе, которое позволяет продемонстрировать исследовательские умения учителя. Включённый в эту часть тест позволяет проверить у ваших учеников уровень сформированности одной из базовых когнитивных способностей младших школьников к иноязычной речевой деятельности – фонологического осознания речи.
Задание 1. Ответьте на следующие вопросы.
1. В чём, на ваш взгляд, значимость иноязычного образования в начальной школе? Назовите также его основные цели, расставляя их по степени важности.
2. Какой путь (путь “снизу” и путь “сверху”) овладения иноязычным говорением (диалогической и монологической речью) вы считаете наиболее эффективным для становления самостоятельной речи учащихся во 2-м классе и почему?
3. С какими трудностями вы обычно сталкиваетесь при обучении детей рецептивным видам иноязычной речевой деятельности – аудированию и чтению? В чём причина этих трудностей?
4. С какими трудностями сталкиваются ваши дети при овладении аудированием и чтением на английском языке? Чем они обусловлены?
5. Считаете ли вы важным формирования у детей орфографической грамотности и письменной иноязычной речи? Почему?
6. Какие универсальные действия должны являться предметом формирования в начальной школе в первую очередь и почему?
7. Является ли, на Ваш взгляд, необходимым формирование межкультурной компетенции младших школьников? Обоснуйте свой ответ.
8. Какая из методических проблем начального иноязычного образования является, по вашему мнению, самой актуальной и требующей решения?
Задание 2. Проанализируйте УМК для 2-го класса, по которому вы работаете, по следующей схеме.
1. Название УМК (авторы) и аргументация выбора именно этого комплекта.
2. С какого класса дети изучают предмет “Иностранный язык” в Вашей школе (образовательном центре, прогимназии и т.п.) – с 1-го или со 2-го класса. Если со 2-го класса, то какой УМК использовался в 1-м классе и почему именно этот УМК.
3. Духовно-нравственное воспитание младшего школьника (который гордится своей страной и понимает “что такое хорошо и что такое плохо”) и степень его реализации в Учебнике и книге для учителя (виды заданий, тексты, картинки и пр.): недостаточная, достаточная, отсутствует совсем.
4. Самостоятельная учебная деятельность детей по овладению иностранным языком и возможность её формирования с помощью данного УМК: много возможностей (указать какие), недостаточно возможностей, какие возможности отсутствуют. Оказывает ли учебник помощь ученику в самостоятельной учебной работе – может ли ученик самостоятельно справиться с домашним заданием, если пропустил урок/уроки.
5. Технология формирования техники чтения: используемый в УМК подход (“от буквы к звуку”, “от звука к букве”, другие возможные подходы) и какие трудности он вызывает у учащихся.
6. Обеспечивает ли учебник осознанное овладение грамматической стороной устной речи? Приведите примеры.
7. Уделяется ли достаточное внимание формированию орфографических навыков и формированию творческой письменной речи?
8. Насколько представленные в УМК темы и ситуации для общения (включая лексику) соответствуют возрастным особенностям младших школьников, и насколько при этом обеспечиваются их потребности в иноязычном общении, т.е., интересно ли детям беседовать, рассказывать и писать об этом, читать и слушать это?
9. Реализуется ли в УМК принцип доступности – соответствует ли представленное в учебнике дидактическое содержание и используемые технологии возрастным возможностям детей (насколько они справляются с предлагаемыми заданиями)?
10. Развивает ли УМК интерес ученика к овладению английским языком таким образом, что ученик сам ищет возможность дополнительно выполнять какие-либо задания сверх программы?
Задание 3. Проверьте у ваших второклассников (в одной подгруппе) уровень сформированности одной из базовых когнитивных способностей младших школьников к иноязычной речевой деятельности – фонологического осознания речи.
Условия, которые необходимо соблюдать:
1. проверка происходит в устной форме, ребёнок все произносимые Вами слова и фразы воспринимает на слух без опоры на картинки и без опоры на письменный текст;
2. все слова и фразы произносятся только один раз (повторять нельзя), о чем нужно сказать и ученику;
3. все слова, которые вы произносите, должны быть известны ученику. Если вы в предлагаемых ниже заданиях встретите незнакомые вашим детям слова, вы можете заменить их на другие (аналогичные по структуре) и это нужно отразить в анализе;
4. проверка происходит в индивидуальном режиме: учитель – ученик.
Могут быть разные варианты данной проверки – после уроков и во время урока. Если это происходит во время урока, то учитель предваряет проверку следующей установкой: “Ребята, наши английские друзья (сказочные друзья и т.п.) интересуются, как мы научились слушать английские слова и предложения. Я буду беседовать с каждым из вас отдельно, а вы в это время будете рисовать рисунки для наших английских друзей (сказочных друзей) и мы отправим им письмо”.
1. Выделение звука в начале слова.
Задание для ученика: Я буду произносить слова по одному, а ты слушай внимательно и произноси только первый звук – звук с которого начинается слово. Например: я говорю “bed”, а ты выделяешь первый звук и произносишь “b”.
jump | kitchen | shoes | apple |
want | chair | dress | orange |
help | room | scarf | pear |
play | house | trousers | salad |
(Общая оценка 16 баллов)
Комментарий для учителя: учитель отчетливо и в достаточно быстром темпе произносит следующие слова и каждый правильно выделенный и произнесенный учеником звук оценивает в один балл.
2. “Прохлопывание” ритмического рисунка фразы.
Задание для ученика: Я буду произносить предложения, а ты слушай внимательно и хлопни в ладоши столько раз, сколько ты услышишь слов с ударением – тебе нужно “прохлопать” ритм предложения”
I have a cat. (Ученик делает два хлопка)
My cat is white. (два хлопка)
We play the ball together. (три хлопка)
I like my cat very much. (три хлопка)
(1 балл за одно правильное ритмически выстроенное предложение. Всего 4 балла за правильно выполненное задание)
Комментарий для учителя: Сначала, как всегда нужно привести пример – дать образец выполнения задания. Например, Вы говорите “I like my dog” и хлопаете в ладоши два раза.
Здесь важно четко произнести предложение с правильным ударением и интонацией, чтобы дети восприняли ритм предложения.
3. Соединение звуков в одно слово.
Задание для ученика: Я буду быстро произносить звуки, из которых состоит слово, а ты произнеси это слово целиком. Например, я скажу “[t – e – n]”, а ты скажешь “ten”.
(Одно правильно произнесенное слово – 1 балл. Всего – 6 баллов за правильно выполненное задание.)
Комментарий для учителя: Учитель произносит звуки, из которых состоит слово с минимальным интервалом между звуками, а ученик произносит слово слитно.
4. Распознавание рифмы.
Задание для ученика: Прослушай четыре слова и назови два, которые рифмуются друг с другом (которые похожи другом с другом). Например, я скажу: “Hare fox duck bear”, а ты должен сказать: “hare – bear”
Song | hen | sun | pen |
Nose | apple | doll | rose |
Bike | family | forest | like |
Dress | snow | chess | cap |
(За каждую правильно выделенную рифму ставится 1 балл, всего 4 балла за правильно выполненное задание.)
Показатели сформированности у младшего школьника фонологического осознания иноязычной речи:
1. Выделяет и правильно произносит звук в начале слова.
2. Правильно “отхлопывает” ритмический рисунок фразы.
3. Правильно воспринимает звуковой контур слова – сформирована способность к звуковому синтезу.
4. Распознаёт рифмующиеся слова.
Показатели несформированности данной способности:
1. Ребёнок с трудом выделяет звуки в начале слова.
2. Не может “отхлопать” ритм фразы.
3. С трудом воспринимает звуковой контур слова (нарушен звуковой синтез).
4. Не распознаёт рифмующиеся слова.
Критерии вашей оценки способностей ребёнка в области фонологического осознания речи:
1. Хорошо развиты (ярко выражены) – 30–28 баллов
2. Развиты нормально – 27–16 баллов
3. Частично развиты – 15–8 баллов
4. Слабо развиты – Не развиты – 7–0 баллов
Результат вашего исследовательского задания должен быть представлен в виде таблицы и небольшого анализа.
Таблица выглядит следующим образом:
Ученики
(указывается только имя) | Количество баллов за каждое задание | Общее количество баллов | |||
Задание 1 | Задание 2 | Задание 3 | Задание 4 | ||
Оля | 4 | 2 | 6 | 4 | 16 |
Сережа | и т.д. |
Анализ включает краткое подведение итогов с ориентацией на выделенные выше критерии.
Например: проведённое исследование показало, что способности второклассников к фонологическому осознанию речи:
1. хорошо развиты (ярко выражены) (30–28 баллов) у трёх учащихся;
2. развиты нормально (27–16 баллов) у четырёх учащихся;
3. частично развиты (15–8 баллов) у трёх учащихся;
4. слабо развиты – Не развиты (7–0 баллов) у четырёх учащихся.
Далее Вы кратко излагаете причины той или иной картины полученных результатов, которые могут быть связаны и с особенностями развития детей, и с технологией усвоения детьми произносительной стороной речи, реализованной в УМК для 2-го класса, и вероятно, с другими причинами, которые вы сможете обнаружить в ходе Вашего исследования.
В заключение, по Вашему желанию, Вы можете написать, какая тема и какая проблема, затронутая в данном курсе, оказалась для вас самой полезной и интересной.
Для получения удостоверения об окончании обучения необходимо прислать до 28 февраля 2010 года в Педагогический университет «Первое сентября» выполненную итоговую работу и справку о проведении исследования, заверенную директором вашего учебного заведения.