Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Английский язык»Содержание №16/2009

"Учение с увлечением" – неотъемлемая составляющая дидактического процесса или творческая необходимость?

“Учение с увлечением”. Для многих педагогов эти слова являются основополагающими в профессиональной деятельности. Чтобы пробудить интерес к своему предмету, повысить успеваемость, учителя-предметники нередко используют на уроках ролевые игры, ситуативные картинки, создают совместные творческие проекты. Одним из наиболее удачных из них в школе № 350, по мнению специалистов, стал кукольный театр “Cinderella”.

Идея создания кукольного театра появилась у меня давно, когда захотелось повысить мотивацию обучения иностранному языку учащихся всех возрастных групп. Это стало необходимо, прежде всего, для тех, для кого изучение иностранного языка было непосильной задачей. Для меня было важно дать возможность каждому ребенку проявить свои способности. Ведь неталантливых, неспособных учеников не бывает. Нужно только помочь раскрыться различным способностям каждого учащегося. Я решила, что творчество поможет многим приобрести уверенность не только в учебе, но и в дальнейшей жизни.

Процесс по созданию кукол был не скорым, но очень занимательным: из различных лоскутков, тесьмы, париков, заготовленных заранее болванок из папье-маше, создавались яркие и неповторимые образы. Вместе с куклами рождались и будущие сценарии для постановок. В основном, сюжеты кукольных спектаклей основаны на знакомых всем с детства сюжетах известных сказок, только в современном звучании.

Все диалоги звучат на английском языке. Все спектакли имеют музыкальное сопровождение: наряду с исполнением песенок на английском языке, ребята продумывают схему танцевальных движений по сцене, ритмический рисунок танца. Для каждого спектакля создаются объемные яркие красочные декорации.

Обширный репертуар позволяет привлечь всех без исключения. Каждому исполнителю здесь предоставлена возможность использовать знания, полученные на уроках, прочно закрепить лексический материал и грамматические формы, необходимые для развития навыков и умений устной речи. Пробуждается интерес к стране изучаемого языка, ребята знакомятся с ее географическим положением, культурой, историей.

Уже не одно поколение учащихся принимает участие в создании спектаклей. Причем, каждое поколение привносит в известную постановку что-то новое. Это либо обновленные декорации, либо исполнение новых песенок, стихов.

С особым артистизмом ребята передают характер и чувства своих персонажей. Прививается также чувство ответственности за себя, за товарищей. Ведь удачный спектакль – это результат большой работы всего творческого коллектива. Немаловажен и тот факт, что всегда привлекаются учащиеся разных возрастных категорий. Старшие опекают младших, руководят их работой.

Также учащиеся старших и средних классов регулярно показывают спектакли тем, для кого изучение иностранных языков впереди. Это ученики младших классов и воспитанники близлежащих детских дошкольных учреждений.

Кукольный театр “Cinderella” показывает свои спектакли всем зрителям. Нередко это и взрослая аудитория – родители ребят, воины, находящиеся на лечении в госпитале, зарубежные гости. На базе школы № 350 регулярно проводятся методические семинары, на которых я делюсь опытом своей работы с коллегами. Никто не остается безразличным к детскому творчеству. В книге отзывов кукольного театра можно прочитать записи о своих впечатлениях многочисленных гостей, в том числе зарубежных. Гости отмечают высокий уровень владения иностранным языком учащимися, большой артистизм ребят и интересные творческие находки. “Кукольный театр в школе – наглядный пример творческого подхода к работе, стремление раскрыть творческие способности, раскрыть скрытый потенциал каждого ученика, использования нетрадиционных новаторских приемов в педагогической деятельности.”

Конечно, были и трудности. Требовалось немало терпения и педагогам, и ребятам. Сегодня в репертуаре кукольного театра около 10 спектаклей, в которых используется более 90 кукол. “Puff the Ball”, “A Turnip”, “Little Red Riding Hood”, “Three Little Pigs”, “A House in the Wood”, “Twelve Months”, “Cat in Boots”, “Emelya – the Fool”.

Взаимосвязь с другими предметами диктует необходимость работать в тесном контакте со многими учителями-предметниками. Достигнутые результаты не позволяют останавливаться, есть необходимость поиска новых форм работы. Да и у ребят есть желание развиваться дальше, у них много новых идей и предложений.

В настоящее время мы работаем над созданием спектакля о правилах дорожного движения. Главные герои – известные всем Степаша, Хрюша и Филя. В стихах на английском языке ребята призывают выполнять правила дорожного движения, предостерегают от неверного поведения на дорогах.

Среди достижений нашего театра можно назвать участие наших кукол на ВВЦ в рамках фестиваля “Московское образование”. Куклы были не только экспонатами выставки, но и оживали в руках наших кружковцев, становились участниками разговора “персонажи – посетители выставки”. Куклы очень понравились зрителям.

Вот цитаты из Книги отзывов:

“Ваши куклы восхитительны, сделаны на хорошем уровне, такие разные, все имеют свой характер, оживают в руках детей. Желаем творческих успехов”. Директор ТХК № 60 Ермакова Г.И.

“Ваши куклы сделаны на высоком профессиональном уровне. Работа с ними, несомненно, доставляет школьникам большую радость и дает возможность прочно закрепить лексику и грамматические формы, необходимые для развития навыков и умений устной речи. Кроме того, развивается эстетический вкус ребят, что очень важно в сегодняшней жизни. Спасибо за Ваш труд!” Методисты НМЦ.

Школа и дети-участники выставки были награждены дипломами ВВЦ.

TWELVE MONTHS

THE CAST:

HareThe First Lady
FoxThe Second Lady
Stepdaughter (Mary)Soldier
StepmotherDaughter
PrincessProfessor
ClownGeneral
Months: December, January, February, March, April, May 

КАРТИНА I

ДЕЙСТВИЕ I

Зимний лес. На поляне заяц и лисица…

HARE: It’s cold, cold, cold…

Let’s play hide-and-seek.

FOX: Yes, let’s. Shall we count?

A, B, C, D, E, F, G

John is hiding far from me

Looking here, looking there

I can’t see him anywhere.

Заяц убегает.

HARE: Catch me, catch me!

Лисица догоняет, заяц прыгает через куст.

HARE: Jump, foxy, jump!

FOX: I can’t jump. I am not a hare.

Появляется падчерица и смеется…

STEPDAUGHTER: Oh, don’t make me laugh! You are so funny!

Звери убегают, появляется солдат.

SOLDIER: Good morning, girl! Why are you laughing?

STEPDAUGHTER: I can’t believe my eyes. The fox and the hare are playing tag.

SOLDIER: Are they? Really? But I can believe. It’s a fine day today. New Year is coming. A lot of wonders happen on New Year’s Eve.

STEPDAUGHTER: What wonders?

SOLDIER: They say you can see winter, summer, spring and autumn at the same time.

STEPDAUGHTER: It’s fantastic!

SOLDIER: And what are you doing in the forest?

STEPDAUGHTER: My stepmother sent me for wood. (собирает хворост)

SOLDIER: Oh! Poor, poor thing! You haven’t got a mother. I’ll help you.

STEPDAUGHTER: And what are you doing in the forest?

SOLDIER: Our Princess sent me for a Christmas tree.

STEPDAUGHTER: Here is a good tree.

Девочка берёт хворост, солдат – ёлку, и они уходят.

ДЕЙСТВИЕ II

Появляются декабрь и январь…

DECEMBER: Hello, brother January!

JANUARY: Hello, brother December!

DECEMBER: There is a lot of snow. Everything is all right. I’m leaving.

JANUARY: Thank you, brother December. Call all the brothers. There will be a great New Year bonfire.

DECEMBER: Brothers, hey…! Where are you?

КАРТИНА II

Дворец. Профессор проводит урок с принцессой. Генерал, 1-я и 2-я придворные дамы стоят в стороне и разговаривают. С другой стороны кривляется клоун.

PRINCESS: (капризничает)

I don’t want to study!

I don’t want to write!

I don’t want to count!

Tell me something interesting!

PROFESSOR: Well. There are 12 months in a year.

PRINCESS: So many?

PROFESSOR: Yes, There are four seasons in a year: spring, summer, autumn and winter. Spring months are: March, April…

PRINCESS: April? I would like April to be now!

PROFESSOR: But… it’s impossible!

PRINCESS: Yes, it’s possible. I want April to be now. I like snowdrops. I want to have them at my New Year’s Party.

I don’t want to study!

I don’t want to write!

I don’t want to count!

I want to sing and dance!

Все танцуют и поют песню “Tommy Thumb”.

Tommy Thumb
Tommy Thumb, Tommy Thumb,
Where are you? Where are you?
Here I am. Here I am.
How are you? Fine, thank you.

Припев:
Peter Pointer, Bobby Big, Ruby Ring, Baby Small.

Peter Pointer, Peter Pointer,
Where are you? Where are you?
Here I am. Here I am.
How are you? Fine, thank you.

Припев:

Bobby Big, Bobby Big,
Where are you? Where are you?
Here I am. Here I am.
How are you? Fine, thank you.

Припев:

Ruby Ring, Ruby Ring,
Where are you? Where are you?
Here I am. Here I am.
How are you? Fine, thank you.

Припев:

Baby Small, Baby Small,
Where are you? Where are you?
Here I am. Here I am.
How are you? Fine, thank you.

Припев:

PRINCESS: Professor, write down. The one who brings a basket of snowdrops will have a present. A very good present. A basket of gold.

SOLDIER: (как глашатай) A basket of gold to everybody who will bring a basket of snowdrops for our Princess!

КАРТИНА III

ДЕЙСТВИЕ I

STEPMOTHER: Soon New Year will come! Mary, where is the New Year’s tree?

STEPDAUGHTER: Here it is!

DAUGHTER: What a bad New Year’s tree!

STEPDAUGHTER: No! The New Year’s tree is good! I like it!

STEPMOTHER: Are you here? Go and clean the table!

STEPDAUGHTER: All right, mother!

STEPMOTHER: And wash the plates! And clean the floor! And make the bed!

STEPDAUGHTER: All right, mother!

DAUGHTER: Our Princess is having a party today. She says that she wants snowdrops for her party.

STEPMOTHER: Snowdrops? In December? Who can see snowdrops in December?!

DAUGHTER: She says she will give money for the snowdrops. I want a lot of gold!

STEPMOTHER: Don’t cry my dear, dear honey! I love you. You are the best girl in the world.

DAUGHTER: I want a lot of gold!

STEPMOTHER: Mary!

STEPDAUGHTER: I’m here, mother!

STEPMOTHER: You see, stupid girl, your sister is crying. Go to the forest and bring a basket of snowdrops.

STEPDAUGHTER: But it’s winter now!

STEPMOTHER: I say, you must find snowdrops!

STEPDAUGHTER: It is cold. It’s going to snow. I cannot go!

STEPMOTHER: Go, and don’t come back without the flowers!

ДЕЙСТВИЕ II

Падчерица бредет по лесу. Воет ветер…

STEPDAUGHTER: I’m cold in the snow! I see no snowdrops. But I cannot go home. Mother will not let me in! What is this? A light! Is it a lamp?

Появляются братья-месяцы, они сидят у костра.

STEPDAUGHTER: Good evening! Who are you?

MONTHS: Good evening! We are the twelve months.

Братья-месяцы поют песенку о 12 месяцах:
January, February, March, April,
May, June and July. (2 раза)
August, September, October,
November,… December. (2 раза)

MONTHS: And who are you?

STEPDAUGHTER: I am Mary.

MAY: Why are you here, Mary? It is cold in the forest.

STEPDAUGHTER: I must find snowdrops!

DECEMBER: Snowdrops? In December?

STEPDAUGHTER: I must bring snowdrops to the Princess.

DECEMBER: Brothers! Let us help the girl. Brother January, take my stick.

JANUARY: It is January! It is cold. It snows. The snow is on the trees and grass. Please, Mary, take my snowdrops!

STEPDAUGHTER: Thank you, brother January!

JANUARY: February! Take my stick!

FEBRUARY: It is cold. But the sun is warm. Cold winds blow. The trees are white. Mary, do you like snowdrops?

STEPDAUGHTER: Thank you, February, I don’t.

FEBRUARY: Brother March, take my stick!

MARCH: It is spring. It is warm. The sun is warm. Warm winds blow. The trees are black, birds sing. I see icicles. Do you want an icicle, Mary?

STEPDAUGHTER: No, thank you, March!

MARCH: Brother April, take my stick!

APRIL: Spring brings the sunshine,

Spring brings the rain.

The plants are awakened.

And flowers grow again.

Spring makes the world a happy place

You see a smile on every face.

Flowers come out and birds arrive,

Oh, isn’t it great to be alive?

I see green grass. I see snowdrops under the trees. Mary, pick up the snowdrops!

STEPDAUGHTER: Thank you, brother April!

APRIL: I like flowers that are bright,

I like flowers that are white,

I like flowers with a smell,

I treat flowers very well.

STEPDAUGHTER: It’s wonderful! I have a basket full of snowdrops. Thank you, thank you, very much.

JANUARY: What a lovely, clever girl.

FEBRUARY: She is so good!

MARCH: And so merry, nice, joyful, pretty!

APRIL: I want to present you a gold ring.

If you need our help, throw this ring and say:

Autumn is yellow,

Winter is white

Spring is green,

Summer is bright, and we will always help you!

STEPDAUGHTER: Thank you, very much. Good bye!

BROTHERS: Bye! Happy New Year!

Братья-месяцы поют:
We wish you a merry Christmas! (3 раза)
And a Happy New Year!

ДЕЙСТВИЕ III

STEPMOTHER: Mary will not come home. Let us have tea together.

DAUGHTER: I don’t want any. I want a lot of gold. Who is that?

STEPDAUGHTER: Open the door, please.

MOTHER: Don’t open the door. Where are the snowdrops?

STEPDAUGHTER: Here they are.

MOTHER: Well! These are snowdrops! But now…

STEPDAUGHTER: It is a present from the months! Please, take the flowers!

They will make you kind!

DAUGHTER: Oh, Mary, thank you. I like snowdrops. Let us go to the party together.

STEPDAUGHTER: Oh, I am so glad.

КАРТИНА IV

Дворец принцессы. Появляются мачеха, ее дочь и падчерица. Вручают цветы принцессе. Принцесса вручает корзину с золотом.

PRINCESS: Thank you very much, Mary, for the snowdrops. Here is a basket of gold. Take it. And let’s celebrate New Year together.

Все радуются, поют и танцуют:
We all like snowdrops, snowdrops, snowdrops.
We all want to play and sing (3 раза)
We are dancing round the New Year Tree (3 раза)
And very happy we shall be, we shall be, we shall be.

PROFESSOR: New Year Day, happy day

We are all glad and very gay!

We all dance and sing and say

Welcome! Welcome! New Year Day!

Под песенку “Jingle Bells” все выходят на сцену и празднуют Новый год. Потом гости разбиваются на пары и устраивают бал, распевая песню “We Wish You A Merry Christmas”.

The End

Л. М. Комиссарова ,
ГОУ СОШ № 350, г. Москва