Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Английский язык»Содержание №15/2009

Использование аутентичных видеокурсов в обучении английскому языку в реальной гимназии

1. Hеобходимость использования аутентичных видеокурсов

Для реализации задач обучения общению на иностранном языке недостаточно владеть аспектными средствами языка (лексикой, грамматикой и фонетикой), необходимо владеть лингвострановедческими и паралингвистическими средствами языка. К ним относятся реалии страны и различные коммуникативные движения (жесты, мимика и т.д.), которыми носители языка могут дополнять и заменять речевые действия. Следовательно, эти средства информации, особенно имеющие национальную окраску, должны наряду с вербальными войти в практику преподавания иностранных языков.

Лучший путь – использование аутентичных видеокурсов (т.е. созданных в стране изучаемого языка для зарубежных учащихся) и видеоаппаратуры с ее многочисленными полезными функциями, дающими преподавателю возможность применять различные технологии в работе с видеофильмами. Именно они помогают моделировать ситуации, при которых изучение языка проходит при “погружении” в культурную среду носителей языка.

2. Аутентичные курсы

1. “MUZZY IN GONDOLAND”

“Muzzy in Gondoland” – мультипликационный видеокурс “погружает” детей в мир сказки и английского языка и имеет огромный успех во многих странах мира. Главный герой мультфильма – дружелюбное чудовище из космоса. Он прибывает в страну Гондоленд, где встречает много новых друзей: короля и королеву, их дочь – прекрасную принцессу Сильвию и смелого садовника Боба. Другое, не менее важное действующие лицо в мультфильме – Hорман, живущий в башне с часами. Время от времени он появляется на велосипеде для того, чтобы объяснить наиболее трудные и важные моменты английского языка, способствуя непроизвольному запоминанию детьми основ языка для дальнейшего его усвоения. Знаменательно, что аспектная сторона языка этого видеокурса хорошо соотносится с программным материалом для 1–3-х классов начальной школы и 5-го класса, начинающего изучать язык с использованием учебника “Happy English”. Этот видеокурс дает возможность применять разнообразные технологии для работы с учащимися, но “драматизация” наиболее любима детьми 1–-3-х классов. После просмотра каждой части сказки дети с большим удовольствием примеряют на себя роль персонажей и язык, на котором они говорят.

Рекомендуется использовать этот видеокурс во всех классах средней школы в качестве психологической разгрузки. Каждый человек в душе ребенок, и несколько минут сказки на английском языке вернет его в прекрасный мир детства, где все было просто и понятно, где добро побеждает зло, а иностранный язык в этом фильме настолько прост и понятен, что приносит удовлетворение и учащийся убеждает себя в том, что все у него получится на дальнейшем пути освоения языка.

2. “FOLLOW ME”

(Следуй за мной)

“Follow me” – многоцелевой курс английского языка, охватывающий диапазон обучения языку от начального уровня до уровня свободного общения на бытовые темы. Десять основных тем, разбитые на 60 уроков, постепенно выводят изучающих на все более и более продвинутый уровень. Курс охватывает следующие темы: представьтесь сами, представьте других людей, вопросы, ответы, предложения и т.д.; дайте указания, скажите, где находитесь; разговор о времени; дайте информацию о..., обсуждение потребностей, обсуждение действий других людей. Уроки 1–30 курса – для начинающих, а 31–36 выводят изучающих на “основной уровень” и при желании могут быть использованы независимо от начального уровня. В видеоматериалах использованы развлекательные, драматические и документальные эпизоды. Для иллюстраций наиболее важных обучающих моментов использованы элементы развлекательной комедии.

3. “BBC ESSENTIAL ENGLISH GUIDE BRITAIN”

(Универсальный путеводитель по Британии Би-Би-Си)

“BBC Essential English to Britain” – прекрасный информативный видеокурс о стране, язык которой изучается. Видеоматериалы интересны и полезны не только из-за своей практической языковой информации (слова, фразы, лин-гвострановедческие реалии), но и из-за расширения фоновых знаний, связанных с историей, культурой, искусством, архитектурой, географией страны. Видеокурс “погружает” обучаемых в язык и страну с помощью молодой пары, путешествующей по Британии. Благодаря этому приему учащиеся получают знания как будущие туристы. Они знакомятся с популярными туристическими маршрутами, общественным транспортом в качестве средств передвижения для туристов, знакомятся с гостиницами. В видеокурсе даются рекомендации по использованию туристических бюро, гидов и т.п.; рекомендации по обмену и использованию денег.

4. “FAMILY ALBUM, USA”

(Семейный альбом, США)

“Family Album, USA” знакомит с современной американской культурой, традициями и взаимоотношениями между людьми, привлекая внимание к аспектным особенностям американского варианта английского языка.

Обаятельные актеры – носители языка показывают жизнь американцев через семью Стюарт и их общение во всех сферах человеческих отношений: в семье, на работе, на улице, в магазине, в больнице и т.д. Дети сопереживают происходящему на экране и при драматизации (одна из технологий работы с видеокурсом), воссоздают эти типы общения, стараясь подражать актерам в манере двигаться, держаться, а, главное – говорить. В процессе работы над драматизацией эпизода дети учатся технике общения, овладевают речевым этикетом, учатся быть речевыми партнерами, т.е. учатся общению через общение на английском языке.

3. Технологии использования видео

1. Только просмотр.

Эта технология позволяет заострить внимание учащихся на характерных особенностях невебрального общения (жесты, мимика, телодвижения) и развивать навыки их понимания. Сначала учащиеся просматривают эпизод и решают, кем являются действующие лица, как они относятся друг к другу и т.д. Затем они пытаются угадать, что происходит и о чем говорят персонажи. Учащиеся высказывают как можно больше предположений о том, что происходит на экране, о чем говорят герои. В дальнейшем, при просмотре этого же эпизода со звуком, учащимся становится более понятным смысл фраз, сказанных персонажем фильма и это позволяет им осознать, что отдельные части эпизода сами по себе могут помочь в декодировании языка.

2. Только прослушивание.

Эта технология развивает практику аудирования, а кроме того, прослушивание без просмотра дает возможность учащимся вообразить (на основании звуковых эффектов, музыки и речи) обстановку, участников (внешность, настроение) и действия. После прослушанного материала учащиеся выдвигают свои версии происшедшего. Они обсуждаются в группе, а затем подтверждаются или изменяются после просмотра этого эпизода.

3. “Мозаика”

Этот вид работы предполагает активный обмен информацией. Одна половина класса просматривает эпизод их фильма (без звука), а другая половина класса в это время слушает диалог (без видео). Внутри своих групп учащиеся делятся своими впечатлениями о том, что видели или слышали, для того, чтобы реконструировать ситуацию. Версии каждой группы сравниваются между собой, после чего все учащиеся просматривают этот эпизод в окончательном варианте (звук + видео).

4. Ролевая игра “Детектив”.

Разновидностью “Мозаики” можно считать ролевую игру “Детектив”, которая вносит дополнительный игровой момент в занятия. Ролевую игру “Детектив” можно предложить учащимся после просмотра группой I и прослушивания группой II всего фильма или эпизода. Выбираются два детектива: “Мистер Шерлок Холмс” и “Доктор Ватсон”. Они выслушивают версию каждой группы. При этом они имеют право задать несколько вопросов о том, что видела и слышала группа: сколько было людей, что произошло вначале, что потом и т.д. Это ориентирует группы на ключевые моменты содержания фильма. Выслушав версии групп, детективы предлагают собственную версию, созданную на основе опроса групп 1 и 2. В заключении все вместе смотрят эпизод (звук + видео), сравнивания свою версию с происходящим на экране. Подводя итог, учащимся можно предложить написать небольшой рассказ или историю об услышанном или увиденном на экране. Лучшая работа отмечается премией Конан-Дойля.

Как оценить эффективность работы с видеокурсами? Для этого предлагается определенная система контроля за формированием навыков и умений устной речи.

4. Видео и организация контроля сформированности навыков и умений в устной речи

Планируя работу с видеокурсом, преподаватель выделяет объекты контроля и формы его реализации на каждом этапе работы для достижения конечной цели. Характерной особенностью аудио-визуальных материалов является соединение возможностей аудитивных и визуальных технических средств, где зрительный ряд показывает обучающимся о чем говорить, а звуковой ряд – как говорить. Для того, чтобы обучающийся мог сконцентрировать свое внимание на содержании звукового ряда, должны быть достаточно отработаны аспектные навыки. Поэтому мы предлагаем четырехэтапную схему видеозанятий.

Целью подготовительного этапа (до просмотра фильма) является снятие лексико-грамматических и лингвострановедческих трудностей. Этот этап работы завершается лингводидактическими тестами и установочными вопросами на контроль понимания звукового ряда путем ответов на вопросы после просмотра.

Второй этап (просмотр фильма полностью, просмотр без звука, прослушивание без изображения) сопровождается многочисленными разнообразными тестами на понимание: говорение, “клоуз” тесты, озвучивание фрагментов с записью на магнитную ленту с последующим анализом, контрольнообучающие упражнения на “доигрывание”, “реконструкцию”, “режиссуру” – все это подготавливает обучаемых к третьему этапу работы с видеофильмом.

Hа третьем этапе обучаемый проигрывает эпизоды видеофильма, стараясь подражать актерам – носителям языка. Фильм с новыми “актерами”, записанный на контрольную видеокассету, с большим интересом и пользой обсуждается участниками.

Четвертый этап – творческое использование накопленного речевого опыта – самый важный. Ролевые оценки, дискуссии, собственный сценарий и режиссура продолжения эпизода – контрольный результат сформированности умений и навыков устной речи, полученных с помощью аудио-визуальных технических средств и компьютерной техники.

Спонсор публикации статьи: интернет-проект "Полиглот" – оригинальная система уроков, которая позволяет всем желающим освоить английский язык онлайн за 16 часов! Интерактивные материалы, предлагаемые автором сайта english-polyglot.com, оценят, прежде всего, те, кто любит нестандартные подходы к решению любых задач. Информация представлена максимально четко и без лишних слов. Каждый урок - это минимум необходимой теории и практическая работа с языком посредством генератора фраз и погружения в среду языка при помощи фильмов. Начните изучать английский с "Полиглотом" и убедитесь, что уже очень скоро на вопрос: "Can you speak English?" Вы не смущенно пожмете плечами, не понимая, что спросил собеседник, а уверенно ответите: "Yes, I Can!"

И. Е. Косачева ,
зав.кафедрой ин.языка АТИ ;
Ю. В. Косачева