Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Английский язык»Содержание №14/2009

Ecological Situation on the Kola Peninsula

Интегрированный урок: английский язык и география

Наш урок был проведен на городском семинаре, подводившем итог трехлетнего эксперимента по внедрению регионального компонента в обучение. Открытый урок проводился в 7-м классе с углубленным изучением английского языка. Учащиеся занимаются по УМК О.В. Афанасьевой, И.В. Михеевой, пятый год обучения.

Тема: “Экологическая ситуация Кольского Севера”

Цель: Проанализировать экологическую ситуацию Кольского Севера и определить наиболее приемлемые пути решения создавшихся проблем.

Задачи: Активизировать речевой материал по теме “Человек и окружающая среда”; развивать навыки устной монологической и диалогической речи по теме; повысить интерес к изучению иностранного языка; развивать умения анализировать, сравнивать, сопоставлять и делать выводы; воспитывать чувство любви к своему родному краю, бережного отношения к природе и чувство ответственности за свои поступки.

Оборудование: Схема “Составные части природы”; карта: “Крупнейшие предприятия – загрязнители окружающей среды Мурманской области”; таблица “Суммарный выброс вредных веществ от основных источников”; карта-схема: “Зоны деградации экосистем на Кольском Севере”; картинки, отражающие глобальные экологические проблемы; карточки для игры; видеоматериалы по теме.

Неужто внуки лишь по Красной книге
Узнают, как богаты были мы?!

Р. Рождественский

Think Globally, Act Locally!

ХОД УРОКА

Песня “Do not kill the world”

Учитель английского языка: Good morning! Glad to see you again. Sit down, please.

Учитель географии:
Мы рубим лес, устраиваем свалки.
Но кто же под защиту все возьмет?
Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки.
Подумайте, а что нас дальше ждет?

Все мы разные, отличаемся друг от друга взглядами, привычками, цветом кожи, говорим на разных языках, живём в разных климатических условиях. Но Земля у нас одна, а потому и судьба общая: будущее человечества зависит от благополучия нашего общего дома.

Учитель английского языка: Today we speak a lot about ecology but do so little to save our planet – the air we breathe, the water we drink and the land which feeds us.

They say our planet is in danger. Many people do not know how to protect animal and plant worlds, how to keep the water clean and the air fresh. Still, they want to try to help nature.

Учитель географии: Пока ещё, как и прежде, прекрасна наша голубая планета. Как и прежде, живописна родившая нас Земля. Но редеют леса, мелеют реки, гибнут моря, исчезают, уходят навсегда ароматные нежные ландыши, хрупкие пролески.

Лучше остановиться. Кажется, сама природа взывает к нам. Тема нашего урока – экологическая ситуация Кольского Севера. Цель – проанализировать экологическую ситуацию Мурманской области и определить наиболее реальные пути решения создавшихся проблем.

Учитель английского языка: The subject of today’s discussion is “The ecological situation on the Kola Peninsula”. We are going to revise all the material we learnt at the last lesson on the topic “Man and Ecology”. We will focus not only on environmental problems, but on their solutions.

Фонетическая и речевая зарядки

Учитель английского языка: Speaking about ecology you may need some words and word combinations. I want you to make sure that you can pronounce, read and understand the words. Please, repeat after me: ecology, environment, air pollution, water pollution, filter, habitat, destruction, shortage, disaster, litter, rubbish, oxygen, to poison, to dump, to pour, to cause, industrial waste, nuclear weapons, ultraviolet radiation, natural resources, and carbon dioxide.

Now I want you to make up your own sentences using these words and word combinations.

Дети придумывают предложения с данными словами.

Учитель географии: Человек и природа находятся в тесной взаимосвязи друг с другом. Давайте вспомним, а что же такое природа?

Учитель английского языка: Look at this scheme! What can you see on it? Can you explain it? What is there in the centre? (the word “nature”) Yes, you are right. You know that nature consists of different components. Could you name all of them? (climate, landforms, water, soil, plants, animals)

Учитель географии: Итак, природа – это сочетание взаимосвязанных и взаимозависимых: климата, рельефа, воды, почвы, растений и животных.

Человек взаимодействует с природой. Ещё с давних времён, передвигаясь по бескрайним просторам планеты, человек ловил рыбу, охотился на диких животных, собирал съедобные растения. Природа щедро делилась с людьми своими дарами, казалось, ничто не предвещало беды.

А между тем жизнь поставила перед человеком сложнейшие задачи: хватит ли человечеству, неудержимо развивающему производство, природных ресурсов? Не погубит ли стремительно растущее производство всю природу, выбрасывая в окружающую среду невероятное количество отходов?

Учитель английского языка: The word “Environment” means simply what is around us. Some people live in an urban environment, for others their environment is the countryside. But the air we breathe, the water we drink, the soil on which we stand and walk are all parts of our environment.

Nowadays people understand how important it is to solve environmental problems that endanger people’s lives. What are the most serious environmental problems today?

(Pollution in its many forms; destruction of wildlife and natural beauty; shortage of natural resources; noise from transport; growth of the world’s population.)

Учитель географии: Мы затронули глобальные экологические проблемы. А теперь хотелось бы остановиться на региональных проблемах. Какие проблемы волнуют каждого жителя Севера? (беседа)

Учитель английского языка: Air pollution is one of the biggest problems of the Kola Peninsula.

Учитель географии: Какова экологическая ситуация Кольского Севера?

Анализ экологического состояния по карте и таблице. Просмотр видеосюжета о промышленном городе Мончегорске и обсуждение его на английском языке.

Учитель географии: Какие впечатления на вас произвёл видеосюжет? Что вас больше всего поразило?

Дети делятся впечатлениями об увиденном.

Учитель географии: Действительно, картина ужасающая. Какой же выход из подобных ситуаций? Какие пути решения данной проблемы вы можете предложить? Как сохранить наше воздушное пространство?

Учитель английского языка: All changes can be dangerous for our fragile planet which needs protection. So, what must we do? We must think globally, but act locally. (Solutions: 1. Walk or use bicycles instead of going by car. 2. To make the air cleaner we need good filters at factories and plants, in cars and buses.)

Учитель географии: (на фоне видеосюжета о воде) Вода – самодержавная царица.

Для всех – бесценная всегда.
Ты несравнимая с жар-птицей
Её величество вода.

Вода – самый ценный дар природы. В сказках живая вода возвращает к жизни мёртвого, в реальности – вода даёт жизнь полям, лугам, садам, целым городам и странам.

История большинства государств связана с реками: по ним передвигались путешественники, переселенцы, завоеватели, проходили торговые пути, о них слагали песни и легенды.

И сегодня вода играет огромную роль в жизни человечества, она незаменима в быту, в жилищно-коммунальном хозяйстве, в работе промышленных предприятий.

Учитель английского языка: There is much water on our planet and at the same time there is little water on it. This is true because very little water on the Earth is good for drinking. In many rivers and lakes, the water is dirty. Some people cannot swim in the sea and the seaside because they are not clean. In many places, water is not drinkable. It is dangerous to use it when you cook.

And what about our region?

Учащиеся рассказывают о загрязнении водоемов в области. Первый ученик на русском языке, второй ученик на английском языке.

Учитель географии: Вы ознакомились с экологическим состоянием вод Мурманской области. Как мы можем спасти водоёмы? Какие пути решения данной проблемы вы можете предложить?

Учитель английского языка: What should we do to solve this problem? (Solutions: 1. Clear rubbish from lakes and rivers. 2. Do not dump or pour industrial waste into rivers, lakes, seas and oceans.)

Учитель географии: Ежегодно в мире происходят огромные потери почв для сельскохозяйственного использования. Если разрушение почвенного покрова водной и ветровой эрозией очень наглядно, то разрушение его в результате промышленного загрязнения может быть долгое время скрыто от глаз человека.

Проблема промышленного загрязнения почв чрезвычайно актуальна для Мурманской области.

Общая площадь пахотных земель в области составляет 20 тысяч га, из которых значительная часть расположена в зонах воздействия предприятий цветной металлургии, выбрасывающих в атмосферу сернистый газ и тяжёлые металлы. В результате хозяйственной деятельности общая площадь загрязнённых земель составляет 19 тысяч квадратных километров, образуя сплошную полосу от п.г.т. Никель до Полярных Зорей, а район Мончегорска (площадь 1400 квадратных километров) объявлен районом экологического бедствия.

Учитель английского языка: There are great industrial waste grounds around the Joint Stock Company Combinat Severonickel and the Joint Stock Kovdorsky Mining and Dressing Plant Company. They occupy a vast territory up to 400 km. Each kilometre of the soil gets 30 tons of sulphur, 6 tons of non-ferrous metals a year. As a result vegetation cannot survive at a distance of up to 200 km. from the nickel-processing factories. Is it not disastrous?

Учитель географии: Как уберечь наши почвы?

Учитель английского языка: What should we do to clean up our soil? (Solutions: 1. Do not litter with paper, cans or bottles. 2. Select products with the least wasteful packages.)

Учитель географии: Человек стремится изменить природу в нужном для себя направлении, но часто разрушает её. Так, в результате вырубки леса в условиях Севера заболачиваются почвы в тайге, в лесотундре возникает похолодание, а тундра неуклонно продвигается на юг, расширяя свои границы.

Нельзя допустить массовую вырубку лесов!

Учитель английского языка: What is happening to the forests in our region today?

Учитель географии: Страдают от человеческой деятельности не только леса, непоправимый вред наносит человек и другим видам растений, а также животным. Сейчас Кристина ознакомит нас с редкими и исчезающими видами растений и животных, занесенными в Красную книгу Мурманской области.

Далее следуют сообщения учащихся о некоторых исчезающих видах органического мира: радиола розовая, мак лапландский, европейский бобр, орлан.

Учитель географии: Что же необходимо делать для сохранения редких исчезающих видов растений и животных?

Учитель английского языка: What should we do to protect our plants and animals? (Solutions: 1. Feed birds in winter and help them survive in the cold. 2. Take care of your town. Plant more trees near your house. Do not let people cut them down.)

Учитель географии: Город Гаджиево – город подводников. Наша жизнь связана с морем и лодками. А лодки хранят в себе ядерные реакторы. Они вызывают опасения и тревогу не только во время эксплуатации, но и после своей отработки (на фоне видеосюжета о подводных лодках).

Что такое радиоактивное загрязнение, многие знают не понаслышке. Свежи ещё в памяти события, связанные с Чернобылем. Какой вред нанёс человечеству и окружающей среде неуправляемый атом, знает сегодня каждый.

Несмотря на благоприятную внешнюю радиационную ситуацию Мурманской области, обстановка с радиоактивными отходами всех видов достаточно критическая.

А нас, жителей Гаджиево, эта проблема особенно беспокоит. Чем вызвано наше беспокойство? Я просила полистать газеты и подготовить сообщения о событиях, связанных с утилизацией и хранением радиационных отходов.

Дети представляют новейшие сведения по радиационной ситуации в окрестностях ЗАТО.

Учитель английского языка: Radiation. Now it has become one of the main problems. It is dangerous for people’s health. Nuclear power stations can have accidents and cause nuclear pollution. This happened in Wind scale in Britain, in Three Mile Island in the USA and in Chernobyl in the former Soviet Union. Nuclear pollution cannot be seen, but its effects can be terrible.

One of the urgent problems in our region, on the Kola Peninsula, is the storage of nuclear waste from atomic icebreakers and submarines. The present storage facilities are out-of-date and have been overfilled. It presents a great danger for everything living on the peninsula and nearby areas.

What can we do to protect ourselves from radiation? (Solutions: 1. We must protest against the storage of nuclear waste from atomic icebreakers and submarines near our native town.)

Учитель географии: Мы сегодня затронули самые острые, на наш взгляд, проблемы окружающей среды Кольского Севера. Давайте их обобщим.

Учитель английского языка: Who wants to sum up everything you learnt?

Диалоги – обобщение всех рассмотренных на уроке проблем (на английском языке).

Учитель географии: Вы, наверное, устали. Давайте поиграем и заодно повторим то, о чём говорили на уроке. Работа с карточками.

Учитель английского языка зачитывает одно из решений, а учитель географии беседует с учащимися, о какой проблеме идет речь и прикрепляет на доску карточку на английском языке.

Учитель английского языка: Well, it is time to finish our lesson. It was great pleasure to discuss ecological problems with you. I see you know much about them. At home you should sum up all the solutions we discussed at our lesson and write them down in order to plan the work of our local “Clean Up the Countryside Society”.

To conclude, I want to say that there are many actions that each person can take every day. Think globally, act locally! Save our environment! Our solutions will help you.

Учитель географии: Эпиграфом к уроку мы взяли слова Роберта Рождественского. Вдумайтесь в эти слова и сделайте правильный вывод. Определите своё место и роль в природе. Хотелось бы, чтобы каждый ваш шаг был обдуманным, а поступок – разумным.

Мы общей жизни зёрна,
Одной судьбы родня.
Нам пировать позорно,
В счёт будущего дня.
Поймите это люди,
Как собственный приказ,
Не то земли не будет
У каждого из нас.

М. Дудин

By Marina Kulikova, Oksana Kozak ,
School No. 276, Gadjievo, Murmansk reg.