Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Английский язык»Содержание №13/2009

Реализация гигиенического воспитания на уроках иностранного языка в начальной школе

Как известно, в школьной практике бытует мнение о том, что здоровье детей является объектом заботы только медицинских работников. Однако, по мнению социологов и гигиенистов, здоровье человека зависит от медицины лишь на 20%, в большей мере оно зависит от факторов, определяющих здоровье и здоровый образ жизни.

Многие специалисты указывали на необходимость пропаганды гигиенического воспитания всеми учителями-предметниками. К сожалению, эта гуманная идея не нашла должного осмысления ни среди учителей, ни в системе подготовки учителей для работы в детских коллективах. Вместе с тем, при тщательном рассмотрении особенностей учебного процесса по иностранному языку можно выделить целый ряд педагогических приемов, позволяющих осуществлять гигиеническое воспитание учащихся без ущерба для решения основных практических задач.

В данной статье хочется обратить внимание учителей на хорошо известные им приемы и упражнения, с помощью которых можно в какой-то мере решать рассматриваемую нами проблему.

Одним из главных требований к современному уроку, по мнению медиков, является требование рационального соотношения статических и динамических компонентов урока. Специфика урока иностранного языка позволяет осуществлять это требование. Такие приемы, как физкультпауза, элементы инсценирования песни, разного рода игры, сопровождаемые движениями, позволяют предупреждать развитие физической утомляемости на уроке. Задания творческого характера, предполагающие выполнение в первую очередь речевых упражнений, а также упражнений с различной направленностью речевой активности, позволяют избежать однообразия действий, снижают умственную утомляемость учащихся.

Как известно, легко вводятся в учебный процесс на уроке рифмовки и детские песенки, на основе которых можно проводить физкультурные и музыкальные паузы. Смена видов учебной деятельности, применение рифмовок и песенок на начальном этапе, когда дети очень подвижны и одновременно легко утомляются от однообразия выполняемых учебных действий, являются необходимым условием повышения эффективности обучения и гигиенического воспитания школьников.

Каждый учитель иностранного языка, без сомнения, располагает большим количеством языкового материала такого рода.

В качестве примера приведем две рифмовки, которые можно использовать на уроках английского языка в начальной школе.

Stand up,
Hands up,
Hands down,
Hands on hips,
Sit down.
Stand up,
Hands to the sides,
Bend left,
Bend right.
Hands on hips,
One, two, three, hop,
One, two, three, stop.
Stand still!

* * *
My hands upon
my head I place,
On my shoulders,
on my face,
Then I put them
in front of me
And gently clap:
one, two, three

Еще один пример: организация работы при разучивании песни “Clap, clap, clap your hands”.

Clap, clap, clap your hands,
Clap your hands together.
Stamp, stamp, stamp your feet,
Stamp your feet together.
Nod, nod, nod your head,
Nod your head together.
Dance, dance, dance a dance,
Dance a dance together.

Учитель проговаривает слова песенки, учащиеся повторяют за учителем слова куплета, потом напевают его. И, наконец, дети хором поют всю песню.

Можно предложить и другие песенки, при пении которых можно выполнять движения по содержанию песенки. Дети делают это с большим удовольствием.

Can you hop like a rabbit?
Rabbit, rabbit, rabbit, rabbit.
Can you jump like a frog?
Frog, frog, frog, frog.
Can you walk like a duck?
Duck, duck, duck, duck.
Can you run like a dog?
Dog, dog, dog, dog.
Can you fly like a bird?
Bird, bird, bird, bird.
Can you swim like fish?
Fish, fish, fish, fish.
And be still like a good child
As still as you wish?

You put your right hand in
You put your right hand out
You put your right hand in
And you shake it all about
You do the Hoky Pokie
And you turn yourself around
That’s what it’s all about!

That is the first verse, then you repeat the verse over and over, using the left hand, then right foot, then the left foot then head, then ‘your whole self.

So the last verse you go:
You put your whole self in
You put your whole self out
You put your whole self in
Then you shake it all about
You do the Hokey Pokey
Then you turn yourself around
That’s what it’s all about.

Put your finger on your head!
Put your finger on your head!
On your head! On your head!
Don’t forget! Don’t forget!
Put your finger on your nose!
Put your finger on your nose!
On your nose! On your head!
Don’t forget! Don’t forget!
Put your finger on your chest!
Put your finger on your chest!
On your nose! On your head!
Don’t forget! Don’t forget!
Put your finger on your back!
Put your finger on your chest!
On your nose! On your head!
Don’t forget! Don’t forget!

Head and shoulders, knees and toes,
Knees and toes, knees and toes,
Head and shoulders, knees and toes,
Eyes, ears, mouth and nose. (2 раза)

See them walk, walk, walk,
See them little walking puppets.
See them walk, walk, walk,
See them walking in a row.

See them jump, jump, jump,
See them little jumping puppets,
See them jump, jump, jump,
See them jumping in a row.

See them run, run, run,
See them little running puppets,
See them run, run, run,
See them running in a row.

Мы проводим следующую зарядку для улучшения мозгового кровообращения, которая рекомендована СанПиНами для школы:

Физминутка для улучшения мозгового кровообращения

1. Исходное положение (и.п.) – сидя на стуле, 1–2 – отвести плавно голову назад, 3–4 – голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4–6 раз. Темп медленный.

2. И.п. – сидя, руки на поясе, 1 – поворот головы вправо, 2 – и.п., 3 – поворот головы влево, 4 – и.п. Повторить 6–8 раз. Темп медленный.

3. И.п. – стоя или сидя, руки на поясе, 1 – махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть влево, 2 – и.п., 3–4 – то же правой рукой. Повторить 4–6 раз. Темп медленный.

Разучивание песен подобного содержания может стать очень полезным в гигиеническом воспитании школьников. Как показывает опыт работы в школе, использование песен на уроке иностранного языка снижает психологическую нагрузку, повышает эмоциональный тонус учащихся, что положительно сказывается на их речевой активности. Песня может использоваться как прием релаксации, когда у детей появляются признаки усталости и снижения работоспособности.

Что касается разного рода игровых моментов и непосредственных игр, то на этом мы не будем останавливаться особо. Этот прием работы хорошо известен учителям иностранных языков. В журнале “Иностранные языки в школе” публиковалось множество статей на данну ю тему на материале английского, немецкого и французского языков. Каждый учитель может найти для себя много полезного в этих публикациях.

Хочется подчеркнуть только, что использование игровых моментов на уроках иностранного языка позволяет комплексно реализовать методические и педагогические задачи. Учащиеся с интересом овладевают иностранным языком, у них формируются активные логико-смысловые операции. Вместе с этим учитель создает благоприятную обстановку для сохранения и упрочения детского организма и здоровья школьников за счет введения динамических компонентов в урок.

В 4-м классе гигиеническое воспитание учащихся может осуществляться при чтении текстов определенной направленности.

С учетом существующей в методике классификации видов чтения можно подобрать и тексты для ознакомительного и для изучающего чтения. Известно, что целью прочтения первых является понимание основного содержания. Из всех способов контроля понимания прочитанного можно выбрать вопросно-ответную форму контроля, поскольку она стимулирует собственные высказывания учащихся по отношению к прочитанному. Тексты, предназначенные для изучающего чтения (с полным пониманием содержания) в большинстве случаев рассматриваются как средство создания ситуаций для условно-речевого общения на иностранном языке.

Не менее важны и тексты, содержание которых может подкрепить стремление учащихся к физическому совершенству.

Just Ten Minutes a Day!

Good health. There’s no question about it. To enjoy life to the fullest, you need to keep your body, mind and spirit strong. And the best way to do that is by establishing a regular exercise programmer.

If you cannot do your exercises daily try and do them every alternate day – you need for your exercises 10 minutes only just to feel good.

But first:

1. Wear comfortable clothing.

2. Bare feet are best.

3. Don’t eat a heavy meal for at least two hours before you exercise.

4. Exercise at least three times a week.

5. If you are not feeling well leave your exercise programme until you feel better.

6. Always stop if anything hurts – listen to your body.

Чтение текстов подобной направленности может сопровождаться проведением опроса на иностранном языке с помощью анкетирования. В анкетах содержится ряд вопросов, ответы на которые определяют отношение учащихся к собственной физической форме. Опрос может проводиться также в форме ролевой игры: группа детей, распределив роли, берет интервью у своих одноклассников, а затем анализирует результаты и сообщает о них на пресс-конференции, в телевизионном выступлении и т.д.

В этой статье приведены отдельные методические приемы такой организации учебного процесса по иностранному языку, при которой параллельно с развитием умений и навыков иноязычной речи у школьников формируются гигиенические навыки. Хотелось бы привлечь внимание коллег к этой очень важной теме.

Любовь Павловна Магомедова ,
МОУ Школа-сад № 3 г. Волгограда