Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Английский язык»Содержание №6/2009

Использование компьютерных игровых программ для обучения английскому языку в начальной школе

Необходимость использования информационных технологий в обучении языку в настоящее время общепризнанна, обучение с использованием компьютеров становится неотъемлемой частью учебного процесса, растет интерес к этой области методики. [2]

Новые педагогические технологии – такие, как использование компьютерных обучающих программ – позволяют учителю реализовать задачу активизации познавательной деятельности учащегося и выбрать такие методы, формы и средства обучения, которые наиболее эффективно формируют коммуникативную компетенцию.

Обычно выделяют следующие преимущества использования информационных технологий по сравнению c традиционными учебными материалами:

• индивидуализация обучения;

• оперирование большими объемами информации;

• комплексное мультисенсорное воздействие на различные каналы восприятия путем использования текста, звука, мультипликации, видео;

• неограниченное количество обращений к заданиям;

• немедленное предоставление обратной связи;

• дистанционное обучение в синхронном и асинхронном режимах; [2]

• интерактивность;

• конфиденциальность (ученик знает, какие ошибки делает, но у него нет страха, что кто-то узнает о его ошибках, и он получит неудовлетворительную отметку). [5]

На основании степени самостоятельности – активности ученика, обучающие компьютерные программы подразделяют на четыре основных типа:

1. Тренировочно-закрепительные, предназначенные для обучения отдельным навыкам (такие программы легче всего интегрируются в учебный процесс);

2. “Тьюторские”, позволяющие индивидуализировать процесс обучения (эти программы эффективны в качестве дополнения к аудиторному общению);

3. Моделирующие, предоставляющие уникальные возможности для проведения исследований, имитации различных процессов;

4. Учебные игры, которые сходны с моделирующими программами, но отличаются от них привнесением элемента соперничества. [1]

Использование учебных игровых программ представляется наиболее адекватным возрастным особенностям учащихся младших классов, т.к. “игровая деятельность на уроке иностранного языка не только организует процесс общения на этом языке, но и максимально приближает его к естественной коммуникации”. [4]

В настоящей статье мы попытаемся изложить опыт работы с учебными игровыми программами с учениками младших классов.

Целью работы была интеграция игровой компьютерной программы, в наибольшей мере соответствующей развитию коммуникативных навыков, в учебный процесс на уроке английского языка.

Мною были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать существующие компьютерные игровые программы;

2. Выделить программу, оптимально подходящую для работы с младшими школьниками, обучающимися по УМК “Way Ahead”;

3. Проанализировать выбранную программу и ее образовательные возможности;

4. Разработать план интеграции компьютерной программы в учебный процесс.

Рынок обучающих программ по английскому языку насыщен и разнообразен, поэтому анализ качества компьютерных средств обучения с педагогической точки зрения представляется совершенно необходимой процедурой. [2]

Прежде чем выбрать наиболее подходящую для моих педагогических условий программу я проанализировала учебный материал 13 программ по четырем видам речевой деятельности (чтению, письму, слушанию и говорению). (Результаты анализа см. в таблице.)

Таблица 1. Анализ обучающих игровых компьютерных программ по видам речевой деятельности

Чтение Письмо Слушание Говорение
1. Lingua Land
Обучающая программа для детей 5–10 лет сразу по пяти иностранным языкам (английский (американский и британский), французский, немецкий и испанский). Материал курса включает в себя 1000 наиболее употребляемых слов, а также около 100 диалогов для каждого изучаемого языка. Важными элементами обучения являются тесты и языковые игры.
Слова, предложения, диалоги. Слова на русском и иностранных языках. Слова, предложения, диалоги. Слова.
2. Flash Player 4.0 r 7, Macromedia, Inc.
Игры 1–3, 10, 12–18, 20 предназначены для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Каждая из игр представляет собой один screen shot и тренирует небольшой объем лексико-грамматического материала.
Буквы, слова, предложения. Слова, словосочетания. - -
3. In Search of the Lost Words
Игровая программа для детей от 10 лет, изучающих английский язык. Созданная по методике погружения, она сюжетно представляет собой приключенческий квест.
Слова, словосочетания, предложения, тексты. - Слова, словосочетания, предложения, тексты. -
4. Правильный английский без скучных правил. 4–6 лет
Буквы, слова, словосочетания, предложения, тексты, песни. - Буквы, слова, словосочетания, предложения, тексты, песни. Буквы, слова, предложения, диалоги, песни.
5. Правильный английский без скучных правил. 7–9 лет
Буквы, слова, словосочетания, предложения, тексты, песни. - Буквы, слова, словосочетания, предложения, тексты, песни. Буквы, слова, предложения, диалоги, песни.
6. Правильный английский без скучных правил. 10–12 лет
Буквы, слова, словосочетания, предложения, тексты, песни. Слова. Буквы, слова, словосочетания, предложения, тексты, песни. Буквы, слова, предложения, диалоги, песни.
7. Learn English. Eurotalk. Interactive
Иллюстрированный тематический словарь по девяти темам, включает также упражнения восприятие на слух, говорение и развитие памяти. Тренируя каждую группу слов, можно выполнить 4 вида заданий, а также распечатать словарь в картинках. Для каждой группы слов предоставлены игры на развитие памяти двух уровней сложности.
Cлова. - Слова. Слова.
8. Профессор Хиггинс
Обучающая программа состоит из двух частей - курса английской фонетики и курса английской грамматики. Курс английской фонетики ориентирован на классический британский вариант английского языка. Курс грамматики включает 130 независимых уроков, каждый урок посвящен одному из разделов грамматики.
Буквы, звуки, слова, словосочетания, предложения, текст. Слова, словосочетания, предложения. Буквы, звуки, слова, словосочетания, предложения. Буквы, звуки, слова, словосочетания, предложения.
9. “Английский от А до Z” содержит грубые грамматические и лексические ошибки.
10. “Занимательный английский для детей от 6 до 12 лет” содержит грубые грамматические и лексические ошибки.
11. “Английский на досуге”
Иллюстрированный разговорный курс содержит 550 слов, 180 фраз с произношением и русским переводом, русско-английский и англо-русский словари. Путешествие по мультимедийному городу раскрывает более 150 ситуаций по 16 темам. В курс входит серия тестовых упражнений и экзаменов. Содержит полезную страноведческую информацию о Великобритании и Лондоне по всем лексическим темам курса.
Слова, предложения. - Слова, предложения. Слова, предложения.
12. Bridge to English I
Лингафонный базовый курс английского языка, двадцать уроков которого содержат лексику на английском и русском языке, диалоги и грамматический материал на русском языке.
Слова, предложения, диалоги. Слова, предложения. Слова, предложения, диалоги. Слова, предложения.
13. My First Incredible Amazing Dictionary
Иллюстрированный словарь включает более 1000 слов. Предполагает изучение слов, как в алфавитном порядке, так и по темам.
Слова, предложения. Буквы, слова. Слова. -

В результате анализа я выбрала для экспериментальной работы с IV классами третью часть курса Правильный английский без скучных правил – “Волшебный мир” (Новый диск. Auralog S.A., 2003). Эта программа оказалась наиболее адекватной нашим задачам, т.к. имеет структуру, предполагающую систематическое изучение и тренировку лексики от простого к сложному.

Правильный английский без скучных правил – это интерактивный курс английского языка для детей от 4 до 12 лет со встроенной системой распознавания речи. Курс предусматривает изучение британского и американского вариантов английского языка. Каждая из частей курса предназначена для детей одной из трех возрастных групп. Самых маленьких (4–6 лет) ждут приключения в “Сказочном домике”, по комнатам которого они смогут пройти, выполняя разнообразные игровые задания. Для ребят постарше (7–9 лет) как по мановению волшебной палочки оживет “Удивительный город”. На этом этапе количество заданий возрастает, вводится больше новых слов. Наконец, пользователи 10–12 лет попадут в “Волшебный мир”, где им представится возможность прогуляться по самым разным уголкам нашей планеты, от джунглей до льдов Антарктиды, знакомясь с их обитателями.

Разнообразие тем, видов деятельности, красочность, увлекательность этой компьютерной программы вызывает огромный интерес у учащихся. Программа позволяют работать с информацией в виде текста, звука и видеоизображения.

В каждой теме курса ребенок играет в словарные игры, смотрит мультфильмы и озвучивает их героев, а также поет под караоке и записывает свои песенки.

Озвучивая забавных анимированных персонажей, он усваивает правильное произношение и интонацию. Щелкая в любом месте экрана, ребенок попадает в разные уголки сказочного мира и параллельно узнает новые английские слова. Все слова, которые используются в игре, собраны в словаре, где также можно потренироваться в произношении. В заданиях, развивающих навыки устной речи, ученик имеет возможность сравнить свое произношение с произношением диктора с помощью графической схемы, которая наглядно отражает успехи ученика.

В исследовании виртуального мира маленькому пользователю помогают двое забавных друзей – благоразумный профессор Альберт и неугомонный попугай Калико. Они сопровождают ребенка в путешествии по “Волшебному миру”, при необходимости подсказывают, что и как делать, хвалят или делают замечание, если задание выполнено неверно. Важно отметить, что программа позволяет выбирать язык помощников (русский или английский) т.е. выбирать уровень погружения в языковую среду.

Компьютерная программа, самостоятельно проверяя работу учащегося, освобождает время учителя для того, чтобы он мог уделить внимание индивидуальной работе с отстающими учениками на занятии. В программе “Волшебный мир” после окончания каждого задания появляется изображение дерева, и чем выше поднимается на него белка, тем лучше результаты ребенка.

Важно отметить, что помимо оценки результатов в каждом задании, ребенок может увидеть картину его успехов в целом по всем видам заданий наглядно: в каждой из лексических тем он наполняет различными объектами волшебный город или лес.

Структура программы позволяет наиболее эффективно развивать коммуникативные умения учащихся, т.к. представляет собой детально продуманную систему ознакомления, тренировки и контроля усвоения лексики.

Каждая из обучающих игр предлагает задания трех уровней сложности, которые специально разработаны для поэтапного изучения языка.

1-й уровень сложности – погружение. Главная цель заданий здесь – сама игра, изучение английских слов происходит в пассивной форме. Выполняя задание, ребенок слышит, как произносится каждое слово.

2-й уровень сложности – понимание на слух. Чтобы справиться с заданиями этого уровня, нужно постараться понять то, что говорит по-английски робот.

3-й уровень сложности – разговорная практика. Чтобы выполнить упражнения, необходимо правильно произнести в микрофон английское слово или целую фразу.

Необходимо отметить, что программа позволяет определить приоритетные навыки, т.е. учитель может выбрать на каком уровне (уровне погружения, понимания речи или говорения) целесообразно тренировать лексику на каждом конкретном уроке.

Лексика в “Волшебном мире” тренируется в 14 категориях игр:

1. Веселые парочки.

Цели: развитие наблюдательности и расширение словарного запаса.

Щелкая картинки, найди среди них парные.

2. По порядку становись!

Цели: развитие логического мышления и памяти.

Восстанови историю, щелкая картинки по порядку, чтобы получился мультфильм.

3. Волшебные фразы.

Цели: развитие навыков в употреблении обращений.

Какие-то существа похищают вещи нашего друга. Помоги ему найти их, щелкая воришек. Чтобы вернуть предметы, надо правильно обратится к каждому похитителю!

4. Определение различий.

Цели: расширение словарного запаса и развитие наблюдательности.

Найди различия между двумя изображениями и щелкни их на картинке справа. Количество различий соответствует числу прожекторов или банок с краской.

5. Дружные семейки.

Цели: развитие способности классифицировать слова по темам.

Помести картинки в нужную группу (правую или левую).

6. Точка за точкой.

Цели: изучение алфавита и цифр.

Ты видишь эти звездочки, шарики и ракушки? Щелкая их в правильном порядке (как показано внизу экрана), ты обнаружишь сюрприз!

7. Школа танцев.

Цели: изучение глаголов, обозначающих движения, и развитие памяти.

Внимательно послушать слова и запомнить серию движений. Тебе нужно заставить Альберта повторить их. Просто нажимай нужные кнопки!

8. Мозаика.

Цели: расширение словарного запаса и развитие наблюдательности.

Помести кусочки мозаики на правильные места.

9. Путаница.

Цели: расширение словарного запаса.

Соедини картинку со словом или предложением, которое ей соответствует.

10. На рынке.

Цели: изучение цифр и развитие навыков сложения.

Помоги своим друзьям сделать покупки, выбирая различные предметы. Но убедись, что их общая стоимость не превышает суммы, указанной на мешке Зин-Зана.

11. Убежавшие слоги.

Цели: развитие навыков чтения и письма.

Посмотри на отдельные слоги и соедини их вместе так, чтобы получились целые слова.

12. Точно в цель.

Цели: развитие навыков правописания и наблюдательности.

Щелкни ящик с помидорами или груду монет, чтобы достать букву. Помещай каждую букву на свое место и собирай слова. Попробуй победить соперника!

13. Спрятанные слова.

Учебные цели: развитие наблюдательности и умения концентрировать внимание.

Попробуй найти спрятанные слова. Но будь внимателен! Они могут быть написаны горизонтально, вертикально, наискосок или задом наперед!

14. Секретное послание.

Учебные цели: изучение структуры словосочетаний, простых предложений и развитие навыков правописания.

Скопируй фразы, которые появляются на экране главного компьютера, на второй прибор. Завершив каждое предложение, нажимай на зеленую кнопку, чтобы передать информацию.

В “Волшебном мире” лексика по 52 темам представлена в 8 локациях:

1. The town.

2. The forest.

3. The jungle.

4. The savannah.

5. The desert.

6. The beach.

7. The mountains.

8. The arctic.

Проверка эффективности использования компьютерной программы “Волшебный мир” показала, что основной проблемой учителя, интегрирующего программу в учебный процесс, является несоответствие программы по отношению к основному УМК Way Ahead и трудность ее адаптации к конкретным методикам, ученикам, урокам.

Лексический, грамматический и фонетический материал компьютерной программы не может полностью совпадать с материалом учебника. Учителю приходится проводить трудоемкую работу по подбору заданий из лексических тем, решающих конкретные задачи определенных разделов учебника. Однако преподаватель не в силах изменить методы и формы обучения, заложенные в программе.

Таким образом, в конечном счете, преподавателю приходится подстраиваться под компьютерную программу, а не наоборот.

В то же время можно утверждать, что практически к каждому разделу учебника “Way Ahead 4” можно подобрать материал из “Волшебного английского”, соответствующий программе обучения английскому языку в Прогимназии, и использовать его как фрагмент урока, примерно в течение 15 минут.

Поэтому нами была разработана программа, рассчитанная на 2 занятия по 15 минут в четверть. Ниже предлагается план таких занятий.

План интеграции программы “Волшебный английский”

в обучение английскому языку детей 4 класса по УМК “Way Ahead”

Таблица 2

No. занятия Четверть Unit (Way Ahead 4) Тема в Way Ahead Раздел в “Волшебном английском”
1. I. Unit 1. Jobs. People I know.
2. Unit 1. Locations in town. Transport.
3. II. Unit 6. Pleasure palace. Sport.
4. Unit 6. Tomorrow’s weather. Weather and seasons.
5. III. Unit 11. Animals in danger. Animals of the forest. Tropical animals.
6. Unit 11. Animals in danger. Nature. Sea animals.
7. IV. Unit 16. Fewer or less, food. I’m hungry. I’m thirsty.
8. Unit 16. At the table. On the table.

Завершающим этапом нашего эксперимента была апробация программы в III четверти и проведение открытого урока по теме “Animals in danger”. Одним из этапов урока была работа по программе “Волшебный английский”, направленная на закрепление лексики по темам “Animals of the forest. Tropical animals” в 4 категориях игр: “Спрятанные слова. Путаница. Мозаика. Определение различий”. Урок подтвердил, что использование компьютерной игры повышает мотивацию учащихся и интерес к изучению иностранного языка, позволяет сделать урок увлекательным и вести его в более динамичной форме, что соответствует возрастным особенностям учащихся начальной школы.

В заключение можно сказать, что использование игровой компьютерной программы “Волшебный английский” позволяет учителю интенсифицировать учебный процесс посредством систематического решения детьми познавательно-поисковых задач, направленных на закрепление и тренировку усвоенного на уроке лексико-грамматического материала. Дети с энтузиазмом восприняли занятия по программе “Правильный английский 10–12”, многие захотели продолжить самостоятельную работу с программой после уроков и это подтверждает тот факт, что “компьютерное обучение несет в себе огромный мотивационный материал, а мотивация имеет большое значение в обучении английскому языку.” [5]

Статья опубликована при поддержке интернет-сервиса "Поиск слова" – незаменимого помощника всем любителям решать кроссворды, сканворды, анаграммы и другие головоломки и загадки со словами. С помощью сервиса Вы найдете практически любое русское слово, зная всего лишь одну встречающуюся в нем букву. Данный ресурс позволяет осуществлять поиск слов, задавая различные параметры: через рубрикатор, по известным буквам, по их количеству, по маске, по определению, по тексту, по начальной или конечной букве или по нескольким параметрам сразу. При этом скорость выдачи результатов на сайте минимальна и определяется долями секунды. Уверены, что хоть раз воспользовавшись сервисом, поняв, насколько просто, удобно и быстро можно искать на нем слова, Вы занесете адрес poiskslova.com в закладку "Избранное" и уже очень скоро с его помощью станете победителем конкурсов по решению анаграмм и кроссвордов и турниров "Эрудит", "Слово из слова", "Балда" и др.

Используемая литература:

1. Башмаков А.И., Башмаков И.А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. М., 2003.

2. Бовтенко М.А. Компьютерная лингводидактика. М.: Флинта. Наука, 2005.

3. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. М.: Академия, 2005.

4. Конышева А.В. Игровой метод в обучении иностранному языку. СПб.: КАРО, 2006.

5. Конышева А.В. Современные методы обучения английскому языку. Минск: ТетраСистемс, 2005.

Е. В. Репина ,
Прогимназия № 1723