Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Английский язык»Содержание №5/2009

Стратегии выполнения тестовых заданий по аудированию

Речевые действия и связанные с ними умения выделяются в соответствии с двумя речевыми процессами:

а) созданием высказывания, устного или письменного, т.е. с процессами говорения и письма;

б) восприятием речи, т.е. с процессами слушания и чтения.

Восприятие речи на слух (аудирование) является, пожалуй, одним из самых сложных видов речевой деятельности и требует формирования определенных умений и навыков.

Умение – это подготовленность к выполнению действий. Умение может появиться и без большого числа упражнений. Для умения важно понимание того, что требуется и знание способа выполнения действий.

Навык – это автоматизированное звено деятельности. Навык не может быть выработан без длительных и систематических упражнений, т.е. без повторения действий.

Приведем примерный перечень умений, обеспечивающих успешное восприятие речи на слух:

1) Умение ориентироваться в ситуации и содержании общения:

– осознавать коммуникативное намерение говорящего;

– предполагать по отдельным признакам предмет речи и общий характер речевого высказывания (по заглавию, началу, интонации и т.д.).

2) Умение осознавать задачу восприятия (предельно полно извлечь информацию или взять ее частично)

3) Умение проникать в смысл высказывания:

– понимать значение слов, форм слов, конструкций, интонаций и т.д.;

– анализировать состав микротем и формулировать общую тему высказывания;

– определять логику развития мысли говорящего и основную идею, как прямо сформулированную в тексте, так и подтекст;

– чувствовать общую тональность высказывания, отношение говорящего к предмету речи.

4) Умение осуществлять самоконтроль за восприятием речи:

– осознавать степень понимания высказывания;

– оценивать соответствие внутренней установки задаче восприятия;

– пользоваться приемами совершенствования понимания текста.

Общие рекомендации

1. Перед прослушиванием внимательно прочитайте задание. Убедитесь, что вы его полностью поняли.

2. Всегда обращайте внимание на заголовки, подзаголовки, картинки, схемы и т.д. Они помогут вам догадаться, о чем будет текст.

3. Попробуйте предугадать возможные варианты ответов, используя свой общий кругозор.

4. При первом прослушивании не впадайте в панику, если вы не все поняли. Постарайтесь уловить основную мысль.

5. Обращайте внимание на ударные слова. Это, как правило, ключевые слова, в которых заключена наиболее важная, значимая информация.

6. При втором прослушивании уточните остальные детали и ответьте на вопросы, которые вы пропустили.

7. После выполнения полезно определить и проанализировать степень сложности этого задания именно для вас.

Спонсор публикации статьи: петербургская школа иностранных языков Prime Language School, где можно научиться читать, писать и говорить на итальянском, французском, немецком, испанском и, конечно же, английском языках. В этой школе постараются сделать все, чтобы у детей возник интерес к изучению языка, школьникам и студентам поспособствуют в его освоении, а взрослым дадут возможность повысить уже имеющийся уровень владения или же помогут освоить иностранный "с нуля". Записаться на курсы английского языка в спб можно прямо на сайте prime-school.com. Вы сможете выбрать место и время занятий, подобрать наиболее оптимальную программу обучения и группу, в которой будете постигать основы или же совершенствовать свой английский. Не теряйте времени, начинайте или продолжайте изучать английский, ведь, чтобы повысить свои шансы на успешную карьеру в современном мире все чаще приходится говорить, читать и общаться не только на русском языке.

Задания на извлечение необходимой запрашиваемой информации из текста

(Listening for specific information)

Стратегия выполнения:

1. Перед прослушиванием внимательно прочитайте задание. Убедитесь, что вы правильно поняли, что надо делать(complete the table, fill in the gaps, answer the questions).

2. Подчеркните ключевые слова в вопросах/заданиях.

3. Постарайтесь предугадать возможные ответы: даты, места, имена, числа, предметы, действия, причинно-следственные связи.

4. Во время прослушивания обращайте внимание на ключевые слова из вопросов и их синонимы (big-large; horrible-terrible; star-celebrity; keep-hold)

5. Не беспокойтесь, если вы не все понимаете. Ваша задача услышать и понять только ту информацию, которая запрашивается, поэтому сконцентрируйте свое внимание на ключевых словах.

6. Если во время прослушивания вы делаете заметки, используйте аббревиатуры и сокращения.

7. Если вы пропустили какую-то информацию, поставьте на полях знак, напоминающий вам, что при повторном прослушивании вам следует обратить на это особое внимание.

8. Запишите свои ответы в краткой форме. Не надо использовать полные предложения.

Задания на понимание основной идеи текста

(Listening for the General Idea or Listening for Gist)

В заданиях данного типа предлагается озаглавить текст, сформулировать основную идею текста или выбрать подходящий вариант из списка предложенных.

Стратегия выполнения:

1. Не беспокойтесь, если вы понимаете не все. Ваша задача уловить основную идею текста, а не детали.

2. Прислушивайтесь к ударным словам. Как правило, это ключевые слова, в которых содержится основной смысл.

3. Попытайтесь связать ключевые слова с возможными или предложенными темами.

Задания на установление соответствия приведенных утверждений прослушанному тексту

True/False/Not Stated (Listening for Detail)

Стратегия выполнения:

При выполнении заданий данного типа следует помнить, что “False” – это утверждение, противоречащее тексту, а “Not Stated” означает, что данная информация вообще отсутствует.

1. Прочитайте утверждения. Используя свой кругозор, догадайтесь, правдивы они или нет.

2. Найдите в утверждениях наиболее важные в смысловом отношении слова. Подумайте об их синонимах или синонимичных выражениях.

3. Прослушайте первый раз и постарайтесь уловить основную идею.

4. При втором прослушивании обращайте внимание на ключевые слова в утверждениях и их синонимы.

5. Определите, какие утверждения правдивы, а какие нет.

6. Убедитесь, что информация, помеченная вами как “Not Stated” действительно отсутствует в тексте.

7. После прослушивания сделайте предположения относительно утверждений, все еще вызывающих у вас сомнения. Не оставляйте вопросы без ответов.

Задания на множественный выбор

Multiple Choice

Даны вопросы с несколькими вариантами ответов (как правило, четыре). Требуется выбрать правильный вариант.

Стратегия выполнения:

1. Перед прослушиванием прочитайте вопросы/утверждения и предложенные опции.

2. Если возможно, постарайтесь предугадать наиболее вероятные ответы.

3. Просмотрите опции и подумайте о возможных синонимах. Помните, что информация, представленная в тексте, передается не словами из опций, а их синонимами. Часто звучащие одинаковые слова являются, как правило, дистракторами. Старайтесь вникнуть в смысл высказывания, а не «цепляться» за отдельные слова.

4. С первого прослушивания постарайтесь определить основную идею.

5. Исключите ответы, которые однозначно неверны.

6. Со второго прослушивания постарайтесь ответить на все вопросы.

7. Даже если вы затрудняетесь дать ответ, всегда старайтесь догадаться. Не оставляйте пункты без ответа.

Задания на множественные соответствия

Multiple Matching

Задания данного типа отличаются большим разнообразием и зачастую требуют различных подходов к выполнению. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся случаи.

Соотнесение людей и мнений

1. Перед прослушиванием постарайтесь представить себе людей и то, что они могут сказать.

2. Подчеркните тематические слова в каждом мнении и важные слова, выражающие мнения (как правило, это прилагательные).

3. Определите, является ли мнение позитивным или негативным.

4. Во время прослушивания определите тематические слова и записывайте любое слово-мнение, которое вы услышите.

5. Решите, являются ли слова-мнения синонимами или антонимами слов, которые вы подчеркнули.

6. Обращайте внимание на интонации согласия и несогласия.

7. После прослушивания найдите синонимичные слова и выражения между тем, что вы записали и данными в тексте мнениями.

Соотнесение утверждений и мнений

1. Перед прослушиванием прочитайте утверждения. Подчеркните ключевые слова.

2. Обращайте внимание на заголовки, картинки и т.д., они помогут определить, о чем будет текст.

3. Внимательно слушайте мнения. Они обычно содержат прилагательные (opinion adjectives), которые показывают, что человек считает, думает (popular, fascinating, dishonest, horrible).

4. Концентрируйте внимание на ключевых словах. Не беспокойтесь, если вы не все поняли.

5. Убедитесь, что лишние утверждения действительно не соответствуют тексту.

Соотнесение ситуаций и людей

1. Перед прослушиванием посмотрите на альтернативы в вопросах. Подумайте, о чем представленные персонажи собираются говорить.

2. Когда вы слушаете диалог, подумайте о том, где находятся собеседники (in a travel agency/in a bus/in a shop).

3. Обращайте внимание на ключевые слова, они помогут вам идентифицировать ситуацию.

4. Звуковые эффекты также помогают определить ситуацию.

5. Определите стиль речи (формальный/неформальный). Это поможет понять отношения между людьми.

6. Обращайте внимание на интонацию. Она свидетельствует о настроении собеседников.

Определение настроений

Identifying Mood

1. Прослушайте высказывания. Определите их общий настрой: позитивны они или негативны (I’m really happy! How beautiful! Stop shouting at me! Take it away!).

2. Обращайте внимание на интонацию. Она показывает настроение говорящего человека (happy, angry, nervous, upset).

3. Будьте осторожны с сарказмом. Позитивное высказывание, произнесенное с падающей интонацией, меняет его смысл на противоположный.

Определение стиля

Identifying Style

1. Особое внимание обращайте на лексику и употребленные в тексте грамматические структуры.

2. Неформальный стиль более прямой. Прислушивайтесь к сокращениям (I’m, mustn’t, there’re), разговорным и слэнговым выражениям (yeah, sure, OK, wow).

3. Формальный стиль обычно содержит более длинные и сложные высказывания, вежливые слова и выражения (would you mind, could you …please). Этот стиль также характеризует наличие «книжной лексики» и сложных грамматических структур.

Задания на заполнение пропусков и восстановление текста

Gap Filling and Completing a Text (Listening for Detail)

Дан текст, в который необходимо вставить пропущенные слова, словосочетания, иногда короткие предложения. Необходимо заполнить пропуски, восстановив, таким образом, целостность текста.

1. Перед прослушиванием прочитайте текст и попробуйте догадаться, какого рода информация пропущена.

2. Помните, что вам может понадобиться вставить больше чем одно слово.

3. Подчеркните наиболее важные слова в тексте перед каждым пропуском (there are…, such as…, grey and…).

4. Во время прослушивания обращайте внимание на подчеркнутые вами слова и ту информацию, которая за ними следует.

5. Заполняя пропуски, в целях экономии времени, вы можете сначала использовать аббревиатуры, а потом написать слова полностью.

Задания на понимание культурологических особенностей

Understanding Cultural References

Встречающаяся в текстах информация культурологического характера зачастую ставит в тупик не только учащихся, но и самих педагогов (названия предметов национального костюма, блюд национальной кухни, телевизионных программ, географические особенности, достопримечательности страны, системы ценностей, реалии и т.д.). Рецепт здесь один: больше читать, смотреть, максимально расширять свой кругозор и, конечно же, не забывать про языковую догадку.

1. Используйте контекст разговора, чтобы постараться понять, о чем идет речь.

2. Обращайте внимание на рисунки, схемы, заголовки и т.д. Они могут вам оказать неоценимую помощь. В данном случае «лишнего» не бывает.

3. Не оставляйте ни одного задания без ответа.

References:

The TKT Course by Mary Spratt, Alan Pulverness, Melanie Williams, Cambridge University Press 2005;

Learning Teaching by Jim Scrivener, Macmillan 1994

Евгения Хаимова ,
ГОУ СОШ № 224, г. Москва