Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Английский язык»Содержание №3/2009

Методический ринг

В рамках реализации приоритетного национального проекта “Образование” в Белгородской области была разработана целевая программа “Иностранный язык”, рассчитанная на 2007–2009 годы. Среди ее основных направлений – организация непрерывного повышения квалификации педагогов через проведение методических семинаров, практикумов, конкурсов.

Один из таких конкурсов был организован Ресурсно-методическим центром иноязычного образования Белгородского регионального института повышения квалификации и переподготовки специалистов 6 мая 2008 года.

На “Методическом ринге” встретились руководители методических объединений из шестнадцати районов области. Конкурс включал два этапа – методическую разминку, где участникам предстояло ответить на теоретические вопросы, проверяющие методическую грамотность руководителя, и презентацию деятельности методического объединения.

Перед жюри стояла непростая задача, потому что все руководители представили широкий спектр форм методической работы учителей иностранных языков.

Работу городского методического объединения учителей иностранного языка (английский, немецкий, французский) города Старый Оскол Белгородской области представила Олейникова Е.И.

Старооскольские учителя иностранных языков работают над темой “Совершенствование профессиональной компетентности учителей иностранных языков на основе интеграционного подхода к организации методической работы”. Основная проблема, которая стоит перед методическим объединением – интеграция методической деятельности учителей английского, немецкого и французского языков для непрерывного повышения их профессиональной компетентности. Как отметила Елена Ивановна, перспектива развития методического объединения в создании целостной эффективной системы методического сопровождения педагога, основанной на достижении науки, построении новой языковой практики, интегрировании деятельности методических объединений, накоплении результативного опыта профессиональной компетентности учителя иностранного языка.

Целью работы районного методического объединения учителей иностранных языков Красногвардейского района Белгородской области является создание системы методического сопровождения реализации образовательных потребностей педагогических работников в процессе их профессиональной деятельности,
также непрерывное повышение квалификации.

Разработаны Программа развития районного методического объединения учителей иностранных языков Красногвардейского района по проблеме “Развитие творческого потенциала педагогических кадров в условиях вариативного образования”, Программа аттестации учителей иностранных языков, образовательная программа “Адаптация молодого учителя”.

Среди основных форм работы – круглые столы, совещания, семинары по учебно-методическим вопросам, творческие отчеты учителей, доклады и дискуссии по вопросам общей педагогики и психологии; открытые уроки и внеклассные мероприятия по предмету; изучение и реализация нормативных документов, передового педагогического опыта; активные формы организации педагогического общения.

Члены методического объединения активно используют интерактивные методы обучения: организация групповой работы в пятерках, организация работы в учебных шестерках, “Хоровод” – технология организации работы учебных пар, “Междусобойчик” – технология организации учебных четверок, “Мозаика для триад” – технология групповой работы учебных триад.

Руководитель районного методического объединения учителей иностранных языков Волоконовского района Горелик Татьяна Ивановна представила инновационный опыт своего района.

Методическое объединение работает над темой: «Выработка подходов к освоению и внедрению исследовательских методов обучения. Основные задачи – повышение профессиональной компетенции учителей, пропаганда современных педагогических технологий и оказание помощи в их освоении, инициация и поддержка инновационных процессов в освоении исследовательских методов обучения, распространение передового опыта и положительных результатов для развития познавательного потенциала учащихся через современные педагогические технологии, для создания образовательной среды, обеспечивающей развитие у учащихся готовности к исследовательской деятельности. Диссеминация (распространение) передового опыта учителей иностранных языков осуществляется через организацию круглых столов, выступление на педагогических советах, заседаниях школьных методических объединений, участие в работе научно-практических конференций, в педагогических чтениях, творческие отчеты, публикации, участие в акции “Методический автобус”.

Интеграция учебной и внеурочной деятельности происходит через обучение учителей формам организации внеклассной работы по предметам, обобщение опыта учителей по проблемам развития исследовательской деятельности учащихся на уроках иностранного языка, организацию научных обществ учащихся, оформление альбома по страноведению, создание компьютерных презентаций.

С 2007 г. районное методическое объединение учителей иностранного языка Алексеевского района (руководитель М.В. Решетняк) работает над проблемой “Педагогические условия формирования оптимального уровня коммуникативно-речевых умений учащихся по иностранному языку”. Данная работа включает в себя четыре этапа: 1) диагностико-аналитический (сентябрь 2007 – август 2008 г.), 2) моделирующий (сентябрь 2008 – август 2009 г.), 3) организационный (сентябрь 2009 – август 2011 г.) и 4) обобщающий (сентябрь 2011 – август 2012 г.). С целью оказания своевременной помощи учителям были выделены уровни профессионализма педагогов: репродуктивно-адаптивный, локально-моделирующий, системно-моделирующий знания, системно-моделирующее творчество. Это позволило выбрать наиболее оптимальные формы организации и проведения межкурсового обучения, которые включают:

1) интегративную форму, которая предназначена для молодых учителей, учителей, не имеющих высшего педагогического образования или же приступивших к педагогической деятельности после значительного перерыва;
2) дифференцированную, использующуюся для обучающихся с достаточно высоким уровнем профессиональной подготовки;
3) модульную, рассчитанную на обучающихся с высоким профессиональным и творческим потенциалом, способных осуществить выбор содержательного модуля обучения;
4) авторскую, нацеленную на обмен опытом лучших педагогов, владеющих высоким уровнем профессиональной компетентности.

Основная работа по совершенствованию педагогического мастерства учителей иностранных языков Красненского района проводится в районном методическом объединении (руководитель Соломахина Н.Н.), которое берет на себя основные функции и формирования предметных компетенций, и совершенствования методического мастерства преподавателей иностранного языка средних и основных школ. Работа строится на основе выявления реальных затруднений учителей иностранного языка.

В 2007–2008 учебном году работа районного методического объединения учителей иностранного языка Красненского района была направлена на решение проблемы формирования предметных компетенций учителей иностранного языка в условиях реализации региональной программы “Иностранный язык” и включала в себя обучение различным способам и приемам педагогической деятельности, совершенствование методического мастерства опытных учителей через включение их в творческую работу по решению актуальных методических проблем, мониторинговую деятельность по отслеживанию результатов учебно-воспитательного процесса по иностранному языку и выработке рекомендаций по преодолению негативных явлений.

Основной проблемой методического объединения является недостаток преподавателей иностранного языка в общеобразовательных школах. 50% учителей иностранного языка являются специалистами других предметов (русского языка, биологии, истории, других дисциплин). Именно поэтому уже третий год ведет свою работу учебная группа, сформированная из числа учителей, не имеющих образования по специальности “иностранный язык”. На занятиях группы рассматриваются базовые компетенции учителя иностранного языка, совершенствуются навыки в составлении тематического и поурочного планирования, конструирования уроков различных типов.

О деятельности муниципальных центров иноязычного образования Грайворонского района рассказала в своем выступлении руководитель методического объединения учителей иностранных языков Л.А.Линник.

В районе осуществляется сотрудничество школ с высшими учебными заведениями области. Основные направления деятельности лингвистического центра в условиях социального партнерства школы с факультетом романо-германской филологии Белгородского государственного университета включают: дистанционные консультации преподавателей факультета, культурные программы студенческих десантов, лингвистические практикумы с носителями языка, совместные исследовательские проекты школьников и студентов, летнюю школу творчества, помощь кафедр факультета в развитии сотрудничества с зарубежными школами.

В рамках Интернет-клуба осуществляется дистанционное общение с носителями языка, участие в общеевропейских проектах.

Презентация-представление деятельности методических объединений учителей иностранных языков продолжалась более двух часов. Если попытаться объединить весь представленный материал, то получится вот такая характеристика методического объединения.

Девиз: “Уча других – учишься сам” (Сенека)

Тема методического объединения: “Повышение качества иноязычного образования путём использования современных технологий”.

Проблемы, над которыми работают члены методического объединения:

Создание условий для формирования необходимого уровня функциональной грамотности учащихся на уроках иностранных языков в условиях личностно ориентированного обучения.

Формирование и развитие базовых коммуникативных умений в основных видах речевой деятельности на основе осуществления личностно-ориентированного подхода и применения методик и технологий развивающего обучения.

Инициирование творческого потенциала педагогических кадров в условиях модернизации образования в рамках реализации муниципальной программы “Иностранный язык 2007–2009 гг.”.

Обеспечение эффективности учебной деятельности на уроках иностранного языка посредством использования современных образовательных технологий.

Повышение профессиональной компетентности педагогов иностранного языка в условиях обновления иноязычного образования посредством внедрения современных образовательных технологий.

Использование информационно-коммуникативных технологий как способа реализации личностно-ориентированного подхода в обучении английскому языку, накопление результативного опыта, направленного на повышение мастерства каждого учителя.

Цели методического объединения:

– формирование единого информационно-методического пространства на территории района по вопросам организации учебно-воспитательного процесса по иностранному языку;
– повышение профессиональной компетенции учителей в области организации иноязычного обучения (повышение методической и иноязычной коммуникативной компетенции);
– обеспечение высокого качества образования;
– создание условий для повышения практической грамотности и коммуникативной культуры учащихся через использование актуального педагогического опыта, современных образовательных технологий;
– создание условий, необходимых учащимся для овладения иностранным языком на функциональном уровне;
– развитие творческого потенциала учителя, направленного на формирование и развитие личности учащегося.

Задачи методического объединения:

– обеспечение профессионального, культурного и творческого роста педагогов;
– создание условий для удовлетворения информационных, учебно-методических, организационно-педагогических и образовательных потребностей учителей иностранного языка, для активного использования современных технологий обучения;
– интенсивное внедрение актуального педагогического опыта в практику работы учителей иностранного языка;
– усиление научно-теоретического направления деятельности педагогов;
– организация внеклассной работы с учащимися по предмету;
– обеспечение консультационной поддержки молодых педагогов;
– внедрение инновационных форм и методов обучения, обобщение и распространение актуального педагогического опыта учителей;
– содействие в организации инновационной и экспериментальной работы, аналитическо-диагностического и экспертного обеспечения деятельности педагогов;
– диагностика качества образования, профессиональных потребностей и запросов учителей иностранного языка.

Направления деятельности методического объединения:

– создание системы дифференцированных сервисных услуг непрерывного образования педагогов, повышения педагогического мастерства, а также поиска новых путей и форм самообразования и самосовершенствования;
– организация научно-методической поддержки и информационно-коммуникационного обслуживания педагогических работников;
– научно-методическое обеспечение содержания образования, создание условий для аттестации педагогических кадров;
– апробация и применение активных форм работы, нетрадиционных форм проведения учебных занятий, новых образовательных и информационных технологий;
– разработка и тиражирование практических материалов и методических рекомендаций о содержании, методах и формах организации воспитательно-образовательной деятельности;
– участие в конференциях, семинарах, практикумах;
– разработка программно-методического обеспечения и дидактического оснащения элективных курсов, практикумов, интегрированных учебных программ на иностранных языках;
– организация работы для начинающих учителей;
– изучение, обобщение и распространение актуального педагогического опыта, создание банка инноваций;
– мониторинг информационных потребностей педагогов, мониторинг сформированности профессиональных умений и навыков.

Функции методического объединения:

1. Информационная.
2. Аналитическая.
3. Организационно-методическая.
4. Консультативная.
5. Исследовательская и инновационная.
6. Экспертно-диагностическая.

Технологии обучения, используемые членами методического объединения:

Активные формы обучения педагогов:

– диспуты, дискуссии (“круглый стол”, диалог-спор, дебаты, форум, симпозиум, “техника аквариума”, “панельная дискуссия”);
– “деловые” игры, ролевые игры; уроки-имитации; уроки-панорамы;
– методический ринг по выявлению уровня дидактической грамотности и организационно-педагогических умений учителей, сформированности их профессионально-педагогической культуры;
– обсуждение отдельных открытых, взаимопосещённых уроков, мероприятий или их цикла;
– разработка диагностических методик, обсуждение технологий тестирования и анкетирования учащихся;
– обсуждение актуального педагогического опыта и выработка рекомендации к его распространению и внедрению;
– мастер-классы, работа педагогических мастерских;
– педагогические тренинги, языковые практикумы;
– ярмарки педагогических идей.

Итак, в современных условиях с возрастанием роли иностранных языков встает вопрос о совершенствования образовательного процесса по иностранному языку с целью повышения его результативности. Учитель иностранного языка является ключевой фигурой, от педагогического мастерства которого зависит продуктивность процесса обучения.

Анализируя выступления руководителей методических объединений учителей иностранных языков Белгородской области, можно сделать вывод, что современный учитель иностранного языка – это аналитик, психолог, воспитатель, экспериментатор, исследователь, педагог, владеющий информационными технологиями, умеющий проектировать учебную деятельность и создавать мультимедийные продукты.

Руководитель методического объединения не только обладает всеми перечисленными характеристиками, но и является методистом-профессионалом, способствующим расширению профессиональных и общекультурных знаний своих коллег.

“Методический ринг” стал еще одним этапом в реализации приоритетного национального проекта “Образование” в Белгородской области, где уделяется огромное внимание повышению профессионального мастерства педагогов.

Проведение конкурса стало возможно благодаря целенаправленной работе сотрудников Ресурсно-методического центра иноязычного образования БелРИПКППС Ромашовой Н.И, Ефановой В.В., Яковенко Л.И., Калининой Е.А. по активизации деятельности руководителей городских и районных методических объединений учителей иностранных языков по реализации областной целевой программы “Иностранный язык”, выявлению и распространению лучшего опыта, поиска путей обновления, инновационных подходов в совершенствовании методической работы.


(При подготовке статьи использованы материалы из выступлений руководителей методических объединений учителей иностранных языков, принимавших участие в конкурсе “Методический ринг”, Положение областного конкурса “Методический ринг”)

Елена Ивановна Бабина ,
МОУ Гимназия № 6, г. Губкин Белгородской обл.