Стратегия и тактика подготовки учащихся к ЕГЭ по английскому языку
Раздел “Говорение”
Важной задачей обучения иностранному языку является разработка стратегии и тактики подготовки учащихся к ЕГЭ. Стратегия – это общий план, задачи на перспективу. Тактика – способы и методы выполнения этого плана и задач.
Раздел “Говорение” представлен тематическим монологическим высказыванием и диалогом с целью обмена оценочной информацией.
1. Тип задания: Монологическое высказывание по теме (10–15 фраз, 3–3,5 мин.)
В первом задании предполагается два вида монологического высказывания:
Высказывание по ситуации с раскрытием всех предложенных аспектов;
Развёрнутый аргументированный ответ на вопрос экзаменатора.
При этом проверяются следующие умения:
Уметь высказаться по теме в виде монолога;
Логично построить своё высказывание, используя средства логической связи;
Соответственно поставленной задаче использовать такие типы речи, как повествование, описание, рассуждение и характерные для них языковые средства;
Продемонстрировать владение грамматическими структурами и хорошим словарным запасом в соответствии с поставленной задачей;
Уметь дать развёрнутые ответы на дополнительные вопросы собеседника.
Статья опубликована при поддержке Центра научно-технического творчества и развития PolyCent, который организует и проводит увлекательные детские курсы, в т.ч. компьютерные для начинающих, обработки цифрового видео и монтажа, в том числе в 3D-формате, web-дизайна, по программированию, робототехнике, языковые и мн.др. Кроме того, Центр приглашает на бесплатные и, главное, эффективные курсы подготовки к ЕГЭ 2015 по информатике, биологии, химии и физике всех выпускников, которые хотят получить знания в структурированном и понятном виде и которые понимают, что основные слагаемые успеха на экзаменах - это преподавательский талант и максимум усилий учеников. Что касается первого слагаемого, то профессионализм преподавателей Центра проверен годами и не вызывает сомнений, а вот что касается второго – то тут дело только за Вами. С подробной информацией о курсах и их расписании Вы можете ознакомиться на сайте polycent.ru.
Стратегии работы над монологическим высказыванием
1. Внимательно прочитайте текст задания на карточке для экзаменуемого и выясните: в чем заключается предложенное задание.
2. Определите тему высказывания. Обратите внимание на то, что ваше высказывание не должно быть воспроизведением изученной в школе темы. Оно должно раскрывать предложенные в задании аспекты: сколько и какие аспекты вы должны раскрыть.
3. Продумайте, что вы можете сказать по каждому из аспектов тремя–четырьмя предложениями. Не следует увеличивать объем высказываний, так как в противном случае вам может не хватить времени на раскрытие одного или более из предложенных аспектов. Ваши высказывания по каждому аспекту должны быть предельно конкретными, соответствующими данной формулировке. Продумайте, как распределить время между высказываниями по всем пунктам задания.
4. Напишите план логично построенного высказывания, осветив все пункты задания.
5. Выпишите отдельные фразы, которые вы обязательно хотите употребить в речи.
6. Обратите внимание на то, что вы должны говорить в течение 2–2,5 минут, а затем экзаменатор-собеседник задаст вам один или два вопроса, связанные с темой вашего высказывания.
7. Внимательно слушайте эти вопросы и старайтесь давать как можно более развернутые ответы. Если вы что-то не поняли в вопросе, обязательно попросите повторить его или пояснить то, что вам было непонятно; баллы за это не снижаются, а наоборот, это является плюсом в вашем ответе, так как вы смогли продемонстрировать умение восстановить беседу в случае сбоя. Если же вам что-то будет непонятно в вопросах экзаменатора-собеседника и вы не постараетесь выйти из этой ситуации, то это может привести к снижению баллов при оценке вашего ответа.
Как готовить учащихся к тематическому монологическому высказыванию и отвечать на вопросы экзаменатора
В своей педагогической практике учитель постоянно задаёт ученику вопросы и желает получить на них ответы. Сейчас мы требуем от учащихся аргументировать свои ответы. Учащиеся должны говорить логично, используя “linking words” типа: moreover; in addition to; however; on the other hand; as soon as; in particular; in conclusion; all in all; in the long run, etc. Если ученик не понял вопроса, то его умение задать вопрос собеседнику (учителю) поощряется, так как ученик показывает умение восстанавливать беседу в случае сбоя.
В отечественной методике обучения иностранным языкам выделяют два основных пути формирования умений монологического высказывания:
развитие монологических навыков на основе прочитанного конкретного текста;
развитие этих навыков без опоры на текст, отталкиваясь от тематики и проблематики обсуждаемых вопросов.
Задания для монологического высказывания с опорой на конкретный текст
1. Ответить на вопросы на понимание
содержания и смысла прочитанного текста.
2. Прочитать текст и найти предложения, в которых
сформулированы ответы на все аспекты,
представленные в ситуации.
3. Согласиться с утверждениями, представленными
учителем, или опровергнуть их.
4. Доказать, что...
5. Найти в тексте предложения, которые можно
употребить для обобщения, заключения, выводов.
6. Соотнесите план тематического высказывания с
возможностями данного текста и выясните, какую
информацию нужно ещё найти и добавить.
7. Составьте план монологического высказывания,
подберите к нему информацию из дополнительных
текстов.
8. Подготовьте развёрнутое монологическое
высказывание с использованием текстовых
материалов для раскрытия всех аспектов,
представленных в ситуации.
Задания для монологического высказывания без опоры на конкретный текст
Данный путь может быть выбран на среднем и старшем этапе обучения, когда языковой и содержательный уровень знаний по обсуждаемой теме или проблеме достаточно высок.
Этапы работы:
1 этап – высказывание в течение 1 минуты по тематической ситуации с использованием опор. Назначение опор – помочь порождению речевого высказывания. Для того, чтобы учащиеся захотели высказаться самостоятельно, нужна помощь в виде речевых образцов, разговорных клише, таблиц, схем, блоков. Другие учащиеся могут добавить, не согласиться с мнением говорящего и выдвинуть своё мнение. Таким образом, может проходить дискуссия по обсуждаемой ситуации.
2 этап – высказывание в течение 2 минут по тематической ситуации с использованием опор. Экзаменационное высказывание по тематической ситуации проходит в течение 2-х минут. Чтобы подвести учащихся к успешному выполнению задания, необходимы предварительные задания по совершенствованию разговорных навыков (в работе представлены упражнения с использованием разных обучающих технологий).
2. Тип задания: Диалог с целью обмена оценочной информацией (не менее 10 реплик, 4–5 минут).
При этом проверяются следующие умения:
Уметь начать, поддержать и закончить беседу;
предлагать варианты к обсуждению;
выражать свою аргументированную точку зрения и отношение к обсуждаемому вопросу;
соблюдать очередность при обмене репликами;
выбирать адекватный стиль речи, употребляя формулы речевого этикета;
принимать совместное решение.
Монологическая речь зависит от стратегий, выбранных самим говорящим, диалогическая речь – это прежде всего взаимодействие двух партнёров, и стратегии выбирает каждый участник свои.
Стратегии работы над диалогическим высказыванием
объясните своему собеседнику, что надо сделать и почему (на базе задания);
выберите один из предложенных вариантов в задании и предложите его собеседнику;
объясните, почему он подходит, представив 1 аргумент;
спросите, что думает ваш собеседник об этом предложении;
продолжайте отстаивать своё мнение, представив ещё один аргумент (или 2 аргумента) в пользу своего мнения;
предложите рассмотреть другой вариант, далее действуйте по предыдущей схеме;
спросите, что может предложить ваш собеседник;
вежливо не согласитесь с предложением собеседника;
после обсуждения всех вариантов предложите своё решение и придите к единому мнению.
Как готовить учащихся к диалогу по ситуации?
Второе экзаменационное задание предполагает диалог с целью обмена оценочной информацией. Студенту предлагается какая-то проблема / ситуация и обычно три или четыре варианта её решения. Задача студента обсудить все предложенные варианты и прийти к обоюдному согласию (с экзаменатором) решения данной проблемы. Я предлагаю студентам работать над двумя типами диалогов:
1) диалог с обменом информацией (ролевая игра);
2) диалог с обменом оценочной информацией (модулированная ситуация).
Любой из этих диалогов проходит 3 стадии:
1. Инициирование разговора:
Объяснение ситуации.
Запрос информации.
Выдвижение предложений.
2. Развитие разговора.
Ответная реплика (согласие/несогласие, выражение предпочтения/удивления/сожаления/уверенности....)
Реакция на сбой разговора (просьба разъяснить/объяснить).
Вовлечение партнера в разговор (выяснение мнения партнера, заставить партнера делать предложения, выдвигать свои идеи...)
3. Завершение разговора
Прийти к определенному мнению/согласию.
Подвести итоги дискуссии.
Выдвинуть основания закончить разговор.
Диалогическая речь на иностранном языке сложнее, чем монологическая, поскольку в ней должны быть задействованы умения не только говорения, но и аудирования. Реакция партнёра по общению непредсказуема, кроме того, логика развития диалога неизвестна партнёрам заранее.
Работу по подготовке учащихся к диалогу можно условно разбить на три этапа.
Первый этап – составить свой диалог на основе готовых диалогов и выучить его. Контроль диалогической речи проводится в классе (пары постоянного состава), но это контроль подготовленной речи дома.
Второй этап – учитель задаёт ситуацию (т.е. ученики знают тематическую ситуацию заранее и могут повторить лексический материал), а для парной беседы в классе учитель сам выбирает пары (т.е. ученики не знают, кто с кем будет беседовать и как будет развиваться беседа). Контроль диалогической речи проводится в классе (пары сменного состава), при этом речь неподготовлена заранее.
Третий этап – учитель задаёт только тему, по которой будет проходить беседа, но учащиеся не знают ни ситуацию, ни собеседника. В данном варианте проходит контроль не подготовленной речи.
При обучении диалогу большое значение имеет обучение спонтанному реагированию на реплики партнёра. Естественно, диалог не может звучать вне тематической ситуации. Источником порождения диалогической речи может быть тематическая ситуация, основанная на программе школьного курса, (например, “В магазине”, “Разговор по телефону” и т.п.) или на свободном общении (интервью, дискуссия, диспут).
Примеры
Задание 1. Монологическое высказывание (пример взят из демонстрационного варианта 2007 г.)
Task 1 (3–3,5 minutes)
Give a 2-minute talk on famous people.
Remember to explain:
what makes people famous (writers, singers, politicians, etc.);
where do you prefer to get information about famous people from, and why;
if the life of a famous person has been/is easy, and why/ why not.
You will have to talk for 2 minutes. The examiner will listen until you have finished. Then she/he will ask you some questions.
Подготовительные упражнения (к заданию 1)
Exercise 1. Read the card and make notes to complete the table.
name of famous person |
|
his/her appearance |
|
what he/she is famous for |
|
why you like him/her |
Exercise 2. In pairs, discuss the question below. Use the phrases to help you.
What are the good and bad things about being famous?
1. There are lots of good/bad things about being famous, such as…
2. Famous people usually/often/sometimes…
3. One good/bad thing is that you can/can’t…
4. If you are famous, you can/can’t…
5. If you’re famous, you have to/don’t have to…
HELP! Useful Vocabulary
Have to look perfect all the time because…
Be at the centre of attention / be written about / be photographed for…
Be followed by crazy fans, paparazzi…
Sacrifice their private lives…
It's difficult to know who to trust…
Have a lot of money, can travel…can meet…can buy…can help…
Worry about their reputation because…
HELP! What is the price of fame? What are the advantages and disadvantages of being famous?
ADVANTAGES
Celebrities have to look perfect all the time. There’s always a photographer ready to take a picture of a famous person.
Famous people will always be at the centre of attention.
Famous people are written about and photographed for newspapers and magazines.
Famous people have a lot of money and can buy anything they want.
They can live in a luxurious house anywhere in the world.
Famous people can travel a lot and meet celebrities.
Famous people can use wealth and influence to help charity organizations.
You will always be at the centre of attention.
DISADVANTAGES
Celebrities sacrifice their private lives. Their personal problems, divorces, or family tragedies all end up as front-page news.
They are followed by crazy fans wherever they go. The paparazzi follow celebrities and take pictures of them in unflattering and compromising poses. But for the celebrities these photos are an invasion of privacy.
They worry constantly about their reputation. Actors may lose their popularity, singers may lose their voices, athletes may be injured…
It’s difficult for famous people to know who to trust. Ex-lovers may sell their stories to the newspapers. Their accountants or impresarios may be secretly cheating them…
Famous people can never be sure whether people like them for themselves or because they are famous. For this reason, it’s difficult for them to make true friends.
Furthermore, celebrities are in constant danger of the wrong kind of attention. Threatening letters and even physical attacks from crazy fans or stalkers are not unusual things in their lives.
Many of them suffer nervous breakdowns or drug and alcohol problems.
Many celebrities say that their lives are far from being happy.
Задание 2. Диалог с целью обмена оценочной информацией.
Примерная схема модулированной ситуации
Ученик 1: Введение в ситуацию диалога (на базе задания). What can you suggest?
Ученик 2: Выдвижение предложения 1 + 2 аргумента “за”.
Ученик 1: Реакция. Отказ + 2 аргумента “против”. Выдвижение предложения 2 + 2 аргумента “за”.
Ученик 2: Реакция. Отказ + 2 аргумента “против”. Выдвижение предложения 3 + 2 аргумента “за”.
Ученик 1: Реакция. Отказ + 2 аргумента “против”. Выдвижение предложения 4 + 2 аргумента “за”.
Ученик 2: Реакция. Согласие + 2 подтверждающих аргумента.
Ученик 1: Реакция. Согласие.
Речевые образцы для диалогического высказывания1. Как инициировать диалог.
There are several possibilities for… / So, we have to… / Let’s talk about…first, shall we?
What do you think? What shall we do first?
2. Выражение просьбы / Реагирование на просьбу.
Excuse me. Can I ask you a personal question? – Of course, go ahead / Would you mind if I ask you…
I’d also like to know some information about…
Could you tell me about…?
Could I have a… Could you take this… to…, please? / Would you mind + Ving ? / Is it all right if…? Could you possibly…? / Would it be possible to…?
OK / Yes, sure / Yes, certainly / Yes, of course / Yes, I’ll do that / I’m sorry, but…
Thank you. – You’re welcome.
3. Как внести предложение.
Why don’t we do this? / How about… + Ving? / What about… + Ving?
Let’s do this / Let’s decide about…first, shall we?
What do you think…? / Do you think we should…?
Perhaps we should… / What shall we do first? / So, what do you think we should do…?
How do you feel about this?
It’d be a good idea if we… / What would be really great is if we… / It’s about time we…
OK, let’s do that / Why don’t we both do that?
4. Как согласиться или не согласиться с чьим-то предложением.
That’s a good point / I absolutely agree / You’re right / That’s true / Yes, but…
I’m afraid you’re wrong / I see what you mean, but don’t you think…?
I don’t think I would go along with that / Yes, but isn’t it also true that…?
That sounds like a good idea / I’m not sure about that
What a pity / Never mind I don’t like… / I can’t stand… / I hate…
Personally, I’m not that keen on…/ You know, it’s not really my thing / Don’t you think…? / And, to be honest…/ That’s not the point
5. Как отреагировать на чьи-то предложения / реплики.
Wow! / It’s true? / Really! / Goodness! Oh dear. / What a surprise! / It can't be true. / You must be joking.
I (really) like / enjoy / love / I really like doing that too / I’m not keen on…/
That’s a good idea … / Surely, it’d be better…
That sounds like a good idea / I think the best thing to do would be to…/ It would be a good idea to…/ I’ve got a good idea…/ I’ve got a better idea…/ That sounds a bit boring…/ I don’t think that’s such a good idea because…
I find it really…(interesting/awful…) / It looks a bit…(strange/difficult…)
It makes me…. (angry / worried / smile / want to…)
6. Как сделать выбор.
I prefer…to…/ I’d rather…(do/have…) than…/ I’d rather we had…than…/ I much prefer…/ I wouldn’t mind + Ving
I find it really…(interesting/awful…) / It looks a bit…(strange/difficult…)
7. Как высказать мнение.
It’s very difficult to say, but I think…/ What I mean is…/ In my opinion…
It’s not something I feel very strongly about, but…
Actually I feel quite strongly that…/ I’m quite certain that…
Personally, I feel…/ think…/ suppose…/ guess…
I’ve never really thought about it, but I suppose…/ I don’t really like…but if I had to choose…
I think it’d be better if…/ I think we should…
8. Как прийти к обоюдному согласию
Neither of us liked…/ So that was the conclusion we reached:…
What have we decided then? / So, let’s decide which one… / OK, so which (two) are the best?
I think we’ve agreed that… / So, we’ve decided…
Well, I chose… / We both agreed that… / N. was in favour of…but I thought…
Task 2. Choosing a way of travelling – a 3–4 minute talk (Модулированная ситуация).
You are staying with your friend who lives in the UK. You would like to travel across the country together. Discuss the following options and choose one kind of transport that appeals to both of you: train, ship, bicycle, car.
Remember to:
Discuss all the options
Take an active part in the conversation and be polite
Come up with ideas and give good reasons
Find out your friend’s attitudes and take them into account
Invite your friend to come up with suggestions
Come to an agreement
Help!
|
– |
+ |
Train |
They travel too fast, so we won’t be able to see much. We’ll have to change trains. Some trains aren’t very comfortable and if you sleep on the upper berth, you may be afraid of falling down. Sometimes the neighbours in the compartment are unpleasant and very talkative. |
It’s not expensive. You can buy a return ticket and spend the rest of your money on other things. We’ll be able to see much as trains cover very long distances. Trains in the UK are very comfortable. They are always on time. There are no traffic jams. |
Ship |
A cruise holiday can be too expensive for us. There is usually nothing much to see in the ports. Young people may feel lonely and get bored. You may be sea-sick. You have to follow a strict time-table and are not able to explore places as much as you’d like. |
I think it’s the most comfortable and relaxing way of traveling. We’ll be given a chance to see many different sights at each port within a short time. We don’t have to worry about travel arrangements during the trip and we can spend all day sunbathing and swimming. Many ships have swimming pools. |
Bicycle |
We’ll never be protected from weather (sunny or rainy). It’s very tiring. We can’t take much luggage with us. It’s dangerous as a cyclist can be knocked over. It’s not good for long trips. |
It’s a well-balanced combination of rest and exercise. It’s very economical. We’ll be able to stop where we want. It’s environmentally friendly. We are not afraid of traffic jams. |
Car |
We can get into traffic jams on motorways and that’s very stressful. I always get tired of sitting in a chair for a long time. I get carsick travelling long distances. Petrol is expensive. It’s difficult to find a parking lot. |
Travelling by car is safer and more comfortable than walking. We don’t have to look for a seat. We can leave when we want and we can stop when we want, we don’t depend on timetable. We can take more luggage. |
Exercise 1. Как реагировать на реплики?
Отреагируйте на различные высказывания.
1. I’m interested in taking a holiday abroad. Could you tell me what
holidays are on offer?
2. I hate packed holidays – too many excursions.
3. It’s too crowded there and we wouldn’t feel comfortable.
4. Well, what do you think about travelling by ship? I think that it would be fun.
5. Well, I still doubt it would be nice to travel by car.
6. Our friends would enjoy the view of these buildings. What do you think of it?
7. It’s dangerous as a cyclist can be knocked over. It’s not good for long trips.
8. Trains in the UK are very comfortable and they are always on time.
Exercise 2. Как выразить согласие / несогласие на просьбу?
Прочитайте следующие предложения и ответьте на них согласием и несогласием.
1. Cooking meals over the fire is great fun.
Agree: / Disagree:
2. Travelling by car is safer and more comfortable than walking.
Agree: /Disagree:
3. Sometimes the neighbours in the compartment are unpleasant and very talkative.
Agree: / Disagree:
4. Travelling by train is more economical than travelling by taxi.
Agree: / Disagree:
5. The best way of spending your holiday is in Spain.
Agree: / Disagree:
Exercise 3. Как внести предложение и как сделать выбор?
Выскажите своё мнение.
You are discussing with your friend where to go in summer. You have some options: Spain, Bulgaria, Canada, England, Scotland, Italy, Egypt, Africa, North Pole, Japan.
Работа в парах. По очереди выдвигайте предложение, делайте выбор, используя фразы:
1. Why don’t we… How about… Do you want to… Do you feel like…
Would you like to… Do you think we should… What do you think of… Do you fancy…
2. I…if we should… Maybe the best…would be to… What do you think…? I think
the…thing might be to… I’m not…I agree, to be honest… I’m not convinced it’s
a good…because…
Exercise 4. Как закончить диалог?
Прочитайте высказывания одного участника разговора и подберите подходящую реплику партнёра.
1. Excuse me, could you tell me where School 45 is?
_______________________________________________________________________________
2. Excuse me, is it possible to buy postcards here?
_______________________________________________________________________________
3. Do you happen to know when the supermarket closes?
_______________________________________________________________________________
4. Could you tell me where I can find a police station?
_______________________________________________________________________________
5. There are two planes to London on Saturday – at 2.30 and 8.00.
_______________________________________________________________________________
6. It’s about 20 minutes by bus and 10 minutes by taxi.
_______________________________________________________________________________
7. We have classes from 9 a.m. to 1 p.m. and some optional classes after lunch.
_______________________________________________________________________________
Exercise 5. Как составить диалог?
Прочитайте эти фразы и составьте короткий диалог.
1. Travelling by…would be a good idea because…
2. One thing we should remember is that…
3. Personally, I suggest…because…
4. One advantage of traveling by…is…
5. In my opinion, the way to…
6. Maybe the best…would be…
7. I think it's not a good idea…because…
8. I wonder…if we should…
9. I'm not convinced it's a good idea…because…
10. Let's think about…