Поиск. Опыт. Мастерство
Научно-исследовательская деятельность старшеклассников
В основе образовательного процесса в школе лежит необходимость включения старшеклассников в процесс активного творчества через возможность совершать выбор содержания и вида деятельности, приобретать необходимые знания в сотрудничестве с учителем и сверстниками, в поиске нестандартных решений. Творческая деятельность (познавательная, эстетическая, исследовательская) объединяет процессы воспитания и обучения, обеспечивает возникновение подлинных мотивов.
Изучение английского языка на продвинутом уровне воспринимается старшеклассниками не только как средство подготовки к поступлению в вуз, но и как внутренняя потребность, как важнейшее условие саморазвития и самоутверждения. Опыт показал, что наиболее эффективно это осуществляется при помощи организованных форм исследовательской работы в научном обществе учащихся (НОУ). Каждый обучающийся в соответствии со своей профессиональной направленностью избирает в начале года тему исследования и разрабатывает ее вместе со своим научным руководителем (учителем). Подготовка к научно-исследовательской деятельности обеспечивается элективными курсами различной направленности, например: «Техника художественного перевода».
Важнейшее значение придается формированию коммуникативных умений, без которых осуществление исследования и его последующая защита на конференции невозможна. Поэтому в школе изучается модульный курс, включающий разделы: «Стилистика», «Культура речи», «Лексикология». Вне урока учащимся предлагаются формы общения, способствующие развитию речевой активности, вербального интеллекта, необходимого, в частности, будущему студенту-лингвисту: КВН, семинары, викторины, пресс-конференции, научные парады и т.д.
Исследовательская деятельность в рамках каждого предмета имеет свои особенности и помогает решать специфические задачи. Такой вид работы в области английского языка приучает старшеклассника к самостоятельной работе с текстом, обогащает читательский опыт, помогает формировать оценочные позиции, определиться с выбором профессии. При определении содержания и направления творческого поиска учитываются личностные особенности обучающегося, его профессиональная направленность, приоритетные формы самостоятельной работы. Так, старшеклассники с лингвистическими способностями и предпочитающие кропотливую работу с текстом занимаются сравнением художественных переводов, проводят лингвостилистический анализ небольших произведений отечественных и зарубежных писателей (на языке оригинала). Результат – не только приобретение новых знаний, но и получение выводов, имеющих определенное научное значение.
Каким бы ни был объект исследования, главное состоит в том, чтобы поставленная проблема позволяла обучающемуся самостоятельно или с помощью руководителя определить путь исследования, выбрать методы для научно-исследовательской работы.
Будущие студенты-лингвисты таким образом не только учатся быть самостоятельными, но и усваивают нормы научной этики, получают возможность корректно оценить степень новизны своего исследования, приобретают опыт уважительного отношения к работам ученых и известных педагогов.