Подготовка к Кембриджским экзаменам по английскому языку. Лекция 5
Учебный план
№ газеты |
Учебный материал |
17 |
Лекция 1. Экзаменационная система Кембриджских сертификатов. |
18 |
Лекция 2. Экзамены для детей 7–12 лет Young Learners Exams. |
19 |
Лекция 3. Материалы по подготовке к экзаменам для детей. Контрольная работа № 1 (срок выполнения – до 25 ноября 2008 г.) |
20 |
Лекция 4. Подготовка к экзамену Key English Test. |
21 |
Лекция 5. Экзамен Порогового уровня Совета Европы – Preliminary English Test. |
22 |
Лекция 6. Материалы по подготовке к РЕТ. Контрольная работа № 2 (срок выполнения – до 25 декабря 2008 г.) |
23 |
Лекция 7. Экзамен на Первый сертификат – First Certificate in English. |
24 |
Лекция 8. Материалы по подготовке к Первому сертификату. |
Итоговая работа (срок выполнения – до 28 февраля 2009 г.) |
Экзамен Порогового уровня Совета Европы – Preliminary English Test
Структура экзамена, форматы заданий закрытого и открытого типов. Задания по аудированию, чтению, письму и устной речи, вызывающие трудности у российских школьников. Разбор типичных ошибок и методические рекомендации по их преодолению.
Экзамен PET (Preliminary English Test), впервые введенный в конце 70-х годов XX века, соответствует уровню В1 по общеевропейской шкале.
Составные части экзамена: Чтение и Письмо, Аудирование, Говорение. По уровню сложности РЕТ ближе к экзамену FCE (First Certificate in English), чем к предыдущему уровню KET.
Кандидат уровня РЕТ, путешествуя, может получить интересующую его информацию в туристическом центре или агентстве, если она не специфического характера. Владея языком на уровне РЕТ, можно обозначить свои требования в контексте рабочей ситуации, принять участие в дискуссии, в которой присутствует обмен фактической информацией. Трудности могут возникнуть в непредсказуемой или незнакомой ситуации. В компетенции кандидата уровня РЕТ также умение принять и передать сообщение, касающееся рабочих моментов, написать простое письмо информативного или повседневного характера.
Тест РЕТ отражает реалии современной жизни и соответствует коммуникативному подходу к изучению английского языка, не пренебрегая при этом требованиями к четкости и грамотности выражения мысли.
РЕТ сдают в более чем 80 странах, преимущественно в Европе и Южной Америке. Большинство кандидатов в возрасте до 20 лет (70%). Они, как правило, обучаются в школах, университетах и других учебных заведениях. Больше половины сдающих этот экзамен таким образом проверяют свои знания, чуть менее половины – используют результаты, чтобы улучшить свои шансы при поиске работы.
РЕТ, также как КЕТ, имеет две оценки, при которых выдается сертификат: Pass with Merit (сдано с отличием) и Pass, а также две оценки, не сопровождающиеся выдачей сертификата: Narrow Fail (кандидат ‘не добрал’ приблизительно 5% до уровня Pass) и Fail (‘не добрал’ более 5%).
Информацию о датах экзамена и сроках регистрации на экзамен можно получить в ближайших лингвистических центрах, сертифицированных Cambridge ESOL в качестве экзаменационных центров.
Содержание экзамена РЕТ
Часть 1: Письмо/Чтение. Продолжительность 1 час 30 мин.
Чтение: 5 текстов различной длины. Проверяется способность кандидатов понимать язык на уровне слова, фразы, предложения, абзаца и всего текста.
Письмо: три задания, которые проверяют целый диапазон навыков письменной речи, а именно от написания простых предложений до связного текста.
Часть 2: Аудирование. Продолжительность около 30 минут. Состоит из 4-х частей (от коротких реплик до более длинных диалогов и монологов). Проверяется способность кандидатов воспринимать на слух диалогическую и монологическую речь неформального и нейтрального характера.
Часть 3: Говорение. Продолжительность 10–12 минут для пары кандидатов. Состоит из 4-х заданий:
1. Общение (разговор) с экзаменатором.
2/4. Общение со вторым экзаменуемым.
3. Монологическое высказывание.
Проверяется способность кандидата
выражать свои мысли на Пороговом уровне (уровень
РЕТ), а именно запрашивать информацию, понимать
вопрос и давать соответствующий ответ, а также
свободно изъясняться, рассказывая о своих
интересах и представляя другую личностную
информацию.
Более подробное описание того, что должен уметь
кандидат уровня РЕТ, представлено в пособии РЕТ
Handbook издательства University of Cambridge ESOL Examinations (www.Cambridge ESOL.org).
Приблизительный список тем включает в себя
следующие: образование, окружающая среда,
развлечения и средства массовой информации, еда,
здоровье и медицина, спорт, дом, люди, язык,
одежда, личностная идентификация, отношения с
другими людьми, транспорт, покупки, путешествия,
погода, хобби, работа, услуги, интересные места,
каждодневные дела и некоторые другие темы.
Следует заметить, что кандидаты работают с
данными темами во всех 3-х частях экзамена.
Теперь рассмотрим подробнее каждую из них.
ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО
При рассмотрении данной части экзамена вам будут представлены образцы заданий, а не полный текст каждого из них. Полные тексты вы можете найти в учебниках, рекомендованных Л.А. Городецкой.
ЧТЕНИЕ
Часть 1
Вывески, объявления, электронные сообщения, открытки – вот образцы аутентичных текстов, которые должны понять экзаменуемые. Акцент – на общем понимании текстов. Тип тестового задания – множественный выбор из 3-х вариантов.
Part 1. Questions 1–5
Look at the text in each question.
What does it say?
Mark the letter next to the correct explanation – A, B or C – on your answer sheet.
Example: 0 No Bicycles Against Glass Please
A. Do not leave your bicycle touching the window.
B. Broken glass may damage your bicycle tyres.
C. Your bicycle may not be safe here.
(Answer: A.)
1. What a fantastic city. We found the restaurant you recommended but it was shut! Menu looks good value, so we’ll definitely go before we leave.
Elena and Tim
A. Elena and Tim have discovered another good restaurant.
B. Elena and Tim think the restaurant’s prices are reasonable.
C. Elena and Tim will have to try the restaurant on their next visit.
(Answer: 1В.)
Часть 2
Цель этого задания: проверка умения находить нужную информацию в тексте. Характер задания: множественный подбор; требуется соотнести описание пятерых людей с восемью короткими адаптированными текстами. Тексты могут касаться выбора программы обучения, места отдыха, подарка и т.д.
Part 2. Questions 6–10
The people below all want to see some live entertainment.
On the opposite page there are descriptions of eight festival performances.
Decide which performance (letters A–H) would be the most suitable for each person (numbers 6–10).
For each of these numbers mark the correct answer on your answer sheet.
6. Peter is studying English. He hopes either to write plays or to be an actor. He particularly enjoys plays about real people who led interesting lives.
G. Vita and Harold
The Image Theatre Company dramatizes the love-letters of Vita Sackville-West and Harold
Nicholson. The play is about the couple’s lives and their most unusual marriage.
Unsuitable for children.
H. Variety Music Evening
A great evening with the latest pop songs, and comedy and dancing from several great and
unusual performers. Members of the audience will be invited to join in and will have the
chance of winning tickets to a theatre show.
(Ответ: G.)
Часть 3
В этом задании экзаменуемый должен суметь вычленить из текста необходимую информацию. Десять утверждений, проверяющих понимание текста, либо соответствуют, либо противоречат его содержанию.
The Outdoor Centre
Opening Times
Water sports: 10 am – 6 pm
Play Park: 10 am – 5.30 pm
Entrance/Car park fees
Low season:
Weekdays 2.00 per car
Weekends 3.00 per car
High season:
23 July – 11 September
Weekdays and weekends 3.00 per car
Fees are for car with four people. Each extra person is 50p. Fees to be
paid at main office.
The centre is not a private club; it is an organization whose aim is to provide outdoor
sport and recreation facilities for all members of the public.
Group visitors are requested to inform the centre in advance of their intended visit.
Windsurfing – One-day course
Beginner windsurfing courses are offered on Saturdays and Sundays when the
weather is good enough. Learning to windsurf is a lot of fun. The excitement when you sail
across the water for the first time is not easily forgotten. Boards with small sails are
available for beginners.
Course fee: 32.50 (this includes all equipment)
Part 3. Questions 11–20
Look at the sentences below about an outdoor activity centre.
Read the text on the opposite page to decide if each sentence is correct or incorrect.
If it is correct, mark A on your answer sheet.
If it is not correct, mark B on your answer sheet.
11. In August, four people visiting the centre together by car would pay more than two people.
13. There are windsurfing courses every weekend.
14. The centre has special equipment for people who are learning to windsurf.
15. There is an extra hire charge for the board on the windsurfing course.
(Ответ: 11В, 13В, 14А, 15В.)
Часть 4
Это задание отличается от остальных тем, что здесь требуется не только понять фактическую информацию, содержащуюся в тексте, но и цель его написания, отношение автора к изложенным событиям и подоплеку текста. Тип тестового задания: множественный выбор, тип чтения – аналитическое, требующее перечитывания и перепроверки ответов. Первый и последний из 5-ти вопросов фокусируются на цели автора и общем содержании, остальные 3 соответствуют порядку изложения информации.
Part 4. Questions 21–25
Read the text and questions below.
For each question, mark the letter next to the correct answer – A, B, C or D – on your answer sheet.
‘The best age to start learning the violin is between three and six,’ says Margaret Porter, a violinist and music teacher. ‘It’s the time when you are learning about the world.’ Margaret, who lives in London, prefers to take pupils at three and four, although she has made lots of exceptions for keen five-year-olds. When she started teaching the violin in 1972, her first class consisted of her children’s five-year-old school friends.
21. What is the writer trying to do in the text?
A. Explain why Margaret likes teaching the violin.
B. Describe a different way of learning the violin.
C. Give advice on how to find a music teacher.
D. Explain why Margaret has a lot of pupils.
24. Margaret’s first pupils were
A. Her children.
B. Three- and four-year-olds.
C. Her own friends.
D. Her children’s friends.
(Ответы: 24D; ответить на вопрос 21, не прочитав весь текст, не представляется возможным.)
Часть 5
Проверка знания вокабуляра и грамматических структур – основная цель этого задания. Тип задания – текст с пропусками и вариантами ответов (множественный выбор). Проверяется в основном знание словаря, а также местоимений, модальных глаголов, связующих слов и предлогов.
Part 5. Questions 26–35
Read the text below and choose the correct word for each space.
For each question, mark the letter next to the correct word – A, B, C or D – on your answer sheet.
New Opportunities With An Open University Degree
Like any other university, the Open University can (0)________ you a degree. However, you don’t have to (26)________ working to study. It can also open up a whole variety (27)_________ interests.
0 A. give; B. take; C. sell; D. buy
(Ответ: А.)
26. A. stop; B. end; C. break; D. leave
27. A. from; B. of; C. in; D. for
(Ответы: 26А, 27В.)
ПИСЬМО
Часть 1
Первые 5 вопросов – это 5 предложений, объединенных общей темой, которые надо перефразировать, используя другие грамматические структуры. В пропусках разрешается использовать не более 3-х слов.
Part 1. Questions 1–5
Here are some questions about going to the theatre.
For each question, complete the second sentence so that it means the same as the first, using no more than three words.
Write only the missing words on your answer sheet.
Example:
The theatre has two cafes.
There are two cafes in the theatre.
1. Theatre tickets are more expensive than last year.
Last year, theatre tickets ______ than they are now.
(Ответ: were cheaper/were less expensive.)
Часть 2
В этом задании кандидаты пишут небольшое сообщение (35–45 слов). В задании сказано, кому они пишут и почему. Обязательным является включение трех ключевых моментов задания. Чтобы получить высший балл, необходимо выполнить последнее условие и четко и грамотно изложить свои мысли. Небольшое количество ошибок, не препятствующих коммуникации, допускается.
Part 2. Question 6
You are going to spend some time with your Scottish friend Douglas next Saturday.
Write an email to Douglas. In your email, you should
arrange to meet Douglas next Saturday;
suggest something you could do together;
say how much time you will be able to spend with him.
Write 35–45 words on your answer sheet.
Далее предлагаю взглянуть на образцы ответов и комментарии к ним.
Sample A (Test 1, Question 6: Email to Douglas)
Hi Douglas
How are you?
I’m writing you from in London, I’m here for 2 weeks vacation and I’d like to meet
you on next Saturday, if it’s possible for you. There’s a nice art exhibition that we
could see at the National gallery. We can stay together just until the evening. Write me
back as soon as you can.
Examiner Comments
All three content elements are covered appropriately and the message reads clearly. Language errors are minor. Note that candidates are not expected to include email format to get a 5.
Band: 5
Sample B (Test 1, Question 6: Email to Douglas)
Dear Douglas
Hello Douglas. How are you these days. I’m good. By the way what are you going to next
Saturday? If you have time shall we meat on next Saturday? If you ok. Please tell me how
long will you be able to spend with me? I’d like to buy new jazz CD. But I don’t know
which one is the best. So please recommend me! I hope you return your mail soon. Please
say hello to your family.
Sinsially
Sumiyo
Examiner Comments
In this script, all three content elements are attempted but the third one has been misunderstood, as Douglas is asked how long he will be able to spend with the writer. A few language errors are present, causing some effort to be required in reading the message.
Band: 3
Критерии, которыми руководствуются экзаменаторы, представлены в следующей таблице.
Оценка |
Критерии |
5 |
Включены все ключевые моменты задания. Сообщение четкое и понятно читающему. |
4 |
Ключевые моменты задания получили адекватное освещение. Сообщение, в целом, успешно. |
3 |
Сделана попытка включить ключевые моменты задания. Чтобы прочитать сообщение, требуется некоторое усилие или не включен один элемент задания, но остальные достаточно отработаны. |
2 |
Не включены или неадекватно освещены два ключевых момента задания. Сообщение лишь частично донесено до читателя или ответ короток (20–25 слов). |
1 |
Ответ мало соотносится с заданием. Читателю требуется значительное усилие, чтобы понять сообщение или ответ не содержит нужного количества слов (10–19). |
0 |
Ответ совершенно не соотносится с заданием, сложен для восприятия или очень короток (менее 10 слов). |
Часть 3
В третьей части кандидатам предлагается
выбор: написать рассказ или неформальное письмо.
Ответ должен содержать приблизительно 100 слов.
Как и в предыдущем задании, рекомендуется не
отклоняться от темы и не включать информацию,
заученную заранее.
Кандидаты должны написать рассказ,
соответствующий предложенному названию или
продолжающий первое предложение.
Part 3. Answer one of the following questions (7 or 8).
Question 7
Your English teacher has asked you to write a story.
Your story must begin with this sentence: I wanted to leave the city as soon as possible.
Write your story in about 100 words on your answer sheet.
Следует быть особо внимательными с местоимениями. В нашем примере рассказ должен вестись от первого лица.
Во втором варианте третьей части сдающие экзамен могут также выбрать неформальное письмо. Требование то же: не отклоняться от темы и понятно излагать свои мысли.
Question 8
This is part of a letter you receive from a pen-friend.
You’re keen on cooking, aren’t you? What meals do you like to cook? Where do you buy all your food from?
Now write a letter, answering your friend’s questions.
Write your letter in about 100 words on your answer sheet.
Критерии оценки для третьей части свои. В рамках данной статьи представляется возможным описать Band 5, т.е. описание работы, заслуживающей высший балл.
Письмо произвело ожидаемый эффект на читателя. Использован широкий диапазон структур, вокабуляра и связующих слов. Ответ хорошо организован. Ошибки незначительны и вызваны попыткой кандидата использовать более сложные структуры.
Образцы хороших ответов с комментариями предлагаются вашему вниманию.
Sample D (Test 1, Question 7: I wanted to leave the city as soon as possible.)
I wanted to leave the city as soon as possible. Because when I came here I left very bad. The weather was terrible. Actually I don’t like rain and windy. But the city it rained everyday and windy was very strong: Most of all I had terrible homesick. Everyday I was groomy. But two month later I started enjoying my life and it didn’t matter about weather no more. And now I changed my mind about this city. Here is very exciting and interesting. I can meet another country people and make friends and also I can travel somewhere. With someone After that I’ll have various experiences. It will be good fot me. Because I will understand some situation or someone’s very special opinion. For I don’t regret. I will enjoy this time.
Examiner Comments
This is a very good attempt at the task, with an appropriate continuation from the first-person prompt sentence. There is a wide range of structures and vocabulary and the piece is well organized, requiring no effort by the reader. Errors are minor and non-impeding.
Band: 5
Sample I (Test 1, Question 8: Letter to a friend)
Hello. How are you? I’m pretty good. Well today I’m going to tell you about my cook. You know that my faivarite food is pasta. It’s not difficult and very tasteful. You like cheese don’t you? I know the good cheese shop. It’s on 7 dials near a theater that holds “Le miserable”. You can try eat all cheese in the shop. Yesterday I went the shop and I found nice cheese but I forgot the name… So I’ll check the name and tell you next time. Anyway if you want to find nice cheese you should go to the shop. And almost everytime I use basil. But I don’t buy it in a shop because I bring it up in my small garden. So if you like I’ll give you it. And I use aubergine, garlic, bacon, tomatoes and sometimes chilli. These ingredients you can buy at supermarket but I recommend to buy at organic vegitable shop and meat shop. Don’t forget to fly some garlic before a pan will be too hot.
Examiner Comments
This is a good attempt, giving a lot of relevant information and showing some range of relevant vocabulary. The letter flows well and appropriate language is used. However, there are quite a few errors, and the letter has no ending, which would keep the script at the lower end of Band 4.
Band: 4
АУДИРОВАНИЕ
Основные параметры этой составляющей экзамена: 4 задания, 25 вопросов, продолжительность – 30 минут + 6 для переноса ответов, тип тестовых заданий аналогичен предыдущей части экзамена. Каждый текст звучит дважды.
В первом задании – 7 коротких
отрывков, после каждого из которых кандидаты
отвечают на вопрос, выбирая одну из трех
предложенных картинок.
Тексты – это диалоги из реальной жизни: отрывки
разговоров между друзьями, объявления на
вокзалах, по радио, обмен репликами в магазине, в
аэропорту и т.д.
Задание состоит в том, чтобы вычленить ключевую
информацию из реплик говорящих.
Второе задание – достаточно длинный текст, представляющий из себя либо монолог, либо интервью с вопросами от радиожурналиста. Тексты достаточно информативны: это радиообъявления, сообщения на радиоответчике о месте, времени, событиях или отрывки из бесед, радиопрограмм о жизни людей, их интересах или жизненном опыте. Задание состоит в том, чтобы понять некоторые детали разговора или речи говорящего и вычленить необходимую информацию.
Третье задание – это информационный
монолог, в котором содержится информация о
местах, событиях, поездках, учебных курсах и т.д.
Кандидаты заполняют 6 пропусков в тексте,
представляющим собой краткое содержание того,
что они услышат.
Ответы в большинстве случаев – это отдельные
слова, числа или короткие фразы. Принимается так
называемая “узнаваемая орфография”; кроме слов,
которые имеют высокую “частотность”
использования. От кандидатов не требуется
манипулировать грамматическими структурами,
ответы на диске звучат в той форме, в которой они
должны быть перенесены на бланк ответов.
Необходимо их расслышать и записать, игнорируя
другую информацию.
Четвертое задание – неформальный
диалог, обычно между людьми одного возраста и
общественного положения. Как правило,
обсуждается отношение к каким-либо событиям,
явлениям или проблемам.
Задание сопровождается шестью утверждениями,
обобщающими это отношение. Кандидаты должны
сделать вывод, соответствуют ли утверждения
тому, что они слышат и отмечают соответствующий
ответ (Yes или No). Сложность задания в том, что
необходимо четко ‘уловить’ значение, чтобы
сделать правильный выбор ответа.
Собственно тексты этой части экзамена и звуковое
сопровождение представлены в пособии “Cambridge
Preliminary English Test. Examination Papers from University of Cambridge ESOL
examinations”.
ГОВОРЕНИЕ
Продолжительность – 10–12 минут, количество заданий – 4. На экзамене присутствуют 2 экзаменатора и 2 или 3 экзаменуемых (в течение экзаменационного дня может быть лишь одна группа из 3-х человек при общем нечетном количестве кандидатов). Один из экзаменаторов беседует с экзаменуемыми и знакомит их с заданиями, выставляя в конце экзамена одну общую оценку. Второй экзаменатор, не вмешиваясь в ход экзамена, выставляет 4 оценки (использование вокабуляра и грамматических структур, управление дискурсом, произношение, интерактивная коммуникация).
Часть первая, длящаяся 2–3 минуты, состоит из взаимодействия двух сторон: экзаменатора и экзаменуемых. Вопросы очень конкретны и касаются настоящего, прошлого или будущего опыта кандидатов.
Например:
Do you work or are you a student?
Do you think that English will be useful for you in the future?
What did you do yesterday evening?
Цель этой беседы – помочь кандидатам преодолеть некоторую нервозность, естественную для начала экзамена, и немного “разговориться”. При очевидной простоте вопросов ответ должен содержать достаточно полную информацию с пояснением причин. К примеру, отвечая на вопрос, будет ли английский полезен кандидату в будущем, можно объяснить как будет применяться язык и почему его использование будет давать преимущества кандидату.
Во 2-й части экзамена, которая так же,
как и 1-я, длится 2–3 минуты, кандидаты беседуют
друг с другом после объяснения задания
экзаменатором.
В типичном задании кандидаты должны
взаимодействовать, реагируя на предложения друг
друга, выражая свое мнение, соглашаясь или не
соглашаясь с партнером. Если наступает
продолжительная пауза, экзаменатор может
вмешаться и направить беседу в нужном
направлении.
Ниже представлен образец задания.
I’m going to describe a situation to you.
A friend of yours is planning to spend 6 months in England to improve her English.
Talk together about the things she will need in England, and decide which are the
most importand things to take/bring with her.
Here is a picture with some ideas to help you.
В третьей части экзамена (3 минуты) каждый кандидат получает цветную картинку для описания. Как правило, она изображает обычную ситуацию. При ее описании экзаменуемые в полной мере могут продемонстрировать знание лексики и умение использовать грамматические структуры. Рекомендуется подробно описать место, людей, их одежду, действия и т.д., не вдаваясь в объяснение причин этих действий. Длительность говорения для каждого кандидата – минута или немного меньше. Фотографии объединены общей темой, но разнятся в деталях.
Часть 4-я и последняя длится 3 минуты и
является продолжением 3-й части. Если картинки
были о местах, куда люди ездят на отдых,
кандидатов могут попросить поговорить о их
предпочтениях в этом вопросе. Если на картинках
были люди, занимающиеся домашними делами,
экзаменуемых попросят побеседовать о том, как
они помогают по дому, что им нравится или не
нравится.
Приветствуется и, конечно, оценивается умение
кандидатов не только выразить свою точку зрения,
но выяснить отношение собеседника к обсуждаемой
проблеме, реагировать на него и развить идею,
предложенную партнером.
В случае нехватки идей для обсуждения,
экзаменатор вмешивается, подсказывая
кандидатам, о чем можно поговорить в контексте
обсуждаемой темы.
Оценка выставляется за умение выражать свои
мысли на языке, а не за знание предмета
обсуждения или личную точку зрения. Критерии
оценки устной речи, о которых говорилось в начале
описания этой части экзамена, будут подробно
описаны в следующей лекции по FCE (First Certificate in English).
Используемая литература:
1. Cambridge Preliminary English Test 3. CUP
2. PET Handbook. University of Cambridge ESOL Examinations.