Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Английский язык»Содержание №20/2008

Подготовка к Кембриджским экзаменам по английскому языку. Лекция 4

Учебный план

№ газеты

Учебный материал

17

Лекция 1. Экзаменационная система Кембриджских сертификатов.

18

Лекция 2. Экзамены для детей 7–12 лет Young Learners Exams.

19

Лекция 3. Материалы по подготовке к экзаменам для детей.

Контрольная работа № 1 (срок выполнения – до 25 ноября 2008 г.)

20

Лекция 4. Подготовка к экзамену Key English Test.

21

Лекция 5. Экзамен Порогового уровня Совета Европы – Preliminary English Test.

22

Лекция 6. Материалы по подготовке к РЕТ.

Контрольная работа № 2 (срок выполнения – до 25 декабря 2008 г.)

23

Лекция 7. Экзамен на Первый сертификат – First Certificate in English.

24

Лекция 8. Материалы по подготовке к Первому сертификату.

 

Итоговая работа (срок выполнения – до 28 февраля 2009 г.)

Подготовка к экзамену Key English Test

Три уровня экзаменов – Starters, Movers, Flyers, их соответствие возрасту и уровню подготовки детей. Разделы экзамена и особенности оценивания различных видов речевой деятельности у детей. Типы заданий и примеры их выполнения.

КЕТ (Key English Test) соответствует уровню А2 по общеевропейской шкале, т.е. кандидат КЕТ:

1) умеет читать простые тексты, содержащие информацию, необходимую для выживания в чужой стране, а именно: уличные вывески, информацию на упаковке товаров, инструкции, объявления и т.д.;
2) понимает на слух объявления в аэропорту и на железнодорожном вокзале, объявления на спортивных мероприятиях, концертах, представлениях;
3) может выяснить стоимость товара, даты доставки; в телефонном разговоре уточнить некоторые детали; во время экскурсии задать несложный вопрос по ходу повествования.

Предпочтения и негативное отношение к чему-либо выражаются простым языком. Возможность участия в дискуссиях ограничена. Надо заметить, что коммуникативная направленность КЕТ не исключает ошибок.

Немного статистики

КЕТ сдается более чем в 60 странах, в основном в Европе, Южной Америке и Азиатско-Тихоокеанском регионе. 75% кандидатов не старше 18 лет, остальные – от 19 до 30 лет. Ежегодно КЕТ сдают 45–50 тысяч человек. 85% из тех, кто регистрируется на КЕТ, посещают подготовительные курсы.

Зачем сдают КЕТ?

На первом месте – проверка себя, определение степени владения материалом. Таковых 55%.
На втором – получение сертификата, т.к. это является требованием работодателя (40%). 30% сдающих нацелены на дальнейшее обучение.
Экзамен состоит из 3-х частей: Чтение и письмо, Аудирование и Говорение. Оценка рассчитывается на основе набранных баллов во всех 3-х частях экзамена. Оценки две: Pass (сдано) и Pass with Merit (сдано с отличием). Существуют еще две оценки, при которых сертификат КЕТ не выдается. Это Narrow Fail и Fail, т.е. “немного не дотянул” и “не сдал”. В процентном отношении ‘Pass’ – это приблизительно 70% правильных ответов, ‘Pass with Merit’ – 85% и выше, ‘Narrow Fail’ – не хватило 5% до ‘Pass’.
Еще до получения сертификата учащиеся получают описание своих “достижений” в графической форме, где названия частей экзамена располагаются напротив шкалы оценок: Exceptional – Good – Borderline – Weak.

Приблизительный список тем для сдающих КЕТ:

1. Personal Identification.
2. Personal feelings, opinions and experiences.
3. Hobbies and Leisure.
4. Sport.
5. Travel and Holidays.
6. Transport.
7. Health, medicine and exercise.
8. Shopping.
9. Clothes.
10. Services.
11. Language.
12. House and Home.
13. Daily Life.
14. Entertainment and Media.
15. Social interaction.
16. School and Study.
17. Food and Drink.
18. People.
19. Places and Buildings.
20. Weather.
21. The natural world.
22. Work and Jobs.

Теперь подробнее о каждой из 3-х частей экзамена.

ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО

Продолжительность 1 час 10 минут. Первые 5 из 9 заданий проверяют навыки чтения, остальные 4 – навыки письма. Типы тестовых заданий: множественный выбор, множественный подбор, заполнение пропусков, перенос информации из одного текста в другой, управляемое письмо.

Задание первое

Проверяется понимание общего содержания сообщения информационного типа.

Пример: Which notice says this?

1. Children pay less than adults here.

A. Summer sale low prices in all departments.
B. Fire door keep closed.
C. Lift not working.
D. Toy shop now open.
E. Buy now pay next year!
F. Keep this nightdress away from fire!
G. We do not take cheques or credit cards.
H. Under 12s half price.

(Ответ: H.)

Задание второе

Здесь проверяется знание лексики. Требуется выбрать из трех предложенных вариантов и заполнить пропуски в нескольких связанных между собой предложениях.

Пример: Choose the best word (A, B or C) for each space.

On Sunday, Tim _______ up early because the was going to the zoo.

A. stood; B. woke; C. went

(Ответ: В.)

He put some biscuits and an apple in a bag for his ______.

A. meat; B. lunch; C. dish.

(Ответ:B.)

Задание третье

Проверяется понимание языка повседневного общения.

Пример: Complete the conversations.

John’s broken this plate.

A. That’s very good.

B. Here you are.

C. It doesn’t matter.

(Ответ: C.)

Задание четвертое

Собственно чтение. Кандидатам предлагается текст, состоящий из 220–230 слов. Контроль понимания проверяется выбором из 3-х опций: Right, Wrong и Doesn’t say.

Пример: Read the article. Are sentences Right or Wrong? If there is not enough information to answer Right or Wrong, choose Doesn’t say.

Canada Geese

Canada Geese are large blue and white birds. When autumn arrives, they have to fly south where the weather is warmer. The winters are so cold in Canada that the birds die if they stay there.
Last spring, Bill Lishman found sixteen young Canada Geese on his farm. They had lost their parents. Bill thought, ‘These young birds won’t know what to do in the autumn.’

Bill Lishman is a farmer.

A. Right; B. Wrong; C. Doesn’t say.

(Ответ: А.)

Bill lives with his parents.

A. Right; B. Wrong; C. Doesn’t say.

(Ответ: C.)

Задание пятое

Здесь акцент делается на грамматических структурах и понимании контекста.

Пример: Choose the best word for each space.

Bicycles

The bicycle is (0)_______ cheap and clean way to travel. The first bicycle (1)_______ made about one hundred and fifty years ago.

0 A. some; B. any; C. a

(Ответ: 0А.)

1. A. was; B. is; C. were

(Ответ: 1A.)

Задание шестое

Пять слов, которые нужно правильно написать, объединены общей темой (см. список тем). Дефиниция слова, первая буква и количество букв несомненно облегчают задачу.

Пример: What is the word for each description?

Example:

0 If your child is a boy, he is this. (son)

This is your mother’s brother. (u _ _ _ _)

(Ответ: uncle.)

Задание седьмое

В небольшой простой текст требуется вставить слова, подходящие по смыслу. Проверяется знание грамматических структур и словосочетаний. Как и в предыдущем задании, правильное написание слов необходимо для успешного выполнения задания.

Пример: Complete this letter. Write one word for each space.

Dear Sir,
I (read) your advertisement for English courses (1)_______ the newspaper. I would (2)_______ to have some more information. How (3)_______ does a course cost? Also, (4)_______ long is each course and when does the next course start?

Yours,
Maria Gonzalez

(Ответы: 1 – in, 2 – like, 3 – much, 4 – how.)

Задание восьмое

Перенос информации из одного или двух текстов в текст с пропусками. Проверяются навыки как чтения, так и письма.

Пример: Read the note from a student who wants a book from a library. Fill in the information on the Reservation Form.

Rose Cottage
Northfleet
26 March

To: Weston University Library
My teacher, Robin Gibson, has told me to read Understanding Science before my exam on 17th April. I am on holiday in Northfleet at the moment but I’ll return to my home at 22 King’s Road, Weston on 9th April. I’d like to get the book the next day and keep it for one week. It’s by S. J. Renshaw. Thank you.
Mary Jones

Weston University Library
Reservation Form

Name of book: Understanding Science
Name of writer: __________________________
When do you want the book? ________________

(Ответы: Mary Jones, 10th April.)

Задание девятое

Данное задание заключается в написании записки, открытки или другого сообщения другу. Требуемый ответ должен состоять из 25–35 слов и включать ответы на вопросы задания. Минимальные грамматические или орфографические ошибки допускаются.

Пример: Your friend has asked you to go swimming tomorrow evening. You can’t go. Write a note to your friend.

Say:

– why you can’t go;
– when and where you can meet your friend on another day.

Write 25–35 words.

Sample Answer A
Mark: 5

The three parts of the message are clearly communicated and there are only occasional grammatical errors (go to the swimming).

Dear Lina,
I am sorry I can’t because I go to the cinema. Can we go to the swimming on Sunday at 6.30 in the evening? If you want to go, come to the bus station on Sunday at 6.00 o’clock.
See you later,
Yours Shida

АУДИРОВАНИЕ

Данная часть экзамена длится 30 минут, из которых 8 минут даются для переноса ответов на листок ответов. Количество вопросов – 25, типы тестовых заданий: множественный выбор, множественный подбор и заполнение пропусков. Типы заданий для аудирования – это диалоги и монологи нейтрального или неформального типа. Темп речи достаточно медленный, но естественный. От кандидатов требуется извлечь необходимую информацию из прослушанного. Тексты звучат дважды.
Мы не приводим здесь образца заданий, т.к. они очень похожи на образцы заданий предыдущей части экзамена. Все современные пособия снабжены аудиоматериалами и печатными текстами того, что предлагается для прослушивания.

ГОВОРЕНИЕ

В этой части экзамена экзаменующиеся взаимодействуют как с экзаменатором, так и друг с другом.
В первой части экзамена, которая длится 5–6 минут, кандидаты отвечают на вопросы обычно задаваемые при первой встрече, как то вопрос об имени, стране или местности постоянного проживания, роде занятий, семье и т.д. Экзаменующиеся также должны общаться на тему своих интересов, каждодневных дел, предпочтений и т.д.
Во второй половине этой части экзамена (длительность 3–4 минуты) кандидаты общаются друг с другом.
Оба участника получают карточки с подсказками, о чем надо спрашивать или что отвечать. Например, первый кандидат получает карточку с информацией о музее, его местоположении, часах работы, стоимости билета.
На карточке второго кандидата могут быть подсказки, типа: When open…? How much…? Where…?
Предполагается, что второй кандидат сформулирует вопросы, опираясь на эти подсказки.
Затем участники экзамена получают следующий набор карточек, но теперь второй кандидат получает карточку с информацией, а первый задает вопросы, используя подсказки на своей карточке.
Оба экзаменатора, участвующие в экзамене, выставляют свою оценку каждому кандидату в соответствии с критериями, разработанными для данного уровня.
Экзаменатор, который беседует с кандидатами, выставляет одну оценку, второй экзаменатор выставляет три, по следующим критериям:

1. Grammar and Vocabulary.
2. Pronunciation.
3. Interactive communication.

Минимальный адекватный ответ, отвечающий требованиям данного уровня, подразумевает, что при общей ограниченности лингвистического запаса и способности к перефразированию, коммуникация происходит. Речь при этом может содержать ошибки и быть несколько трудной для восприятия.

Подготовка к экзамену KET делится на целенаправленную и общую. Целенаправленная подготовка проводится в тех случаях, когда основные компетенции учащихся уже достигли уровня А2 Совета Европы, и требуется отработка форматов экзамена и типов заданий, тогда как общая подготовка включает развитие необходимых компетенций, без которых целенаправленная подготовка не имеет смысла. Нередко наблюдается сочетание двух типов подготовки, которые проводятся параллельно или последовательно в рамках одного курса в основном или дополнительном образовании, т.е. в школе или на курсах.

Для целенаправленной подготовки необходимо использовать специально разработанные материалы – тесты и учебники, включающие тесты. К первым относятся сборники тестов, изданные в Кембридже на основе реальных экзаменационных материалов после их ревизии в 2004 году (1). Они выходят с ответами и без, сопровождаются кассетами или аудиодисками и содержат по 4 полных экзамена, а также (в Teacher’s Book или Self-Study Pack) ответы, тексты аудиозаписей, карточки для устной части экзамена и образцы правильно составленных писем. Последний такой сборник вышел в 2008 г. в новой серии “Key English Test Extra” и отличается от предыдущих тем, что в нем есть компакт-диск для работы на компьютере, обзор экзамена и дополнительные разъяснения верных и неверных ответов.

Другой вид материала для целенаправленной подготовки – учебник, специально созданный для подготовки к экзамену, едва ли не единственным примером которого для данного уровня является Objective KET (3). Он отличается от сборников тестов следующими характеристиками:

В каждом уроке (“Friends”, “Food and Drink”, “Clothes”, “Travel”, “Sport”, “Transport” и др.) есть ряд тематических текстов на чтение и аудирование с заданиями, подобными экзаменационным, задания на развитие навыков устной речи в парах, а также отработка грамматики, орфографии и произношения на основе активной лексики урока. Важно то, что содержание уроков системно и имеет внутренний стержень, иначе учащимся было бы труднее усваивать материал и проводить подготовку к экзамену.

Одной из трудностей в заданиях на понимание при чтении является нахождение нужной информации в тексте. Помощь учебника в постепенном развитии соответствующего навыка состоит в использовании цветового кодирования: вопрос и соответствующий ему абзац текста печатаются одним цветом. Другая трудность чтения – Reading and Writing Part 4, т.е. задания типа Right/Wrong/Doesn’t say. Особенно трудно отличить Doesn’t say от Wrong, т.к. отвечая на этот вопрос, учащиеся обычно пользуются здравым смыслом, а не текстом. Для развития необходимого навыка, кроме заданий в книге для учащегося и ответов с пояснениями в книге для учителя, важны и рекомендации, приводимые в соответствующих Exam Folders:

Экзаменационные задания Reading and Writing Part 3 отрабатываются в упражнениях на составление мини-диалогов путем выбора наиболее коммуникативно-приемлемой и вежливой реплики. Их большая легкость по сравнению с реальными заданиями экзамена состоит в следовании теме урока, тогда как на экзамене такого тематического единства не наблюдается. Например, упражнение в уроке «Одежда» предлагает выбрать правильную речевую реакцию на следующие высказывания:

Do you have this dress in a smaller size?

A. You can tell.
B. Let me check.
C. No, it doesn’t.

You’re wearing your T-shirt back to front.

A. Take it back then.
B. Yours is the best.
C. I prefer it like that.

Is it OK to wear jeans to Sam’s party?

A. I’m not certain.
B. Are you sure?
C. He’s OK, I think.

Good evening, can I take your coat?

A. It’s mine.
B. Is this it?
C. Thank you.

Bring a warm sweater for later.

A. Is it always warm?
B. Do I really need one?
C. How much are they?

При подготовке к КЕТ особое внимание необходимо уделить развитию навыков письменной речи. В зарубежной методике считается, что между уровнями Elementary, Intermediate и Upper-intermediate оно проходит три фазы: контролируемая, направляемая и свободная письменная речь. Особенность контролируемой письменной речи в заданиях Objective KET состоит в наличии контекста, заполняя лексические и грамматические пропуски в котором, учащийся осваивает особенности данного жанра (в данном случае – письмо другу). Reading and Writing Part 7 предполагает заполнение пропусков в письмах, причем вариантов выбора не дается, однако в учебнике эти пропуски заполняются пройденным в уроке лексическим и грамматическим материалом, что облегчает дальнейшую работу с данным типом задания в тестовых материалах, а затем и на экзамене:

Hi Steff,
My parents took us (1)_____ Park Asterix, just north of Paris, yesterday. (2)_____ was fantastic. In the morning, we (3)_____ driving up the Al motorway from Paris when my younger brother saw a big sign with Asterix on. He laughed and screamed – he was (4)_____ excited than I was!
We spent eight hours (5)_____ the park and enjoyed everything – the rides, the little plays outside and the wild boar sandwiches! The (6)_____ thing for me was meeting Obelix (7)_____ he is my favourite person in the stories. My brother asked him about (8)_____ red hair and we got a photo of us all together.
We (9) ___ go there again (my dad isn’t sure). If we do, (10) ___ don’t you come too?
Love,
Amelie

В других упражнениях учебник помогает постепенному развитию того же навыка, предлагая выбор правильного слова из двух:

Hi, Janush,
We are having a lovely weekend (1) in/at Germany. We’re staying near the centre of Berlin and there are (2) any/some great museums near the hotel. There are also some good discos. Last night we were dancing (3) for/until midnight! You really (4) must/can visit the amazing city soon. Give(5) your/our love to everyone.
Enrico and Paola

При работе над Reading and Writing Part 9 учебник предлагает по два образца письма или открытки на одно и то же задание, из которых учащиеся должны выбрать лучший, ответив на вопросы типа: How long is each answer? Does the writer answer all the three questions? Is there enough information?

Рекомендации по Writing Part 9 “Short messages” (написание записки, электронного письма или открытки) в Objective KET призывают к следующему:

Эти же рекомендации учителю удобно использовать при проверке выполнения заданий данного типа.

Рекомендации по Listening Part 1 “Short conversations” разделены на три стадии:

В заданиях на устную речь российским учащимся иногда бывает непонятно существо темы, следствием чего является отсутствие мыслей для её развития даже при наличии необходимых коммуникативных компетенций. Преодолению этой трудности призваны способствовать задания на работу в парах, в которых предлагается обсудить проблемные ситуации, предполагающие наличие противоположных точек зрения:

Рекомендации, касающиеся Speaking Parts 1 and 2, таковы:

Может показаться, что рекомендации трудны для ученика, т.к. сформулированы по-английски. В этом вопросе, безусловно, неоценима помощь учителя. Однако характерной чертой Objective KET является важная роль, придаваемая пониманию функционирования языковых единиц, что характерно и для отечественной традиции преподавания иностранных языков. Например, каждый урок содержит объяснительные таблицы по грамматике, орфографии и произношению, в которых формулируются правила типа: “Usually when we add an ending to the words ending in -y, the -y changes to -i (baby-babies, hurry-hurried, funny-funnier, carry-carries), but -y does not change to -i if the word ends in -ay, -ey, -oy, -uy (boy-boys, stay-stayed)”.

Возвращаясь к общей подготовке, упомянутой в начале лекции, можно рекомендовать многоуровневые учебные пособия, направленные на развитие коммуникативных компетенций: Messages (4) и More (5). Непосредственно перед переходом на Objective KET следует заниматься по уровню 2 любого из этих курсов, что потребует 80-90 учебных часов. Если заниматься по уровню 3 указанных курсов (также 80-90 часов), то учащиеся частично овладеют уровнем B1 Совета Европы. В таком случае можно ограничиться использованием сборников тестов для подготовки к КЕТ и не использовать Objective KET. Решение вопроса о соотношении общей и целенаправленной подготовки к экзамену зависит от политики учебного заведения, способностей учащихся, вкусов учителя и предпочтений родителей.

Как видно из данной лекции, хотя КЕТ по уровню сложности (А2) соответствует экзамену Flyers, рассмотренному в Лекциях 2 и 3, его наполнение языковым материалом, типы заданий, а также характер подготовки (например, наличие объяснений и рекомендаций в учебнике), предполагают более старшего и психологически зрелого учащегося. Можно с полной уверенностью рекомендовать использовать Flyers и КЕТ последовательно, например, в 5 и 6 или 6 и 7 классах. При этом официальная сдача экзамена может быть основной, а может быть и второстепенной целью обучения – главное то, что ориентация на единую систему экзаменов является хорошей основой построения программ и выбора учебных материалов.

Ссылки на литературу:

1. Cambridge Key English Test, Cambridge University Press, №1-4.

2. Key English Test Extra, Cambridge University Press, 2008.

3. Objective KET, Cambridge University Press, 2005.

4. Messages, Cambridge University Press, 2006.

5. More, Cambridge University Press, 2008.

Людмила Михайловна Городецкая ,
к.филологич.н., доктор культурологии, доцент факультета иностранных языков и регионоведения МГУ им. М.В.Ломоносова ;
Галина Васильевна Гуляева ,
ст. преподаватель кафедры теории и практики перевода института филологии и истории РГГУ