Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Английский язык»Содержание №12/2008

Итоговая аттестация в 9-м классе по новым билетам

В 2006–2007 учебном году в гимназии № 18 проводилась итоговая аттестация по иностранному (английскому) языку в 9-х классах в форме экзамена по новым билетам на основании требований Вестника образования. Учащиеся 9-го “а” класса сдавали экзамен в полном составе, так как в этом классе выделялся один дополнительный час на элективный курс; учащиеся 9-х “б” и “в” классов сдавали экзамен по выбору.
Так как мы были поставлены в известность о том, что придётся проводить итоговую аттестацию по новым билетам в конце марта, то на составление и подготовку экзаменационного материала оставалось очень мало времени.
За основу я взяла билеты, которые предлагались в Вестнике образования №№ 3, 4 за февраль 2007 г. Они были напечатаны и переведены на английский язык. Соответственно билетам, экзамен ставит своей целью проверку сформированности коммуникативной компетенции учащихся в двух из четырёх целевых умений – чтении и говорении в двух формах: монологической и диалогической.
Первое задание билета проверяет умение ознакомительного чтения (чтение с пониманием основного содержания).
К текстам, подбираемым для проверки умения чтения, предъявлялся ряд требований. Они соответствовали определенному государственным стандартом предметному содержанию речи выпускников 9-х классов и соответствовали государственному стандарту по языковой трудности. Я учитывала возрастные особенности и интересы учащихся 9-х классов; не выходила за рамки жанрового и стилевого разнообразия, рекомендованного в стандарте в отношении текстов для чтения (текст научно-популярный, публицистический, художественный). Тексты содержали смысловую законченность, имели образовательную (например, знакомили учащихся с новыми городами Америки, колониальным стилем на северо-востоке Америки, рассказывали о биоритмах и т.д.) и воспитательную (чувство ответственности, умение сопереживать и сострадать и т.д.) ценность. Они не содержали информации, способной оскорбить социальные, религиозные и национальные чувства учащихся.
Однако, хочу сказать, что с подбором текстов я испытывала определенные трудности. При имеющемся большом количестве текстов подобрать 20 законченных в смысловом отношении несложных аутентичных текстов объемом до 1200 знаков было не так просто. Здесь нужно отметить, что в рекомендациях к билетам допускается внесение следующих изменений: частичные изменения и расширение тематики текстов и ситуаций общения, незначительное увеличение объёмов текстов. Согласно рекомендациям, тексты для первого задания были подобраны из научно-популярной (6 текстов), публицистической (4 текста) и художественной литературы (6 текстов). Еще 4 текста содержали элементы как научно-популярного, так и публицистического стилей. Например, билет № 1, задание 1, текст “Optimists do better than pessimists”. Текст научно-популярный, содержит 1300 знаков, к тексту было составлено 5 вопросов: какова основная идея текста; что показывают недавние изучения оптимистов и пессимистов; почему оптимисты живут дольше, чем пессимисты; почему люди могут попасть в серьёзные ситуации; что ты думаешь о пессимистах и оптимистах, кто ты? Первые 3 вопроса – по содержанию текста (основная идея, главные факты), и еще 2 – выразить своё мнение.
В Вестнике образования ничего не сказано о том, должны ли быть вопросы к тексту у экзаменуемого. Я считаю, что это необходимо, так как наличие вопросов к текстам помогло учащимся сосредоточиться при подготовке к ответу, и извлечь нужную информацию из прочитанного.
Второе задание проверяет умения монологической речи. Задача экзаменуемого – сделать сообщение в связи с прочитанным текстом, высказать и аргументировать своё отношение к поднятой автором проблеме. В качестве опоры для монологического высказывания я использовала небольшие по объёму тексты разных жанров из журналов Speak-Out, УМК Laser (Мальком Манн, Стив Тейлор-Ноулс, Macmillan, 2004) и других источников, соответствующие тематике, определённой стандартом основного общего образования по иностранному языку:
– межличностные взаимоотношения в семье, с друзьями, в школе;
– школьное образование, изучаемые предметы, проблема выбора профессии и роль иностранного языка;
– досуг, увлечения;
– родная страна и страны изучаемого языка;
– выдающиеся люди, их вклад в мировую литературу;
– природа и проблемы экологии, здоровый образ жизни. (Вестник образования №№ 3, 4, февраль, 2007.)
К каждому заданию предлагалась проблема для обсуждения.
Например, билет № 1, задание 2: Посмотри на эти разные виды праздников (семейные, религиозные, сезонные праздники, национальные дни, уличные карнавалы, дни семьи). Какие из этих видов праздников есть в вашей стране?
Билет № 5. Известные люди. Моцарт. Проблема: что значит быть особенным?
Билет № 9. Хобби. А у тебя есть хобби? Ты коллекционируешь что-нибудь?
Билет № 10. Экология. Проблема: что произойдет, когда закончится нефть? И т.д.
Если раньше наши ученики заучивали топики наизусть, то теперь от них требуется монологическое высказывание с опорой на текст не менее 12 (15) фраз, и неподготовленный ученик может не справиться с таким заданием. К заданиям такого рода учащихся нужно готовить в течение всего курса обучения, ставить проблемную ситуацию, вызывать на обсуждение, учить обосновывать свое мнение, выбранное решение, спрашивать “почему?”; ответы “да/нет”, “нравится/не нравится” не подходят.
Проверка продуктивных умений монологической речи позволяет комплексно проверить речевые умения учащихся (понимание основного содержания текста, передача основной идеи текста, выражение своего мнения и его организации). Всё это требует внедрения новых методов в обучении и подходов, как от учителя, так и от ученика (не заучивать наизусть, а понять и аргументировать).
Третий вопрос проверяет умение диалогической речи и предполагает решения поставленной коммуникативной задачи в типичных ситуациях общения в рамках тематики, определённой стандартом основного общего образования. При составлении новых билетов все ситуации были взяты из Вестника образования, я ничего не изменяла (изменения допускаются). Ситуации построила так, чтобы диалог начинал учащийся. Партнером экзаменуемого выступает учитель. Обязателен обмен не менее 5–7 (8–10) репликами с каждой стороны. Это задание в новых билетах представлено в формате ЕГЭ. Учащимся нравятся ситуации, в которых они планируют, что будут делать в выходные с зарубежным другом, принимают совместные решения по поводу поездки на экскурсию, совершают покупки, рассуждают о вреде и пользе компьютера.
Сложнее были ситуации, где учащиеся должны были высказаться, что нужно сделать, чтобы быть успешным в жизни, обсудить с редактором предстоящую статью о защите окружающей среды и т.д.
Возможно, для таких ситуаций отдельные учащиеся были недостаточно мотивированы.
Хочу отметить, что, участвуя в диалоге, не все ученики были достаточно раскрепощены, боялись допустить грамматические ошибки. Всем нам хорошо известно, что нашим учащимся для свободного общения не хватает языковой среды.

Выводы
В моей группе 14 учащихся сдавали экзамен, качество – 78,1 (3 ученика сдали экзамен на “удовлетворительно”).
Положительное с моей точки зрения в итоговой аттестации 9-х классов то, что:
1) учащиеся преодолевают определенный барьер в изучении языка, в 10-м классе чувствуют себя гораздо увереннее;
2) в требованиях к новым билетам представлены четкие критерии оценок.
Отрицательное:
1) стал больше объём экзаменационного материала (следовательно, сам экзамен): подготовка 30 мин, ответ 8–10 мин, колоссальная практическая, психологическая и эмоциональная нагрузка на учителя-экзаменатора;
2) дети не имеют четких установок при подготовке к экзамену. Предполагается, что учащиеся, пройдя курс обучения (5–9 кл.), готовы к итоговой аттестации;
3) требования таковы, что учебники, которые входят в федеральный компонент, не позволяют учителю подготовить ученика к требуемой итоговой аттестации.
В работе с этим классом помимо основного учебника (УМК, Афанасьева, Михеева) я использовала дополнительные учебные пособия (RisingStar, Luke Prodromou with Philip Kerr and George Vassilakis, Macmillan, 2001; Round-Up 4-5, Virginia Evans, Longman; курс Stories for Reproduction, (Hill, Oxford).

В. И. Махова ,
МОУ гимназия № 18, г. Королёв Московской обл.