Формы и методы работы с учебником English 7, 9 Student’s Book
В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова и др. М., 2002; М., 2003.
Из опыта практической работы педагогов г. Москвы
Современная жизнь предъявляет повышенные требования к качеству образования. Особенно высоки образовательные стандарты в Москве. Используя современный деятельно-личностный коммуникативный подход в своей повседневной работе, учителю приходится применять сегодня разнообразные формы и методы работы с учащимися: индивидуальные, парные, групповые, элементы проектного и модульного обучения, фронтальные (например, фронтальная беседа на уроке по какой-либо теме), методы преподавания с помощью жестов и движений, аудиосредств (магнитофон, кассеты), а при работе с лексическим материалом руководствоваться принципами доступности, посильности, культуросообразности, а также взаимообусловленности обучения и воспитания, целостности и единства процесса обучения.
Вот и в нашей общеобразовательной школе, работая в основном по учебникам В.П.?Кузовлева, учителя английского языка прилагают немало усилий, чтобы успешно решать на каждом уроке триединую задачу. Стремясь к постижению профессионального мастерства, они из урока в урок учат школьников учиться, развивают их познавательные способности, интерес к предмету. Цель настоящей статьи – поделиться опытом работы, а также найти единомышленников и коллег.
Типы уроков:
1. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Цель урока: восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.
2. Урок закрепления знаний. Цель – вторичное осмысление уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению.
3. Урок комплексного применения знаний и умений учащихся. Цель урока: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия.
4. Урок обобщения и систематизации знаний. Цель урока: усвоение знаний в системе. Самое главное в методике обобщения – включение части в целое.
5. Урок проверки, оценки и коррекции знаний и умений учащихся – т.н. уроки-зачеты. Цель урока: определение уровня знаний, сформированности умений и навыков, комплексного их применения. Закрепление и систематизация знаний.
В процессе учебно-воспитательной деятельности учащихся лежит работа, направленная на выполнение постепенно усложняющихся заданий за счет комплексного охвата знаний, применение их на разных уровнях – (первый уровень – понял, запомнил, воспроизвел; второй уровень – понял, запомнил, воспроизвел, применил по образцу и в измененных условиях, где нужно узнал образец; третий уровень – овладел знаниями первых двух уровней и научился переносить в новые условия).
В зависимости от типа, целей и задач урока учитель дифференцированно отбирает и использует методические приемы обучения и воспитания учащихся: предъявление новой лексики к параграфу (чтение вслух с правильным произношением и ударением отдельных слов и словосочетаний), работа с иллюстрациями учебника (вопросно-ответная система), работа с текстом учебника – развитие навыков чтения, перевода, пересказа (чтение текста с выборочным переводом и основным пониманием прочитанного, составление плана по тексту на английском языке у доски, ответы на вопросы по тексту с опорой и без, работа по словообразованию, устный рассказ по плану, конспектирование текста). Объяснение новой грамматической темы (тренировочные упражнения по образцу: например, используя лексику урока, составить диалог по речевому образцу). Закрепление, самостоятельное выполнение упражнений (разноуровневые задания), тестирование, перевод предложений с русского на английский и наоборот. Работа в парах, ролевые игры, развитие устной разговорной речи. Эти формы и методы работы мотивируют речевую деятельность, т.к. обучаемые оказываются в ситуации, когда актуализируется потребность что-либо сказать, спросить, выяснить, доказать. Ключевые моменты урока отражаются учителем на доске. При подведении итогов урока учитель оценивает и комментирует работу учащихся.
На уроках обобщения и систематизации знаний эффективно не только итоговое тестирование (test yourself), но и использование Интернета с целью подготовки рефератов по английскому языку и их защита учащимися на английском языке (Интернет как социокультурная и языковая среда наиболее активно сегодня способствует развитию социокультурной компетенции молодежи), а также развитие умений и навыков наиболее успевающих в группе учеников по использованию учебника и дополнительных учебных пособий (работа с культурологическими справочниками, заполнение таблиц, куда включается информация сравнительно-страноведческого и культурологического характера: например, таблица “Mass media in GB and Russia”, “Musical life in Britain and Russia” и др.
Виды контрольного среза: (аудирование [текст по аудированию – 45 мин.]; чтение [текст по чтению – 45 мин.]; практическое использование языкового материала (грамматика) – [лексико-грамматическая проверочная работа, тест, лексический диктант – 45–20 мин.], письмо [написать поздравительную открытку или личное письмо, использовать неофициальный стиль, выразить свои впечатления об экскурсии, путешествии, правильно написать английский адрес – 20 мин.], говорение [высказывание по теме, сдача наизусть диалогов и топиков о Лондоне, Москве, о хобби и т.п., ролевые игры, развитие навыков и умений задавать вопросы, начать, поддержать и закончить разговор – 5–10 мин].
Широко используется в повседневной практике также контроль понимания прочитанного, самоконтроль, самопроверка, взаимопроверка. С целью стимулирования самостоятельной коммуникативной активности учащихся применяются различные игровые ситуации, элементы соревнования. Умелое использование активных форм учебной деятельности учащихся имеет решающее значение в повышении результативности учебного процесса в целом.
К сожалению, школа № 816 не располагает лингафонным кабинетом и соответствующей технической базой для широкого использования современных мультимедийных средств обучения. В этом смысле и учителя, и учащиеся школы весьма обеднены.
УМК, используемые на уроках, достаточно разнообразны:
1. Учебник для 7-го класса общеобразовательных учреждений English 7 Student’sBook, а также рабочая тетрадь, книга для чтения, книга для преподавателя и кассеты //В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова и др. М., 2002.
2. Учебник для 9-го класса общеобразовательных учреждений English 9 Student’s Book, а также рабочая тетрадь, книга для чтения, книга для преподавателя и кассеты //В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова и др. М., 2003.
3. Программа по иностранным языкам для 5–9-х классов общеобразовательной школы. Первая модель обучения. М., МИПКРО., 2000.
4. Смирнова Е.Ю., Смирнов А.В. Тематическое и поурочное планирование по английскому языку к учебнику В.П. Кузовлева и др. English 7.
5. Смирнова Е.Ю., Смирнов А.В. Тематическое и поурочное планирование по английскому языку к учебнику В.П. Кузовлева и др. English 9.
Для языковой поддержки учащихся, повышения качества знаний, в т.ч. грамматических, лексических, коммуникативных речевых навыков и подготовки к годовым итоговым экзаменам и ЕГЭ, на уроках английского языка выборочно используются также следующие учебные пособия и учебно-методические комплексы:
• М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева. EnjoyEnglish 4 – учебник английского языка для 7-го класса общеобразовательной школы при начале изучения с 1-2 класса. М., 2003.
• М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева. EnjoyEnglisch 6 – учебник английского языка для 9-го класса общеобразовательной школы при начале изучения с 1-2-го класса. М., 2004.
• E.Sharman, M.Dean, A.Sikorzynska, I.Solocova. New Opportunities. Russian Edition. Intermediate Student’s Book with Mini-Dictionary. England. Longman, 2006.
• E.Sharman, M.Dean, A.Sikorzynska, I.Solocova. New Opportunities. Russian Edition. Language Powerbook. Подготовка к ЕГЭ. England. Longman, 2006.
УМК включает в себя следующие компоненты (они используются по выбору учителя):
Studеnt’s Book with Mini-Dictionary;
– Language Powerbook including Exam Zones and Mini-Grammar;
– Teacher’s Book with Test Master;
– Class Cassettes/CDs;
– Test Book/Cassette Pack;
– Video/DVD and Video/DVD Activity Book.
• Е.Ф. Прохорова, Т.М. Тимофеева, З.З. Верховская и др. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. Английский язык. М.: Интеллект-Центр, 2004.
• Malcolm Mann. Laser (Intermediate) Student’s Book. Macmillan, 2006.
УМК включает в себя следующие компоненты (они используются по выбору учителя):
Studеnt’s Book; Workbook with Key; Workbook without Key; Teacher’s Book; Test Book; Class Cassettes; Class Audio CDs; Grammar Bank.