Стратегии выполнения тестовых заданий по чтению
Чтение – один из четырех видов речевой деятельности. Так же как и аудирование это – “receptive skill”, т.е. умение воспринимать. Можно сказать, что чтение включает в себя извлечение смысла из текста. Но чтобы сделать это, мы должны понимать язык, на котором написан текст, как на уровне слов и предложений, так и на уровне его содержания. Нам также необходима связь между сообщением, содержащимся в тексте, и нашими знаниями о мире.
Когда мы читаем, то не всегда испытываем необходимость читать все одинаково внимательно. КАК мы читаем зависит от того, ЧТО и ЗАЧЕМ мы читаем. Причины, по которым мы читаем, влияют на то, КАК мы читаем, какие технологии чтения используем.
Чаще всего мы читаем с целью извлечения необходимой нам информации, это – “reading for specific information or scanning”. В данном случае мы не читаем текст полностью, а торопимся найти интересующую нас информацию – телефонный номер, адрес, название книги.
Другая технология – “reading for gist or skimming”, просмотровое чтение. Мы быстро просматриваем текст, чтобы понять его основную идею, например, когда листаем книгу в магазине.
Третий вид чтения – “reading for detail”, чтение с полным пониманием, когда извлекается смысл из каждого слова: например, чтение важных сообщений, документов.
Еще один вид чтения – “extensive reading”. Это чтение ради чтения как такового. Оно включает в себя чтение текстов большого объема: статей, рассказов, романов. В учебном процессе это так называемое домашнее чтение.
Иногда, особенно в языковых классах, мы используем тексты для работы с языковым материалом: ищем слова, относящиеся к определенной теме, грамматические структуры. Это – “intensive reading”. Цель такой работы – показать учащимся, как используется, “работает” язык. Но это, скорее, не столько технология чтения, сколько языковая, лингвистическая технология.
Если учащиеся владеют разнообразными технологиями чтения на родном языке, они смогут перенести свои умения и на любой другой язык. Однако практика показывает, что “быстрым” видам чтения не учат ни на одном школьном предмете, кроме иностранного языка. Поэтому эти виды чтения вызывают значительные трудности у детей, а ведь экзаменационные тестовые задания по чтению требуют владения как раз “быстрыми” технологиями, а именно: “reading for specific information”, “reading for gist” and “reading for detail”.
Таким образом, целесообразно заранее познакомить учащихся со стратегиями выполнения подобных заданий.
Задание на восстановление текста
Gapped Text (Reading for detail)
Дан текст, в который необходимо вставить пропущенные предложения или абзацы. Порядок этих предложений нарушен. Как правило, одно из данных предложений или абзацев является лишним.
Задание: вставить пропущенные предложения или абзацы в пропуски таким образом, чтобы восстановить целостность текста.
Стратегия выполнения:
1. Прочитайте текст, чтобы понять основную идею.
2. Просмотрите внимательно пропущенные предложения или абзацы и найдите “ключевые” слова:
• указательные местоимения (this/these/that/those);
• личные местоимения (I/he/she/it/we/you/they);
• притяжательные местоимения (my/her/his/our/your/their);
• связующие слова (then/finally/therefore/moreover/however, etc.).
Они помогут вам правильно заполнить пропуски и восстановить текст.
3. Обращайте внимание на сопоставление идей и хронологию событий.
4. Убедитесь, что вставленное предложение соответствует теме абзацы и связано по смыслу с предложениями до и после него.
5. Убедитесь, что оставшееся предложение или абзац действительно является лишним.
Задание на соотнесение подзаголовков с абзацами текста
Reading for Gist
Текст разделен на абзацы. Необходимо выбрать наиболее подходящий заголовок к каждому абзацу. Один из заголовков является лишним.
Стратегия выполнения:
1. Сначала прочитайте заголовки.
2. Затем внимательно прочитайте текст, чтобы понять основное содержание каждого абзаца.
3. В каждом абзаце постарайтесь выбрать предложение или ключевые слова, в которых заключена основная идея. Особое внимание обратите на первое предложение каждого абзаца, так как в нем часто содержится главная мысль – но не всегда!
4. Найдите заголовок, соответствующий основной идее каждого абзаца.
5. Помните, что заголовки часто содержат слова, синонимичные словам из абзаца.
6. Убедитесь, что лишний заголовок не соответствует ни одному из абзацев.
Задания на множественный выбор
Multiple Choice
(Reading for specific information)
К тексту прилагаются вопросы с несколькими вариантами ответов (как правило, четыре). Требуется выбрать правильный вариант ответа.
Стратегия выполнения:
1. Прочитайте текст целиком, чтобы понять основную идею.
2. Ознакомьтесь с вопросами и постарайтесь ответить на них самостоятельно, не глядя в варианты ответов.
3. Найдите то место в тексте, где, как вы думаете, находится ответ на поставленный вопрос, и внимательно прочитайте этот фрагмент.
4. Просмотрите варианты ответов на каждый вопрос и выберите наиболее подходящий.
5. Помните, что в вопросах информация из текста часто перефразирована, поэтому обращайте внимание на синонимичные выражения.
6. Прочитайте текст еще раз и проверьте правильность выбранных ответов.
7. Убедитесь, что другие варианты ответа не возможны.
Задания на множественные соответствия
Multiple Matching
(Reading for specific informationor reading for gist)
Эти задания весьма разнообразны. В них требуется соотнести с текстом различные элементы: заголовки, фразы, вопросы, утверждения, комментарии.
Соотнесение вопроса или утверждения с несколькими текстами.
Дано несколько небольших статей или отрывков, относящихся к одной тематике. Необходимо найти соответствие между вопросами/утверждениями и текстами. Некоторые вопросы/утверждения могут быть использованы более одного раза.
Стратегия выполнения:
1. Сначала прочитайте вопросы/утверждения.
2. Прочитайте отрывки и найдите ключевые слова, которые помогут вам ответить на вопросы.
3. Помните, что информация в тексте может быть выражена иначе, чем в вопросах/утверждениях, так как в заданиях данного типа, как правило, используются синонимы и синонимичные выражения.
4. Проверьте соответствие вопроса/утверждения выбранному вами отрывку.
Задания на установление логической последовательности
Sequencing or Ordering (Reading for detail)
Текст разделен на абзацы, порядок которых нарушен. Необходимо восстановить логику изложения.
Стратегия выполнения:
1. Прочитайте внимательно каждый абзац, обращая внимание на местоимения, союзы и связующие слова (one day / suddenly / in the end / firstly/then/moreover). Они помогут вам установить порядок событий.
2. Найдите первое предложение. Оно, как правило, имеет более четкую грамматическую структуру.
3. Определите возможный порядок абзацев.
4. Прочитайте их в этом порядке, чтобы убедиться, что текст имеет смысл.
Задания на установление соответствий
приведенных утверждений
прочитанному тексту
True / False / Don’t know (Reading for detail)
Стратегия выполнения:
1. Прочитайте текст, чтобы понять основную идею.
2. Затем прочтите вопросы или утверждения и выделите наиболее важные слова.
3. Найдите соответствующую часть в тексте и определите значимые слова.
4. Определите, выражают ли эти слова в вопросах/утверждениях и тексте одну и ту же мысль
5. Помните, в том что “False” ставится, если информация в утверждениях не соответствует тексту, а “Don’t know” – если данная информация вообще отсутствует в тексте.
Задания на понимание и извлечение смысла из прочитанного текста
Deducing meaning from the context or Reading between the lines
(Reading for detail)
Как правило, предлагается текст проблемного характера К нему прилагается от трех до пяти вопросов, для ответов на которые требуется полное понимание прочитанного.
Стратегия выполнения:
1. Прочитайте вопрос, определите важные в смысловом отношении слова и подчеркните их.
2. Найдите соответствующий абзац текста.
3. Выделите наиболее значимые слова и выражения в этой части текста (если их понимание затруднено, можно воспользоваться словарем).
4. Определите, соответствуют ли главные слова вопроса тексту, выражают ли они одну и ту же мысль.
References:
The TKT Course by Mary Spratt, Alan Pulverness, Melanie Williams, Cambridge University Press 2005
Learning teaching by Jim Scrivener, Macmillan 1994