О судьбах мира
Наверное, любой учитель знает – дети любят поговорить о будущем. Они с удовольствием рассказывают о том, какой день рождения устроят им через два месяца, куда они поедут на каникулы через полгода, кем станут лет через десять. А что если поговорить с ними о судьбах мира?
Кончается век. На пороге нового тысячелетия средства массовой информации строят предположения, рассказывают о том, как будет жить человечество. Газета The Times не исключение. В апреле прошлого года она рассказала о любопытном, на мой взгляд, футурологическом исследовании. Этот текст я и предлагаю сегодня для обсуждения.
2020: woman the hunter,
man the house-husband
One in five fathers will be house-husbands while their partners become the breadwinners, working five hours a day, a report on life in 2020 forecasts.
Twenty years into the millennium, a new age of altruism will dawn and people will spend one day a week working in the community. Growing numbers will choose to live alongside those with shared interests, for example in golf villages or in the households spanning three generations. Life expectancy will be in the mid-80s and the working week will shrink to 25 hours because of “technology-inspired productivity gains”.
The future seems bright, according to the 2020 Vision report from the Henley Centre, a leading consumer consultancy, commissioned by Barclays Life.
Graeme Leach, assistant director of the centre, said: “There have been all sorts of predictions that everyone will have their own personal helicopter by 2000, but many of those forecasts were based on wild guesses. We have looked at the beginnings of new developments.”
The report says the power of computers and the influence of the Internet will lead to all manner of social and economic developments:
* virtual glasses with wireless digital video will enable people to talk to and see anybody anywhere in the world;
* many couples will have met online and spoken over video links;
* weekend breaks will be possible anywhere. The longest journey will take two hours: by space shuttle to Sydney;
* one in five lessons for schoolchildren will be online, often provided on screen by a superteacher from another country;
* the nature of political debate will change because of referendums conducted on the Internet. Arguments over the single European currency will have been superceded by the call for a global online currency.
Some things will not change. The basic family unit of two adults and two children will be reinforced by social and economic developments, despite the Government’s forecast of a big rise in single-person households.
Mr Leach said that most of the technological changes would be enjoyed by at least half of British households. “The downside in a weak economic growth scenario would mean fewer jobs and a growing gap between haves and have-nots.”
He added: “The unskilled will have the biggest problems, because they will face growing competition for their jobs from overseas. It is not all rosy for the middle class, because, although they will get continued income growth, lots of money will be syphoned off for ‘personal privatisation’, spending on health, education and pension plans.”
Ten terms for 2020
Superclass: a global elite with very high incomes.
Friction-free capitalism: commerce made easier and cheaper by the Internet.
Knowbots: intelligent computers filtering out unwanted e-mail.
Walton family household: multi-generational homes.
Gated communities: secure housing projects giving protection against crime.
Lifestyle communities: housing based on shared interests, such as golf villages.
Misery gap: the difference between pensions and the money needed for a comfortable retirement.
Contingent workforce: the majority of workers on short-term contracts.
Cyber schools: home or classroom-based online lessons.
Personal privatisation: increased responsibility for pensions, health and education costs.
By David Charter
Я надеюсь, что, читая эту статью, вы, учитель, уже обсуждали ее с самим собой. Что-то пытались применить к нашей стране, представляя себе, как все это будет в России; что-то восхитило вас, а с чем-то захотелось поспорить. Ведь прогноз – это не закон природы. Тем более, и сами исследователи предупреждают, что они еще в начале работы.
Работая с этим текстом, я предлагаю своим ученикам обсудить такие вопросы:
* Исследователи предполагают, что мужчины станут “домохозяйками”, а женщины – “добытчиками”. Как бы ваш ученик отнесся к такой смене традиционных ролей? Нравится она ему или нет?
* В нашей жизни понятия community практически не существует. Объясните ученику, что это такое. Расскажите, как в Британии люди сами решают проблемы там, где они живут. Традиционное представление об англичанах, считающих свой дом своей крепостью, очень схематично. Британцы считают свои долгом активно участвовать в жизни своего небольшого района или деревни, где они живут. Как относится к этому ваш ученик?
* Мне показалось любопытным предположение, что люди будут выбирать себе место жительства, принимая в расчет свои увлечения. Авторы исследования говорят о golf villages. Считает ли ваш ученик, что это реально?
* Следующая идея обсуждается иногда и в наших газетах и журналах. Речь идет о совместной жизни трех поколений одной семьи. Что думает ваш ученик о преимуществах и недостатках большой семьи? Попросите его обосновать свою точку зрения.
* Авторы исследования говорят о том, как будет расти роль Интернета в экономической жизни и межличностных отношениях. Здесь можно поставить проблему более широко и поговорить о вечных ценностях, неподвластных современным технологиям. Технические достижения во многом облегчают нашу жизнь, но когда мы поддаемся соблазну применить их там, где они, по существу, неприменимы, мы заранее обрекаем себя на неудачу. А можно и не расширять проблему, а просто попросить ученика пофантазировать на тему электронных магазинов или электронных семей. Это тоже интересно.
* И наконец – Cyber schools. Эта тема дает нам самые широкие возможности работы с учениками разных возрастов и разных интересов. Можно поговорить о том, кого бы ваш ученик хотел видеть в роли супер-учителя. Дети называют ученых самых разных специальностей и начинают взахлеб говорить о собственных увлечениях. Тех, кто помладше, можно попросить представить себя в роли ученика на таком уроке. А тем, кто любит серьезные размышления, можно предложить вопрос о меняющейся роли живого, а не “кибернетического” учителя. Не случайно футурологи оставляют его в классе. Мы нужны своим ученикам.
Наталья Хмелик