Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Английский язык»Содержание №1/2009

Стратегия и тактика подготовки учащихся к ЕГЭ по английскому языку

Раздел “Говорение”

Важной задачей обучения иностранному языку является разработка стратегии и тактики подготовки учащихся к ЕГЭ. Стратегия – это общий план, задачи на перспективу. Тактика – способы и методы выполнения этого плана и задач.

Раздел “Говорение” представлен тематическим монологическим высказыванием и диалогом с целью обмена оценочной информацией.

1. Тип задания: Монологическое высказывание по теме (10–15 фраз, 3–3,5 мин.)

В первом задании предполагается два вида монологического высказывания:

При этом проверяются следующие умения:

Стратегии работы над монологическим высказыванием

1. Внимательно прочитайте текст задания на карточке для экзаменуемого и выясните: в чем заключается предложенное задание.

2. Определите тему высказывания. Обратите внимание на то, что ваше высказывание не должно быть воспроизведением изученной в школе темы. Оно должно раскрывать предложенные в задании аспекты: сколько и какие аспекты вы должны раскрыть.

3. Продумайте, что вы можете сказать по каждому из аспектов тремя–четырьмя предложениями. Не следует увеличивать объем высказываний, так как в противном случае вам может не хватить времени на раскрытие одного или более из предложенных аспектов. Ваши высказывания по каждому аспекту должны быть предельно конкретными, соответствующими данной формулировке. Продумайте, как распределить время между высказываниями по всем пунктам задания.

4. Напишите план логично построенного высказывания, осветив все пункты задания.

5. Выпишите отдельные фразы, которые вы обязательно хотите употребить в речи.

6. Обратите внимание на то, что вы должны говорить в течение 2–2,5 минут, а затем экзаменатор-собеседник задаст вам один или два вопроса, связанные с темой вашего высказывания.

7. Внимательно слушайте эти вопросы и старайтесь давать как можно более развернутые ответы. Если вы что-то не поняли в вопросе, обязательно попросите повторить его или пояснить то, что вам было непонятно; баллы за это не снижаются, а наоборот, это является плюсом в вашем ответе, так как вы смогли продемонстрировать умение восстановить беседу в случае сбоя. Если же вам что-то будет непонятно в вопросах экзаменатора-собеседника и вы не постараетесь выйти из этой ситуации, то это может привести к снижению баллов при оценке вашего ответа.

Как готовить учащихся к тематическому монологическому высказыванию и отвечать на вопросы экзаменатора

В своей педагогической практике учитель постоянно задаёт ученику вопросы и желает получить на них ответы. Сейчас мы требуем от учащихся аргументировать свои ответы. Учащиеся должны говорить логично, используя “linking words” типа: moreover; in addition to; however; on the other hand; as soon as; in particular; in conclusion; all in all; in the long run, etc. Если ученик не понял вопроса, то его умение задать вопрос собеседнику (учителю) поощряется, так как ученик показывает умение восстанавливать беседу в случае сбоя.

В отечественной методике обучения иностранным языкам выделяют два основных пути формирования умений монологического высказывания:

Задания для монологического высказывания с опорой на конкретный текст

1. Ответить на вопросы на понимание содержания и смысла прочитанного текста.
2. Прочитать текст и найти предложения, в которых сформулированы ответы на все аспекты, представленные в ситуации.
3. Согласиться с утверждениями, представленными учителем, или опровергнуть их.
4. Доказать, что...
5. Найти в тексте предложения, которые можно употребить для обобщения, заключения, выводов.
6. Соотнесите план тематического высказывания с возможностями данного текста и выясните, какую информацию нужно ещё найти и добавить.
7. Составьте план монологического высказывания, подберите к нему информацию из дополнительных текстов.
8. Подготовьте развёрнутое монологическое высказывание с использованием текстовых материалов для раскрытия всех аспектов, представленных в ситуации.

Задания для монологического высказывания без опоры на конкретный текст

Данный путь может быть выбран на среднем и старшем этапе обучения, когда языковой и содержательный уровень знаний по обсуждаемой теме или проблеме достаточно высок.

Этапы работы:

1 этап – высказывание в течение 1 минуты по тематической ситуации с использованием опор. Назначение опор – помочь порождению речевого высказывания. Для того, чтобы учащиеся захотели высказаться самостоятельно, нужна помощь в виде речевых образцов, разговорных клише, таблиц, схем, блоков. Другие учащиеся могут добавить, не согласиться с мнением говорящего и выдвинуть своё мнение. Таким образом, может проходить дискуссия по обсуждаемой ситуации.

2 этап – высказывание в течение 2 минут по тематической ситуации с использованием опор. Экзаменационное высказывание по тематической ситуации проходит в течение 2-х минут. Чтобы подвести учащихся к успешному выполнению задания, необходимы предварительные задания по совершенствованию разговорных навыков (в работе представлены упражнения с использованием разных обучающих технологий).

2. Тип задания: Диалог с целью обмена оценочной информацией (не менее 10 реплик, 4–5 минут).

При этом проверяются следующие умения:

Монологическая речь зависит от стратегий, выбранных самим говорящим, диалогическая речь – это прежде всего взаимодействие двух партнёров, и стратегии выбирает каждый участник свои.

Стратегии работы над диалогическим высказыванием

Как готовить учащихся к диалогу по ситуации?

Второе экзаменационное задание предполагает диалог с целью обмена оценочной информацией. Студенту предлагается какая-то проблема / ситуация и обычно три или четыре варианта её решения. Задача студента обсудить все предложенные варианты и прийти к обоюдному согласию (с экзаменатором) решения данной проблемы. Я предлагаю студентам работать над двумя типами диалогов:

1) диалог с обменом информацией (ролевая игра);

2) диалог с обменом оценочной информацией (модулированная ситуация).

Любой из этих диалогов проходит 3 стадии:

1. Инициирование разговора:

2. Развитие разговора.

3. Завершение разговора

Диалогическая речь на иностранном языке сложнее, чем монологическая, поскольку в ней должны быть задействованы умения не только говорения, но и аудирования. Реакция партнёра по общению непредсказуема, кроме того, логика развития диалога неизвестна партнёрам заранее.

Работу по подготовке учащихся к диалогу можно условно разбить на три этапа.

Первый этап – составить свой диалог на основе готовых диалогов и выучить его. Контроль диалогической речи проводится в классе (пары постоянного состава), но это контроль подготовленной речи дома.

Второй этап – учитель задаёт ситуацию (т.е. ученики знают тематическую ситуацию заранее и могут повторить лексический материал), а для парной беседы в классе учитель сам выбирает пары (т.е. ученики не знают, кто с кем будет беседовать и как будет развиваться беседа). Контроль диалогической речи проводится в классе (пары сменного состава), при этом речь неподготовлена заранее.

Третий этап – учитель задаёт только тему, по которой будет проходить беседа, но учащиеся не знают ни ситуацию, ни собеседника. В данном варианте проходит контроль не подготовленной речи.

При обучении диалогу большое значение имеет обучение спонтанному реагированию на реплики партнёра. Естественно, диалог не может звучать вне тематической ситуации. Источником порождения диалогической речи может быть тематическая ситуация, основанная на программе школьного курса, (например, “В магазине”, “Разговор по телефону” и т.п.) или на свободном общении (интервью, дискуссия, диспут).

Примеры

Задание 1. Монологическое высказывание (пример взят из демонстрационного варианта 2007 г.)

Task 1 (3–3,5 minutes)

Give a 2-minute talk on famous people.

Remember to explain:

You will have to talk for 2 minutes. The examiner will listen until you have finished. Then she/he will ask you some questions.

Подготовительные упражнения (к заданию 1)

Exercise 1. Read the card and make notes to complete the table.

name of famous person

 

his/her appearance

 

what he/she is famous for

 

why you like him/her

 

Exercise 2. In pairs, discuss the question below. Use the phrases to help you.

What are the good and bad things about being famous?

1. There are lots of good/bad things about being famous, such as…
2. Famous people usually/often/sometimes…
3. One good/bad thing is that you can/can’t…
4. If you are famous, you can/can’t…
5. If you’re famous, you have to/don’t have to…

HELP! Useful Vocabulary

HELP! What is the price of fame? What are the advantages and disadvantages of being famous?

ADVANTAGES

DISADVANTAGES

Задание 2. Диалог с целью обмена оценочной информацией.

Примерная схема модулированной ситуации

Ученик 1: Введение в ситуацию диалога (на базе задания). What can you suggest?

Ученик 2: Выдвижение предложения 1 + 2 аргумента “за”.

Ученик 1: Реакция. Отказ + 2 аргумента “против”. Выдвижение предложения 2 + 2 аргумента “за”.

Ученик 2: Реакция. Отказ + 2 аргумента “против”. Выдвижение предложения 3 + 2 аргумента “за”.

Ученик 1: Реакция. Отказ + 2 аргумента “против”. Выдвижение предложения 4 + 2 аргумента “за”.

Ученик 2: Реакция. Согласие + 2 подтверждающих аргумента.

Ученик 1: Реакция. Согласие.

Речевые образцы для диалогического высказывания

1. Как инициировать диалог.

2. Выражение просьбы / Реагирование на просьбу.

3. Как внести предложение.

4. Как согласиться или не согласиться с чьим-то предложением.

5. Как отреагировать на чьи-то предложения / реплики.

6. Как сделать выбор.

7. Как высказать мнение.

8. Как прийти к обоюдному согласию

Task 2. Choosing a way of travelling – a 3–4 minute talk (Модулированная ситуация).

You are staying with your friend who lives in the UK. You would like to travel across the country together. Discuss the following options and choose one kind of transport that appeals to both of you: train, ship, bicycle, car.

Remember to:

Help!

 

+

Train

They travel too fast, so we won’t be able to see much. We’ll have to change trains. Some trains aren’t very comfortable and if you sleep on the upper berth, you may be afraid of falling down. Sometimes the neighbours in the compartment are unpleasant and very talkative.

It’s not expensive. You can buy a return ticket and spend the rest of your money on other things. We’ll be able to see much as trains cover very long distances. Trains in the UK are very comfortable. They are always on time. There are no traffic jams.

Ship

A cruise holiday can be too expensive for us. There is usually nothing much to see in the ports. Young people may feel lonely and get bored. You may be sea-sick. You have to follow a strict time-table and are not able to explore places as much as you’d like.

I think it’s the most comfortable and relaxing way of traveling. We’ll be given a chance to see many different sights at each port within a short time. We don’t have to worry about travel arrangements during the trip and we can spend all day sunbathing and swimming. Many ships have swimming pools.

Bicycle

We’ll never be protected from weather (sunny or rainy). It’s very tiring. We can’t take much luggage with us. It’s dangerous as a cyclist can be knocked over. It’s not good for long trips.

It’s a well-balanced combination of rest and exercise. It’s very economical. We’ll be able to stop where we want. It’s environmentally friendly. We are not afraid of traffic jams.

Car

We can get into traffic jams on motorways and that’s very stressful. I always get tired of sitting in a chair for a long time. I get carsick travelling long distances. Petrol is expensive. It’s difficult to find a parking lot.

Travelling by car is safer and more comfortable than walking. We don’t have to look for a seat. We can leave when we want and we can stop when we want, we don’t depend on timetable. We can take more luggage.

Подготовительные упражнения для совершенствования навыков диалогического высказывания

Exercise 1. Как реагировать на реплики?

Отреагируйте на различные высказывания.

1. I’m interested in taking a holiday abroad. Could you tell me what holidays are on offer?
2. I hate packed holidays – too many excursions.
3. It’s too crowded there and we wouldn’t feel comfortable.
4. Well, what do you think about travelling by ship? I think that it would be fun.
5. Well, I still doubt it would be nice to travel by car.
6. Our friends would enjoy the view of these buildings. What do you think of it?
7. It’s dangerous as a cyclist can be knocked over. It’s not good for long trips.
8. Trains in the UK are very comfortable and they are always on time.

Exercise 2. Как выразить согласие / несогласие на просьбу?

Прочитайте следующие предложения и ответьте на них согласием и несогласием.

1. Cooking meals over the fire is great fun.

Agree: / Disagree:

2. Travelling by car is safer and more comfortable than walking.

Agree: /Disagree:

3. Sometimes the neighbours in the compartment are unpleasant and very talkative.

Agree: / Disagree:

4. Travelling by train is more economical than travelling by taxi.

Agree: / Disagree:

5. The best way of spending your holiday is in Spain.

Agree: / Disagree:

Exercise 3. Как внести предложение и как сделать выбор?

Выскажите своё мнение.

You are discussing with your friend where to go in summer. You have some options: Spain, Bulgaria, Canada, England, Scotland, Italy, Egypt, Africa, North Pole, Japan.

Работа в парах. По очереди выдвигайте предложение, делайте выбор, используя фразы:

1. Why don’t we… How about… Do you want to… Do you feel like… Would you like to… Do you think we should… What do you think of… Do you fancy…
2. I…if we should… Maybe the best…would be to… What do you think…? I think the…thing might be to… I’m not…I agree, to be honest… I’m not convinced it’s a good…because…

Exercise 4. Как закончить диалог?

Прочитайте высказывания одного участника разговора и подберите подходящую реплику партнёра.

1. Excuse me, could you tell me where School 45 is?

_______________________________________________________________________________

2. Excuse me, is it possible to buy postcards here?

_______________________________________________________________________________

3. Do you happen to know when the supermarket closes?

_______________________________________________________________________________

4. Could you tell me where I can find a police station?

_______________________________________________________________________________

5. There are two planes to London on Saturday – at 2.30 and 8.00.

_______________________________________________________________________________

6. It’s about 20 minutes by bus and 10 minutes by taxi.

_______________________________________________________________________________

7. We have classes from 9 a.m. to 1 p.m. and some optional classes after lunch.

_______________________________________________________________________________

Exercise 5. Как составить диалог?

Прочитайте эти фразы и составьте короткий диалог.

1. Travelling by…would be a good idea because…
2. One thing we should remember is that…
3. Personally, I suggest…because…
4. One advantage of traveling by…is…
5. In my opinion, the way to…
6. Maybe the best…would be…
7. I think it's not a good idea…because…
8. I wonder…if we should…
9. I'm not convinced it's a good idea…because…
10. Let's think about…

to be continued

By Tatyana Kireeva ,
Gymnasium No. 2, Saint-Petersburg