Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Английский язык»Содержание №22/2008

Подготовка к Кембриджским экзаменам по английскому языку. Лекция 6

Учебный план

№ газеты

Учебный материал

17

Лекция 1. Экзаменационная система Кембриджских сертификатов.

18

Лекция 2. Экзамены для детей 7–12 лет Young Learners Exams.

19

Лекция 3. Материалы по подготовке к экзаменам для детей.

Контрольная работа № 1 (срок выполнения – до 25 ноября 2008 г.)

20

Лекция 4. Подготовка к экзамену Key English Test.

21

Лекция 5. Экзамен Порогового уровня Совета Европы – Preliminary English Test.

22

Лекция 6. Материалы по подготовке к РЕТ.

Контрольная работа № 2 (срок выполнения – до 25 декабря 2008 г.)

23

Лекция 7. Экзамен на Первый сертификат – First Certificate in English.

24

Лекция 8. Материалы по подготовке к Первому сертификату.

 

Итоговая работа (срок выполнения – до 28 февраля 2009 г.)

Материалы по подготовке к PET

Уровень B1 Совета Европы – краткая характеристика требуемых компетенций. Способ измерения готовности учащихся к сдаче экзамена. Подбор учебных материалов. Стратегии подготовки. Примеры упражнений на развитие необходимых знаний и навыков с методическими пояснениями.

Ежегодно более 80 тысяч человек сдают РЕТ в более чем 80 странах мира, поскольку он является свидетельством готовности к продолжению среднего образования за рубежом и даже к работе в тех сферах, где пороговый уровень Совета Европы (В1) считается достаточным. Кроме того, РЕТ является базой для подготовки к Кембриджским экзаменам более высоких уровней, а также во многих странах – основой построения программ обучения и контроля в средней школе.

Целенаправленная подготовка к экзамену РЕТ может начаться лишь после того, как учащиеся достигли уровня Intermediate по основным компетенциям. Как и в случае КЕТ, для ее интенсивной формы достаточно проделать и разобрать задания хотя бы одного сборника тестов (1, 2). В случае необходимости официальной сдачи экзамена в одном из экзаменационных центров Москвы или других городов (см. Лекция №1) можно предварительно проверить степень готовности к нему по тем выпускам сборников, с которыми учащиеся не знакомились на стадии подготовки. Принцип предварительной проверки таков: учащиеся выполняют задания по аудированию и чтению, отобранные учителем на 45 минут урока (для подсчета времени выполнения в сборниках тестов имеется вся необходимая информация), которые затем проверяются по ключам. Правильное выполнение более 65% заданий позволяет надеяться на минимальную положительную оценку; более 75% правильных ответов дают надежду на хорошую оценку; 95% правильных ответов позволяют прогнозировать отличную оценку. В предварительное тестирование можно также включить устную и письменную речь, с принципами оценивания которых можно познакомиться в (2), однако такая диагностика займет больше времени. По результатам предварительного тестирования можно также распределять учащихся по группам, выбирать уровень основного учебника, определять срок регистрации на экзамен, а в дальнейшем измерять прогресс ученика.

Учебник Objective PET (3), который соответствует последней версии экзамена, принятой в 2004 году, позволяет построить программу обучения, рассчитанную на 90-120 часов, причем разброс часов определяется следующими факторами:

Материал всех перечисленных компонентов позволяет Objective PET одновременно выполнять двойную функцию – основного учебника уровня Intermediate и пособия по подготовке к РЕТ. Рассмотрим те примеры, которые относятся к экзаменационной подготовке.

Сложность заданий по чтению свидетельствует не только о возросших коммуникативных компетенциях по сравнению с предыдущим уровнем, но и о более высоком когнитивном развитии учащихся, сдающих РЕТ. Основными видами чтения в зарубежной традиции считаются scanning (reading for detail) и skimming (reading for gist). Scanning (чтение с выборочным извлечением информации) направлено на нахождение в тексте специфической информации, чему в отечественной методике соответствуют два понятия: поисковое и просмотровое чтение. Skimming (чтение с извлечением основной информации) направлено на понимание главного, наиболее существенного содержания текста и соответствует российскому понятию ознакомительного чтения. В РЕТ используются как scanning, так и skimming, поэтому при подготовке важно развивать обе эти стратегии. Желательно при этом, чтобы упражнения были максимально приближены к реальной коммуникативной практике. В приведенном ниже примере доски объявлений первое задание (написание заголовка) направлено на извлечение основной информации. В данном случае это цель объявления, или рубрика, к которой оно относится (Travel, Contacts или Accommodation). Второе задание предполагает поиск конкретной информации и заполнение таблицы. Таблица является удобным средством визуализации множественных фрагментов информации, овладев которым как промежуточным звеном обработки текста, учащиеся научатся выполнять и более сложные задачи. Третье задание развивает воображение, подключая как аргументацию, так и интуицию, в оценке людей, стоящих за тем или иным текстом объявления, что также необходимо для успешного выполнения ряда экзаменационных заданий. Кроме того, третье задание позволяет перейти к устному обсуждению, избегая прямого пересказа. (См. Приложение 1)

Нередко затруднения у российских кандидатов вызывает Reading Part 2 (см. Лекция 5), основой которого является выборочное извлечение информации из двух типов текстов, а формой проверки – поиск соответствий (multiple matching). Для постепенного развития необходимых навыков ниже предлагается последовательность заданий, делящих данный тест на составляющие. В первом задании (pre-reading) необходимо соотнести предметы (в данном случае – содержимое чемоданов) с их хозяевами, изображенными на картинках. Оно не встречается на экзамене, но позволяет подключить интуицию и воображение для последующего чтения описаний тех же персонажей во втором задании и поиска слов, которые помогут более осмысленно найти хозяев багажа. Третье задание содержит описание гостиниц, в которые затем предстоит разместить уже знакомых героев. Однако сначала требуется оценить предлагаемые гостиницы с точки зрения своих собственных предпочтений, чтобы более эмоционально воспринять и следовательно, более эффективно запомнить содержащуюся в текстах информацию. Далее предлагается более внимательно прочесть описание первого персонажа и подчеркнуть в нем то, что поможет найти для него подходящее место отдыха. Для поиска соответствий предлагается использовать табличную форму, где в строках правой колонки перечислены пожелания данного человека, извлеченные из соответствующего текста, а в клетках требуется ставить галочку, если данный отель может удовлетворить указанное пожелание. Наконец, в последующих заданиях необходимо сделать то же самое и для других персонажей, причем в Exam Advice внизу страницы сказано, что подходящим является только тот отель, который может удовлетворить все пожелания отдыхающего. Составителями данного задания уже извлечена из тестов информация о пожеланиях героев, табличная форма помогает учащемуся по количеству галочек определить нужный отель для каждого из них. На экзамене все это кандидату предстоит сделать самостоятельно: он может нарисовать таблицу и использовать ее как черновик или проводить аналогичный поиск соответствий в уме – в любом случае, удобно воспользоваться предложенным алгоритмом поиска. (См. Приложение 2, 3)

При кажущейся легкости Reading Part 1 (интерпретация публичных объявлений и вывесок) кандидаты иногда испытывают затруднения, связанные тем, что эти мини-тексты необходимо мысленно вставить в более широкий контекст (т.е. представить себе, где они могут размещаться) и добавить в них недостающие слова, нередко опускаемые в этом жанре. Правильно интерпретировать призыв, просьбу, запрет или рекомендацию, содержащуюся в объявлениях и вывесках, помогут такие, например, уточняющие вопросы (3). (См. Приложение 4)

Определенную трудность представляет и письменная речь, особенно Writing Part 3 (см. Лекция 5). Если кандидат из двух опций выбирает рассказ, то он не может в полной мере воспользоваться имеющимися в памяти заготовками, поскольку в задании указано или название рассказа, или его первое предложение. Такое задание – типичный пример направляемой письменной речи, т.е. guided writing (см. Лекция 4). Например, если рассказ начинается так: “The bus was late so I decided to walk” (2), то для его продолжения следует задуматься над вопросами: where, when, why, who, what, how, how long/much/many/often, которые помогут нарисовать в воображении определенное событие. Например: Where was I going? When was I waiting for the bus? Why was I going there? Who was I with? What did I do during my walk? How did I feel? How long did it take me? Такие вопросы можно использовать в классе для коллективного сочинения рассказа. Другие примеры первых предложений, на основе которых можно тренироваться в составлении рассказов: When we set out, the sky was blue and the sun was shining / I woke up knowing it was the most important day of my life / I was really surprised when I read the e-mail / It was dark when I entered the house (2, 3). Обмен рассказами и чтение их вслух на занятии будут весьма поучительны.

Тем не менее, на экзамене можно опираться на имеющиеся заготовки, трансформируя их в соответствии с заданием. Приступая к сочинению рассказа, стоит определить для себя, будет ли описываемое событие funny, sad, embarrassing, lucky, mysterious, frightening, happy или каким-то другим, чтобы сохранить единство сюжета, поскольку объем в 100 слов не позволит написать о многом. При работе над рассказом нужно особенно внимательно отнестись к его языковой форме, т.к. творческая фантазия кандидата гораздо меньше интересует экзаменаторов. Вопрос, который должен задавать себе пишущий: понятно ли читателю, что произошло и как это происходило? В передаче рассказа о событии особая роль принадлежит видовременным формам глагола, а также местоимениям и наречиям типа they, their, his, it, there, значение которых обычно кажется более очевидным пишущему, чем читающему. Кроме того, необходимо продемонстрировать достаточный лексический запас и владение разными грамматическими формами, для чего следует избегать повторов, заметив же их при проверке, заменить на синонимы или перефразировать. После перенесения рассказа или письма на ответный лист следует проверить орфографию и пунктуацию, т.к. экзаменаторы уделяют им достаточно большое внимание.

Сделать рассказ (как и письмо) более интересным можно за счет добавления глаголов, прилагательных и наречий, а также соединения коротких простых предложений в сложноподчиненные. Вариант 1: I went into town to buy a CD. There was a man outside the shop. He was worried. He had a piece of paper. He asked my name. I told him. He smiled. He gave me a prize. Вариант 2: Yesterday, I went into town to buy a CD. A tall man with a long white beard was standing outside the shop. He seemed rather worried and he was looking nervously at a piece of paper. When he saw me, he asked, ‘What’s your name?’ Although I didn’t know him, I told him my name. Suddenly he smiled. ‘You’ve won a prize!’ he announced, and gave me a large brown envelope with my name on it (3). Аналогичные задания можно использовать и для улучшения отрывков, написанных самими учащимися.

Для достижения большей выразительности как письменной, так и устной речи, важно расширять арсенал прилагательных. В одном из упражнений предлагается таблица из шести базовых прилагательных: good, bad, big, small, unusual, famous, которую необходимо обогатить за счет прилагательных, вписываемых в соответствующие столбцы: awful, enjoyable, enormous, excellent, exciting, extraordinary, extravagant, fantastic, great, hopeless, huge, immense, odd, strange, terrible, tiny, unexpected, useless, well-known, wonderful. При желании учитель может продолжить этот список, поскольку смысл задания не в том, чтобы заменить выразительные прилагательные шестью маловыразительными, а напротив, сделать речь красочной и разнообразной. Мерой в этом вопросе является языковая норма, т.е. не рекомендуются модные молодежные словечки, относящиеся к сленгу, даже если требуется написать письмо другу или рассказ о необычном событии. После заполнения таблицы учащиеся должны использовать некоторые из прилагательных для замены подчеркнутых слов в следующем отрывке: It took me a long time to get out of the hall because there was such a big crowd. We saw a famous actor and his girlfriend. She was wearing unusual clothes. She looks good, but my brother says she is a bad actress. We had a good evening (3).

В приведенном ниже задании сочинение шести рассказов облегчается наличием у каждого из них начала и конца, однако предлагаемое сочетание индивидуальной работы и коллективного обсуждения в классе является живым и взаимно-обогащающим (3). (См. Приложение 5)

Для успешного выполнения устной части экзамена необходимо уметь адекватно и лингвистически правильно отвечать на вопросы, описывать картинку, высказывать свое мнение в диалоге с партнером и пытаться придти с ним к общему решению по конкретному вопросу (см. Лекция 5). Частыми темами бывают дружба, семья, учеба, досуг. Некоторые кандидаты быстро реагируют на любую тему, обнаруживая психологическую готовность как к монологической, так и к диалогической речи. Другие не сразу начинают говорить даже на знакомую тему из-за недостаточного владения спонтанной ситуативной речью. Очень важно создавать в классе ситуации такого общения на разнообразные «подростковые» темы. Например, What is a good friend? How do you choose your friends? Look at the following list and say which of these features are important to you: be honest / fun to be with / like the same music as me / be like my other friends / live near me / have lots of money / share my sense of humour / be kind when I’m unhappy / support the same football team as me / like doing the same things as me. Compare your answers in a group. What did most people in your group put first, second and third? What would you like to add to the list? Look at the people in the photographs and say which person you would like to make friends with and why (3).

Speaking Part 2 предполагает выбор варианта из нескольких (подарок для кого-то, музей для школьной экскурсии, маршрут летней поездки или турпохода и т.п.) и попытку придти к общему решению с партнером по общению. Необходимо за 2-3 минуты успеть обсудить все 6-8 вариантов, предлагаемых картинкой. Для коммуникативной естественности такого диалога необходимо владение репликами типа Shall I start? / You go first / What about this one? / Do you think we should…? / Why don’t we…? / What do you think? / I don’t think this plan is good, do you? / Let’s have a look at some other ideas / What have we decided? / What have we chosen? / Let’s go for… / OK, we’ve decided…, etc.

Слушая партнера в Speaking Part 2 и 4 (диалог), учащийся должен использовать короткие реплики, выражающие согласие (That’s true / I agree / You are right / I think so too / That’s a good idea / That’s interesting) или сомнение (Really? / I am not sure about that / I don’t think I agree / I don’t think so / Yes, but …), которые позволяют не только поддерживать беседу, но и в случае необходимости вежливо перехватить инициативу, чтобы добавить свое соображение или возразить партнеру.

При описании фотографий в Speaking Part 3 (монолог) желательно пользоваться модальными глаголами и другими способами выражения размышления или сомнения (I’m not sure / Perhaps, it is / She couldn’t be / They must be / It might be / Let me think / Probably / Maybe / He seems to.. / They look + adj, etc.) поскольку они звучат естественнее, чем затянувшаяся пауза или слишком категоричное высказывание.

При подготовке к аудированию большое внимание уделяется работе над лексикой и навыкам перефразирования, особенно к Listening Part 4, где необходимо понять мнение, отношение или чувство говорящего и оценить словами Yes/No предложения типа Charlotte wants to study Spanish because she thinks Spanish grammar is easy / Charlotte’s father is sorry he can’t speak Chinese / Jason is surprised to see Dina near his work / Jason respects Jessica’s attitude to work, etc. Мнения и чувства выражаются в аудиозаписи иными средствами, нежели в задании теста. Именно поэтому необходимо расширять ассортимент как прилагательных (anxious, astonished, cheerful, cross, embarrassed, grateful, unsure, etc.), так и глаголов (approve of, disagree, doubt, dislike, intend, prefer, etc.), позволяющих понять и выразить отношение к кому-либо или чему-либо как в рецептивных, так и в продуктивных видах речевой деятельности.

При необходимости общей подготовки на уровне Intermediate можно рекомендовать третий уровень курса English in Mind (4), после которого можно смело приступать к целенаправленной подготовке к РЕТ.

Контрольные вопросы:

1. Изложите принципы диагностического тестирования степени подготовленности учащихся к сдаче РЕТ.

2. От чего зависит варьирование часов на предлагаемый в лекции курс подготовки к РЕТ?

3. Сравните два основных вида чтения и приведите примеры заданий.

4. Какова стратегия подготовки к Reading Part 2?

5. Какие навыки необходимы для написания рассказа в Writing Part 3 и с помощью каких заданий их можно развивать?

6. В чем состоят особенности подготовки к устной части экзамена?

Ссылки на литературу:

1. Cambridge Preliminary English Test. Cambridge University Press. № 2–5.

2. Preliminary English Test Extra. Cambridge University Press, 2006.

3. Louise Hashemi, Barbara Thomas. Objective PET. Cambridge University Press, 2003.

4. Herbert Puchta, Jeff Stranks. English in Mind. Cambridge University Press, 2005.

Приложение 1

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 5

Людмила Михайловна Городецкая ,
к.филологич.н., доктор культурологии, доцент факультета иностранных языков и регионоведения МГУ им. М.В.Ломоносова ;
Галина Васильевна Гуляева ,
ст. преподаватель кафедры теории и практики перевода института филологии и истории РГГУ