Подготовка к Кембриджским экзаменам по английскому языку. Лекция 1
Городецкая Людмила Александровна – кандидат филологических наук, доктор культурологии, доцент факультета иностранных языков и регионоведения МГУ им. М.В.Ломоносова, консультант Издательства Кембриджского университета. Имеет многочисленные публикации по вопросам преподавания английского и межкультурной коммуникации. Проводит семинары и мастер-классы для преподавателей и методистов.
Гуляева Галина Васильевна – старший преподаватель кафедры теории и практики перевода института филологии и истории РГГУ, экзаменатор ESOL (English for Speakers of Other Languages) Кембриджского университета. Готовит студентов и преподавателей к сдаче Кембриджских экзаменов. Читала лекции по методике подготовки к Кембриджским экзаменам и работала в качестве экзаменатора в различных регионах России.
Концепция
Кембриджские экзамены представляют собой независимую систему оценки знаний, навыков и умений по английскому языку, которая разрабатывается и совершенствуется в Великобритании без малого сто лет.
В предлагаемом курсе лекций представлено описание структуры и форматов Кембриджских экзаменов, требований к языковым знаниям и речевым навыкам на каждом уровне, типичных трудностей, испытываемых учащимися во всех видах речевой деятельности при подготовке и сдаче экзаменов, а также упражнений, нацеленных на преодоление этих трудностей. В курсе приводится много примеров как экзаменационных заданий с ответами, так и упражнений с методическими пояснениями из опубликованных материалов Издательства Кембриджского университета.
Поскольку Кембриджские экзамены, рассматриваемые в данном курсе лекций, охватывают возрастные группы от 7 до 16 лет и уровни от Elementary до Upper-intermediate, предлагаемый курс предназначен для школьных учителей английского языка, работающих в классах со второго по одиннадцатый.
Учебный план
№ газеты |
Учебный материал |
17 |
Лекция 1. Экзаменационная система Кембриджских сертификатов. |
18 |
Лекция 2. Экзамены для детей 7–12 лет Young Learners Exams. |
19 |
Лекция 3. Материалы по подготовке к экзаменам для детей. Контрольная работа № 1 (срок выполнения – до 25 ноября 2008 г.) |
20 |
Лекция 4. Подготовка к экзамену Key English Test. |
21 |
Лекция 5. Экзамен Порогового уровня Совета Европы – Preliminary English Test. |
22 |
Лекция 6. Материалы по подготовке к РЕТ. Контрольная работа № 2 (срок выполнения – до 25 декабря 2008 г.) |
23 |
Лекция 7. Экзамен на Первый сертификат – First Certificate in English. |
24 |
Лекция 8. Материалы по подготовке к Первому сертификату. |
Итоговая работа (срок выполнения – до 28 февраля 2009 г.) |
Экзаменационная система Кембриджских сертификатов
История разработки языковых экзаменов в Кембриджском университете. Европейские стандарты в области иностранных языков и их связь с Кембриджскими экзаменами. Уровни, форматы, структура экзаменов.
Кембриджские экзамены представляют собой независимую систему оценки знаний, навыков и умений по английскому языку, которая разрабатывается и совершенствуется в Великобритании без малого сто лет. Первый экзамен по английскому языку как иностранному был введен в Кембридже в 1913 году. В его основу был положен длительный опыт разработки и проведения экзаменов по широкому кругу научных дисциплин, для чего еще в 1858 в Кембриджском университете был создан Экзаменационный синдикат – UCLES (University of Cambridge Local Examinations Syndicate). У студентов Кембриджа были свои экзамены, поэтому первоначально целью создания Синдиката было проведение экзаменов для инспектирования средних школ и для проверки знаний тех, кто не учился в Кембриджском университете. Через несколько лет, в 1863 году, Кембриджский синдикат начал проводить экзамены и за рубежом. В настоящее время он ежегодно проводит в 150 странах мира около 8 миллионов экзаменов, которые пользуются неизменным уважением специалистов и поддержкой учебных заведений считается объективной, качественной научно-обоснованной система измерения уровня подготовки учащихся. Для ее бесперебойного функционирования и дальнейшего развития используются 1300 постоянных сотрудников UCLES и более 20 тысяч подготовленных экзаменаторов, работающих в различных учебных заведениях и научных центрах Великобритании и других стран. За всем этим пристально следит один из старейших университетов мира, репутация которого требует тщательности в создании каждого теста и объективной обработки результатов. Важно и то, что Кембриджские экзамены постоянно совершенствуются на основе научных исследований в области психометрии и тестологии, результаты этих исследований регулярно публикуются и используются специалистами других стран при создании более совершенных измерительных инструментов для национальных систем образования и подготовки профессиональных кадров. В рамках сотрудничества около 30 тысяч человек ежегодно участвуют в международных обсуждениях, в том числе, интернет-конференциях по вопросам измерения знаний.
Экзамены по английскому языку как иностранному выделены в отдельную группу, разрабатываемую Экзаменационным Советом Кембриджского университета – Cambridge ESOL (English to Speakers of Other Languages). Ежегодно полтора миллиона человек в мире сдают какой-либо из Кембриджских языковых экзаменов. В случае успешной сдачи они получают сертификат, не имеющий срока давности, т.е. действительный всю жизнь, как университетский диплом, и официально признанный тысячами учебных заведений и работодателей.
Последнее не означает, что можно предъявить Кембриджский сертификат, не сдавая вступительных экзаменов в российские вузы, однако во многих странах для поступления на учебные программы требуется Кембриджский сертификат определенного уровня. Сертификат Cambridge ESOL нужен для того, чтобы поступить в университет или колледж, иметь перспективу карьерного роста, объективно оценить свои знания по английскому языку. Практически каждый университет в Великобритании, а также многие университеты в США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и многих других странах, причем не только англоязычных, принимают экзамены Cambridge ESOL как свидетельство того, что абитуриент обладает достаточным уровнем языковой подготовки для обучения на курсе, который преподается на английском языке. В странах Европы Кембриджские сертификаты используются в государственном секторе среднего и высшего образования и являются основой для разработки национальных квалификационных экзаменов. При поступлении на работу во многие организации не только за рубежом, но и в России, такой сертификат является неоспоримым преимуществом потенциального сотрудника. Множество молодых людей в нашей стране сдают эти экзамены, чтобы в дальнейшем продемонстрировать предполагаемым работодателям, что они владеют языком на уровне, необходимом для получения искомой должности. Работодатели используют сертификаты Cambridge ESOL при наборе персонала, а также в рамках программ повышения квалификации сотрудников.
Безусловно, есть профессии, для которых особенно важно иметь международный документ, подтверждающий квалификацию. Например, наличие Кембриджского сертификата у учителей английского языка является весомым доказательством не только владения языком, но и знакомства с основными формами языкового тестирования.
Объединительные процессы, происходившие в последние десятилетия в Европе, привели к тому, что многочисленные языковые тестирующие организации Европы объединились в ассоциацию – ALTE (the Association of Language Testers in Europe), организации-члены которой существуют в 28 странах. Одним из основателей Европейской ассоциации стал Экзаменационный Совет Кембриджского университета – Cambridge ESOL. В результате совместной работы и были выработаны языковые стандарты Совета Европы, изданные под названием “Common European Framework of Reference for Languages”, которые служат не только единой шкалой для измерений, но и необходимой основой для разработки учебных программ, многоуровневых учебных комплексов и экзаменационных материалов в странах Европы.
Россия, хотя и не обязана следовать европейским стандартам в своих школьных программах, опирается на те же описания компетенций в разработке заданий Единого государственного экзамена по иностранным языкам. Уровни, на стыке которых находится ЕГЭ, определяются как В1 и В2, что соответствует экзаменам PET и FCE в традициях системы Кембриджских Сертификатов. Кроме того, многие российские вузы, особенно языковые, берут те же уровни за основу при составлении программ: начиная с уровня В2 на первом курсе, они стремятся поднять его до экспертного уровня С2 к концу 3-го курса. Языковые курсы и центры дополнительного образования, действующие сегодня повсюду в нашей стране, тоже нуждаются в единой системе требований, а их преподаватели – в дополнительной и общепризнанной квалификации, которую дают успешно сданные ими Кембриджские Сертификаты.
Уровни Совета Европы А1, А2, В1, В2, С1, С2 и их соответствие Кембриджским экзаменам можно представить в следующей таблице:
Уровни Совета Европы |
Условные названия уровней |
Сокращенные названия Кембриджских экзаменов |
Полные названия Кембриджских экзаменов |
A1 |
Breakthrough |
YLE |
Young Learners Exams (Starters / Movers) |
A2 |
Waystage |
YLE / KET |
Young Learners Exams (Flyers) / Key English Test |
B1 |
Threshold |
PET |
Preliminary English Test |
B2 |
Vantage |
FCE |
First Certificate in English |
C1 |
Effective Proficiency |
CAE |
Certificate in Advanced English |
C2 |
Mastery |
CPE |
Certificate of Proficiency in English |
Young Learners Exams (Young Learners English Tests) – Кембриджский экзамен по английскому языку для детей, в котором могут участвовать учащиеся от 7 до 12 лет. Этот экзамен, представленный тремя уровнями (Starters, Movers, Flyers), проверяет чтение и письмо (вместе), аудирование и устную речь. Хороший результат уровня Movers соответствует уровню A1 европейской шкалы. Наиболее высокий уровень Flyers соответствует уровню A2 и с точки зрения языковых знаний и навыков находится на том же уровне, что и экзамен для более старших детей и подростков – Key English Test (KET).
Key English Test (KET) – Кембриджский экзамен второго уровня сложности А2, свидетельствующий о наличии элементарных знаний для повседневного письменного и устного общения на английском языке. На данном уровне кандидат должен понимать фразы и выражения, которые относятся к его повседневной жизни, уметь объясниться в обыденных ситуациях, использовать простые слова, чтобы описать свое происхождение, образование, окружение и другие вопросы. Посредством экзамена KET проверяются следующие аспекты: чтение и письмо (вместе), аудирование и устная речь.
Preliminary English Test (PET) – это экзамен уровня В1, который также называется Пороговым уровнем Совета Европы. Он предназначен для тех людей, у которых владение английским языком отвечает простым практическим задачам, включая работу, учебу и повседневное общение. На данном уровне кандидат должен понимать главное в разговоре на знакомые темы, такие как работа, школа, хобби, и т.д., чувствовать себя уверенно во время путешествий, уметь рассказывать о произошедших событиях или своих планах. Экзамен РET оценивает следующие аспекты: чтение, аудирование, письменную и устную речь.
First Certificate in English (FCE) представляет собой Кембриджский экзамен уровня В2. Он проверяет соответствие уровня владения английским языком требованиям повседневного и делового общения, включающего работу и обучение. Для его успешной сдачи необходимо иметь достаточно богатый словарный запас, уметь выстраивать аргументацию на английском языке и использовать правильный стиль общения в зависимости от ситуации. Кандидат должен понимать основную идею текста и его фактическое содержание, принимать активную роль в дискуссиях на знакомые темы, свободно изъясняться с носителем языка, обсуждать международные новости. На экзамене FCE оцениваются следующие аспекты: чтение, аудирование, письменная и устная речь, а также владение лексикой и грамматикой.
Certificate in Advanced English (CAE) – это Кембриджский экзамен уровня С1. На этом уровне кандидат должен понимать лингвистически более сложные тексты различной тематики, причем не только их фактическое содержание, но и подразумеваемые смыслы (например, отношение говорящего или пишущего к предмету обсуждения или адресату сообщения), выражаться с легкостью и спонтанно, гибко и эффективно использовать языковые ресурсы в социальном, деловом, учебном или академическом контекстах. Экзамен CАE оценивает следующие аспекты: чтение, аудирование, письменную и устную речь, а также владение лексикой и грамматикой.
Certificate of Proficiency in English (CPE) – это Кембриджский экзамен высшего уровня сложности С2. Кандидаты должны обладать уровнем владения языком, близким к уровню образованного носителя языка. Этот уровень предполагает, что кандидат читает и слышит без усилия, может резюмировать информацию из различных устных и письменных источников, изъясняется свободно и точно, может отстаивать свое мнение во время дискуссий на сложные темы, используя различные стилистические средства.
Процедура сдачи большинства Кембриджских экзаменов занимает 5-6 часов напряженной экзаменационной работы, которую трудно выдержать без хорошей подготовки, предусматривающей развитость требуемого уровня компетенций и знакомство с форматами заданий. Основные экзамены проводятся несколько раз в году, причем письменная часть – в один и тот же день во всем мире. Для Первого Сертификата это март, июнь и декабрь. Для двух верхних уровней CAE и CPE – июнь и декабрь. Экзамены нижних уровней KET и PET проводятся в марте, июне и ноябре.
Многообразие типов заданий – еще одна отличительная черта Кембриджских экзаменов. Кроме выбора правильного ответа из нескольких вариантов, есть и так называемые «открытые вопросы», где ответы пишутся на ответных листах в виде слов и словосочетаний. Это труднее, зато и вариантов, считающихся правильными, как правило, имеется несколько. Все части экзаменов могут содержать задания, непривычные для российского учащегося. Например, найти ошибку в напечатанном тексте – типичнейшее задание, продиктованное необходимостью обучать редактированию и корректированию собственного письменного текста, противоречит отечественной методической установке на недопустимость печатания заведомой ошибки, поскольку она может запомниться (кстати, в новой версии FCE, вступающей в силу в декабре 2008 г., этого задания на редактирование текста уже нет). Перефразирование разного рода тоже не всегда привычно, а оно в сущности и является основой эффективного общения: когда Вас не понимают, не надо повторять громко то же самое, гораздо полезнее попытаться выразить свою мысль иначе. В пропуски внутри предложений наши школьники и студенты привыкли вставлять разные грамматические формы, находя какие-то подсказки в самом предложении. Когда пропущены целые отрывки текста, чтобы их восстановить, надо понять логические связи в тексте.
Кембриджские экзамены проводятся традиционным способом, без компьютера, и кандидату требуется только карандаш и ластик, чтобы писать ответы или закрашивать прямоугольники предлагаемых вариантов ответов. Speaking – устная часть Кембриджских экзаменов, которая проводится в форме интервью. В ней используется большое количество зрительных опор – фотографий, о содержании которых необходимо высказать свое мнение в разговоре с партнером – таким же экзаменуемым. Разговоры двух экзаменуемых между собой – отличительная черта устной части Кембриджских Сертификатов. Трудность состоит в том, что кому-то из кандидатов может достаться неразговорчивый или слишком разговорчивый партнер. В любом случае необходимо проявить интерактивные навыки, то есть умение вежливо перебить или, наоборот, вовлечь партнера в беседу, пояснить свою мысль или уточнить мнение собеседника. Темы сами по себе вполне обычные: образование и профессии, еда и жилище, спорт и путешествия. Многим российским школьникам они известны в форме «топиков» – выученных наизусть текстов на различные темы. Беда лишь в том, что как в реальной жизни, так и на международном экзамене, бойкий заученный монолог произведет лишь обратное впечатление – экзаменаторами будет сделан вывод, что человек не умеет общаться, воспроизводит заученное, не слышит собеседника.
В основе нередких еще отличий нашей языковой подготовки от международных требований – значительное несовпадение того, что принято считать знанием иностранного языка у нас и за рубежом. Мы в большей степени привыкли опираться на грамматико-переводные методы, т.е. учить читать, переводить и разбирать грамматические формы, в отличие от наших европейских коллег, уделяющих меньше внимания данным аспектам. Оба подхода в своих крайних выражениях малоэффективны. Среднеевропейский школьник, который не знает грамматической терминологии, не понимает системных отличий иностранного языка от родного, мало читает, в большей степени склонен к так называемому «клиповому» мышлению. При этом он может более эффективно, чем его российский ровесник, использовать небольшой запас активной лексики и разговорных форм для адекватного повседневного общения. В нашей стране из-за отсутствия возможности реального общения в течение многих десятилетий коммуникативная компетенция не была в должной мере востребована. В результате российский учащийся всегда был более осведомлен в терминологии, знал грамматические правила, т.е. подготовлен теоретически. Он знал, чем герундий отличается от инфинитива, что такое сослагательное наклонение и какие бывают формы условных предложений. Их ровесники в самих англоязычных странах, для которых английский язык является первым, родным и зачастую единственным, не могли бы состязаться с нашими по знанию грамматических терминов. Однако когда жизнь заставляет пользоваться английским языком в режиме реального общения, мы нередко уступаем не только итальянцам или финнам, но даже представителям стран Азии и Африки, подчас говорящим с сильным акцентом, но умеющим объясниться, то есть не только задать вопрос, но и понять ответ.
Некоторые российские участники экзаменов испытывают трудности в написании сочинений, поскольку развитию продуктивных навыков письменной речи уделяется внимание далеко не во всяком учебном заведении. Нередко выпускники не только школ, но и университетов, не могут убедительно и грамотно написать проект, статью или отчет не только на иностранном, но и на родном языке, что контрастирует с их достаточно высоким уровнем языковой грамотности. Сравнительно большая, чем у россиян, развитость навыков письменной речи связана с письменным характером большинства экзаменов по различным школьным предметам в ряде стран, в то время как в России традиционно применялись устные экзамены по многим предметам. Письменный экзамен, основанный на написании эссе по каждому предмету школьного цикла, развивает умение логически мыслить и убедительно обосновывать свою точку зрения. Отсюда весьма жесткие требования к структуре сочинения на международных языковых экзаменах: наличие вступления, основной части и заключения, четкое деление на абзацы, посвященные отдельным аспектам рассматриваемой проблемы, следование теме, наличие аргументов и примеров в поддержку своей точки зрения, связность переходов внутри и между абзацами, грамматическая и орфографическая грамотность. Всему этому можно научиться в процессе подготовки к Кембриджским Сертификатам, которая полезна не только для овладения иностранным языком, но и помогает усовершенствовать свои навыки владения родным языком в его устной и письменной форме.
Все указанные основные Кембриджские экзамены, а также целый ряд специальных: по деловому английскому (Business English Certificates трех уровней), юридическому английскому (ILEC) и для учителей английского языка (The Teaching Knowledge Test), принимаются в уполномоченных центрах, которых в мире существует более 1300 в 135 странах. При этом все письменные экзаменационные работы отправляются на проверку непосредственно в Кембридж. Оценки за устную речь выставляют сертифицированные экзаменаторы – как носители языка, так и местные опытные преподаватели, прошедшие необходимую подготовку и обучение. Сертификаты выдаются только тем кандидатам, кто успешно сдал экзамен. Однако все кандидаты, вне зависимости от заработанных баллов, получают сведения о своих результатах. Бланки результатов содержат общую оценку, а также шкалу соотношения результатов в отдельных частях экзамена. Результаты представлены подробно, из них можно увидеть, какая часть экзамена выполнена успешнее, а над чем надо еще поработать. Например, в результатах может быть указано, что хорошо сдан устный тест, но в чтении наблюдаются более слабые результаты.
В России с 2008 года функции по приему Кембриджских экзаменов, которые ранее выполнял Британский Совет, переданы нескольким независимым центрам. В настоящее время таких центров в России пятнадцать, из них пять – в Москве, в следующих организациях: BKC International House, EF English First, IPT (International Professional Training), Language Link, Moscow Institute of Open Education. Десять центров открыты в регионах Российской Федерации: Lingua Centre (Мурманск), J&S Company Ltd. (Омск), Bookhouse Ltd. (Санкт-Петербург), Educational Centre “TRITEC” (Саратов), Language Schools Network Evroshkola (Тюмень), Centre of Education and Culture (Петрозаводск), English Lab (Екатеринбург), Centre Prestige (Нижний Новгород), Masterclass (Нижний Новгород), Language Assistant Ltd. (Нижний Новгород). Информацию о них можно найти на русской странице Cambridge ESOL www.cambridgeesol.org/russian.
По словам представителя Cambridge ESOL в России Юлии Скугаровой, Кембриджские экзаменационные центры в разных странах мира бывают открытого и закрытого типа. Закрытые центры могут проводить экзамены только для студентов, которые обучались в учебном заведении, на базе которого создан центр, но кандидатов извне такие центры экзаменовать не могут. В центрах открытого типа, к которым относятся все центры, авторизованные на настоящий момент в России, могут сдать экзамены абсолютно все кандидаты независимо от того, посещали они подготовительные курсы или нет. Набор экзаменов, которые каждый центр имеет право проводить, может быть разным, поэтому, выбирая центр, следует в первую очередь уточнить, принимается ли там требуемый экзамен. Процесс авторизации новых центров в нашей стране еще не завершен, поэтому в ближайшее время можно ожидать открытия еще нескольких центров.
Важной чертой Кембриджских экзаменов является принципиальная обновляемость их форматов. Пересмотр экзаменов является медленным эволюционным процессом, способствующим совершенствованию системы. Этот процесс связан с общим развитием методики языкового тестирования, а также с необходимостью пересмотра состава и продолжительности отдельных заданий. С декабря 2008 г. меняются форматы FCE и CAE, при этом продолжительность этих экзаменов уменьшается примерно на один час.
Важным элементом Кембриджской экзаменационной системы является поддержание компьютерной базы данных по всем экзаменам, в которой фиксируются и обрабатываются результаты по всем разделам сданных экзаменов. Эта база данных – Cambridge Learner Corpus – разработана совместно Кембриджским Экзаменационным Советом и Издательством Кембриджского университета и включает более 60 тысяч реальных экзаменационных работ, выполненных во всех странах мира. Ошибки в работах помечаются специальным образом в соответствии с особой системой кодирования ошибок, благодаря которой можно видеть, какие слова, грамматические формы и типы заданий вызывают наибольшие трудности на том или ином экзаменационном уровне. Эти сведения используются при составлении учебных пособий и словарей.
Спонсор публикации статьи: школа английского языка Speak Up, работающая по методике, разработанной международной командой специалистов Лондонского Лингафонного института. Эта инновационная методика обучения, основанная на максимальном погружении учащихся в языковую среду, признана одной из наиболее эффективных на сегодняшний день. Современные инновационные технологии изучения языка, применяемые преподавателями школы, позволяют студентам уже с самых первых занятий читать, писать и говорить на английском. Чтобы начать обучение английскому в школе Speak Up, необходимо предварительно пройти тестирование на определение уровня владения языком, записаться на которое можно как по телефону, так и подав on-line заявку. На основе результатов теста консультанты школы подберут наиболее оптимальную для Вас программу обучения и рассчитают ее стоимость. Кроме того, на сайте по адресу: http://spk-up.ru/ можно записаться на бесплатное демо-занятие.
Контрольные вопросы:
1. Что такое Cambridge ESOL и в чем его отличие от UCLES?
2. Какие преимущества дает выпускнику российской школы успешная сдача Кембриджских Сертификатов?
3. Где можно сдать Кембриджские экзамены?
4. Какие особенности устной части Кембриджских экзаменов – Speaking – нередко вызывают затруднения у российских кандидатов?
5. Какими навыками письменной речи необходимо овладеть для успешной сдачи заданий по Writing?
6. Форматы каких экзаменов меняются в 2008 году и когда это должно произойти?
7. Что такое Cambridge Learner Corpus и как он используется при разработке материалов по подготовке к Кембриджским экзаменам?