Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Английский язык»Содержание №13/2008

Технология развития критического мышления – методы и приёмы стадии вызова

Разнообразие современных педагогических технологий не только пробуждает творческую мысль педагога, но и ставит его перед проблемой выбора: применять или не применять ту или иную технологию на практике. Учителя по-разному воспринимают новое: одни скептически полагают, что реализовать инновационные идеи в рамках классно-урочной системы достаточно трудно, другие сразу хотят попробовать в своей практике новый подход. И здесь, на наш взгляд, актуально подойти к выбору технологии с точки зрения её продуктивности и “оснащенности” средствами достижения поставленных образовательных целей. То есть важно перенести акцент с вопроса “ЧТО делать?” на проблему “КАК сделать?”, чтобы потом не искать ответа на традиционно российское “Кто виноват?”
Эффективность образовательной технологии маловероятна при отсутствии педагогической техники и взаимодействия учителя и ученика, проявляющегося в предъявлении и принятии учебных задач и заданий. Технология развития критического мышления через чтение и письмо (сокращенно – РКМЧП или КМ) выделяется среди инновационных педагогических идей удачным сочетанием проблемности и продуктивности обучения с технологичностью урока, эффективными методами и приёмами. Именно поэтому мы сделали свой педагогический выбор в пользу стратегии обучения английскому языку с использованием технологии КМ.
Как совместить авторскую концепцию УМК с педагогической инновацией? Как сделать так, чтобы замысел авторов учебника не стал “подводным рифом” для творческого “корабля” учителя, а учитель, в свою очередь, не нарушил строение учебника? Признаемся, что мы проанализировали ряд современных учебников английского языка, рассматривая их с точки зрения технологии развития критического мышления. К нашему учительскому счастью, авторы современных УМК все больше внимания уделяют развитию КМ, методам работы с информационным и художественным текстом. В качестве удачных примеров можно привести УМК для старшей школы New Millennium, авторы О. Гроза и др., учебники для среднего звена УМК Happy English.ru, авторы К. Кауфман и М. Кауфман, Enjoy English авторы М. Биболетова и др.
Следует заметить, что одно из основных положений технологии РКМЧП – следование трём фазам или стадиям: Evocation – Realization of Meaning – Reflection. В русском переводе эти стадии получили названия: Вызов – Осмысление новой информации (Смысловая стадия) – Рефлексия (Размышление). Технология развития критического мышления предлагает определённые методы, приёмы и стратегии, объединяющие процесс обучения по видам учебной деятельности в пошаговой реализации каждой стадии занятия. Существуют конкретные приёмы и стратегии работы на этапе вызова (Evocation), на этапе осмысления (Realization of Meaning) и на этапе рефлексии (Reflection). Учитель, работающий в рамках технологии КМ, должен хорошо осознавать, что продуктивной его работа будет в случае, если правильно выбран:
– информативный материал, способствующий развитию КМ;
– метод (отдельный приём, стратегия) занятия.
Итак, какой же должна быть информация, способствующая развитию критического мышления? Известно, что хорошо усваивается та информация, которая актуальна. Однако мы, учителя, не всегда имеем представление о том, что думают наши ученики по поводу “актуальности” учебного материала и какие цели они ставят перед собой на уроке. Вот почему в данной статье мы хотим сделать акцент именно на начальной стадии урока – стадии вызова (Evocation). Задача учителя, реализующего принципы КМ, стимулировать интерес к новому знанию через “извлечение” уже известного по теме и выяснить появившиеся вопросы. Возникшие вопросы вызывают потребность в новых знаниях. Этап вызова подготавливает, настраивает на ту информацию и на тот процесс, которые будут раскрываться на следующих этапах занятия. Эта стадия урока хорошо знакома учителям, которые работают по технологии проблемного обучения. В классической педагогике её называют созданием мотива к обучению, который способствует появлению или усилению как внешней, так и внутренней мотивации в познании нового материала. По существу, ученики на данном этапе сами для себя формулируют цель: для чего я буду изучать новую тему, что именно мне нужно узнать, чтобы ответить на собственный вопрос.
Возникновение собственных целей и мотивов для изучения нового является основным стимулом для развития творческого и критического мышления.
Задачи стадии вызова:
– актуализация имеющихся знаний;
– пробуждение интереса к получению новой информации;
– постановка учеником собственных целей обучения на данном уроке и по данной теме.

Функции стадии вызова:
– мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к постановке и способам реализации цели);
– информационная (вызов на “поверхность” имеющихся знаний по теме);
– коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями).

Подчеркнем важность данной стадии: все этапы урока не только взаимосвязаны, но и взаимозависимы, а, как известно, хорошее начало – половина дела.
Система приёмов организации стадии вызова включает в себя как способы организации индивидуальной работы, так и её сочетание с парной и групповой работой. Алгоритм построения стадии вызова в его деятельностном аспекте можно представить в виде следующей таблицы:

Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Методы и приёмы
Направлена на актуализацию уже имеющихся у обучающихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе.
Ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы.
Инвентаризация – составление списка известной информации;
Рассказ-предположение по ключевым словам;
Верные и неверные утверждения;
Перепутанные логические цепочки;
Парная “мозговая атака”, “мозговой штурм”;
“Толстые и тонкие” вопросы;
Графическая систематизация материала (кластеры, таблицы).

Необходимо заметить, что в выборе приёмов для урока должны соблюдаться определенная последовательность и логика. Например, если на этапе вызова применялись “ключевые термины” или “перепутанные логические цепочки”, то на этапе рефлексии целесообразно вернуться к выполненным до чтения текста заданиями предложить учащимся повторно выстроить предложенные события или понятия в хронологической или причинно-следственной последовательности. На своем опыте мы убедились, что, в большинстве своем, данные приёмы просты в подготовке и реализации.
Работая по технологии развития критического мышления в течение нескольких лет, мы накопили определенный “багаж” приёмов педагогической техники: что-то узнали из методической литературы, “подсмотрели” у коллег, модернизировали, скомбинировали или просто изобрели, как велосипед. Разумеется, не все приёмы могут быть использованы в повседневной работе, но, вооружившись даже несколькими из них, превратив их в “изюминки” и “жемчужинки” урока, учитель может повысить результативность учебного процесса, его эмоционально-мотивационный уровень.
В качестве примера предлагаем вашему вниманию подборку приёмов (УМК М.З. Биболетовой и др. Enjoy English-3 Unit 3 “Learning More About Each Other”). Применяемые стратегии: инвентаризация, графическая систематизация материала (ранжирование), “мозговая атака”, “толстые и тонкие вопросы”. Учебная цель – систематизировать лексические навыки через аудирование, говорение, письмо. Коммуникативная цель – обмен мнениями о том, каким должен быть настоящий друг, какой должна быть идеальная семья, какие качества в людях наиболее ценны и т.д.

Values Ladder

Описание приёма.
Шаг 1. Учитель просит учащихся нарисовать на листке бумаги “лесенку” из 9 ступенек. Нижняя ступень символизирует самую слабую эмоциональную реакцию (положительную или отрицательную), верхняя ступень – самую сильную. Варианты заданий:
Say what kinds of people you like / you don’t like. Explain why.
Describe the kind of person you‘d like to make friends with. Why?
Describe an ideal family.
Say what characteristics are necessary for the following jobs (a nurse, a librarian, a body guard, a vet, etc.)

Шаг 2. Учитель зачитывает ряд прилагательных, характеризующих: а) черты характера (traits of character); б) отношения в семье (family description). Список прилагательных можно, конечно, менять. Задача учащихся – записать прилагательные на “ступеньках” в зависимости от их личностной ценности. В процессе работы учащиеся могут менять слова местами.

sociable
close
independent
loving
responsible
warm
intelligent
caring
creative
hospitable
kind
doing things together
athletic
international
friendly
traditional
funny
conservative
(ex. 7 p.43, ex. 8 p.44, ex. 11 p.45)

 Шаг 3. Теперь учащиеся должны подумать и сказать, почему они решили расположить слова именно так.
I like kind, friendly... people. I dislike lazy... people.
I want to make friends with a kind person.
I think an ideal family is a loving family.
Варианты выполнения задания: учитель может не диктовать, а записать слова на доске, попросить учащихся выбрать их из упражнений в учебнике, записать на отдельных карточках, чтобы учащиеся могли работать в более индивидуальном временном режиме.
В менее формальной обстановке можно начертить лестницу мелом на полу, учащимся предлагается занять “ступеньку” в зависимости от их реакции на то или иное слово-прилагательное.

Magic Shop

Необходимо подготовить карточки (их должно быть в 3 раза больше, чем учащихся) и записать на них слова-прилагательные, характеризующие положительные человеческие качества.

Описание приёма.
Шаг 1. Каждый учащийся получает 3 карточки.
Шаг 2. Каждый учащийся решает, какие качества он хотел бы оставить, а какие обменять на другие. Он отправляется в “волшебный магазин”, где и происходит обмен.

Шаг 3. Через 5 минут учащиеся сообщают, карточки с какими качествами у них остались (их может быть больше или меньше трёх) и довольны ли они обменом.
I would like to be... I wouldn’t like to be...
I’m happy to be...

Desert Island

The teacher describes the task to the students: “You are stranded on a desert island a long away from anywhere. There is a fresh water spring on the island, and there are banana trees and coconut palms. The climate is mild. Make a list of 8–10 traits of character which you think are necessary for survival. Explain your choice.
Учащиеся могут работать индивидуально и по парам (“парная мозговая атака”). Прилагательные можно ранжировать. Через 3–5 минут учащиеся сообщают, каким, по их мнению, должен быть настоящий Робинзон и каких сказочных героев они бы взяли с собой на необитаемый остров.
Если психологическая атмосфера в классе достаточно благоприятная, то сказочных персонажей вполне можно заменить реальными одноклассниками.
I think Robinson should be athletic to climb the tree.
I would like to take Lilo and Stitch – they are merry and creative.

Friendship Cake

Необходимо приготовить листы бумаги (по количеству групп) со схематическим изображением торта-диаграммы:

В качестве “ингредиентов” для торта можно взять слова-прилагательные из упр. 7, 8, 11 стр. 43-44.
Если позволяет уровень знаний учащихся, можно использовать существительные, называющие человеческие качества.
Каждая группа также получает опорную карточку-описание процедуры изготовления “торта”.
За 3 минуты подготовительной работы учащимся необходимо выбрать “ингредиенты” – прилагательные, из которых можно сделать торт “Дружба” и описать на карточке “процедуру изготовления”.

Например,
Take: a lot of kindness
Add: much love
Mix: some responsibility and fun.
It’s great!
Затем каждая группа выходит к доске и демонстрирует свой “тортик”, рассказывает из чего его “сделали”.

Например:

Friendly Biscuits Inc.

Класс делится на 4 группы. Каждая группа должна ответить на следующие вопросы:
How many men and women work in the management of the company?
What are their names and jobs?
What are their main traits of character?
Каждая группа получает свою карточку, которая содержит только четверть необходимой информации. У группы есть 3 минуты, чтобы решить, какой информации им не хватает и какие вопросы им необходимо задать. За последующие 5 минут учащиеся должны задать эти вопросы другим группам и записать ответы. Показывать карточки нельзя, записывать только за “своим” столом.

Примеры вопросов (имена и занятия персонажей мы взяли из УМК К. и М. Кауфман Happy English.ru для 7-го класса. Unit 1):
Who is the Boss?
What is the agent’s name?
What kind of person is the Boss? Etc.
Затем карточки сдают учителю, демонстрируется правильный вариант.

Awards
Шаг 1. Учащиеся придумывают разнообразные награды (стратегия “мозговой штурм”) для положительных качеств. Например: Smile Award, Help Award, Athlete Award, Listening Award, Best Friend Award, etc.
Все названия наград записываются на доске.

Шаг 2. Формируются группы, которые выбирают две категории наград, для которых они хотели бы найти кандидатов.
На этапе рефлексии можно обсудить конкретные кандидатуры для награждения.

Таким образом, использование на этапе вызова приведенных выше способов и приёмов стимулирует речь учащихся, активизирует детское воображение, вносит разнообразие в рутинную работу на уроке, индивидуализирует обучение.
Так как данная технология предусматривает развитие КМ через чтение и письмо, то считаем необходимым привести ряд приёмов организации этапа вызова на уроках обучения чтению. В приведенных примерах используется стратегия графической систематизации информационного материала. Выбор задания и формы его проведения определяются учителем, исходя из задач урока, типа текста и языковых возможностей учащихся.

KWL Chart

KNOW
WANT
LEARNT

 

 

 

 

Шаг 1. Учитель объявляет тему или название произведения, предлагает учащимся вспомнить информацию, которой они владеют по данной теме. Учащиеся заполняют первую часть таблицы (Знаю).

Шаг 2. Учитель предлагает учащимся высказаться по поводу того, что они хотели бы узнать по данной теме или из данного текста. Учащиеся заполняют вторую часть таблицы (Хочу узнать).

Шаг 3. Чтение текста или его части и заполнение третьего столбца таблицы (Узнал).
Данное задание может выполняться индивидуально, в парах, в группах. В конце каждого этапа проводится коллективное обсуждение; важная информация и наиболее интересные высказывания записываются в сводной таблице на доске или плакате.
В зависимости от содержания и типа текста данный вид работы может иметь следующие варианты:

Knowledge Chart

Prior Knowledge About
New Knowledge About
1.
1.
2.
2.
3.
3.

Prediction Chart

What I predict will happen
What actually happens

 

 

В основе следующего метода – Mind-Map или Cluster Method – лежит принцип визуализации мыслей. Кластер является примером вариативной работы с Mind-Map, но не имеет такой четкой структуры, как “Карта памяти”. В процессе работы по составлению “идейных сеток” систематизируется имеющаяся информация для планирования действий, решения проблем, постановки вопросов и т.д. Представленный таким образом материал служит опорой для последующей коммуникативной деятельности. Приведем пример Mind-Map по теме “Школа” (УМК К. и М. Кауфман Happy English.ru для 7-го класса, Unit 6, lessons 1,2. Работа с “сеткой” может быть продолжена также и в Unit 7 “English Schools”).

Мы надеемся, что предложенные в данной статье приёмы и способы организации этапа вызова окажутся интересными и полезными для наших коллег.

Литература:
1. Винокурцева И.Г. Приёмы организации интерактивного чтения в философии Whole Language // Иностр. языки в школе. 2005. №2.
2. Генике Е.А., Трифонова Е.А. Развитие критического мышления (Базовая модель). М.: Изд-во “Бонфи”. 2002.
3. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. М.: Просвещение. 2004.
4. Харламова М.В. Использование “идейных сеток” на уроках английского языка // Иностр. языки в школе. 2005. №1.
5. Penny Ur & Andrew Wright. Five-Minute Activities. Cambridge University Press. 2004.

Приложение 1

Реализация педагогического решения на примере построения модуля
“Достопримечательности Лондона”

(Учебник К. Кауфман, М. Кауфман Happy English.ru,часть 2, раздел 12,
уроки 4,5 – второй год обучения)

Первый шаг: построение модели творческого решения.
Представим в виде схемы:


Второй шаг: организация лексико-граматического материала.
Используется приём jigsaw (зигзаг, или же в другом варианте – мозаика) или мозговой штурм.

Возможны два варианта:
а) индивидуально-групповой;
б) командно-индивидуальный.

После выполнения заданий всеми группами учитель дает тест (модуль – выходной контроль) на проверку понимания нового материала. Задания теста учащиеся выполняют вне групп, индивидуально.

Третий шаг: работа с информационным текстом, используется приём инсерт, или чтение с пометками.

Четвертый шаг: организация коммуникативной деятельности (речевой практики) в сотрудничестве.

Возможны два варианта:
а) Учащиеся организуются в группы по 3–4 человека для работы над учебным материалом, который разделен на логические и смысловые блоки.
Каждый член группы находит материал по своей подтеме. Затем организуется “встреча экспертов” из различных групп с последующим обсуждением полученной информации в своей группе.
Общение ведется на английском языке.

б) Класс также делится на группы по 3–4 человека. Каждая группа получает одно задание, которое является частью большой темы, над которой работает весь класс.
В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение материала в полном объеме.
В процессе работы группы общаются между собой, участвуя в коллективном обсуждении, уточняя детали, предлагая свои варианты, задавая друг другу вопросы.

Пятый шаг: контроль результатов.
Этот этап проводится фронтально, учитель может попросить любого ученика из команды ответить на любой вопрос по данной теме, вопросы также задают и члены других групп.
Ученики одной группы вправе дополнять ответ своего товарища. Дополнения принимаются во внимание при общем зачёте.
Вопросы, которые задают отвечающим члены других групп, также засчитываются.
Учитель ведет подсчет баллов и объявляет лишь конечный результат, чтобы не мешать обсуждению.

Шестой шаг: построение проектного задания.

1-й этап: постановка проблемы.
Основа проекта – наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания.

2-й этап: прогнозирование практических результатов работы.

3-й этап: организация самостоятельной (индивидуальной, парной, групповой) деятельности учащихся на уроке и во внеурочное время.

4-й этап: структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и указанием ролей).

5-й этап: исследовательская работа в малых группах (обсуждение, поиск источников информации), каждой группе свое задание.

6-й этап: оформление работы.

7-й этап: защита проекта на зачётном уроке.

В результате получается межпредметный проект с открытой ориентацией, информационный по своему типу.

Наталья Ивановна Линкевич ,
МОУ СОШ № 3, г. Андреаполь, Тверская обл. ;
Елена Борисовна Никифорова ,
МОУ СОШ № 2, г. Андреаполь, Тверская обл.