Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Английский язык»Содержание №10/2008

Обучение диалогической, полилогической и монологической речи на основе коммуникативно-ориентированного подхода к овладению учащимися иностранным языком (обобщение передового педагогического опыта)

Овладение иностранным языком в школе предполагает интенсивную активность обучающихся. Среди аспектов, повышающих уровень мотивации, следует выделить постоянно поддерживаемый интерес учащихся к процессу овладения иностранным языком, его результативность. В процессе обучения учащихся диалогической, полилогической и монологической речи на иностранном языке достигаются следующие цели: формирование умения преодолевать психологический барьер в общении на иностранном языке, создание мотивации у учащихся к формированию собственного высказывания, выражению мнения, установке контакта. Основополагающими принципами коммуникативного метода являются принцип личностной направленности и принцип коллективного взаимодействия. Обучение диалогической, полилогической и монологической речи осуществляется за счет использования различных форм и методов. Это и создание ситуаций для общения, и ролевая игра, и групповые дискуссии.
Я часто использую в своей работе диалогическую речь для отработки новой лексики. Слово – это кирпичик для построения здания грамотной речи, и его необходимо хорошо усвоить.

Pupil 1: Are you a member of the Royal family?
Pupil 2: No, I am not.
Pupil 1: Does the Queen rule in Britain?
Pupil 2: No, she doesn’t.

Учащиеся могут придумать диалог с теми словами, которые им даются учителем. Очень часто я использую современные реалии для создания диалога. Если это тема “Спорт”, то учащимся предлагается составить диалог либо о знаменитом спортсмене, либо самим выступить в роли этого спортсмена. К примеру, учащихся всегда интересует футбол, теннис, гонки Формулы 1. Учащиеся могут составить диалог, примеряя на себя роль Рейнальдо, Пита Сампраса, Михаэля Шумахера, Фернандо Алонсо, Кими Райконена. Учащимся это знакомо, близко и актуально. Большая заинтересованность к такого рода диалогам приводит к хорошим результатам. Дети стараются правильно выстраивать вопросы и ответы, учитель же может быть использован “как ходячий словарь”. Большое значение для повышения интереса учащихся к языку имеет и личность спортсмена. Тот факт, что Михаэль Шумахер является семикратным чемпионом мира в гонках Формулы 1, что он активно занимается другими видами спорта, а самое главное, владеет несколькими иностранными языками производит огромное впечатление на учащихся, которые понимают, что многого можно добиться, владея иностранными языками.
Такой диалог обычно односторонний. Можно провести ролевую игру-брифинг, где корреспонденты различных СМИ задают свои вопросы выдающимся людям любой сферы жизни. На начальном этапе более целесообразно проводить двусторонние диалоги, так как использование повторения одних и тех же фраз очень полезно.

Pupil 1: Hello! What’s your name?
Pupil 2: Hello! My name is Pete. What’s your name?
Pupil 1: My name is Bob.

Можно провести диалог в виде речевой зарядки по теме “События в мире”.

Teacher: I’ve heard that the European Parliament wants to make visiting all countries of United Europe easier.

Учащиеся составляют диалог на эту тему.

Pupil 1: Have you heard the latest news about the European Parliament?
Pupil 2: Yes, they want the members of EU to move around in it easier.
Pupil 1: Passport and customs control will become simplified.
Pupil 2: But not for Russians.

Очень часто мы составляем диалоги по прочитанному тексту. В таком диалоге учащиеся не только задают вопросы друг другу, но и высказывают свое отношение к некоторым вопросам.

Pupil 1: How many Houses are there in the British Parliament?
Pupil 2: There are two Houses: the House of Lords and the House of Commons.
Pupil 1: Are the members of the House of Lords elected?
Pupil 2: No, they aren’t.
Pupil 1: Would you like to be a member of the House of Lords?
Pupil 2: Yes, of course.

Диалоги по тексту могут быть в форме обмена неправильными утверждениями.

Pupil 1: The USA is a member of the Commonwealth.
Pupil 2: No, it isn’t. It has never been a member of Commonwealth.
Pupil 1: Only people of the Church of England are members of the House of Lords in Britain.
Pupil 2: No, the members of the House of Lords are aristocrats, people of the church, and other prominent people.

Также учащиеся очень любят диалоги-загадки. Они загадывают какую-нибудь вещь или явление и пытаются поочередно отгадывать, что же это такое.

Pupil 1: Is it a thing?
Pupil 2: Yes, you may say so.
Pupil 1: Is it big?
Pupil 2: It’s very big.
Pupil 1: Can it move?
Pupil 2: Yes, it can.
Pupil 1: Can I drive it?
Pupil 2: Yes, you can.
Pupil 1: Does it move on the sea?
Pupil 2: No, it doesn’t.
Pupil 1: Does it move along the rails?
Pupil 2: No, it doesn’t.
Pupil 1: Does it fly?
Pupil 2: Yes, it does
Pupil 1: Is it a plane?
Pupil 2: Yes, it is.

Примерные темы для составления диалогов-ситуаций.
• You want to borrow the bus fare home from your friend.
• You are in your office and a visitor begins smoking. It isn’t allowed in your office.
• You are on a train and it’s very hot. Ask the old man opposite you if you can open the window.
• You are in the waiting room of the dentist. Ask a man who is waiting with you if you can borrow his newspaper.
• You are a shop-assistant. Ask a customer to shut the door on the way out.
• You got to the bank and it was closed. Ask a friend to lend you 20 pounds until Monday.

Одной из форм полилогической речи является ролевая игра. Учащимся присваиваются роли. На первом этапе они высказывают свое мнение о той ситуации, в которой они оказались. После того, как все выскажутся, проводится ролевая игра.
Примеры ситуационных ролевых игр.

MOTHER
Your daughter wants to be a model and goes for an interview with the director of a fashion agency. You insist on accompanying her, because you are very suspicious of the world of fashion. You don’t trust the director and suspect his intentions.

DAUGHTER
You want to be a model. You have an interview with the director of a fashion agency, but your mother insists on accompanying you. You are sure you could get this job with the agency, if only your mother didn’t interfere all the time.

DIRECTOR
You are the director of a modeling and fashion agency. A young woman and her mother come in. The girl is very beautiful and you have a job you could offer her. But you need to take some photographs first to see if she is photogenic.

На заключительном этапе овладения определенной темой, когда навыки чтения, аудирования, письменной и диалогической речи отработаны, можно применить полилогическую речь. Учащимся предоставляется возможность обсудить тему, основанную на полученных знаниях.
Пример полилога по теме “Экология”.

Pupil 1: We are all sure that nature needs protection. I think all negative environmental effects we are having now are a result of bad ecological policy.
Pupil 2: I agree with you, cause people should be more careful and serious. They should think several times before they build plants and factories which could pollute nature.
Pupil 3: As for me, I’m going to become an ecologist and fight against people polluting nature.
Pupil 4: You know, the views and actions of “Greenpeace” are close to my views. I’d like to be a member of “Greenpeace”.

Для полилогической речи по теме “Экология” можно использовать следующие проблемные ситуации:
1. The “Green movement” is just a popular trend – people don’t really care about what happens to the environment.
2. The environment is the responsibility of the individual.
3. The individual can do nothing – it is the responsibility of the government to protect nature.
4. A “Green movement” is just another manifestation of consumerism – a trick to get people to buy new and more expensive products.

Другие темы для полилогической речи.
What would you do in the following situations?
1. You find a sum of money in the street with no indication of the name of the person who lost it.
2. A shop-assistant gives you too much change.
3. You get a bill in a restaurant and they have forgotten to charge you for an expensive bottle of wine.
4. You are on a trip to another country and you get a parking fine.
5. Your employer mistakenly pays you too much money one month.
6. You are in the centre of a big out-of-control crowd.
7. You are in the lift with a drunken man.

Одним из видов полилогической речи можно считать составление рассказа по схеме “Снежный ком”. Я использую идиомы для речевой зарядки. Учащимся предлагается набор слов и идиома. Им следует составить рассказ, который можно было бы закончить идиомой. Учитель знакомит учащихся с новой идиомой и с набором слов на доске. Учащиеся составляют рассказ, используя набор слов, представляя свои предложения по цепочке, причем каждый следующий ученик произносит все предложения предыдущих учеников.

Пример рассказа.
Идиома: an apple of discord
Набор слов: Mrs. Wells, live, a big house, the centre of London, she, ill, to die, her relatives, to have good relationship, death, Mrs. Wells, no will, her relatives, appeal to the court, fall out enemies, get a house, an apple of discord.

Mrs. Wells lived in a big house in the centre of London. She was very ill. She soon died. Her relatives had good relationships before her death. But Mrs. Wells left no will. Her relatives appealed to the court to get her house, had a falling out and became enemies. Mrs. Wells’ house has become an apple of discord.

Диалогической и монологической речи может предшествовать аудирование в форме “Театр-экспромт”.
Учащимся присваиваются роли, указанные на бэджиках. Затем учитель читает текст по-английски. Учащиеся, услышавшие упоминание о своей роли (пример: A tree is trembling. A dolphin is swimming.) выходят и выполняют то, о чем говорится в тексте. Таким образом, учитель видит, понимают ли учащиеся английскую речь на слух. После этого происходит разбор ошибок и учитель просит составить либо диалог от имени персонажей текста, либо произвести услышанное в полном объеме от имени своего персонажа.
Таким образом, использование подобных форм обучения диалогической, полилогической и монологической речи приводит к довольно хорошим результатам. Прежде всего, учащиеся постепенно преодолевают психологический барьер боязни совершить ошибку в речи, их ошибки учитель сообщает в конце того или другого вида речевой деятельности в очень доброжелательном тоне и дает рекомендации, как их не совершать. У учащихся формируются хорошие навыки устной речи за счет элемента интереса, присутствующего в этих видах и формах работы. Дети учатся правильно общаться друг с другом, быть вежливыми и воспитанными, развивается их мышление и способность быстро реагировать на заданную ситуацию.
Существуют и определенные трудности при обучении устной речи. Очень часто дети не могут применить знания, полученные ими, к примеру, по грамматике, и иногда неверно строят вопросы. Очень важна здесь роль учителя. Необходимо сразу же исправлять такие ошибки и приводить примеры подобных вопросов в процессе подготовки к диалогу. Дети становятся более активными, не боятся высказывать своих суждений, даже если им не хватает лексики. Они знают, что учитель, выполняющий в данном случае роль “ходячего словаря”, всегда им поможет. Некоторые учащиеся с низким уровнем мотивации не способны иногда вообще составить даже простейший диалог. В данном случае необходим индивидуальный подход. Задача для таких учащихся может быть упрощена, можно подготовить для них специальные опоры для составления диалога или хотя бы схемы для составления вопросов.

Примерные результаты владения навыками диалогической, полилогической и монологической речи в среднем и старшем звеньях

5-й класс

 
“5”
“4”
“3”
Диалогическая речь
40%
40%
20%
Полилогическая речь
35%
37%
38%
Монологическая речь
45%
45%
10%

10-й класс

 
“5”
“4”
“3”
Диалогическая речь
42%
47%
11%
Полилогическая речь
45%
41%
14%
Монологическая речь
40%
41%
19%

В заключение хотелось бы сказать, что диалогическая, полилогическая и монологическая речь являются важнейшими компонентами формирования у учащихся свободной беглой речи на иностранном языке.

Л. М. Кузнецова ,
Наро-Фоминская СОШ №3, Московская обл.