New Millennium English –
это действительно учебник для нового тысячелетия?
Трудно не согласиться с мнением, что учитель может работать по любому учебнику, но при этом ожидает встречи со “своим”: современным и актуальным в плане предлагаемой лексики, ёмким и доступным в отношении представленной грамматики, оригинальным, неординарным и, если хотите, неожиданным в плане системы упражнений и, конечно, с огромным количеством творческих заданий. Не знаю как мои коллеги, но я бы предпочла работать именно по такому учебнику.
И вот появляется “Учебник нового тысячелетия” (New Millennium English под редакцией Гроза), громко заявляя о себе своим названием. Моя встреча с ним состоялась в рамках “Федерального эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования”. Наш лицей принимал участие в этом эксперименте по теме “Отбор содержания профильного обучения”, и учебник был рекомендован нам для анализа. Я без особого энтузиазма восприняла эту рекомендацию, так как не считала возможным резко поменять один УМК (Нарру English под ред. Т.Б. Клементьевой и Д. Шэннон) на другой. В 10-м классе я завершила программу по Нарру English-3 (10–11 классы), а в 11-м начала своё сотрудничество с New Millennium English. Естественно, объективного анализа учебнику за один год дать невозможно, но что вселяло в меня оптимизм, так это тот факт, что основной грамматический материал нами изучен (огромное спасибо Нарру English-2, сильной стороной этого учебника является именно освоение базовой грамматики в доступной и компактной форме). Я воспринимала и оценивала новый УМК с точки зрения освоения новой лексики, системы упражнений по всем аспектам языковой деятельности. Моё внимание сразу было привлечено наличием проектных работ в конце каждого раздела, проблемной постановкой вопросов при работе с информацией и текстами и актуальностью обсуждаемой тематики. Казалось, что я уже близка к учебнику своей мечты, но, в то же время, я не могла согласиться с неоправданно сложным уровнем предлагаемых текстов и отсутствием словаря в конце учебника (наличие последнего необходимо в свете того, что большое количество имеющихся словарей вне учебника не справляется с трактовкой предлагаемой лексики). Словарь может быть дан по образцу Оксфордского, т.е. с объяснением слов на английском языке. Понятно, что это трудоёмко для авторов, но ведь в этот словарь я предлагаю помещать только те слова и фразы, которые упоминаются в данном учебнике за 11 класс и потом, не следует забывать – это учебник нового тысячелетия.
Нельзя дать объективный анализ учебника, вырвав его из контекста предшествующих, поэтому я серьёзно решила перейти на УМК New Millennium English, но начать с учебника 5 класса. На сегодняшний день я сотрудничаю с данным УМК уже четыре года. Считаю учебник связующим звеном между учителем и учениками, а приоритет мой всегда отдаётся ученику – ведь именно он имеет тесный контакт с учебником изо дня в день.
Готовя данную статью, я провела социологическое исследование по теме “Моё отношение к учебнику New Millennium English среди учащихся 8-х классов. Всего было опрошено 40 учащихся. На вопрос “нравится ли вам работать по учебнику?” 100% ответили “да”; на вопрос “довольны ли вы оформлением учебника?” 97,5% ответили “да” и, соответственно, 2,5% – “не совсем”. Не скрою, мне импонировали голоса “за” этот учебник. На вопрос “какие задания нравится выполнять вам больше всего?” самыми типичными были следующие ответы:
– творческие;
– проектные;
– все задания;
– связанные с выражением своего мнения.
К самым типичным ответам на вопрос “Какие задания не вызывают у вас интерес?” следует отнести следующие:
– прослушивание аудиозаписи и работа с полученной информацией;
– таких заданий нет.
Следующий вопрос был очень важен для меня, а сформулирован он был следующим образом – “чем бы вы хотели дополнить учебник?”; самыми типичными были ответы:
– грамматикой;
– более полным словарём;
– большим количеством текстов;
– есть всё что нужно.
И, наконец, – “ваши вопросы к авторам учебника”. Рассуждая на данную тему, некоторые ученики действительно задали вопросы, среди которых были следующие:
– будет ли цветная рабочая тетрадь?
– учебник большого формата, нельзя ли его сделать поменьше?
– почему в таблице неправильных глаголов нет перевода?
– почему в словаре нет некоторых слов?
– будет ли учебник этой серии для младших классов?
Но что меня поразило больше всего, так это слова благодарности в адрес авторов учебника и я приведу все полученные цитаты:
– Спасибо Вам! Ваш учебник действительно помогает изучать English. (Якубова Л.)
– Спасибо за такой интересный учебник! (Гаврилова Я.)
– Вы выпустили очень хороший учебник для нас. (Яковлева А.)
– Особая благодарность за проекты! (Шурыгин С.)
– Учебник потрясающий! (Ларичева М.)
– Я училась по трем учебникам; этот самый интересный. (Платонова )
– По Вашему учебнику интересно учиться. (Ермолаева Ю.)
– Учебник отличный. Спасибо! (Хабренко Д.)
– Спасибо за интересные темы. (Анисимова А.)
Таковы результаты моего скромного социологического исследования, подтверждающие правильность выбора учебника в пользу New Millennium English. Однако мне хочется дать небольшой комментарий по данным итогам. Результаты показали творческий подход моих учеников к процессу обучения, ведь большинство из них предпочитают проектную деятельность. Для меня проекты – это сведение воедино знаний грамматики и лексики; умений и навыков, полученных ранее и умело использованных в совершенно конкретной, и главное, в совершенно реальной ситуации; а также – это полная свобода самовыражения и творчества. Готовя проектную работу, ребята даже не подозревают, какие важные аспекты языка они затрагивают, а это и есть стирание грани урока и реальности, т.е. практическое применение языка.
Третий пункт выявил не столько проблему учебника, относительно заданий, не вызывающих особого интереса, сколько сложность самого аспекта языка – аудирования, и все замечания учеников я принимаю на свой счёт и постараюсь уделить больше внимания этому виду работы на уроках.
Весьма объективны, на мой взгляд, рекомендованные дополнения к учебнику, данные в пятом пункте. Из перечисленных трех пунктов (нехватки грамматического материала, желания иметь более полный словарь в конце учебника и больше текстов в самом учебнике), я бы согласилась с первым.
Итак, актуальность и современность предлагаемой лексики – это важнейшее моё требование к учебнику. Остановлюсь на учебнике для 7-го класса. Я полагаю, что тематика вполне соответствует возрастным особенностям и потребностям учащихся, ведь речь идёт о школьной жизни, включая советы новым ученикам об адаптации в коллективе, обмен SMS; о занятиях спортом в целом и об отношении к урокам физкультуры в частности; о музыкальных пристрастиях ребят, включая социологическое исследование об увлечении различными направлениями в музыке в своём классе; об увлекательном путешествии в Америку и не менее интересная информация об истории появления джинсов. Много приятных минут доставила нам работа над информацией о кинематографе, увлекая написанием сценариев, серьёзный разговор о дружбе, дискуссия о телесных наказаниях в школе в прошлом, раскрытие преступлений по всем законам детективного жанра, путешествие по нашей Солнечной системе и по нашей стране.
Думаю, никого не придётся убеждать в актуальности и современности представленной в учебнике лексики и популярность учебника у учеников во многом определяется, на мой взгляд, именно этим критерием.
Второй принцип, который очень важен для меня при выборе учебника – это ёмкость и доступность грамматического материала. В этом плане я не питаю иллюзий: очень сложно преподнести грамматический материал логически и в полном объёме. Почему? Всё просто: грамматика сопровождает нас с пятого класса, а в этом возрасте мы не можем прибегать к изложению сложных грамматических тем и даём лишь тот минимум, который помогает нам справиться с предложенным объёмом языкового материала по всем аспектам языка (чтением, говорением, письмом и аудированием) на каждом этапе обучения. Вот почему происходит процесс введения грамматики выборочно, например, тема “Артикль” растягивается на несколько лет, а многие грамматические темы вообще не называются, а даются чисто структурально. У меня нет претензий на этот счёт к авторам учебника; системность в изучении грамматики достигается только на базе обобщения полученных знаний, которые фрагментно давались ранее. Вот почему, начиная с 8-го класса, я стараюсь вести факультативный курс по грамматике. Следующий немаловажный принцип для меня при выборе учебника – это система упражнений. New Millennium English предлагает разнообразные задания по всем аспектам языка, а самые типичные формулируются следующим образом:
– послушай и найди...;
– послушай и отметь правильный ответ;
– прочитай и ответь;
– прочитай диалог и закончи его;
– прочитай и расположи в правильном порядке;
– прочитай и вырази своё мнение;
– прочитай и подбери заголовок для каждой части;
– посмотри и ответь;
– посмотри и догадайся;
– дай совет;
– подбери картинки (к тексту, к словам);
– возьми интервью;
– проведи социологическое исследование;
– учись вести дебаты: выдвигай аргументы, соглашайся или не соглашайся с собеседником;
– найди информацию и опиши...;
– ответь на письмо и дай совет;
– напиши Е-mail;
– размести информацию в Интернете на “onLine”.
Я считаю, что предложенная выборка заданий свидетельствует об оригинальности и неординарности последних.
Что же касается наличия творческих работ – проектная деятельность лучшее тому подтверждение и мне хочется присоединиться к словам моих учеников, прозвучавших в анкете: “особая благодарность за проекты”.
Однако, на протяжении 3-х лет (5,6, 7-й класс) я замечаю одну закономерность – мне постоянно не хватает времени на уроке для того, чтобы проверить домашнее задание и представить новый материал. По этой причине я часто отстаю от намеченной программы. Проанализировав все возможные причины этого отставания, я пришла к выводу, что данный учебник рассчитан на очень сознательного ученика, который примерно учит слова, сразу усваивает грамматику и в хорошем, т.е. быстром темпе работает на уроке.
Такие ученики, конечно, есть, но не в основной своей массе. Да, структура учебника весьма конструктивна, но она предполагает введение новой лексики на каждом уроке, а вот для отработки её на последующем уроке времени практически нет. И ещё хотелось бы, чтобы новая лексика каждого урока была компактно помещена на странице учебника (не во всех уроках она представлена) и учителю приходится тратить время на запись слов на доске из книги для учителя, а ученики часто переписывают слова с доски с ошибками. Хороший выход из положения, на мой взгляд, – это помещать её так, как это делается в учебниках для 10-х и 11-х классов, т.е. в конце учебника.
Возвращаюсь к вопросу, прозвучавшему в названии статьи – Учебник Английский язык нового тысячелетия – это действительно учебник для нового тысячелетия? Я думаю, что ответить на этот вопрос могут те, кто будет жить и строить свою карьеру в новом тысячелетии, кто будет расставлять свои приоритеты и вносить свои коррективы в эту жизнь в будущем, а это – наши ученики, которые сделали свой выбор – “Спасибо Вам! Ваш учебник действительно помогает изучать English”. Присоединяюсь к выбору моих учеников.
Светлана Вячеславовна Лютова,
МОУ Одинцовский лицей № 2
|