Развитие критического мышления у детей младшего школьного возраста в процессе изучения романа Д. Дефо “Робинзон Крузо”
continued from No. 21
Анализ портрета и внешностилитературного героя, автора
Одной из форм проявления литературного характера является описание внешности героя, его портрет. По внешнему облику мы можем судить прошлом героя о проявлении черт его характера, о его внутреннем мире. Поэтому умение анализировать описание внешности героя, является важной составляющей сложного синтетического умения анализировать литературный характер с целью постижения авторской идеи. Цель предлагаемой нами работы – помочь школьникам овладеть одним из принципов создания литературного характера.
Данные констатирующего эксперимента показали, что учащиеся 4-го класса нечасто обращаются к портрету героя с целью его анализа, для понимания характера героя. Работа была начата с беседы о портрете и возможности создания портрета с помощью слова, художественных изобразительно-выразительных средств, выяснялось, какие виды искусства создают портрет (в живописи, музыки, литературе). Далее шёл разговор о внутреннем и внешнем портрете, составление словесного портрета героя, его внешности, одежды. Предлагалось сравнить словесный портрет с ксерокопией фронтисписа первого издания Р. Крузо, и ответить на вопрос о том, на внешность или на внутренние качества человека опирался художник при создании портрета, похожи ли по характеру герой романа и его портрет, созданный художником.
В ходе беседы было выявлено:
Внешний потрет |
Внутренний портрет (качество характера человека) |
Внешность |
Душевная красота |
Одежда |
Доброта |
Походка |
Понимание/сострадание |
Жесты/ мимика |
Непонимание |
Речь |
Непослушание/эгоизм |
Далее предлагалось составить свой личный портрет и соотнести его с мнением других участников. Приём «дискуссии» вырабатывает у учащихся опыт совместной деятельности, позволяет увидеть текст в целом, его идею, проблему. Метод дискуссии явился одним из важнейших для формирования умения критически мыслить. В процессе диалога учащиеся осознали глубину обсуждаемой проблемы, актуализировали и переосмысляли полученные ранее знания. Кроме того, этот приём обучает стратегии ведения диалога с партнёрами в классе (группе).
Игра «как вы думаете?», предложенная «детективом», служила для развития речевых умений, умения находить причинно-следственные связи, т.к. по фотографии нужно было определить характер человека, род его занятий, пристрастия. Далее ребята должны были дать ответы на следующий вопрос, представьте, что вы встретили Робинзона, как бы он выглядел? Опишите его внешность, характер и сравните с текстом. Для этого использовался приём «работа в группах» как один из постоянных элементов урока. Метод «обучение сообща» или «обучение в сотрудничестве» заключался в организации работы учащихся в парах или небольших группах над одной и той же проблемой (по смысловым блокам). В процессе работы ученики выдвигали новые идеи. Эти идеи и мнения обсуждались, дискутировались. Процесс обучения сообща в большей степени приближен к реальной действительности, чем традиционное обучение: чаще всего мы принимаем решения в процессе общения в небольших группах, временных творческих коллективах. Эти решения принимаются как на основе компромисса, так и на основе выбора наиболее ценного мнения, выдвинутого кем-либо из группы. Приведу некоторой высказывания ребят о Робинзоне:
– «Он был хорошим моряком и храбрым человеком, не побоялся отправить в море».
– «Он был хорошим работником, всё умел делать своими руками».
– «Он был хорошим учителем, научил Пятницу многим вещам».
– «Он был умным и трудолюбивым».
– «Он был непослушным сыном, не послушался родителей и отправился в море».
Далее шла работа по выявлению мотивов, обстоятельств, последствий поступков героя, выявлению авторской оценки. Так же составлялся словесный портрет автора, его характера, времени в котором он жил, сопоставление вымышленной и подлинной биографии. Использовался приём «анализ иллюстраций», т.к. любая иллюстрация – интерпретация текста, необходимо понять художника и высказать его отношение к тексту. Далее проводилась беседа с целью обобщения полученных знаний и умений:
1. зачем анализировать портрет литературного героя.
2. на что необходимо обратить внимание при его анализе.
Данная работа была проведена по изучению портрета как способа проявления литературного характера.
Перед беседой, чтобы понять, как Робинзон воспитал себя и сделал остров процветающим, что помогло ему не потерять, дни, неделе годы, ребята анализировали свои собственные достоинства и недостатки, давали им оценку, сравнивали с достоинствами и недостатками литературного героя, устанавливали причинно-следственные связи, используя сопоставительный анализ, и выявляли мотивы поступков.
Несмотря на многие свои достоинства, Робинзон не послушал даже совета отца своего приятеля «вернуться домой и примириться с родными». Страсть к обогащению гнала дальше в море, к богатым странам. «Щегольская одежда и в кармане всегда водились деньги» – Робинзону этого было мало. Попав в Бразилию и «…видя как хорошо живется здешним плантаторам, и как быстро они богатеют, Робинзон решился заняться производством сахара», с плантацией сахарного тростника. Далее, обсуждая вопрос, что сумел воспитать в себе Робинзон, ребята обратили внимание на его разумное рассуждение: «Впоследствии я часто замечал, что люди, особенно в молодости, считают зазорными не те бессовестные поступки, за которые мы зовём их глупцами, а те добрые и благородные дела, что совершаются ими в минуты раскаяния, хотя только за эти дела их можно называть разумными». В подтверждении своих суждений о характере Робинзона ребята приводили изменения, которые с ним произошли. Болезни, страх смерти, обращение к Богу – всё это сделало его другим человеком, для которого главным было не богатство. Он смог воспитать себя, а так же воспитать Пятницу, бывшего каннибала. Неутомимый труженик, он создаёт процветающий остров и как награда – спасение «…когда показались вдали белые скалы родины, которых я не видел столько лет, я чуть с ума не сошел от волнения и восторга».
На всех уроках применялся приём «кластеры» (грозди) – графический приём в систематизации материала. Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», то есть, располагаются в определённом порядке, а потому одним из основных приёмов на уроках был приём «составление кластеров». Задача заключалась в том, чтобы выделить смысловые единицы текста и графически оформить их в определённом порядке в виде грозди. Кластеры помогают учащимся, если во время письменной работы запас мыслей исчерпывается. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем можно получить при обычном составлении плана.
Этот приём применялся на всех уроках и ученики постепенно систематизировали свои мысли, на которые их навела информация, полученная из текста. Мы расположили заголовки смысловых блоков вокруг основной темы «Робинзон».
Большой потенциал имеет этот приём на стадии рефлексии: это исправления неверных предположений в “предварительных кластерах”, заполнение их на основе новой информации, установление причинно-следственных связей между отдельными смысловыми блоками. Работа велась в группах по отдельным смысловым блокам. Сперва на доске был размещен центральный кластер «Робинзон». Следующим шагом были задания учителя: в группах обсудить и сделать предположения о причинах, которые привели Робинзона на остров, и о значении жизни на острове для формирования личности Робинзона. Информация, полученная в результате размышлений учеников, записывалась. Очень важным моментом являлась презентация “новых” кластеров. Задача этой формы заключалась не только в систематизации материала, но и в установлении причинно-следственных связей между гроздьями. Например, дети рассуждали о том, как взаимосвязанны между собой смысловые блоки: «необитаемый остров» и «спасение Робинзона». В ходе работы получился следующий вариант:
Рефлексия осуществлялась на протяжении всего учебного процесса, выполняя на разных его этапах различные функции. При этом, как уже отмечалось, важно, что в процесс рефлексии были вовлечены и учащиеся, и учитель. Как показывает опыт, в случае неучастия кого-либо из субъектов процесса обучения в процессе рефлексии, весь механизм рефлексии оказывался неэффективным. Рефлексия осуществлялась как в устной, так и в письменной форме. При этом она имела разное смысловое назначение. Устная рефлексия имела своей целью обнародование собственной позиции, её соотнесение с мнениями других людей. Письменная рефлексия имела своей целью выработку навыка формулировки резюме по обсуждаемой теме и саморефлексии.
Было написано письмо отцу Робинзона со словами раскаяния и прощения от лица главного героя. Таким образом, создание письма как формы подведения итогов позволило в творческом исполнении обобщить результаты совместной работы.
Рассмотренные нами приёмы, как нам кажется, позволили сделать работу по развитию критического мышления учащихся более эффективной, интересной и творческой. Поэтому данные приёмы частично или полностью могут быть использованы в дальнейшей работе.
Агнесса Георгиевна Агейчева,
школа № 31, Санкт-Петербург
|