Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Английский язык»Содержание №21/2007

Methods of Teaching

Развитие критического мышления у детей младшего школьного возраста в процесе изучения романа Д. Дефо “Робинзон Крузо”

Большинство людей скорее умерли бы, чем подумали; в действительности, они так и делают.
                                                                                                                    Бертран Рассел

Изучение развития мышления ребёнка представляет собой большой теоретический и практический интерес. Оно является одним из основных путей к углублённому познанию природы мышления и закономерностей его развития. Изучение путей развития мышления ребёнка представляет и вполне понятный практический педагогический интерес. Одним из важных направлений в решении этой задачи выступает создание условий, обеспечивающих полноценное умственное развитие детей, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, качеств ума, творческой инициативы.
Однако такие условия обеспечиваются в младших классах пока не в полной мере.
Актуальность темы заключается в том, что целенаправленная работа над развитием мышления в младшем школьном возрасте редко проводится на практике. Нормально мышление развивается на основе усвоенных знаний, и если нет последних, то и нет основы для развития мышления, и оно не может созреть в полной мере. Распространённым явлением становится обращение к упражнениям тренировочного типа, основанным на подражании, не требующим усилий самостоятельно мыслить. В этих условиях остаются невостребованными такие качества мышления, как глубина, критичность, гибкость, которые являются признаками его самостоятельности.
Цель предлагаемой работы: изучить особенности критического мышления младших школьников в процессе анализа литературного текста и провести работу по развитию этого типа мышления.

Эксперимент проводился в 4а классе школы № 31 Василеостровского района г. Санкт-Петербурга.
Занятия проводились 1 раз в неделю по 2 часа и занимали урок внеклассного чтения, поставленный последним, и 1 час после уроков (факультатив).
Большая часть занятий посвящалась работе с текстом романа. Остальное время занимали игры и творческие задания.
Основным используемым методом работы стала беседа.
Для развития критического мышления необходимо было научить элементарно анализировать художественный текст, дать начальные представления о художественной идеи и соотношении идеи и образа, а также анализировать литературный характер. Прежде всего необходимо было объяснить учащимся, какими приёмами пользовался писатель для создания характера своего героя. Было вскрыто значение портрета литературного героя, особенности речи и поступков, окружающей обстановки, взаимоотношений с другими персонажами романа. Всё это может помочь овладеть навыками анализа текста.
Однако в младшем школьном возрасте возможно и необходимо применять специфические методические приёмы, направленные на освоение идейно-художественного содержания текста. Так, высоко результативным средством анализа и создания познавательной мотивации оказалась игра, а также приём сопоставления литературного источника с его интерпретацией другими видами искусства.
Для ещё большей интенсивности работы был использован такой приём организации работы, как работа в малых группах. Состав групп был определён в самом начале знакомства с романом Д. Дефо «Робинзон Крузо» и оставался постоянным до конца. В конце каждого занятия подводились итоги, дети высказывались, какая группа работала активнее, дружнее, что понравилось на уроке, что было трудным. В приёме сопоставления литературного первоисточника с его интерпретацией учащиеся составляли видеоклип с анализом образа необитаемого острова, а также составляли иллюстрации собственного необитаемого острова. Это задание было вынесено на конкурс «Мой необитаемый остров». При сравнении с литературным источником это служило начальному представлению о соотношении литературы и действительности, о художественном вымысле и образе. Игра «Как вы думаете?» предваряла обсуждение словесного портрета литературного героя и автора произведения. Цель учащихся в игре определить по фотографиям, представленным «детективом», что это за личность: характер, род занятий, откуда родом, что любит или что не любит в еде, спорте, отдыхе. Это способствовало решению задачи диагностики процесса формирования умения анализировать литературный характер.
Творческое задание – написание письма отцу
от имени Робинзона – выполнялось по желанию учащихся.
В основу системы занятий была положена технология развития критического мышления (три фазы).

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Стадия (фаза) Деятельность учителя, задачи данной фазы Деятельность учащихся Возможные проблемы
Стадия вызова
Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы
Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения, систематизирует информацию до её изучения, задаёт вопросы, на которые хотел бы получить ответ).
– Составление списка «известной информации»;
– рассказ-предположение по ключевым словам;
– систематизация;
– материал (графический): кластеры, таблицы;
– верные и неверные утверждения.
Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведётся индивидуально, в парах, группах.
Стадия осмысления
(реализации)
Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому». Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем методы чтения. – Поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы.

Непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа), работа ведётся индивидуально или в парах.
Стадия рефлексии Вернуть учащихся к первоначальным предположениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации. Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления. – Заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации;
– возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;
– ответы на поставленные вопросы;
– организация дискуссий;
– написание творческих работ.

Творческая переработка, анализ, интерпретация и т.п. изученной информации. Работа ведётся индивидуально, в парах, группах.

Приёмы и технологии РКМ

Приёмы стадии вызова
• Кластеры – выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определённом порядке в виде грозди.

• Дерево предсказаний – этот приём помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии.

• «Толстые» и «Тонкие» вопросы – таблица «Толстых» и «Тонких» вопросов может быть использована на любой из трёх фаз урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении, а также демонстрация понимания пройденного.

• Чтение с остановками – работа с художественными текстами. Особенности художественных текстов и возможности работы с ними.

• Работа в группах – ученик усваивает быстро и качественно лишь то, что тут же после получения новой информации применяет на деле или передаёт другим (игра «Как вы думаете?»).

• Дискуссии вырабатывают у учащихся опыт совместной деятельности.

• Приём проведения рефлексии – письменная форма, позволяющая высказать свою точку зрения.

Работа по развитию у учащихся 4-го класса критического мышления в первую очередь была направлена на умение воссоздавать в воображении картины жизни, созданной писателем, умение передавать свои жизненные впечатления с помощью словесного художественного образа. До изучения темы, на стадии вызова, был использован приём «толстые и тонкие вопросы». Он может быть использован на любой из трёх фаз урока: на стадии вызова – вопросы до изучения темы, на стадии осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, при размышлении – демонстрация понимания пройденного. По ходу работы с таблицей в правую колонку записываются вопросы, требующие простого ответа. В левой колонке – вопросы, требующие подробного ответа.

«толстые» вопросы
«тонкие» вопросы
• дайте 3 объяснения, почему...?
• объясните, почему...?
• почему Вы думаете...?
• почему Вы считаете...?
• в чём различие...?
• предположите, что будет, если...?
• что, если...?
• Кто?
• Что?
• Когда?
• Может…?
• Будет...?
• Мог ли...?
• Как звать...?
• Было ли...?
• Согласны ли Вы...?
• Верно ли...?

Чтобы избавить учащихся от односложных ответов, им было предложено составление видеоклипа. Обсудив план, ракурс, направление взгляда, освещение, цвет, звук, языковые средства, ребята приступили к описанию своего собственного острова. «Мой маленький остров очень зелёный, омывается со всех сторон тёплым морем, с востока острова есть удобные пляжи, которые закрывают горы от холодных ветров. Он мне очень нравиться, но я бы скучал там без своих друзей».
Далее предлагалось сравнить с авторским текстом репродукцию «Остров Робинзона» и ответить на вопрос: на какие художественно-изобразительные средства опирался автор, художник, создавая образ острова; сравните репродукцию со своим островом, что похоже / не похоже. Для этого использовался приём «чтение с остановками». Приём используется, чтобы заинтересовать ребёнка книгой, привлечь его к осмысленному чтению. Обязательным этапом работы над любым (художественным и нехудожественным) текстом является читательская реакция: обмен мнениями. Это умение читателя извлечь из соприкосновения с текстом не только информационный пласт, но и проблемный, и эмоциональный. Реакция на текст, безусловно, будет более активной, если всячески её стимулировать вопросами, охватывающими три направления:
1. На что Вы обратили внимание в тексте? Что запомнилось больше всего? Как думаете, почему?
2. Какие мысли возникли у Вас в связи с тем, что больше всего запомнилось?
3. Какие чувства Вы испытали?

Домашнее здание, изображение своего острова, использовалось для проведения конкурса на лучший остров. Ребята с удовольствием рассказывали о своём острове.
Беседу с целью выявления общего впечатления о романе, предваряла работа по изучению литературоведческих терминов жанр, приключенческий роман, пейзаж, портрет героя, конфликт, т.к. в основе анализа текста лежат теоретические знания. Использовался приём «Дерево предсказаний», который помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести. Правила работы с данным приёмом таковы: ствол дерева – тема, ветви – предположения, которые ведутся по двум основным направлениям – «возможно» и «вероятно» (количество «ветвей» не ограничено), и, наконец, “листья» – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения. Этот приём помогает развивать у детей навык логического мышления и аналитического мышления с применением методов синтеза и анализа. Кроме того, он помогает делать вывод на основе фактов (так как весь процесс рассуждения представлен виде схемы-дерева) и аргументировать его. «Я думаю, что роман Д. Дефо «Робинзон Крузо» – это рассказ о человеке, который пережил много приключений и трудностей в своей жизни, поэтому он приобрёл богатый жизненный опыт».

Агнесса Георгиевна Агейчева,
школа № 31,
Санкт-Петербург

to be continued