Развитие критического мышления у детей младшего школьного возраста в процесе изучения романа Д. Дефо “Робинзон Крузо”
Большинство людей скорее умерли бы, чем подумали; в действительности, они так и делают.
Бертран Рассел
Изучение развития мышления ребёнка представляет собой большой теоретический и практический интерес. Оно является одним из основных путей к углублённому познанию природы мышления и закономерностей его развития. Изучение путей развития мышления ребёнка представляет и вполне понятный практический педагогический интерес. Одним из важных направлений в решении этой задачи выступает создание условий, обеспечивающих полноценное умственное развитие детей, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, качеств ума, творческой инициативы.
Однако такие условия обеспечиваются в младших классах пока не в полной мере.
Актуальность темы заключается в том, что целенаправленная работа над развитием мышления в младшем школьном возрасте редко проводится на практике. Нормально мышление развивается на основе усвоенных знаний, и если нет последних, то и нет основы для развития мышления, и оно не может созреть в полной мере. Распространённым явлением становится обращение к упражнениям тренировочного типа, основанным на подражании, не требующим усилий самостоятельно мыслить. В этих условиях остаются невостребованными такие качества мышления, как глубина, критичность, гибкость, которые являются признаками его самостоятельности.
Цель предлагаемой работы: изучить особенности критического мышления младших школьников в процессе анализа литературного текста и провести работу по развитию этого типа мышления.
Эксперимент проводился в 4а классе школы № 31 Василеостровского района г. Санкт-Петербурга.
Занятия проводились 1 раз в неделю по 2 часа и занимали урок внеклассного чтения, поставленный последним, и 1 час после уроков (факультатив).
Большая часть занятий посвящалась работе с текстом романа. Остальное время занимали игры и творческие задания.
Основным используемым методом работы стала беседа.
Для развития критического мышления необходимо было научить элементарно анализировать художественный текст, дать начальные представления о художественной идеи и соотношении идеи и образа, а также анализировать литературный характер. Прежде всего необходимо было объяснить учащимся, какими приёмами пользовался писатель для создания характера своего героя. Было вскрыто значение портрета литературного героя, особенности речи и поступков, окружающей обстановки, взаимоотношений с другими персонажами романа. Всё это может помочь овладеть навыками анализа текста.
Однако в младшем школьном возрасте возможно и необходимо применять специфические методические приёмы, направленные на освоение идейно-художественного содержания текста. Так, высоко результативным средством анализа и создания познавательной мотивации оказалась игра, а также приём сопоставления литературного источника с его интерпретацией другими видами искусства.
Для ещё большей интенсивности работы был использован такой приём организации работы, как работа в малых группах. Состав групп был определён в самом начале знакомства с романом Д. Дефо «Робинзон Крузо» и оставался постоянным до конца. В конце каждого занятия подводились итоги, дети высказывались, какая группа работала активнее, дружнее, что понравилось на уроке, что было трудным. В приёме сопоставления литературного первоисточника с его интерпретацией учащиеся составляли видеоклип с анализом образа необитаемого острова, а также составляли иллюстрации собственного необитаемого острова. Это задание было вынесено на конкурс «Мой необитаемый остров». При сравнении с литературным источником это служило начальному представлению о соотношении литературы и действительности, о художественном вымысле и образе. Игра «Как вы думаете?» предваряла обсуждение словесного портрета литературного героя и автора произведения. Цель учащихся в игре определить по фотографиям, представленным «детективом», что это за личность: характер, род занятий, откуда родом, что любит или что не любит в еде, спорте, отдыхе. Это способствовало решению задачи диагностики процесса формирования умения анализировать литературный характер.
Творческое задание – написание письма отцу
от имени Робинзона – выполнялось по желанию учащихся.
В основу системы занятий была положена технология развития критического мышления (три фазы).
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Стадия (фаза) |
Деятельность учителя, задачи данной фазы |
Деятельность учащихся |
Возможные проблемы |
Стадия вызова |
Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы |
Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения, систематизирует информацию до её изучения, задаёт вопросы, на которые хотел бы получить ответ). |
– Составление списка «известной информации»;
– рассказ-предположение по ключевым словам;
– систематизация;
– материал (графический): кластеры, таблицы;
– верные и неверные утверждения. |
Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведётся индивидуально, в парах, группах. |
Стадия осмысления
(реализации) |
Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому». |
Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем методы чтения. |
– Поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы. |
Непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа), работа ведётся индивидуально или в парах.
|
Стадия рефлексии |
Вернуть учащихся к первоначальным предположениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации. |
Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления. |
– Заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации;
– возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;
– ответы на поставленные вопросы;
– организация дискуссий;
– написание творческих работ. |
Творческая переработка, анализ, интерпретация и т.п. изученной информации. Работа ведётся индивидуально, в парах, группах.
|
Приёмы и технологии РКМ
Приёмы стадии вызова
• Кластеры – выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определённом порядке в виде грозди.
• Дерево предсказаний – этот приём помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии.
• «Толстые» и «Тонкие» вопросы – таблица «Толстых» и «Тонких» вопросов может быть использована на любой из трёх фаз урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении, а также демонстрация понимания пройденного.
• Чтение с остановками – работа с художественными текстами. Особенности художественных текстов и возможности работы с ними.
• Работа в группах – ученик усваивает быстро и качественно лишь то, что тут же после получения новой информации применяет на деле или передаёт другим (игра «Как вы думаете?»).
• Дискуссии вырабатывают у учащихся опыт совместной деятельности.
• Приём проведения рефлексии – письменная форма, позволяющая высказать свою точку зрения.
Работа по развитию у учащихся 4-го класса критического мышления в первую очередь была направлена на умение воссоздавать в воображении картины жизни, созданной писателем, умение передавать свои жизненные впечатления с помощью словесного художественного образа. До изучения темы, на стадии вызова, был использован приём «толстые и тонкие вопросы». Он может быть использован на любой из трёх фаз урока: на стадии вызова – вопросы до изучения темы, на стадии осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, при размышлении – демонстрация понимания пройденного. По ходу работы с таблицей в правую колонку записываются вопросы, требующие простого ответа. В левой колонке – вопросы, требующие подробного ответа.
«толстые» вопросы
|
«тонкие» вопросы |
• дайте 3 объяснения, почему...?
• объясните, почему...?
• почему Вы думаете...?
• почему Вы считаете...?
• в чём различие...?
• предположите, что будет, если...?
• что, если...? |
• Кто?
• Что?
• Когда?
• Может…?
• Будет...?
• Мог ли...?
• Как звать...?
• Было ли...?
• Согласны ли Вы...?
• Верно ли...? |
Чтобы избавить учащихся от односложных ответов, им было предложено составление видеоклипа. Обсудив план, ракурс, направление взгляда, освещение, цвет, звук, языковые средства, ребята приступили к описанию своего собственного острова. «Мой маленький остров очень зелёный, омывается со всех сторон тёплым морем, с востока острова есть удобные пляжи, которые закрывают горы от холодных ветров. Он мне очень нравиться, но я бы скучал там без своих друзей».
Далее предлагалось сравнить с авторским текстом репродукцию «Остров Робинзона» и ответить на вопрос: на какие художественно-изобразительные средства опирался автор, художник, создавая образ острова; сравните репродукцию со своим островом, что похоже / не похоже. Для этого использовался приём «чтение с остановками». Приём используется, чтобы заинтересовать ребёнка книгой, привлечь его к осмысленному чтению. Обязательным этапом работы над любым (художественным и нехудожественным) текстом является читательская реакция: обмен мнениями. Это умение читателя извлечь из соприкосновения с текстом не только информационный пласт, но и проблемный, и эмоциональный. Реакция на текст, безусловно, будет более активной, если всячески её стимулировать вопросами, охватывающими три направления:
1. На что Вы обратили внимание в тексте? Что запомнилось больше всего? Как думаете, почему?
2. Какие мысли возникли у Вас в связи с тем, что больше всего запомнилось?
3. Какие чувства Вы испытали?
Домашнее здание, изображение своего острова, использовалось для проведения конкурса на лучший остров. Ребята с удовольствием рассказывали о своём острове.
Беседу с целью выявления общего впечатления о романе, предваряла работа по изучению литературоведческих терминов жанр, приключенческий роман, пейзаж, портрет героя, конфликт, т.к. в основе анализа текста лежат теоретические знания. Использовался приём «Дерево предсказаний», который помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести. Правила работы с данным приёмом таковы: ствол дерева – тема, ветви – предположения, которые ведутся по двум основным направлениям – «возможно» и «вероятно» (количество «ветвей» не ограничено), и, наконец, “листья» – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения. Этот приём помогает развивать у детей навык логического мышления и аналитического мышления с применением методов синтеза и анализа. Кроме того, он помогает делать вывод на основе фактов (так как весь процесс рассуждения представлен виде схемы-дерева) и аргументировать его. «Я думаю, что роман Д. Дефо «Робинзон Крузо» – это рассказ о человеке, который пережил много приключений и трудностей в своей жизни, поэтому он приобрёл богатый жизненный опыт».
Агнесса Георгиевна Агейчева,
школа № 31,
Санкт-Петербург
to be continued
|