Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Английский язык»Содержание №16/2007
Поиграем в домино
BOOKSHELF

Статья опубликована при поддержке СТАДИ-ЭКСПРЕСС. Обучение английскому языку на Мальте - наиболее экономичный способ выучить английский язык. Ведь стоимость обучения и проживания на Мальте заметно ниже, чем в других англоязычных странах, а качество обучения в ведущих языковых школах Мальты отвечает международным стандартам. Однако, чтобы обучение английскому на Мальте оказалось по-настоящему эффективным полезно знать, что именно влияет на качество обучения и за счет чего можно повысить эффективность своего обучения на Мальте.

ПОИГРАЕМ В ДОМИНО

Часто приходится слышать сетования учителей: «Времени ни на что не хватает. Опять ничего не успели!» Всем знакомо это досадное чувство. Но ждать, что когда-нибудь в расписании будет больше уроков английского языка, вряд ли стоит. Так что остается одно: искать резервы. Как это ни странно, но и искать особо не нужно. Оптимально и эффективно использовать на уроке каждую минуту помогут игры. Обычные игры. Простые забавы способны не только доставлять ребятам радость, но и приносить много пользы.
Особенно пригодятся игры, которые проходят без непосредственного участия учителя. Их удобно использовать в тех случаях, когда учитель хочет с кем-то поработать отдельно, а остальных учащихся нужно чем-то занять. А так как такая необходимость возникает почти на каждом уроке, то играть с пользой для дела тоже можно на каждом уроке. Очень эффективны игры на карточках, в которые могут играть соседи по парте. Ребята получают один конверт на двоих и выполняют задание самостоятельно.
Знакомое нам всем с детства ДОМИНО очень хорошо подходит для этой цели. Игра эта очень популярна не только в своем традиционном виде. Многие в дошкольном возрасте играли в домино-картинки, так что правила игры всем ученикам хорошо известны. Мы же предлагаем и вовсе облегчить их: не делать карточек-пустышек и карточек, на обеих половинках которых надпись одна и та же. Наша практика показывает, что дети получают удовольствие от самой игры и стать победителем, как в традиционном домино, никто не стремится. Правильно сложенную рамку домино ребята уже воспринимают как победу.
Итак, вы берёте карточки (размер может быть 2см х 8см), делите их пополам. Удобнее на левой и на правой половинках писать разным цветом. В правой колонке пишем начало, в левой – конец слова, словосочетания или предложения.
Перед началом игры все карточки выкладываются на стол изображением вверх. Начать игру можно с любой карточки. Ряд карточек можно достраивать как вправо, так и влево. Ребенок, первым нашедший подходящую карточку, берёт её, кладёт рядом с уже имеющимися и проговаривает вслух то, что у него получилось.
Обычно в группе обстановка благожелательная и устанавливать очерёдность нет необходимости. Конечно, кто-то из ребят может оказаться более смышлёным, и ему захочется самому быстро поставить все карточки. Не стоит этого бояться, партнёр обычно сам останавливает его замечанием: “It’s my turn”, а иногда и возгласом: “Ты куда?! Сейчас я хожу!”, так что первому ничего не остается, как подождать своей очереди.
Перейдём к конкретным примерам. Предположим, вы изучаете урок 31 в УМК Верещагиной И.Н. и др. для третьего класса. Тема: Past Indefinite. Можно предложить следующую игру.

Сначала дети просто выбирают слова, которые сочетаются с данными глаголами. Затем можно всё перемешать и попросить выложить все карточки снова, но теперь уже не просто проговаривать словосочетания, а составлять предложения в Past Indefinite. Например:

Мы привели только один пример использования ДОМИНО для изучения грамматики. Конечно, этим возможности игры не ограничиваются. Так, при изучении 72 урока того же УМК с помощью домино можно повторить все пройденные видо-временные формы и закрепить новые.

Как видно из приведенных примеров, можно приготовить любое количество карточек и располагать их можно и прямоугольником, и в одну линию, в последнем случае правую сторону последней карточки следует соединить с левой стороной первой:

Конечно, встанет вопрос, как проверить, правильно ли ребята расположили карточки. Чтобы, с одной стороны, не оставить ошибок, и, с другой, не потратить слишком много времени на проверку, мы предлагаем иметь на отдельном листочке изображение правильно составленной рамки. Тогда ребята сами смогут проверить себя. Такая проверка не отвлекает учителя и в то же время позволяет учащимся еще раз увидеть материал, над которым они работали (или с которым они играли, – что, собственно говоря, одно и то же).
По окончании игры попросите ребят тщательно перемешать карточки и убрать их обратно в конверт. Скажите, что ученики, которые потом будут играть в эту игру, должны все сделать самостоятельно. Как только дети поймут, что конверт достанется другим в том виде, в каком они сдадут его, они станут старательно перемешивать карточки. Вообще, на первых порах следует поиграть вместе с детьми. Так они скорее поймут, что к чему, а вы почувствуете, что нравится и что особенно полезно именно этому классу и сможете скорректировать правила, усложнив игру или, наоборот, упростив её.
На уроке на одну такую игру уходит 3-4 минуты, таких игр нужно принести столько, сколько пар учеников вы хотите занять игрой. Возникает вопрос, где же взять время на то, чтобы все придумать и подготовить. Ведь игры – далеко не единственная форма работы на уроке, которая требует подготовки. Именно с целью разгрузить учителя, дать ему полностью готовый материал для работы, издательство “ЭКЗАМЕН” выпустило серию пособий, которая так и называется УМК “Грамматика английского языка” (автор Е.А. Барашкова). В комплект входят четыре компонента:
· Сборник упражнений
· Книга для родителей (содержит грамматический справочник, который полностью соответствует материалу школьного учебника; разбор типичных ошибок; ключи ко всем упражнениям).
· Проверочные работы (включает четыре варианта на каждую четверть)
· Игры на уроке
В книге Игры на уроке вы найдете подробное практическое руководство, описание самых эффективных обучающих игр, рекомендации и, самое главное, весь раздаточный материал для проведения игр, разработанный к каждому конкретному учебнику. Вам останется только разрезать листы на карточки и разложить их по конвертам.
Пособия УМК «Грамматика английского языка» вышли почти ко всем школьным учебникам, рекомендованным Министерством образования и науки РФ.
Используйте каждую минуту урока, больше играйте, и ваши ученики будут говорить грамотно

Предлагаем некоторые упражнения из Сборника упражнений и соответствующие параграфы из Справочника. Раздаточный материал из пособия Игры на уроке см. в № 17.

Тема: Специальные вопросы.

Е.А. Барашкова

Грамматика английского языка
Сборник упражнений к УМК В.П. Кузовлева и др. «Английский язык:
Учеб. для 5-го кл. общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2004»

К урокам 64–65

296. Задайте специальные вопросы.
(§ 23)

– Where is she?
– She is in London.

1. – ………………………………………
– He is in Kaluga.
2. – ………………………………………
– She is in Minsk.
3. – …………………………………………
– They are in Vladivostok.
4. – …………………………………………
– Ann is in Omsk.
5. – …………………………………………
– The children are at home.

298. Задайте специальные вопросы.
(§ 23)

– What has he got?
– He has got a picture.
1. – ………………………………………
– He has got a toy.
2. – ………………………………………
– They have got a dog.
3. – ………………………………………
– She has got a cat.
4. – ………………………………………
– Phil has got a parrot.
5. – ………………………………………
– The children have got a bird.

299. Спросите, почему это так.
(§ 23)

– They are busy.
– Why are they busy?

1. – It is cold.
– ………………………………………
2. – Sam is happy.
– ………………………………………
3. – The poet is famous.
– ………………………………………
4. – It is her favourite book.
– ………………………………………
5. – They are at home.
– ………………………………………

300. Спросите, почему это так.
(§ 23)

1. – The porridge is tasty.
– ………………………………… tasty?
2. – He can cook porridge.
– ……………………………… porridge?
3. – They would like to cook porridge.
– ……………………………… porridge?
4. – She has got a new dictionary.
– ……………………… a new dictionary?
5. – They have got ten apples.
– ……………………… ten apples?

303. Спросите, почему это так. Обратите внимание на местоимения.
(§ 23)

1. – I would like to buy the bike.
– ……………………………… the bike?
2. – I am afraid of the dog.
– …………………………… of the dog?
3. – I have got a pumpkin.
– …………………………… a pumpkin?
4. – I can ask him about it.
– ………………………… him about it?
5. – I am busy.
– ……………………………… busy?

304. Составьте специальные вопросы.
(§ 23)

1. busy, why, you, are?
……………………………………………………………
2. cold, is, it, why?
……………………………………………………………
3. you, got, have, what?
………………….………………………………………
4. they, where, are?
………………….………………………………………
5. where, from, they, are?
………………………….………………………………

305. Задайте (a) общие и (b) специальные вопросы.
(§ 21, § 23)

He has got a turtle.
a. Has he got a turtle?
b. What has he got?

1. She has got a parrot.
a. ………………………… a parrot?
b. ……………………………………………………
2. They have got a car.
a. ………………………… a car?
b. …………………………………………………
3. The teacher has got a map.
a. ………………………… a map?
b. ……………………………………………………
4. The children have got a souvenir.
a. ………………………… a souvenir?
b. ……………………………………………………
5. Peter has got a guitar.
a. ………………………… a guitar?
b. ……………………………………………………

307. Задайте (a) общие и (b) специальные вопросы.
(§ 21, § 23)

He is in Scotland.
a) Is he in Scotland?
b) Where is he?

1. She is at home.
a. ………………… at home?
b. ……………………………………………………
2. They are in the garden.
a. ………………… in the garden?
b. ……………………………………………………
3. George is in the garage.
a. ………………… in the garage?
b. ……………………………………………………
4. Jane is at school.
a. ………………… at school?
b. ……………………………………………………
5. Tom and Mary are in England.
a. ……………………………… in England?
b. ……………………………………………………

308. Задайте (a) общие и (b) специальные вопросы.
(§ 21, § 23)

They live in London.
a. Do they live in London?
b. Where do they live?

1. They go to school.
a. ………………………… to school?
b. ……………………………………………………
2. They play football at school.
a. ………………………… at school?
b. ……………………………………………………
3. They work in the garden.
a. ………………………… in the garden?
b. ……………………………………………………
4. They buy magazines in the bookshop.
a. ………………………… in the bookshop?
b. ……………………………………………………
5. The dogs play in the park.
a. ………………………… in the park?
b. ……………………………………………………

309. Задайте (a) общие и (b) специальные вопросы.
(§ 21, § 23)

He lives in Oxford.
a. Does he live in Oxford?
b. Where does he live?

1. He goes to the bookshop.
a. ……………................................………… to the bookshop?
b. ……………………………………………………
2. The boy plays in the room.
a. ……………………… in the room?
b. ……………………………………………………
3. He works in the toy shop.
a. ……………………… in the toy shop?
b. ……………………………………………………
4. She studies in a music school.
a. ……………………… in a music school?
b. ……………………………………………………
5. He meets his friends in the park.
a. ……………………… in the park?
b. ……………………………………………………

310. Задайте специальные вопросы.
(§ 23)

1. – …………………………………………
– The birds live in the park.
2. – …………………………………………
– The schoolchildren go to the palace.
3. – …………………………………………
– The baby sleeps in the room.
4. – …………………………………………
– The teacher walks in the garden.
5. – …………………………………………
– The boys travel in England.

311. Задайте специальные вопросы.
(§ 23)

1. – …………………………………………………
– She cooks fish.
2. – ………………………………………………
– They bring toys.
3. – ………………………………………………
– He makes jam.
4. – …………………………………………………
– They read stories.
5. – …………………………………………………
– She buys apples.

Справочник к УМК В.П. Кузовлева и др.
«Английский язык: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2004»

§ 23. Специальные вопросы

Вопросы, требующие специального ответа, называются специальными. Такие вопросы начинаются с вопросительного слова.

Следует обратить внимание на порядок слов в специальном вопросе.
Здесь на первом месте стоит вопросительное слово, затем стоит глагол, и лишь затем подлежащее.