Интерактивное обучение учащихся 10–11-х классов английскому языку с использованием компьютерных технологий
Мир новейших информационных технологий занимает всё большее место в нашей жизни. Использование их на уроках иностранного языка повышает мотивацию и познавательную активность учащихся, расширяет их кругозор и позволяет применить личностно-ориентированную технологию интерактивного обучения иностранному языку, т.е. обучение во взаимодействии.
В связи с этим информационным технологиям в обучении иностранным языкам отводится важная роль. В самой технологии компьютерных обучающих программ воплощены в динамике развития идеи когнитивной лингвистики, методики и психологии. Информационные обучающие программы позволяют моделировать те или иные лингвистические задачи, например, возможность справляться с трудными фрагментами читаемого текста, формирование и закрепление грамматических умений и навыков, умение вести диалог в типовых ситуациях. При этом система контролирует действия учащегося и исправляет его ошибки. Компьютеризация процедуры педагогического контроля знаний позволяет обеспечить более всестороннюю и объективную проверку уровня знаний обучающегося.
Статья опубликована при поддержке школы "s-English". Дистанционные курсы изучения английского языка для детей и школьников по "Скайпу" с носителями языка. Доступные цены, персональный график занятий, подбор индивидуального плана обучения в зависимости от уровня обучающегося с возможностью корректировки. Бесплатный первый пробный урок, доступ к дидактическим и обучающим материалам. Узнать подробную информацию о курсах, контакты, цены и записаться на пробный урок Вы сможете по ссылке:
http://s-english.ru/repetitor/anglijskij-cherez-skype.
Использование компьютерных технологий позволяет учащемуся преодолеть психологический барьер на пути к использованию иностранного языка как средства общения. Одним из проявлений этого барьера является так называемая «боязнь ошибки». Обучающиеся отмечают, что при использовании компьютерных технологий они не испытывают чувства неловкости, допуская ошибки, и получают достаточно чёткие инструкции относительно того, как преодолеть допущенную ошибку.
Информационные технологии являются как средством подачи материала, так и контролирующим средством. Подобные технологии обеспечивают высокое качество подачи материала и используют различные коммуникативные каналы (текстовый, звуковой, графический, сенсорный и т.д.). Всё это позволяет увеличить мотивацию учащихся и сформировать их коммуникативную компетенцию.
Данный курс разработан для учащихся 10–11-х классов. Он позволяет учащимся лучше подготовиться к итоговой аттестации по английскому языку в соответствии с требованиями государственного стандарта, а также с требованиями ЕГЭ по разделу «Говорение» и «Письмо», используя компьютерные технологии и традиционные методики обучения. Курс рассчитан на подготовленного учащегося и предусматривает наличие базового уровня. В процессе обучения учащиеся не только совершенствуют знания, приобретённые ими за предыдущий период обучения, но и расширяют свой словарный запас с учётом практического владения иностранным языком в стандартных ситуациях (в рамках изучаемых монологических высказываний с элементами рассуждения и диалогических бесед в виде обмена мнениями) согласно требованиям государственного стандарта и ЕГЭ.
Курс рассчитан на 64 учебных часа в течение двух лет. Основной и ведущей целью данного курса является формирование коммуникативной компетенции, поскольку язык есть средство общения. Основу коммуникативной компетенции составляют коммуникативные умения, сформированные на базе языковых знаний и навыков:
– умение чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое) аутентичных текстов по тематике, предусмотренной государственным стандартом и ЕГЭ;
– умение осуществлять диалогическое общение в виде обмена мнениями с партнёром по тематике, включённой в государственный стандарт и ЕГЭ;
– умение выразить своё мнение, оценку, развёрнутое монологическое рассуждение по тематике, включённой в государственный стандарт и ЕГЭ;
– умение письменно оформить и передать значимую информацию в виде открытки, письма другу и делового письма;
– умение понимать на слух несложные аутентичные тексты;
– умение работать с книгой, учебником, компьютером, справочной литературой, словарём;
– владение компенсаторными умениями (умением «выйти из положения» при дефиците языковых средств).
Образование учащихся средствами иностранного языка в рамках данного курса предполагает:
– осознание учащимися сущности языковых явлений, через которые воспринимается язык;
– понимание особенностей своего мышления и мышления партнёра;
– сопоставление изучаемого языка с родным языком;
– продолжение знакомства с культурой, историей, реалиями и традициями стран изучаемого языка (лингвострановедение, страноведение) и своей страны.
Воспитание учащихся, осуществляемое через систему личного отношения к постигаемой культуре языка и процессу овладения ею, предполагает формирование у учащихся:
– оценочно-эмоционального отношения к миру;
– понимание важности изучения иностранного языка и потребности пользоваться им как средством общения.
Развитие учащихся, осуществляемое в процессе приобретения ими опыта творческой, поисковой деятельности, осознания явлений реальной действительности, и предполагает формирование у школьников:
– механизма языковой догадки и умения переноса знаний и навыков в новую ситуацию;
– языковых, интеллектуальных и познавательных способностей;
– готовность вступать в иноязычное общение и высказать свое мнение и оценку;
– потребности дальнейшего самообразования в области иностранного языка.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ по данному курсу может быть представлено в виде следующей схемы:
Курс рассчитан на 64 учебных часа в течение двух лет. Остальные часы отведены работе с основным учебным пособием: УМК Гроза О.Л. и др. New Millennium English 10–11. М.: Титул, 2003–2005. Тематика работы по данному курсу подбирается параллельно тематике УМК New Millennium English 10–11 и является дополнительным материалом для более качественной подготовки к итоговой аттестации учащихся в 11 классе. Занятия включают все виды языковой деятельности (чтение, перевод, письмо, устную речь, аудирование и работу с информационными обучающими программами).
Курс базируется на следующих учебно-методических материалах:
– Программа среднего (полного) образования по английскому языку. Базовый уровень. “Иностранные языки в школе”. 2005, №5. С. 18–24.
– Требования ЕГЭ по английскому языку Министерства образования и науки РФ;
– Кисунько Е.И., Музланова Е.С. Английский язык. Все устные темы для подготовки к выпускному экзамену и ЕГЭ. М.: Астрель, 2006. – 480 стр. (учебно-методическое пособие);
– Обучающие программы на CD-ROM. Для пользователей уровней от “Intermediate” до “Advanced”:
Living English. Живой английский. М.: “РЕПЕТИТОР Мультимидиа”, Глосса, 2006 (1);
Frankly Speaking. Говорим откровенно. М.: “РЕПЕТИТОР Мультимидиа”, 2004 (2);
Discovering the World. Открываем мир. М., “РЕПЕТИТОР Мультимидиа”, 2004 (3);
– Кисунько Е.И., Музланова Е.С. Phonetic Warming Up. М.: Библиотечка “Первое сентября”, серия “Английский язык”, выпуск 3, 2005.
Целью данного курса является формирование коммуникативной компетенции учащихся, необходимой для итоговой аттестации по английскому языку в соответствии с требованиями Государственного стандарта и ЕГЭ.
Курс состоит из 21 раздела, в которых представлено 160 разнообразных устных тем, определённых требованиями Государственного стандарта и ЕГЭ по английскому языку. Основное внимание в каждой теме уделяется формированию практических умений и навыков владения устной речью в стандартных ситуациях, ведение дискуссий, обмен мнениями для решения коммуникативных задач. Современная лексика и идиоматические выражения помогут обогатить словарный запас учащихся. Тексты снабжены списками слов и выражений, которые рекомендуются для запоминания и последующего употребления в речи. Сопровождающие каждый текст вопросы помогут лучше подготовиться к беседе с экзаменатором. Каждый раздел снабжен диалогами, которые наглядно демонстрируют, как можно использовать представленную в темах информацию для решения коммуникативных задач. В данном курсе представлено более 100 диалогов. В соответствии с требованиями ЕГЭ, в курсе имеется 45 образцов открыток, личных и деловых писем, которые могут быть использованы для подготовки к выполнению письменных заданий ЕГЭ. Для грамотного и правильного фонетического оформления речи вводится корректирующий фонетический курс Phonetic Warming Up. (Е. Кисунько, Е. Музланова. Phonetic Warming Up. М.: Библиотечка “Первое сентября”, серия “Английский язык”, выпуск 3, 2005).
Применение вышеуказанных компьютерных обучающих программ, соответствующих тематике Государственного стандарта и ЕГЭ, совместно с пособием для подготовки к итоговой аттестации, позволит учащимся качественнее подготовиться к экзаменам в 11 классе, улучшит их коммуникативную компетенцию, обогатит их лексический запас, позволит лучше понимать на слух беглую английскую речь, повысит интерес и создаст более высокую мотивацию учащихся к изучению английского языка. В зависимости от выбранного режима работы компьютерные обучающие программы осуществляют тренинг по навыкам аудирования и усвоения лексического материала или компьютерного тренажера по синхронному переводу с английского языка.
Работа с обучающей компьютерной программой позволяет осуществить личностно-ориентированный подход к обучению и проводится следующим образом. Сначала выбирается тема, соответствующая тематике учебно-методического пособия. Далее до начала работы с текстом программа показывает наиболее трудные моменты лексики и проверяет, насколько они усвоены. Далее программа показывает те вопросы, на которые учащиеся будут отвечать после прослушивания текста. По тому, насколько успешно учащиеся справятся с этим, программа решит, в какой мере понят текст. Даже при хороших результатах предполагается продолжить более детальную проработку текста: прослушивание и просмотр на экране английского текста. Одновременно на экран выводится и русский перевод, при этом на экране выделяются звучащая английская фраза и её русский эквивалент. Есть возможность остановить прослушивание и повторить трудную фразу. Лишь в конце работы над текстом учащиеся по мере необходимости пробуют свои силы в синхронном переводе с микрофоном в руке. Для более подготовленных учащихся можно сразу выбрать текст для прослушивания и синхронного перевода без предварительной подготовки.
По мере прохождения учащимися материала и выполнения заданий программа будет пополнять отчёт о работе учащегося. Программа также сохранит звуковые файлы с переводами, чтобы позже вернуться к их анализу и сравнить их с эталонным переводом, который также показывается на экране.
В программе предусмотрен особый преподавательский режим работы, в результате чего преподаватель, при необходимости, может прочитать отчёты о работе всех учащихся.
Вся серия обучающих программ основана на записях интервью с носителями языка и их монологических высказываний. Все это позволит учащимся улучшить понимание на слух беглой речи носителей языка, освоить разговорную лексику, расширит представления об укладе жизни, культуре, традициях стран изучаемого языка и повысит коммуникативную компетенцию учащихся.
В конце каждой четверти предусматривается устный и письменный зачёт по пройденному материалу.
Ожидаемые результаты обучения учащихся согласно данному курсу соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по английскому языку. Эти требования направлены на реализацию личностно-ориентированного, коммуникативного и социокультурного подходов обучения; освоению учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладению знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни и значимыми для социальной адаптации личности, её приобщения к ценностям мировой культуры.
Учащиеся реализуют творческий вид деятельности, что включает умения расспрашивать, объяснять, изучать, описывать, сравнивать, анализировать, оценивать, высказывать свои мнения и суждения, аргументировать их, проводить самостоятельный поиск необходимой информации, ориентироваться в тексте на английском языке, делать краткие сообщения на заданную тему.
Всё вышесказанное позволит учащимся использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для общения с представителями других стран; получения сведений из иноязычных источников информации (в том числе через Интернет), необходимых в образовательных целях; расширения возможностей в выборе будущей профессиональной деятельности; изучения ценностей мировой культуры, культурного наследия и достижений других стран; ознакомления представителей зарубежных стран с культурой и достижениями России.
Е.И. Кисунько, школа № 651 г. Москвы,
Е.С. Музланова, лицей № 1537 г. Москвы
Почасовой план работы в 10 классе
ИТОГО: 30 часов
Резерв: 2 часа
Почасовой план работы в 11 классе
ИТОГО: 29 часов
Резерв: 3 часа |