Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Английский язык»Содержание №14/2007
METHODS OF TEACHING

Обучение употреблению артиклей

Употребление артиклей – одно из самых сложных грамматических явлений английского языка: многочисленные ошибки в употреблении артиклей встречаются в речи учащихся не только младшего, но и старшего звена. Одна из трудностей состоит в том, что обучение употреблению артиклей происходит без опоры на родной язык, в котором артикли отсутствуют. В то же время высокая частотность употребления артиклей делает обучение навыкам правильного их использования в речи одной из важных задач в системе обучения английскому языку.
Я работаю по УМК В.П. Кузовлева и также пользуюсь в своей работе британскими учебными пособиями Oxford и Cambridge University Press – Headway, Blueprint, Collins Cobuild и др.
Объясняя роль артиклей, я всегда привожу в качестве примера два предложения – I like English (т.е. язык) и I like the English (т.е. людей). Ребятам наглядно демонстрируется, что наличие артикля во втором предложении меняет смысл высказывания.
Чтобы работу над артиклями сделать более интересной, я стараюсь подбирать как можно более разнообразные упражнения. Отрабатывая артикли, одновременно можно повторять лексику и грамматику. У учащихся младшей и средней школы очень популярны иллюстрированные грамматические задания. И один из любимых видов работ – с картами городов. По ним можно закреплять употребление артиклей с именами собственными – названиями улиц, площадей, парков, других городских объектов. Параллельно можно отрабатывать предлоги места и направления движения, грамматическую структуру there is/are.
В 5-м классе изучение темы “Город” я провожу по карте Волгодонска: дети употребляют артикли с названиями городских объектов. Предлагаю ребятам в качестве домашнего задания начертить примерный план-схему их микрорайона с надписями на английском языке. На уроке мы по этим картам работаем. Привожу одно из заданий.
Where is the hotel situated? (It’s in Velikoy Pobedy Avenue.)
What building is on the coner of Stroitelei Avenue and Entuziastov Street? (The cinema is.)
What is there near the cinema? (The monument is.)
What building is in the park? (The school is.)
Where is the bank? (It is in Stroitelei Avenue.)
Where is the library situated? (It’s in Molodezhnaya Street.)
Is the post-office in Velikoi Pobedy Avenue or in Vesennyaya Street? (It’s in Velikoi Pobedy Avenue.)
C неменьшим удовольствием дети работают и по картам других городов, в первую очередь, конечно, Лондона. Здесь основной акцент я делаю на социокультурном компоненте. Ребята знакомятся сдосто-примечательностями британской столицы, обращая внимание на употребление артиклей перед их названиями, – the Mall, но Regent Street, совершают заочное путешествие по улицам Лондона. Вот это задание я предлагаю в 7-м классе при изучении темы “What’s best in your country?” Изучив карту центра Лондона, нужно заполнить предложения именами собственными, обращая внимание на использование артиклей.
1. ___________________ is in Trafalgar Square.
2. ___________________ are next to the River Thames.
3. St. James’s Park lies between _____________ and __________.
4. ___________________ is situated in the Strand.
5. Buckingham Palace and Trafalgar Square are connected by ________.
6. St. James’s Palace lies at the end of ________.
7. ____________, ____________, _____________ and ____________ are streets which radiate from Piccadilly Circus.
8. The Prime Minister’s residence is in ___________________.
9. ___________________ is between the Thames and the Strand.
10. ___________________ run north from Trafalgar Square.

Key: 1. The National Gallery; 2. The Houses of Parliament; 3. The Mall, Birdcage Walk; 4. The Savoy Hotel; 5. The Mall; 6. Pall Mall; 7. Piccadilly, Regent Street, Shaftesbury Avenue, Haymarket; 8. Downing Street; 9. Charing Cross Station; 10. Charing Cross Road

Тема “Употребление артиклей с географическими названиями” предоставляет учителю широкий простор для творчества, огромный выбор заданий – от конкурсов, викторин, КВН до работы с картами географическими, контурными, картами-схемами. На контурных картах даю задание сделать надписи на английском языке. Ребята с удовольствием работают с картами как англоязычных стран, так и родной страны. Вот карта нашей области, выполненная учащимися 8-го класса. К ней предлагаю вопросы викторины.

1. What inland sea is Volgodonsk situated on?
2. What historic town of the Cossacks is the sea named after?
3. What seas is the port of Volgodonsk connected by waterways to?
4. What two great rivers does the shipping canal in Volgodonsk connect?
5. What two big cities is Volgodonsk situated between?
6. What city is called the gate of the Caucasus?
7. What tributaries of the Don do you know?
8. What city and sea have got the same name?
9. What region is Volgodonsk situated in?
10. On the shore of what Bay is there the monument to Peter the Great?

Key: 1. The Tsymlyanskoye sea; 2. Tsymlyansk; 3. The White, the Baltic, the Caspian, the Azov, the Black seas; 4. The Volga and the Don; 5. Rostov-on-Don and Volgograd; 6. Rostov-on-Don; 7. The Severskii Donets, the Sal; 8. Tsymlyansk and the Tsymlyanskoe sea; 9. The Rostov region; 10. Taganrog Bay

Ещё один из интересных видов работы с иллюстрированными заданиями – составление рассказов по картинкам (Picture story). Это задание я предлагаю в 9-м классе при повторении грамматической структуры Past Simple c акцентом на употреблении артиклей в монологическом высказывании. Ребятам предлагается закончить последнее предложение каждого параграфа.

Sarah Brawn was in her bedroom getting ready to go to work, when she saw a mouse in her handbag. She was scared of mice, so…

She had a good idea. She left the room and ran to look for her cat, Tiger. He would…

She couldn’t find him anywhere, but she found him sleeping under the kitchen table. She picked him up and ran back to…

In the bedroom, Sarah put Tiger down on the floor. She waited outside the door. Tiger was scared of mice,…

 

Кроме иллюстрированных заданий, я предлагаю и другие виды работы, которые не менее интересны. Например, при отработке использования неопределённого артикля для обозначения количества на единицу измерения (6-й класс, тема “Покупки”) я даю несложные арифметические задачки, которые ребята решают с удовольствием.

1. The plums were ____________, so I bought two kilos for 80 p.
2. The plane flew 1,800 miles in three hours at a speed of ____________.
3. His annual salary is $ 30,000, so he earns _________.
4. The meetings are held ___________ every Monday and Thursday.
5. A five-day forty-hour working week means ________ on average.
6. We travelled twenty kilometers in fifteen minutes, so our speed was ______________.

Key: 1. 40 p a kilo; 2. 600 miles an hour; 3. $ 2,500 a month; 4. twice a week; 5. 8 hours a day; 6. 80 kilometers an hour

Пословицы и поговорки делают речь более выразительной, точной. Можно их также использовать и для работы с артиклями. Например, при отработке употребления определённого артикля с прилагательными и наречиями в сравнительной степени я предлагаю следующее задание (9-й класс, “Britain in the world”):

Подобрать к началу предложения в левой колонке наиболее подходящее окончание в правой.

Key: 1. d; 2. e; 3. a; 4. f; 5. c; 6. g; 7. b

Ещё один вид упражнений – расставить слова в предложении в правильном порядке – можно использовать и для отработки артиклей. Это упражнение я предлагаю девятиклассникам при изучении темы “Mass media”.

1. Newsweek/ not/ every/ week/ appears/ surprisingly.
2. the/ the/ was/ article/ published/ Spectator/ in.
3. the/ a/ Times/ is / newspaper/ daily.
4. a/ a/ is/ or/ daily/ weekly/ newspaper/ Pravda?
5. British/ are/ divided/ newspaper/ usually/ into/ papers/ popular/ like/ and/ Today/ Sun/ the/ paper/ quality/ the/ and/Gurdian/ the.

Key:
1. Newsweek appears, not surprisingly, every week.
2. The article was published in the Spectator.
3. The Times is a daily newspaper.
4. Is Pravda a daily or a weekly newspaper?
5. British newspapers are usually divided into popular papers, like Today and the Sun and quality papers, like the Guardian.

При изучении темы “Артикли с исчисляемыми и неисчисляемыми существительными” можно использовать рецепты несложных блюд. В нижеприведенном рецепте омлета ребята должны зачеркнуть неправильные варианты и оставить существительное с артиклем или без него или местоимение it или them.

To make scrambled eggs you need (1) eggs/the eggs/them (2) milk/the milk/it and (3) butter/the butter/it. Cut a slice of (4) butter/the butter/it and put (5) butter/the butter/it into a heated saucepan. Next pour (6) milk/the milk/it over (7) butter/the butter/it. Then break (8) eggs/the eggs/them and pour (9) eggs/the eggs/them into the pan. Season to taste and stir quickly until everything is solid.

Key: 1. eggs; 2. milk; 3. butter; 4. the butter; 5. it; 6. the milk; 7. it/the butter; 8. the eggs; 9. them

Таким образом, все приведенные выше упражнения нацелены на отработку употребления артиклей в интересной для ребят форме и одновременное комплексное развитие всех языковых навыков учащихся.

Литература

1. Бармина Л.А. Верховская И.П. Практикум по английскому языку: артикли. М.: Астрель. 2002
2. Берри Роджер. Артикль. Справочник по английскому языку. М.: Астрель. 2003
3. Murphy Raymond. English Grammar in Use. Cambridge University Press. 2001
4. New Headway. Liz and John Soars. Pre-Intermediate. Workbook. Oxford University Press. 2002

Людмила Владимировна Шуба,
школа № 26 “Шанс”,
г. Волгодонск Ростовской обл.