Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Английский язык»Содержание №12/2007

METHODS OF TEACHING

Аудирование как цель и как средство обучения

Рассмотрим ряд важных вопросов, связанных с обучением пониманию речи на слух. Что такое аудирование и чем оно отличается от слушания? Термин “аудирование” означает процесс восприятия и понимания речи со слуха.

В реальном общении нам приходится много слушать, и то, насколько точно и полно мы воспринимаем полученную информацию, может определить наши последующие действия. Научить учащихся понимать звучащую речь – одна из важнейших целей обучения. Давайте вспомним, в каких ситуациях реального общения мы сталкиваемся с аудированием как совершенно самостоятельным видом речевой деятельности? Это происходит, когда мы слушаем: различные объявления; новости радио и телевидения; различные инструкции и поручения; лекции; рассказы собеседников; актёров в пьесах и в кино; телефонные разговоры и др.

Статья опубликована при поддержке портала "Ассоциация репетиторов Украины". База репетиторов по необходимым школьным предметам, подготовка к школе. Удобный поиск репетиторов по городам Украины. Выбирайте преподавателей по анкетам и отзывам, используя фильтры, а также укажите свои контактные данные, чтобы репетитор мог с Вами связаться. Английский язык, математика, алгебра, геометрия, немецкий язык, история, физика, литература, русский язык и другие предметы. Перейдите по ссылке http://repetitor.org.ua/punktuatsiya-v-angliyskom-yazyike-znaki-prepinaniya и подберите репетитора прямо сейчас!

Часто помимо восприятия речи со слуха мы выполняем и другие действия – наблюдаем, говорим, пишем и т.д., но, как правило, для того, чтобы адекватно действовать в конкретной ситуации, необходимо понимать то, что слышишь.

На уроке практически невозможно формировать только речевой или только языковой навык. Работая с аудиотекстами, мы параллельно отрабатываем лексические, грамматические, фонетические навыки. Аудиотексты дают информацию для обсуждения, что, в свою очередь, предполагает дальнейшее развитие навыков говорения и письма. В этом случае аудирование является средством обучения.

Объективные трудности при аудировании:

1. Трудности, обусловленные условиями аудирования: внешние шумы, помехи, плохая акустика, качество звукозаписи, качество используемой на занятиях техники, видимое наличие или отсутствие источника речи.

2. Трудности, обусловленные индивидуальными особенностями источника речи: отсутствие практики восприятия на слух речи людей противоположного пола, разного возраста; особенности дикции, тембра, темпа, пауз, а также возможные нарушения артикуляции; различные диалекты иностранного языка.

3. Трудности, обусловленные языковыми особенностями воспринимаемого материала. Это использование: большого количества незнакомой лексики, идиоматических выражений, разговорных формул, специальных терминов, аббревиатур, эллиптических конструкций, прецизионных слов.

Механизмы аудирования

В отечественной методике выделяются 4 основных механизма аудирования.

1. Речевой слух – это один из важнейших механизмов. Он обеспечивает восприятие устной речи, деление её на смысловые синтагмы, словосочетания, слова.

2. Память является следующим важным механизмом аудирования. В психологии выделяют два основных вида памяти: долговременную и кратковременную. Оба вида памяти чрезвычайно важны для процесса понимания речи со слуха. Ещё один вид памяти – оперативная память. Оперативная память работает наиболее эффективно при наличии установки на запоминание.

3. Вероятностное прогнозирование. Это порождение гипотез, предвосхищение хода событий. В методике выделяют структурное и смысловое прогнозирование.

Смысловое прогнозирование определяется знанием контекста, а соответственно, и возможных ситуаций. Помимо смыслового прогнозирования существует и лингвистическое прогнозирование.

Каждое слово имеет определённый спектр сочетаемости. Появление нового слова значительно сужает употребление других слов. Чем лучше человек знает типовые речевые ситуации и владеет речевыми моделями, тем проще ему распознать их со слуха.

4. Артикулирование. Психологи отмечают, что при аудировании происходит внутреннее проговаривание речи. Чем чётче проговаривание, тем выше уровень аудирования.

Система упражнений на развитие навыков аудирования

Базовым упражнением можно считать повторение иноязычной речи за диктором: а) в паузу; б) синхронно на том же языке. Это упражнение развивает все 4 механизма аудирования.

Упражнения на развитие речевого слуха

Развивая речевой слух, можно использовать аудирование со зрительной опорой, где в качестве таковой можно применять как печатный текст, так и иллюстрации к нему.

Широко используется в практике обучения иностранным языкам и направленное аудирование. Это аудирование направленно на узнавание конкретных слов, структур, извлечение конкретной информации.

Упражнения на тренировку памяти

1. Согласиться с утверждениями или опровергнуть их после прослушивания текста. Вместо утверждений можно использовать вопросы.

2. Прослушать текст, сравнить его с печатным и найти расхождения.

3. Запомнить все даты, имена, географические названия и т.д. и повторить их в той же последовательности.

4. Прослушать слова и сгруппировать их по какому-либо принципу или признаку.

5. Прослушать слова и повторить лишь те из них, которые относятся к какой-либо одной теме.

Упражнения на тренировку вероятностного прогнозирования

1. Подобрать как можно больше определений к словам.

2. Составить возможные словосочетания с существительными / глаголами / наречиями / прилагательными.

3. Составить наиболее типичные словосочетания (клише) и перевести их.

4. Упражнения на логическое развитие замысла, которые предполагают умение закончить фразу, текст и т.д.

5. Определить содержание по заголовку, иллюстрациям, ключевым словам, вопросам и т.д.

Как видно из приведённых упражнений, формирование необходимых навыков аудирования возможно не только при работе с собственно аудиотекстами, но и на этапе формирования грамматических, лексических навыков, а также навыков чтения, устной речи и письма. Это абсолютно закономерно, так как одним из основных принципов обучения иностранным языкам является принцип интеграции и дифференциации.

План-конспект урока в 8-м классе

Тема: Great Britain

Цель: улучшить произносительные навыки; развить умения и навыки аудирования с извлечением необходимой информации; развить умение говорения с опорой на текст.

Задачи: на слух воспринимать информацию, передаваемую при помощи несложного текста; рассказывать о Великобритании с опорой на план и карту.

Оснащение: карта Великобритании, видеосюжет о Лондоне, карточки с заданиями.

Stages

I. Introduction

II. Pre-listening Activity. Warming-up

Tell students they are going to watch a short film and guess the main topic of the lesson. (Вопросы к видеосюжету прилагаются)

Before asking students to listen to the tape pre-teach some words (прилагаются) and ask the questions (прилагаются), students are looking through the words.

The teacher uses the map.

III. Listening to the Tape

(текст прилагается)

IV. Post-listening Activity: (without text)

– Play the tape again and allow students do some exercises (прилагаются). Stop the tape after each part to give students time to take notes. You must be sure that students understand the text. The answers are checked.

– Inform students that it’s time to summarise the information about Great Britain. They will use the following plan and the map:

– Countries

– Geographical characteristics

– Capitals.

Students use the plan and try to express their ideas in four to five sentences. This activity involves some grammar work: word order; Present Simple; the Article. The teacher might need to help the weaker students.

V. The Conclusion of the Lesson.

VI. Homework: Retell the text.

Questions:

A.

1. Where is London located?

2. What is in the centre of London?

3. What takes place near Buckingham Palace every day?

B.

1. What is this text about?

2. Remember your geographical lessons and try to tell me where the UК is situated.

3. Which of the countries do you see on the map?

4. Which of the countries would you like to visit and why?

5. What ocean is North of Great Britain?

6. What sea is there on the east?

7. What channel separates the UК from the European continent?

8. Do you know the capitals of Wales, Scotland, and Northern Ireland?

9. What neighbours of Great Britain do you know? (Belguim, France)

VOCABULARY:

Great Britain Великобритания

Europe Европа

island остров

The Atlantic Ocean Атлантический океан

The North Sea Северное море

The English Channel Ла-Манш

continent континент

Scotland Шотландия

England Англия

Wales Уэльс

Northern Ireland Северная Ирландия

Belguim Бельгия

Belfast Белфаст

Cardiff Кардиф

constitute составлять

Edinburgh Эдинбург

get to know узнавать, познавать

however как бы ни, сколько бы ни

Irish Republic (Eire) Ирландская республика (Эйре)

lie off находиться на некотором расстоянии

main главный, основной, важнейший

neighbour сосед

separate отделять

several несколько

tunnel туннель

Text. Great Britain

Listen and read this text about Great Britain.

The official name for the country whose language we study is the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland. In everyday use, however, the word “Britain” is quite possible.

The United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland has several different names.

Some people say “Great Britain”, or “Britain”, or “the United Kingdom”, or just “the U.K.” and “G.B.”

Great Britain is an island that lies off the north west coast of Europe. It is the largest island in Europe. It is 500 km wide and nearly 1,000 km long.

The Atlantic Ocean is on the north of it and the North Sea on the east. The English Channel, which is about 21 miles, separates the U.K. from the continent. Its closest continental neighbours are France and Belgium. Recently the Channel Tunnel, which links France and England, has been built.

There are four countries in the United Kingdom: England, Scotland, Wales and Northern Ireland.

England, Scotland and Wales are three main parts of Great Britain. Scotland is in the north. Edinburgh is Scotland’s capital. It is one of the most beautiful cities in Britain. Wales is in the west. The capital city of Wales is Cardiff.

Ireland, which is also an island, lies off the west coast of Great Britain. Northern Ireland and the Irish Republic (Eire) are on this island. Belfast is the largest city in Northern Ireland and its capital.

Great Britain, together with Northern Ireland, constitutes the United Kingdom (U.K.).

The capital city of Great Britain is London which is situated in the southeast of England. London is more than a thousand years old.

Упражнения на развитие речевого слуха:

Listen to the text and put words in right order:
  • Belgium

  • The United Kingdom of Great Britain

  • The Atlantic Ocean

  • The English Channel

  • Europe

Упражнения на тренировку памяти:

Listen to the text and cross out the words which you didn’t find in the text:
  • Ireland

  • Island

  • Capital

  • France

  • Great Britain

  • Belgium

  • Belfast

  • neighbours

  • separate

  • several

  • Cardiff

  • West

  • Recently

Упражнения на тренировку прогнозирования:

Listen to the text and complete these sentences:
  • Northern Ireland and the Irish Republic…

  • Recently the Channel Tunnel, which links…

  • Belfast is the largest city in…

  • England, Scotland, Wales are…

  • London is more than…

Анализ урока “Мастер-класс” по теме “Аудирование”

Мы выбрали тему “Аудирование”, так как она актуальна. В наши дни важно не только читать и переводить, но и понимать иноязычную речь (со слуха).

Чтобы научить ученика понимать иностранный язык со слуха, необходима поэтапная работа.

Прежде всего – это работа с лексикой, которая встречается в данном контексте, чтобы снять языковые сложности и обратить внимание на слова, которые важны для понимания текста, но могут ускользнуть из поля зрения ученика.

Далее учитель даёт возможность ученикам догадаться, о чём пойдет речь в данном тексте.

Базовым упражнением считается повторение иноязычной речи за диктором, где учащиеся слышат текст, слышат знакомые слова и фонетически прорабатывают их за диктором.

Развивая речевой слух, мы использовали аудирование со зрительной опорой, т. е. текст. Затем текст был убран, чтобы учащиеся перешли к упражнению на тренировку памяти, поэтому были предложены такие упражнения как распределение географических названий в последовательности прослушанного текста и упражнения на вычеркивание лишних слов.

Учитель использовал упражнения на тренировку вероятного прогнозирования, чтобы подготовить учеников к устной речи, т. е. к пересказу.

На последнем этапе мы хотели увидеть результаты проделанной работы, чтобы выяснить понимание текста учащимися. Мы использовали упражнение на заполнение карточек по теме: “Географическое положение Великобритании” и пересказ текста с опорой на родном языке.

М.И. Янева, Н.М. Цепилова, Г.М. Лозинская,
Когалым-5, Тюменская обл.