Игровые технологии
на уроках английского языка
Проработав 27 лет в школе, поняла,
по-моему, главное: большинство детей будут учить
английский, только если им интересно им
заниматься. В ином случае не помогут никакие
доводы об особой значимости английского в
настоящее время. Зато при увлекательности и
нестандартности занятий языком ученики
преодолеют всё: и зазубривание слов фразами, и
понимание сложного грамматического материала, и
разговорные фразы с английской интонацией.
Мне повезло последние 10 лет работать в
гимназии, которая является площадкой для
педагогической практики студентов
лингвистического отделения педколледжа. Союз
опыта и молодой энергии даёт отличные
результаты.
Хочу поделиться некоторыми
педагогическими приёмами, дающими неплохие
результаты по повышению мотивации и интереса
учащихся в изучении английского языка.
Тематическую лексику часто ввожу
языковой дефиницией. Опрос учащихся по лексике
тоже проводится через дефиницию. На дом ученики
получают задание не только выучить новые слова,
но и представить дефиницию. Проводится конкурс
на лучшие дефиниции. Приведу пример:
An iron
1) It’s used to press clothes
2) It’s hot when it works and it’s cold when it doesn’t.
To survive
1) to stay alive
2) not to die out
A weapon
1) guns, knives, arrows are…
2) it is used to kill or defend a man or an animal
To destroy
1) to ruin
2) to break
A mammal
1) animals feeding their babies with milk
2) a human, a dog, a cat are…
Очень часто играем в “Пойми меня”.
Что может быть скучнее
грамматического теста? Стараемся и эту часть
сделать увлекательной через “контурные
рисунки”. Учитель готовит тест по теме, например,
пассивный залог. Ученики делятся на 2 группы.
Выигравшая команда получает по тесту “5”.
Посредине доски на ватмане тест:
1. We … to the party yesterday
a) are invited
b) invited
c) were invited
2. The poem is written … a pencil
a) of
b) with
c) by
3. I shall be asked tomorrow.
a) Future Simple in the Past
b) Future Perfect
c) Future Simple Passive
Рядом – “ключ” для составления
рисунка: 1a – 1; b – 2; c – 4; 2a – 6; b – 3; c – 8; 3a – 10; b –
12; c – 5
По обеим сторонам доски с обратной
стороны находятся сами бланки для контурных
рисунков. Например, по теме “Экология” (+
Пассивный залог), если ученики верно выбирают
варианты ответов, у них получается рисунок
бабочки. (По теме “Путешествие” – кораблик, по
теме “Спорт” – ракетка и т.д.)
Аналогично вместо рисунка команды
собирают паззлы (под номерами).
Люблю использовать пантомиму при
обучении лексике. Традиционная физминутка в 5-м
классе:
1. Big, large – little, small (руками показываю
что-то огромное вроде облака – и размер
маленького мячика).
2. Long – short (как рыбаки показываю
размеры рыбы – и показываю ладонями
ограниченный отрезок).
3. Round – square (рука рисует круг – и
квадрат).
4. High, tall – low, short (движение “дотянуться
до неба” – и показать рост небольшой собаки).
5. Heavy – light (движения “с тяжёлым
чемоданом в руке” – и “размахивания лёгкой
сумочкой”).
6. Wide – narrow (движения, похожие на “long –
short”).
7. Good – bad (поглаживая по голове – грозя
пальцем).
8. Fast – slow (движения быстрого бега – и
медленной ходьбы).
9. Thick – thin (показываю пальцами руки
толщину книги – и тетради).
В течение 3–4 уроков первого года
обучения ученики легко запоминают более 20
наиболее распространённых определений.
Использую пантомиму и при изучении
предлогов места. Движение руки позволю вам
представить самим во время следующей считалочки:
On, in, under,
On, in, under.
At, near, by,
At, near, by.
Next to, beside, against.
In front of, behind,
In front of, behind – above.
On the left, on the right
On the left, on the right – in the middle of.
On the left, on the right
On the left, on the right – between, among.
Большой интерес у ребят вызывает игра
“Экстрасенс” при изучении темы “О себе”. Эта
игра позволяет отработать тематическую лексику.
Желающий выходит из класса. С группой
мы договариваемся, что после определённых
ключевых слов по каждому вопросу я буду называть
любимый предмет, спорт и хобби опрашиваемого.
Ученик заходит в класс. Я говорю ему, что за это
время я научила учеников быть экстрасенсами, и
они смогут теперь узнать его любимый предмет,
хобби, спорт. Ученик на ухо сообщает мне свой
любимый предмет, спорт, хобби. Обращаясь к классу,
говорю:
– What is his favourite subject? Maths?
– No.
– Literature?
– No.
– Psychology? (ключевое слово)
– No.}
– History?
– Yes.
– What is his favourite sport? Volleyball?
– No.
– Rugby? (ключевое слово)}
– No.
– Basketball?}
– Yes.
– What is his favourite hobby? Drawing?
– No.
– Running?
– No.
– Skiing? (ключевое слово)
– No.
– Computing?
– Yes.
Для развития речевых навыков учащихся
использую “Озвучивание мультфильмов”. Делю
класс на группы (2 – 3). Даю один отрывок
мультфильма, обычно хорошо известного –
“Котёнок по имени Гав”, “Вини-Пух” и т.д., и даю
задание: придумать свою озвучку.
Элементы рисования активно
используются по теме “Дом”. Трое учащихся у
доски (по одному человеку соответственно с левой
и правой части доски с обратной стороны, один – в
центре) рисуют иллюстрацию к прослушиваемому
тексту. Например:
“Our house is large. It has 2 floors. There is a garden with flowers
in front of the house. There are trees behind the house. In the yard there is a small
doghouse. The kitten is sitting at the gate…”
Предлоги по этой же теме
отрабатываются по наглядному пособию “с двойным
дном”. На постере – изображение комнаты. Возле
каждого элемента мебели “окошко”. Учитель
сообщает:
“There is a mouse in the house. Try to find it. Guess where it is.”
Children: It is behind the curtain?
Учитель (открывает “окошко”): – No.
Is it on the window sill? – No.
Is it behind the pillow? – Oh, yes. Here it is.
При изучении темы “Лондон” мы играем
в “громкое слово”. Ученик выходит из класса.
Полкласса должны кричать одновременно с другой
половиной класса разные элементы фразы. Ученик
должен расслышать это слово.
1-ый ряд
Tower
Westminster |
2-ой ряд
Bridge
Abbey… |
Учить интересно – значит заражать
учащихся творчеством и интересом к предмету.
Людмила Владимировна Петрова,
Гимназия, ст. Ленинградской Краснодарского края
|