Бизнес-курс
английского языка
Программа бизнес-курса для
профильно-ориентированного (экономического)
обучения школьников 10–11-х классов, изучающих
английский язык
Как общеобразовательный предмет, английский
язык помогает развитию школьника, его
профессиональной ориентации. Он обладает
большим воспитательным, образовательным и
развивающим потенциалом и в соответствии с этим
служит формированию качеств личности, её
направленности, что обеспечит использование
творческих возможностей в интересах решения
глобальных проблем человечества.
Большую актуальность приобретает формирование
экономического кругозора старших школьников
(10–11 классы) средствами английского языка.
Спонсор публикации статьи Тюменский государственный университет. Довузовская подготовка, необходимая информация для абитуриентов, студентов, аспирантов и выпускников. Выбор направлений и специальностей профессионального образования, а также выбор дополнительных образовательных программ всех уровней, целевой приём, порядок подачи документов, справочник абитуриента, календарь событий, информация об олимпиадах и многое другое. Всю необходимую информацию и контакты
Университета в Тюмени Вы найдёте на официальном сайте: https://www.utmn.ru.
Специализированный курс по теме “Бизнес-курс
английского языка” реализуется через систему
совершенствования языковой подготовки, которая
ориентирована на развитие у школьников
способности к иноязычному общению, позволяющему
участвовать в различных ситуациях межкультурной
коммуникации. Курс закладывает фундамент для
развития учебно-познавательных способностей
учащихся, необходимых для дальнейшего изучения
английского языка и для самообразования.
Цели и задачи курса
1. Комплексная цель профильного обучения в
10–11-х классах конкретизируется в следующих
положениях:
– формирование экономического кругозора и
экономической культуры школьников, понимания
сущности современных экономических явлений и
воспитания качеств, помогающих эффективно
трудиться. Это позволит находить наиболее
экономичные и безошибочные решения в ситуациях,
связанных с практической деятельностью,
проявлять оперативность в переводе
общеэкономических рекомендаций на язык
конкретных действий;
– развитие речемыслительной деятельности и
экономического стиля мышления, опирающихся на
следующие умения: оперировать необходимыми
экономическими понятиями и суждениями,
использовать для решения жизненно важных
экономических задач анализ, сравнение, синтез,
обобщение;
– развитие речетворческой деятельности и
привитие навыков исследовательской работы,
помогающих овладеть методикой и техникой
доступных школьникам расчетов;
– развитие умения пользоваться базовыми
экономическими критериями и показателями,
опираться на них в учении и трудовой
деятельности;
– осознание общечеловеческих ценностей,
развитие межличностных взаимодействий
школьников в общении, расширение фоновых знаний;
– подготовка к будущей профессиональной
деятельности, связанной со сферой экономики и
финансов.
2. Коммуникативная цель обучения в пределах
экономического профиля определяется как
формирование сверхбазового (углублённого)
уровня коммуникативной компетенции в устных и
письменных формах общения.
К концу изучения курса учащиеся должны:
– знать и понимать особенности экономических
отношений в России, Великобритании и США;
– уметь выражать своё мнение и обосновывать его;
– понимать и вести обсуждение по содержанию
изучаемых тем;
– научиться в письменном виде излагать материал
согласно поставленной проблеме.
Содержание курса
Содержание профильно-ориентированного
обучения английскому языку в рамках
экономического профиля составляет процесс
формирования коммуникативной компетенции
требуемого уровня. Результатом ее формирования
на заданном уровне являются навыки в пяти видах
речевой деятельности: аудировании, говорении,
чтении, письме, переводе.
Содержание экономического профиля отражает
тематику и сферы общения, наиболее значимые для
формирования необходимых предметно- и
профессионально-направленных речевых навыков, а
также общеэкономических знаний при обучении
английскому языку. Приоритетными являются
следующие сферы общения: 1)
профессионально-ориентированная; 2)
предметно-научная; 3) социальная.
Лексический материал, подлежащий усвоению,
охватывает темы:
1. Экономика человека и семьи.
2. Устройство на работу.
3. Деловая встреча, ведение деловых переговоров.
4. Обсуждение и подписание контракта.
5. Коммерческая корреспонденция.
6. Рынок, торговля, обмен товаров.
7. Покупки.
8. Деньги, цены, финансовая система.
9. Управление экономикой, менеджмент.
10. Предпринимательство, бизнес, конкуренция.
11. Производство, потребление, маркетинг.
12. Внешние экономические связи.
13. Путешествие, службы (таможенные, гостиничные,
почтовые, информационные, служба быта).
14. Отношения с другими людьми.
15. Свободное время, отдых, погода.
Основные положения обучения
1. В центре внимания находится ученик с его
потребностями, мотивами, интересами, а также
такие виды деятельности, которые помогают ему
учиться радостно, творчески и видеть результаты
своего труда.
2. Курс строится на понимании сущности обучения
предмету как процессу взаимодействия учителя и
учащихся, учащихся друг с другом, включающему в
себя гуманистические взаимоотношения,
стремление к соучастию и взаимопомощи.
3. Дифференцированный подход, предполагающий
учет уровня подготовки учащихся, реализуется
через: использование материала разного уровня
трудности, использование опор различной степени
развёрнутости (план, ключевые слова, выражения,
предложенные учащимся для построения
высказывания), разный объём знаний учащихся по
теме, разные способы контроля.
4. В основе технологии обучения – вовлечение
учащихся в активную учебную деятельность.
Основные методы и приёмы
Методы |
Приёмы |
1. Ознакомление с новыми
лексическими единицами по теме,
новой темой и проблемами, с ней связанными |
– Объяснение;
– прослушивание и запись материала занятия;
– самостоятельное чтение материала и его
изучение;
– работа с лексикой;
– диктант. |
2. Тренировка |
– Ответы на вопросы;
– поиск ответов на вопросы в тексте;
– чтение и перевод текстов;
– работа с карточками в парах;
– ролевые игры. |
3. Практика |
– Обсуждение
темы/проблемы в парах, группе;
– доклад;
– творческая работа,
– устная презентация. |
Контроль и оценка знаний
Контроль и оценка должны показывать, в какой
степени учащиеся достигли поставленных целей и
задач обучения.
Цель оценки заключается:
– в формировании у школьника уважительного
отношения к себе;
– в поддержании уверенности его в своих силах
(возможностях, способностях);
– в создании у школьников и учителя мотивации
для достижения целей обучения.
Формы контроля
1. Проверка лексики по изучаемой теме – каждое
занятие
2. Ответы на вопросы по изучаемой теме: устно,
письменно, в парах (используя карточки) – каждое
занятие
3. Устная презентация темы с последующим
обсуждением – каждое занятие
4. Тестирование по материалу, изученному в курсе
– в конце курса
5. Творческая работа по одной из изученных
тем/проблем – в конце курса
Список литературы
1. Business Objectives. Vicki Hollett. Oxford University Press, 1998
2. Business Opportunities. Vicki Hollett. Oxford University Press, 1999
3. Test Your Professional English: Business: General. Steve Flinders. Penguin
English, 2002
4. Test Your Professional English: Business: Intermediate. Steve Flinders.
Penguin English, 2002
5. Английский язык. Профильный уровень:
Примерные программы по иностранным языкам. М.:
МИОО, 2005
6. Богацкий И.С., Дюканова Н.М. Бизнес-курс
английского языка: Словарь-справочник. М.: ИП
Логос, 2004
7. Любимцева С.Н. и др. Деловой
английский для начинающих: Учебник. М.: ГИС, 2001
8. Напалкова Е.В. Мост к деловому
английскому. М.: Грамотей, 2005
9. Шевелева С.А., Стогов В.Е. Основы
экономики и бизнеса: Учебное пособие. М.:
ЮНИТИ, 2003
By Lyudmila Smelova, School No. 1084, Moscow
Календарно-тематический план курса
“Бизнес-курс английского языка” для
профильно-ориентированного (экономического)
обучения школьников 10–11-х классов, изучающих
английский язык.
Часов в неделю: 2 Всего часов: 68
Учебное пособие: Богацкий И.С.,
Дюканова Н.М. Бизнес-курс английского языка:
Словарь-справочник. М.: ИП Логос, 2004.
№ |
Тема занятия |
Практика (кол-во часов) |
1 |
Визит зарубежного партнёра.
Великобритания (общие сведения,
политико-административное устройство) |
5 часов |
2 |
Устройство на работу. США |
5 часов |
3 |
Командировка. Глобальная
компьютерная сеть Интернет |
5 часов |
4 |
Прибытие в страну. Канада
(общие сведения, политико-административное
устройство) |
5 часов |
5 |
Быт и сервис. Австралия и Новая
Зеландия (общие сведения,
политико-административное устройство |
5 часов |
6 |
Формы организации бизнеса.
Театры и развлечения в Англии |
5 часов |
7 |
Заказ. Виды компаний в США и
Великобритании |
5 часов |
8 |
Оптовая и розничная торговля.
Реклама как карьера в США |
5 часов |
9 |
Формы оплаты, денежные
средства, валюты. Деньги и чеки в США и Англии |
5 часов |
10 |
Контракт. Деловая терминология |
5 часов |
11 |
Поглощение фирмы. Защита прав
потребителей |
5 часов |
12 |
Претензии и жалобы. Малый
бизнес |
5 часов |
13 |
Деловые игры: Заключительные
занятия
Проектная деятельность |
8 часов |
Итого: |
68 часов |
|