Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Английский язык»Содержание №2/2007

ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Примерная программа курса по литературе Великобритании и США

для 9-11 классов школ и классов с углублённым изучением английского языка

«Преподавать язык значит, в конечном счете, преподавать культуру».

А.А. Леонтьев

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа является примерной. Она может использоваться в преподавании элективных предпрофильных и профильных курсов литературы в классах и школах с углубленным изучением английского языка, в гимназиях и других образовательных учреждениях (в 9-11 классах), где у учащихся уровень владения английским языком достигает Upper-Intermediate/Advanced и где есть значительная гуманитарная составляющая. Программу можно использовать и в преподавании на курсах повышения квалификации учителей английского языка и культуры.

Курс литературы имеет образовательную и воспитательную направленность и, наряду с расширением языкового кругозора и навыка, способствует духовному и эстетическому развитию учащихся.

Данная программа составлена на основе рабочих программ по введению в литературу для 9 класса и по литературе Великобритании и США для 10-11 классов (авторы – учителя английского языка О.С.Круглова и Н.С.Микунис), которые успешно действовали в течение многих лет в школе 1208. Это, в свою очередь, явилось продолжением и развитием традиций преподавания английской литературы в школе № 1208 (бывшей 36). В первые годы работы школы уроки вели замечательные учителя Н.С. Сонин, Л.Н. Гаврилова, И.П. Тарасова, В.Н. Бояринова, С.Я. Трембицкая.

Целью программы является знакомство учащихся с литературой Великобритании и США.

Задачи курса включают повышение эрудиции, знакомство с культурой стран изучаемого языка, овладение основами литературоведения на английском языке (познавательные задачи); совершенствование языковых навыков (лингвистические задачи); вовлечение учащихся в диалог культур; воспитание нравственности и социальной ответственности и эстетическое развитие (воспитательные задачи).

Курс рассчитан на 3 года по 60 учебных часов в год, всего 180. (Он связан с курсом английского языка по программе углублённого изучения.) Количество тем в год можно варьировать в зависимости от темпа изучения. В программе предложен один из вариантов, оптимально соответствующий возрастным особенностям учащихся 9-11 классов. По выбору учителя ряд тем изучается обзорно, а ряд – подробно, с текстами и примерами.

Итогом должен явиться экзамен по выбору в любой форме: по билетам, защита исследовательских работ, проект и т.д. В СОШ № 1208 практикуются все, но более всего популярны и успешны формы итогового контроля в виде проектов.

Кроме того, приобретённые знания и навыки используются учащимися и демонстрируются на экзамене по английскому языку как профильному в данном типе школ и классов при анализе текста и в беседе по ситуации.

Курс предполагает такие формы ведения занятий, как лекции, семинары, беседы, диспуты, конференции, зачёты устные и письменные, тесты, устный и письменный анализ художественных произведений, переводы, эссе, доклады учащихся, микропроекты и пр.

При работе по данной программе можно осуществлять хронологический (или линейный) и модульный подход.

Модули может составлять преподаватель из заложенных в программе блоков материала. Для простоты выбора и комбинации некоторые из этих блоков можно выделить графически – так, например, модули литературной теории выделены в тематическом плане курсивом; также можно выделить тематические модули (тема любви, войны и мира и др. – темы указаны в отдельном столбце); модули различных направлений или жанров в литературе (юмор и сатира, научная фантастика, сказка и др. – эти модули нетрудно скомбинировать из предлагаемых разделов.)

Такие модули можно использовать и в проектной работе. Так, выпускной экзамен в 11 классе в 2005 году проходил в форме защиты проекта по модулям «Contemporary Fiction», «Contemporary Drama», «Contemporary Poetry».

При дефиците времени или изменении приоритетов возможно исключить те или иные модули, т. е. программа представляется достаточно гибкой.

2. ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Соловова Е.Н. Методическая подготовка и переподготовка учителя иностранного языка. М.: Глосса, 2004

2. Сафонова В.В. Программы. Английский язык (школа с углубленным изучением иностранных языков). 2–11 классы. М.: Просвещение, 2005

3. Черноземова Е.Н. История английской литературы. М.: Флинта-наука, 1998

4. DiYanni. Literature. USA, 1998

5. Delaney D., Ward C., Fiorina C.R. Fields of Vision. Longman, 2004

6. Brodey K., Malgaretti F. Focus on English & American Literature. М.: Айрис-пресс, 2003

7. Gill R. Mastering English Literature. Macmillan, 1995

8. Gower R., Pearson M. Reading Literature. Longman, 1990

9. Gower R. Past into Present. Longman, 1989

10. Burgess A. English Literature. Longman, 1974

11. Hall P. Guide to English Literature. NY, 1998

12. The Wordsworth Companion to Literature in English, 1994

13. The Rough Guide to Cult Fiction. Penguin Books, 2005

3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

Н.С. Микунис,
учитель английского языка,
СОШ № 1208 ЮВОУО г.Москвы