"Этикет общения:
формальное, неформальное и повседневное общение"
Программа авторского элективного
курса предпрофильной подготовки в 9-х классах
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
“Основное назначение иностранного
языка состоит в формировании коммуникативной
компетенции, т.е. способности и готовности
осуществлять иноязычное межличностное и
межкультурное общение с носителями языка”.
(“Примерные программы по иностранным языкам”)
Таким образом, иностранные языки
способствуют формированию культуры общения и
помогают общему речевому развитию и воспитанию
учащихся.
С одной стороны, 15-летний подросток
испытывает потребность в общении. С другой
стороны, к 9 классу у школьника формируется
устойчивый интерес к определённым учебным
предметам, в том числе и к иностранному языку.
На основании вышесказанного,
элективное обучение предусматривает углубление
и расширение базовой программы предмета
“Английский язык” за счёт выделения
коммуникативного модуля с доминированием
говорения.
Программа рассчитана на 20 часов и 10
недель при 2-х часах в неделю, плюс 2 часа для
проведения анкетирования на начальном этапе и
собеседование при завершении курса.
Цель элективного курса: расширить
и углубить знания учащихся о правилах речевого
поведения на иностранном (английском) и родном
языках.
Задачи:
Учащиеся смогут:
расширить фоновые
историко-культурные знания;
различать формальный и неформальный
стили общения в зависимости от применяемых
вербальных и невербальных средств общения;
определять адекватную линию речевого
поведения;
употреблять некоторые вербальные и
невербальные средства общения сообразно
предлагаемой ситуации;
решать различные коммуникативные
задачи для социальной адаптации и достижения
взаимопонимания в процессе общения;
применять и совершенствовать
основные общеучебные умения и навыки при
организации учебного труда, работе с различными
источниками информации и в устной речи.
Содержательный материал курса: устное
общение англоговорящих собеседников.
Средства общения: вербальное и
невербальное.
Отличие данного курса от базового.
В базовом курсе не расставлены акценты на стилях
и средствах общения, и данный содержательный и
учебный материал представлен только для
ознакомления.
Обеспечение учебными и
вспомогательными материалами. Учащиеся
используют материалы, разрешённые к копированию;
видеофрагменты и аудиозаписи для иллюстрации
общения; справочную и учебную литературу,
имеющуюся в учебном кабинете.
Вид деятельности учащихся:
анализ стилей общения;
трансформация формального стиля в
неформальный и наоборот;
составление этикетных карт;
составление и презентация диалогов
по заданной теме;
составление учебных заданий по
аналогии;
инсценирование ситуаций,
заимствованных из видео- и аудиосюжетов.
Успешность ученика и доля его
самостоятельности. Ученик выбирает любые два
вида работ из перечисленных выше для итоговой
отчётности и пользуется при этом любым
источником информации из рекомендованного
учителем списка.
Форма отчётности ученика.
Презентация своих работ на итоговом творческом
занятии. Итоговая оценка “зачёт”.
Фиксирование динамики интереса к курсу и,
возможно, к будущему профилю происходит путём
анкетирования на начальном этапе и
собеседования по вопросам анкеты на конечном
этапе.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
Темы занятий |
Количество часов |
Некоторые особенности британского
менталитета.
Нормы речевого поведения в англоязычной
культуре
Основные формы вежливости. Формальная и
неформальная речь.
Типичные ошибки
“Будьте вежливы!” Функции: прерывание
собеседника, нравится – не нравится, согласен –
не согласен
Стратегия вежливости: дистанцирование
Стратегия вежливости: предположение
Стратегия вежливости: смягчение
Стратегия вежливости: поддержание беседы
Практикум. Диалог-табу
Практикум. Small talk (обмен репликами)
Итоговое занятие. Презентация учащимися своих
работ
Анкетирование на начальном этапе. Рефлексия на
завершающем этапе
Итого: |
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
22
|
Список литературы
1. Бим И.Л., Вайсбург М.Л., Грачёва И.П.,
Лытаева М.А. Рекомендации по организации
предпрофильной подготовки школьников с
ориентацией на филологический профиль
(иностранные языки) // Иностранные языки в школе.
2003. №6.
2. Каспржак А.Г. Проблема выбора:
элективные курсы в школе. – М.: Новая школа, 2004.
3. Кузьменкова Ю.Б. ABC’s of Effective
Communication. Азы вежливого общения. – Обнинск: Титул,
2001.
4. Приказ Минобразования России “Об
утверждении федерального компонента
государственных стандартов начального, общего и
среднего (полного) образования” от 5 марта 2004 г.
№1089.
5. Роботова А.С., Николаев И.Н.
Элективный курс в профильной школе как введение
в науку: Учебно-методическое пособие для
учителей / Под ред. А.П. Тряпицыной. – СПб.: КАРО,
2005.
6. Учитесь говорить по-английски:
Коммуникативный курс разговорного английского
языка / Дэвид Мендельсон, Роуз Лофер, Юра
Сескус/Русск. предисл. Т.Б. Назаровой. – М.: ООО
“Издательство Астрель”, 2002.
7. Келлер Э., Уорнер С. Разговорные
клише в английском языке: Учебное пособие. –
Обнинск: Титул, 2001.
8. Martinez R. Conversational Lessons: The Natural Language of
Conversation: An Intermediate Course. – England: Language Teaching Publications, 1997.
Дорошенко Ирина Александровна,
учитель английского языка
МОУ “Гимназия” г. Новоуральск Свердловской обл.
|