Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Английский язык»Содержание №2/2007

ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

"Этикет общения: формальное, неформальное и повседневное общение"

Программа авторского элективного курса предпрофильной подготовки в  9-х классах

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

“Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка”. (“Примерные программы по иностранным языкам”)

Таким образом, иностранные языки способствуют формированию культуры общения и помогают общему речевому развитию и воспитанию учащихся.

С одной стороны, 15-летний подросток испытывает потребность в общении. С другой стороны, к 9 классу у школьника формируется устойчивый интерес к определённым учебным предметам, в том числе и к иностранному языку.

На основании вышесказанного, элективное обучение предусматривает углубление и расширение базовой программы предмета “Английский язык” за счёт выделения коммуникативного модуля с доминированием говорения.

Программа рассчитана на 20 часов и 10 недель при 2-х часах в неделю, плюс 2 часа для проведения анкетирования на начальном этапе и собеседование при завершении курса.

Цель элективного курса: расширить и углубить знания учащихся о правилах речевого поведения на иностранном (английском) и родном языках.

Задачи:

Учащиеся смогут:

  • расширить фоновые историко-культурные знания;

  • различать формальный и неформальный стили общения в зависимости от применяемых вербальных и невербальных средств общения;

  • определять адекватную линию речевого поведения;

  • употреблять некоторые вербальные и невербальные средства общения сообразно предлагаемой ситуации;

  • решать различные коммуникативные задачи для социальной адаптации и достижения взаимопонимания в процессе общения;

  • применять и совершенствовать основные общеучебные умения и навыки при организации учебного труда, работе с различными источниками информации и в устной речи.

Содержательный материал курса: устное общение англоговорящих собеседников.

Средства общения: вербальное и невербальное.

Отличие данного курса от базового. В базовом курсе не расставлены акценты на стилях и средствах общения, и данный содержательный и учебный материал представлен только для ознакомления.

Обеспечение учебными и вспомогательными материалами. Учащиеся используют материалы, разрешённые к копированию; видеофрагменты и аудиозаписи для иллюстрации общения; справочную и учебную литературу, имеющуюся в учебном кабинете.

Вид деятельности учащихся:

  • анализ стилей общения;

  • трансформация формального стиля в неформальный и наоборот;

  • составление этикетных карт;

  • составление и презентация диалогов по заданной теме;

  • составление учебных заданий по аналогии;

  • инсценирование ситуаций, заимствованных из видео- и аудиосюжетов.

Успешность ученика и доля его самостоятельности. Ученик выбирает любые два вида работ из перечисленных выше для итоговой отчётности и пользуется при этом любым источником информации из рекомендованного учителем списка.

Форма отчётности ученика. Презентация своих работ на итоговом творческом занятии. Итоговая оценка “зачёт”.

Фиксирование динамики интереса к курсу и, возможно, к будущему профилю происходит путём анкетирования на начальном этапе и собеседования по вопросам анкеты на конечном этапе.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА

Темы занятий

Количество часов

Некоторые особенности британского менталитета.
Нормы речевого поведения в англоязычной культуре
Основные формы вежливости. Формальная и неформальная речь.
Типичные ошибки
“Будьте вежливы!” Функции: прерывание собеседника, нравится – не нравится, согласен – не согласен
Стратегия вежливости: дистанцирование
Стратегия вежливости: предположение
Стратегия вежливости: смягчение
Стратегия вежливости: поддержание беседы
Практикум. Диалог-табу
Практикум. Small talk (обмен репликами)
Итоговое занятие. Презентация учащимися своих работ
Анкетирование на начальном этапе. Рефлексия на завершающем этапе
Итого:


2

2

2
2
2
2
2
2
2
2
2
22

Список литературы

1. Бим И.Л., Вайсбург М.Л., Грачёва И.П., Лытаева М.А. Рекомендации по организации предпрофильной подготовки школьников с ориентацией на филологический профиль (иностранные языки) // Иностранные языки в школе. 2003. №6.

2. Каспржак А.Г. Проблема выбора: элективные курсы в школе. – М.: Новая школа, 2004.

3. Кузьменкова Ю.Б. ABC’s of Effective Communication. Азы вежливого общения. – Обнинск: Титул, 2001.

4. Приказ Минобразования России “Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального, общего и среднего (полного) образования” от 5 марта 2004 г. №1089.

5. Роботова А.С., Николаев И.Н. Элективный курс в профильной школе как введение в науку: Учебно-методическое пособие для учителей / Под ред. А.П. Тряпицыной. – СПб.: КАРО, 2005.

6. Учитесь говорить по-английски: Коммуникативный курс разговорного английского языка / Дэвид Мендельсон, Роуз Лофер, Юра Сескус/Русск. предисл. Т.Б. Назаровой. – М.: ООО “Издательство Астрель”, 2002.

7. Келлер Э., Уорнер С. Разговорные клише в английском языке: Учебное пособие. – Обнинск: Титул, 2001.

8. Martinez R. Conversational Lessons: The Natural Language of Conversation: An Intermediate Course. – England: Language Teaching Publications, 1997.

Дорошенко Ирина Александровна,
учитель английского языка
МОУ “Гимназия” г. Новоуральск Свердловской обл.