Элективные курсы по
иностранному языку как средство повышения
мотивации
В связи с тем, что в проекте
государственного образовательного стандарта
применительно к обучению иностранному языку на
старшей ступени выделяется филологический
профиль (углублённое изучение иностранного
языка), предпрофильная подготовка
рассматривается ориентацией именно на
филологический профиль, однако с возможными его
модификациями.
Рекомендации по организации
предпрофильной подготовки
I. В конце обучения в 8-м классе
необходимо организовать анкетирование учащихся
с целью определения сферы их интересов в области
филологии. Для этого им можно предложить анкету
следующего содержания:
Анкета 1. Какие учебные предметы
представляют для вас особый интерес?
|
Да |
Нет |
Не уверен |
Родной язык
Родная литература
Иностранные языки
Литература изучаемого языка
Страноведение |
|
|
|
Эта анкета позволяет получить лишь
самое общее представление о направленности
интересов школьников. Последующую конкретизацию
полученной информации можно осуществить с
помощью анкеты, которая предлагает ученикам
ответить на вопрос:
Анкета 2. Какой вид деятельности с
использованием иностранного языка наиболее
привлекателен для вас?
|
Да |
Нет |
Не уверен |
Преподавание иностранного языка
Перевод устный
Перевод письменный
Исследовательская работа в области лингвистики
Исследовательская работа в области зарубежной
лит-ры
Туристический бизнес
Международная журналистика
Дипломатическая деятельность
Иностранный язык в деловой и межкультурной сфере
общения |
|
|
|
Полученные данные желательно учесть
при выделении элективных курсов в 10–11-х классах
(с учетом имеющихся в школе условий) для
организации предпрофильной подготовки.
II. В 9-м классе могут быть
рекомендованы следующие курсы предпрофильной
подготовки:
Предметно-ориентированный курс
“Иностранный язык”.
Межпредметный (ориентированный) курс.
III. Предпрофильная подготовка
может осуществляться в виде различных
комбинаций курсов/модулей двух предложенных
выше типов.
Формы обучения могут быть как
академическими, так и ориентированными на
инновационные педагогические технологии:
коммуникативно-направленная групповая работа,
проектно-исследовательская деятельность,
индивидуальная творческая деятельность,
выделение проблемы, сбор информации, её
обработка, обсуждение.
В качестве примера предлагается
краткое изучение программы элективного
межпредметного курса по английскому языку.
Пояснительная записка к
элективному курсу предпрофильного обучения “От
Емели к E-mail”
Необходимой предпосылкой для
овладения иностранным языком как средством
коммуникации в современном мире является
одновременная работа над устной и письменной
речью, основанная на их взаимосвязи с учётом
специфических особенностей каждого вида речевой
деятельности. Аудио-речевой метод акцентировал
развитие навыков устной речи, и письменная речь
была полностью игнорирована как столь надоевшая
за годы доминирования грамматико-переводного
метода. Но с водой выплеснули и ребенка, забыв,
что люди, выработав письменность много веков
назад, и сегодня часто предпочитают общаться на
расстоянии. Интернет в настоящее время это
расстояние увеличил до глобальных масштабов.
К сожалению, письмо в классе и дома
используется чаще всего лишь как средство
обучения, т. е. как средство для запоминания и
закрепления в памяти графического образа слова,
а также изучаемых лексических единиц и
грамматических структур.
Письменной речи необходимо обучать,
она не приходит к ребенку естественно, как
разговор.
В результате изучения иностранного
языка к концу 9-го класса ученик должен уметь
писать личные письма, в то время как написание
электронных писем не рассматривается в процессе
обучения. Анкетирование учащихся показало
заинтересованность ребят в данной теме, в связи,
с чем и была создана данная программа.
Курс поможет овладеть навыками
написания электронных писем, которые в настоящее
время получили широкое распространение и имеют
большую значимость.
В данном курсе четко прослеживается
связь с информационными технологиями, а также с
русским языком, т. к. учащиеся имеют возможность
вспомнить из курса русского языка основы
переписки и применить эти знания, используя
навыки работы с информационными технологиями.
Целью курса является формирование
коммуникативной письменной компетенции через
обучение электронному письму.
Задачи курса:
Обучить школьников письменной
коммуникации посредством Интернета:
– правилам написания различных видов
электронных писем;
– пользованию электронной почтой.
К концу изучения программы учащиеся
должны уметь написать электронное письмо своему
однокласснику, применив полученные в ходе
изучения данной темы знания.
Программа элективного курса
рассчитана на 10 часов. (см. таблицу)
В процессе изучения каждой темы
учащиеся знакомятся с общими правилами
написания электронных писем и отдельно по каждой
теме прорабатывают материал. Учащиеся имеют
возможность познакомиться с образцами написания
того или иного вида электронного письма и после
этого самостоятельно выполнить то же самое
задание. Тем самым повышается доля
самостоятельной работы учащихся.
СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
Неделя/урок |
Тема |
Деятельность учащихся |
Кол-во часов |
I/Урок 1 |
1. Введение:
– цель написания;
– правила написания;
– грамматика, пунктуация;
– выполнение письменных упражнений. |
– ознакомление с правилами написания
(чтение материала); |
1 |
II/Урок 2/3 |
Что такое e-mail?
– эл. почта/адреса;
– пользование;
– эмотиконы (“смайлики”), сокращения;
– этикет;
– выполнение письменных упражнений. |
– чтение текстов по теме; |
2 |
III/Урок 4 |
Части эл. писем и ответы на них.
– выполнение письменных упр. |
– ознакомление с частями эл. письма; |
1 |
IV/Урок 5/6 |
Представление в эл. письме.
(официальное/неофициальное) |
– написание эл. письма; |
2 |
V/Урок 7 |
Приглашения и благодарственные
записки. |
– написание эл. письма; |
1 |
VI/Урок 8 |
Ответные письма. |
– написание; |
1 |
VII/Урок 9 |
Поздравления и ответные письма. |
– написание; |
1 |
VIII/Урок 10 |
Практическое занятие – написание
эл. письма своим одноклассникам. |
– оформление стенгазеты с образцами
эл. письма. |
1 |
Приложение
Урок №7. “Приглашения и
благодарственные эл. письма”
Цели урока: формирование коммуникативной
письменной компетенции через обучение
электронному письму.
Задачи:
учить писать пригласительные письма;
учить писать ответные письма;
прививать учащимся письменный этикет;
развивать логику построения
письменного высказывания с целью введения в
тему.
I. Введение в тему
1. Опрос учащихся об опыте написания
приглашений на открытках и в письмах. Выявление
собенностей написания (части письма);
2. Ознакомление с образцами пригласительных
писем и обмен мнениями по теме;
3. Сравнение приглашений на русском и
английском языках.
II. Ознакомление с особенностями написания
электронных приглашений (части письма, порядок
изложения материала).
III. Ознакомление с особенностями написания
электронных ответных благодарственных писем
(чтение примеров)
IV. Выполнение письменных упражнений по
написанию приглашений и ответ на них в рамках
заданной речевой ситуации (распечатки).
Образец выполнения письменного упражнения:
Ex. 236
Read the electronic thank-you note below and write a similar one expressing your
gratitude for your own wonderful stay at somebody’s place and their warm welcome.
To: Olga Boltneva
From: Robin Griffin
Subject: Moscow Workshops
Sunday April 22nd, 2003.
The day before Shakespeare’s birthday.
My dear Olga,
This is my first and most important e-mail of the day, the day following our return to
England.
What can we say to you? Mere thanks are not enough. Mark and the Colanski team cannot
begin to thank you enough for your wonderful welcome, trust and support during the days
spent in Moscow. You were a true pillar of the strength.
Mark and the team were so happy to meet such wonderful students who respond so well to the
workshops. Of course I too was overjoyed to meet and discuss drama with so many very
sensitive teachers both from schools and from the university.
There was nothing amiss and everything went as planned. The tour on the Saturday morning
and the visits to the theatre and to the homes of students were very much appreciated.
So really Olga this note is just to say “Thank you”, and to everyone who helped in the
visit.
All our love and respect
Mark, Robin, Claire, Vicky, Lara and John
Анкета первичной диагностики:
1. Любите ли вы писать письма?
2. Какие виды писем вы знаете?
3. Что такое e-mail?
4. Умеете ли вы писать электронные письма?
5. Хотите ли научиться писать электронные письма?
Анкета итоговой диагностики:
1. Зачем писать письма?
2. Научились ли вы писать электронные письма?
3. Какие виды эл. писем вы умеете писать?
4. Испытываете ли вы трудности в написании
эл. писем?
5. Пригодятся ли вам полученные знания в
дальнейшем?
Литература для учителя
1. Селсдон Э. Как писать письма по-английски.
М.: Астрель, 2004.
2. Дидактические материалы. Английский язык.
Развитие навыков повседневной и академической
письменной речи. М.: Дрофа, 2004.
Ольга Александровна Андреева,
МОУ “Лицей № 1”,
г. Братск Иркутской обл.
Спонсор публикации статьи: языковой тренинговый центр "Свобода слова". Опытные преподаватели и тренеры помогут не просто выучить, но и научат эффективно общаться на английском языке в любых жизненных ситуациях, там и тогда, когда Вам нужно. Методика преподавания, применяемая специалистами центра, делает процесс изучения и совершенствования языка легким, приятным и удивительно результативным. Всего за несколько дней тренинга можно повысить свой уровень владения устным и письменным разговорным и деловым английским языком на половину или целую ступень в классификации Common European Framework of Reference (система уровней владения иностранным языком, принятая в Европейском Союзе). Заходите на страницу центра по адресу: http://www.lingvo-svoboda.ru/trainings/5day-business, выбирайте тренинг, и уже очень скоро Вы начнете говорить и думать по-английски.
|