Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Английский язык»Содержание №2/2007

ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Программа элективного курса
«Make your career»

«Деловой английский язык»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данный элективный курс является специальным курсом. Он предназначен для учащихся старших классов общеобразовательных и специализированных школ и может быть предложен для предпрофильного или профильного обучения. Этот курс может быть использован также в системе дополнительного школьного и внешкольного образования, на курсах делового английского языка для учащихся 9, 10, 11-х классов. Процесс обучения строится на основе учебного пособия книги-справочника И. С. Богацкого, Н. М. Дюкаловой «Бизнес-курс английского языка».

Цель курса

Основной целью данного элективного курса является формирование коммуникативной компетенции учащихся в сфере повседневного и делового общения на основе изучения иностранного языка на повышенном уровне.

Задачи курса:

  • развивать умения пользоваться английским языком как средством для достижения своих целей;

  • расширять спектр учебных ситуаций и задач с ориентацией на реальные профессиональные ситуации в повседневной практической деятельности делового человека;

  • давать учащимся необходимые знания и практические умения для использования английского языка в различных сферах деятельности делового человека;

  • формировать интерес к профессиональному общению и деятельности с целью осознанного профессионального самоопределения.

Содержание курса

Курс предусматривает формирование и совершенствование языковых и речевых умений в типичных ситуациях делового общения, например: знакомство, разговор по телефону, устройство на работу, деловая переписка, деловая встреча, командировка, заказ билетов и номера в гостинице, посещение ресторана, магазинов, визит к врачу, ведение деловых переговоров, обсуждение и подписание контракта, ведение коммерческой корреспонденции (письмо, факс, телекс, электронная почта, запрос, заказ, счет, рекламация и др.).

Курс включает информацию, необходимую для деловой поездки, например: прокат автомобиля, заказ номера в гостинице, посещение магазинов и полезные сведения об основных англоязычных странах – Англии, США, Канаде, Австралии и Новой Зеландии.

Важное значение имеет развитие социокультурных знаний и умений.

Элективный курс:

– позволяет расширить объём лингвострановедческих и страноведческих знаний за счёт новой тематики и специфики делового общения: углубление знаний о стране/странах изучаемого языка, их науке и культуре, исторических и современных религиях, общественных деятелях, места этих стран в мировом сообществе, мировой культуре, взаимоотношениях с нашей страной;

– расширяет объём лингвистических и культуроведческих знаний, навыков и умений, связанных с адекватным использованием языковых средств и правил речевого и неречевого поведения в соответствии с нормами в странах изучаемого языка;

– формирует учебно-информационные навыки: терминология курса охватывает конкретные области современного делового общения – экономику промышленности и сельского хозяйства, внешнюю и внутреннюю торговлю, финансы и банковское дело, внешнеэкономические связи и валютные отношения, кредит и денежное обращение, менеджмент и маркетинг, экономическую статистику и теорию игр, страхование и биржевую практику;

– включает политическую, юридическую, философскую, техническую и общеупотребительную лексику, детально разработанную в контексте повседневной практической деятельности делового человека;

– содержит полезные сведения о странах мира с указанием их столиц, территории и валюты, список международных организаций, основные единицы измерения, список принятых сокращений, примеры деловой корреспонденции и другие справочные материалы.

Принцип построения курса

Исходя из целей профессионального образования, данный элективный курс построен с учётом следующих принципов:

– подбор текстов и лексического материала осуществляется с целью дать основы знаний в контексте профессионального образования училищ и лицеев;

– творческий подход в решении поставленных задач создаёт устойчивую мотивацию к получению знаний, выходящих за рамки базового курса программы по ИЯ;

– развитие всех видов речевой деятельности и их коммуникативная направленность формируют у учащихся коммуникативно-прагматические умения;

– активность и инициативность учащихся определяется необходимостью и значимостью передачи информации.

Формы проведения занятий:

  • уроки-семинары с использованием активных методов и коммуникативных методик обучения. Практика делового общения и ведение переписки на английском языке;

  • уроки-ролевые игры – проигрывание ситуаций на основные темы курса;

  • уроки-конференции – представление лингвистического комментария по темам и типам коммерческой корреспонденции;

  • посещение различных выставок и презентаций. Дискуссии и обсуждения новейших средств, технологий производства, маркетинга.

Формы контроля

Формой контроля могут служить уроки-конференции или проведение выставки с элементами ролевой игры; полное оформление деловой документации (деловое письмо партнёру, приглашение на выставку, дальнейший заказ новой продукции, деловая корреспонденция, оформление сделок и т. д.).

Продолжительность курса

Курс состоит из 12 тематических модулей по 5 часов на каждый (при 2 часах в неделю), начиная со II полугодия в 9-м классе.

Спонсор публикации статьи: интернет-проект wmzcreditor.ru -- моментальное получение кредитов и займов в режиме онлайн. Из каталога кредитных организаций, представленных на портале, можно выбрать именно ту, которая одолжит необходимые Вам средства на наиболее подходящих для Вас условиях. Большинство кредитных сервисов предоставляют займы без залога, справок и поручителей, сроки поступления денег в Ваше распоряжение – от 10 минут. В частности, не выходя из дома, отправив заявку прямо с сайта wmzcreditor.ru, Вы можете оформить кредитную карту Тинькофф, которую Вам доставят прямо на дом. Льготный период пользования заемными средствами без процентов – до 55 дней, максимальный денежный лимит по карте – до 300 тыс. рублей. Кредитная карта Тинькофф выпускается в нескольких вариантах. Так, оформив кредитную карту Тинькофф «Мир Книги», Вы получите скидку размером в 300 рублей при первой покупке в магазине через карту и 10%-ную скидку при приобретении любых товаров в «Мире Книги». Кредитная карта ТКС «Тинькофф Airlines», дает возможность получать бонусные мили за покупки и бесплатную страховку путешествий.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема 1. Visit of Foreign Partner

Визит зарубежного партнёра. Введение в ситуацию общения. Ролевая игра по диалогам этикетного характера.

1.1. Деловое общение на темы: в аэропорту, в машине, в офисе; разговор с секретарём, знакомство с сотрудниками.
1.2. Языковой комментарий.
1.3. Лингвистический и коммерческий комментарий. Классификация взаимоотношений в организациях.
1.4. Лингвострановедческий комментарий. Наиболее распространённые фразы, повседневные формы обращения в странах изучаемого языка.
1.5. Грамматический комментарий. Практическое использование лексики урока.
Ролевая игра по диалогам. Оформление визитной карточки.

Тема 2. Job Hunting

Устройство на работу.

2.1. Диалог. Собеседование с работодателем.
2.2. Языковой комментарий. Слова и выражения по теме.
2.3. Лингвистический и коммерческий комментарий:
Пример анкеты (Sample of Application Form).
Пример запроса/сопроводительного письма. (Sample Inquiry/Cover letter Format)
Клише и выражения сопроводительного письма.
Письменный отказ от предложенной работы.
Резюме (Resume).
Жизнеописание (Curriculum vitae (CV).
Образец благодарственного письма (Sample of Thank-You letter).
2.4. Лингвострановедческий комментарий: DOs and DON’Ts For Job Seekers (что НУЖНО и что НЕ НУЖНО делать в поисках работы).

Тема 3. On a Business Trip

В командировку. Предполагаемые темы: телефонный разговор с компанией, заказ места в гостинице, покупка билета на самолёт; факс, электронная почта. Основные сокращения, используемые в деловой корреспонденции. Различия между британским и американским вариантами английского языка.

3.1. Диалог.
3.2. Языковой комментарий. Слова и выражения по теме.
3.3. Лингвистический и коммерческий комментарий:
Современные средства передачи информации.
Список основных сокращений, используемых в деловой корреспонденции.
3.4. Лингвострановедческий комментарий. Основные различия между британским и американским вариантами английского языка.

Тема 4. Arrival

Прибытие в страну. Предполагаемые темы: таможенный и паспортный контроль в аэропорту, на вокзале, расписание, городской транспорт, структура делового письма; транспорт.

4.1. Диалоги.
4.2. Языковой комментарий. Слова и выражения по теме.
4.3. Лингвистический и коммерческий комментарий:
Структура делового письма.
Надписи и объявления.
Виды городского транспорта.

Тема 5. Everyday Life and Service

Быт и сервис. Предполагаемые темы: гостиничный сервис, питание, рестораны, закусочные, прокат автомобилей, вызов экстренной помощи. Письмо-запрос.

5.1. Диалоги.
5.2. Языковой/лингвистический и коммерческий комментарий:
Письмо-запрос (Inquiry).
Образец письма-запроса (Sample of Inquiry)
Клише и выражения писем-запросов.
5.3. Лингвострановедческий комментарий:
Гостиничный сервис.
Питание, рестораны, закусочные.
Прокат автомобилей.
Телефоны вызова экстренной помощи.

Тема 6. At the Company

В офисе. Знакомство с фирмой, обсуждение планов дальнейшей работы. Письмо-предложение, формы организации бизнеса, психологический климат.

6.1. Диалоги.
6.2. Языковой/лингвистический и коммерческий комментарий:
Письмо-предложение (Offer).
Образец письма-предложения (Sample of Offer).
Клише и выражения письма-предложения The Spirit of an Organization.
After Peter Drucker «The Practice of Management».
6.3. Лингвострановедческий комментарий:
Формы организации бизнеса.
Индивидуальное предпринимательство (Individual Proprietorship, Sole Proprietor ship).
Товарищество (Partnership).

Тема 7. At the Exhibition

На выставке. Посещение выставки, беседа с представителем компании, принимающим участие в выставке. Заказ, подтверждение и отклонение заказов. Виды компаний в США и Великобритании.

7.1. Диалоги.
7.2. Языковой/лингвистический и коммерческий комментарий:
Заказ. Подтверждение и отклонение заказов (Order. Acknowledgement and Refusal of Orders).
Образец заказа (Sample of Order).
Образец подтверждения заказа. (Sample of Acknowledgement).
Клише и выражения писем-заказов.
Клише и выражения писем-подтверждений заказов.
Клише и выражения, используемые при отклонении заказов.
7.3. Лингвострановедческий комментарий:
Виды компаний в США и Великобритании.
Аббревиатуры, включаемые в название компаний с ограниченной ответственностью, в различных странах мира.

Тема 8. Wholesaling & Retailing

Оптовая и розничная торговля. Агенты, реклама, маркетинг. Рекламное письмо. Реклама как карьера в США.

8.1. Диалоги.
8.2. Языковой/лингвистический и коммерческий комментарий:
Оптовая и розничная торговля (Wholesaling & Retailing).
Рекламное письмо (Advertising).
8.3. Лингвострановедческий комментарий:
Advertising as a Career in the USA (реклама как карьера в США).

Тема 9. Money, Money, Money...

Деньги, деньги, деньги... Форма оплаты, денежные средства, валюты. Платёж как важнейшее звено внешнеторговой операции. Письма об оплате и письма-напоминания. Деньги и чеки в Англии и США. Интервью с мультимиллионером.

9.1. Диалоги.
9.2. Языковой/лингвистический и коммерческий комментарий: Платёж как важнейшее звено внешнеторговой операции.
Пример аккредитива (Sample of Letter of Credit).
Пример инструкции о переводе аккредитива.
Пример письма-напоминания об оплате (Sample of Reminder).
Письма о платежах и письма-напоминания
(Payment and Reminders).
Напоминания и продолжение кредита.
9.3. Лингвострановедческий комментарий:
Деньги и чеки в США.
Интервью с мультимиллионером.

Тема 10. Contract*

Контракт. Предмет контракта, сроки поставки, условия оплаты, отгрузочная документация, гарантии, упаковка и маркировка, страхование, санкции, форс-мажор, арбитраж. Базисные условия поставки в соответствии с INCOTERMS.

Тема 11. Leaving for Home

Отъезд домой. Изменение заказа, сборы домой, магазины. Встречный запрос. Отзыв заказа, изменения условий. Поглощение фирм.

Формы контроля. Итоговый продукт

В качестве «социальных проб» предлагается деловая игра, посещение выставок-продаж, презентаций в крупнейших выставочных центрах, самостоятельное проведение презентаций нового товара или продукта производства, ведение деловой переписки, составление портфолио презентации гипотетической фирмы и её персонала.


* Темы 10 и 11 даны в кратком изложении и аналогичны по структуре вышеприведённым тематическим модулям.

Ж.Д. Бериева, ПУ8,
г. Санкт-Петербург